В поисках волшебного инструмента. Итоги-15-1

Архив Конкурсов Копирайта К2
Пришло время обнародовать гипотезу, которую я хотела проверить.
Речь пойдет о выборе оптимального способа изложения.

Как вы помните, способов изложения пять:
- изображение действий;
- диалог;
- описание;
- перечисление;
- передача мыслей и чувств.

 (подробнее о них можно прочитать в К2-педии – папка «Способы изложения» http://proza.ru/avtor/k2pedia&book=5#5)

Любое художественное произведение строится на использовании комбинаций этих способов.
Каждый способ отличается своими особенностями и, соответственно, служит для создания определенных литературных эффектов.
И вот вопрос – какой же способ изложения оптимален для описания чувств героев? Какая комбинация?

Разумеется, никому из курсантов и в голову не приходило задаваться подобными вопросами. Каждый интуитивно выбрал тот способ, который показался ему подходящим. И даже более того – многие из наших курсантов вообще не задумывались  о том, что они говорили прозой, то есть, использовали какие-то там способы изложения. Писали себе и писали.

И вот теперь предлагаю рассмотреть имеющийся у нас литературный материал с литературной же точки зрения и проверить – есть ли закономерность между «успешностью» текста (критерий – читательские оценки) и примененным писательским инструментом (способом или комбинацией способов изложения).
Говорила же, наша 15-я Школа – научно-исследовательская, ага.

Вы, уважаемые участники, оценивали «успешность» = ставили оценки в соответствии со своим впечатлением, а я проанализировала  тексты на предмет использования способов изложения.

В данной статье я сведу результаты наших трудов воедино и будем их интерпретировать. Вдруг нам таки удалось найти волшебный инструмент (точнее, один из) писательского мастерства?


Немного о методологии.
Во всех ваших работах я выделила 2 узловые точки – исходное и финальное состояния ГГ. То, что между ними, был переход чувств друг в друга.
Соответственно, каждый фрагмент был «разбит» на 3 части, и в каждой части определен способ изложения (далее - СИ)  или комбинация способов изложения.
Забегая вперед, скажу, что не со всеми текстами удалось провести такое «расчленение», были тому причины.
В результате напряженной работы получился такой длинный-длинный свиток, ознакомиться с которым сможете в конце данной статьи.

Сейчас – выжимка и обобщение.

1. 16 авторов из 18 использовали такой СИ как ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ.
Это  и понятно. Всякая литературное произведение – рассказ о каком-то событии, которое _ п р о и с х о д и л о_ - и соответственно, для рассказа нужны действия.

Две работы (Одиночки «Она уходит» и Сариты «И опять, и снова») представляют собой монологи ГГ, построены исключительны на передаче мыслей и чувств. Изображение действий в них либо минимальны, как у Одиночки:

«Уже возле двери бросила ключи на полку. <…> Левой рукой тыкаю в грудь любимой, нет уже получужой девчонке, а правой, дрожащей, хлопаю по столу, ставя точки в конце предложений» (с)

либо вообще отсутствуют, как у Сариты.

К этим работам я еще вернусь.

Сейчас – резюме по первому СИ.

Похоже, что изображение действий является базовым СИ.


Едем дальше.


2. ДИАЛОГ как способ изложения присутствует в работах:

Ира «Недоразумение»,
Юлия «Чудо»,
Чемпион «Запрещенный удар»,
Ворожея «Яблоки»,
Цветочница «Птичье молоко»,
Алекс Беляев «Шар»,
Ома «Аина»,
Анна «Шли по улице два великана»,
Амина «Сбежавшая из Майями».

Помечу, что вставки реплик типа:

«- Осторожнее! – восклицает одна и награждает меня возмущенным взглядом.
- Простите! – кричу уже снизу и хохочу»  (с) Ученица

 Или

«- Девушка. Конечная. Приехали. Девушка.
Разлепляю глаза. Какой-то мужик трясет за плечо. Водитель.
- Ну наконец-то. Выходи давай, мне в гараж» (с) Гирлянда

 как полноценные диалоги рассматриваться не могут.

Итак, 9 авторов из 18 выбрали диалог. Половина. 50 %. Цифра, от которой не отмахнуться.
На самом деле, и это логично.

Как мы знаем, одна из функций диалога – передача информации, которая помогает раскрыть характеры персонажей, прояснить их мотивацию, отобразить их желания и цели. И чувства, разумеется, тоже.

Обратите внимание, что ни у одного из перечисленных авторов диалог не являлся единственным СИ. Диалог всегда шел в комбинации с другим СИ.

Еще любопытный момент.
В какой части своей работы авторы использовали диалог? (исходное чувство, финальное, переход).

Исходное чувство – 1 автор
- Алекс Беляев «Шар»

Финальное чувство – 1 автор
- Анна «Шли по улице два великана»

Переход – 4 автора
- Ира «Недоразумение»,
- Ворожея «Яблоки»,
- Чемпион «Запрещенный удар»,
- Амина «Сбежавшая из Майями».

И 3 автора использовали диалог во всех 3 частях:
- Юлия «Чудо»,
- Цветочница «Птичье молоко»,
- Ома «Аина».

Интересная картина, правда?
Ставим себе галочку для обдумывания.


3. ОПИСАНИЕ как таковое ни в одной работе не встретилось.

Напомню, что описание - это законченный цельный эпизод художественного произведения, выделенный в качестве особо изображаемого.
Ключевые слова – «законченный цельный» и «выделенный в качестве особо изображаемого».
Понятно, что в рамках Школы – объем до 4 тыс. зн. особо ничего не выделишь.

Ближе всего к описанию как СИ подошли авторы:

Плохая компания «Отрывок без названия»,
Гирлянда «Зарисовка»,
Юлия «Чудо»,
Валька «Седьмой день»,
Паническая атака «Между небом и землей»,
Ома «Аина»,
Анна «Шли по улице два великана».

7 авторов из 18 – это тоже немало. Все они использовали элементы такого СИ, как описание, для воздействия на эмоциональную сферу читателя.

«Девочка осторожно прикрыла дверь спальни и, не включая света, забралась на широкий подоконник. За окном мерцали звезды, и призрачный свет луны заливал округу. Зима в этом году выдалась ранняя, морозы ударили в середине ноября. Танька выглянула во двор: ни души,  Трезор и тот в будку спрятался. Ледяное безмолвие сковало землю, какие уж тут чудеса…» (с) Юлия

«Она почувствовала, как с двух сторон её подхватывают сильные руки и, плавно кружа, поднимают вверх к самой макушке ёлки, где горит звёзда. Нет – звёзды. Россыпь звёзд! Они кружатся и звенят, как рождественские колокольчики… кружатся и сворачиваются в спираль, похожую на парящую в небе опрокинутую башню Шухова» (с) Анна


4. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ  использовал только один автор:
Гирлянда «Зарисовка»

 «Что у него есть жена и сын, что он попадал в аварию, и что когда-то он заливал бетон на стройке, что он служил в Чечне и теперь по удостоверению его везде пускают бесплатно и что друзья за это очень его ценят, что его правая нога была ранена и теперь болит на перемену погоды, что есть такие помидоры, которые называются помидорное дерево и что они совершенно необыкновенные...» (с)

Автор использовал данный СИ не для того, чтобы описать чувство, а для пояснения причин – почему возникло это чувство. Согласитесь, это не совсем одно и то же.

То, что остальные проигнорировали этот СИ, меня совсем не удивило. Перечисления нужны кагбэ для быстрой перемотки событий – когда автор не хочет загромождать повествование обилием деталей, а упомянуть их надо (скажем, для понимания сюжета).
В этом плане автор Гирлянда достиг своей цели – показал возникновение чувства. Но – повторюсь – не само чувство.


5. ПЕРЕДАЧА МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ

 Вот здесь, товарищи, мы пришли к самой сенсационной части нашего исследования.
Казалось бы, цель Школы – писать о чувствах, и этот СИ должен был использоваться и в хвост, простите за выражение, и в гриву.
Ан нет!
Да, этот СИ использовал большинство авторов, но! Преимущественно они передавали МЫСЛИ своих героев, а не чувства.

Смотрите,

«Я положила телефон и молча уставилась в стенку. Это что же? Он не мошенник? Не убийца? Он реально хотел меняться? Я всё профукала?
Свернулась в клубок и застонала. Как же так? И что теперь делать? И почему, за что этой глупой Соне так повезло? Почему не мне? Ох. Он же ко мне первой зашёл. Что я своим скажу? Я же всю жизнь теперь буду мучиться от собственной бестолковости. И ничего не исправить? Не изменить?» (с) Ира

 Что передает автор? – МЫСЛИ героини. За которыми, понятное дело, стоят чувства, но какие именно?
ГГ досадует? Злится? Печалится? Отчаивается?
В принципе, такой ход допустим, если автор заканчивает его в рамках своего повествования. Но в данном случае автор ограничился только передачей мыслей, а про чувства делегировал додумать читателям.

Как можно выйти из данной ситуации? (четко обозначить связь «мысли – чувства»)
Можно поступить как автор Ученица

«Как же так?» - опускаю плечи. Глаза против воли заполняются слезами. Хочется прямо сейчас сесть и разреветься. Громко, в голос. Стою посреди оживленной толпы встречающих-провожающих и чувствую всекосмическое одиночество и такой же всекосмический холод. Прячу вмиг озябшие руки в карманы пальто. "Видно, торопился. Значит, позже..."» (с) Ученица

 Видите, автор называет чувство – «одиночество» и даже прибавляет к нему эпитет «всекосмическое». Ход «через мысли – к чувствам» получает логическое завершение.

И другой способ (но он применим только к законченным вещам= там, где автор благополучно смотал все сюжетные нити). Называется это – открытый финал.

Пример – Чемпион «Запрещенный удар».
По сути=достоверно читатель не знает, согласился ли ГГ на «непристойное предложение».
С одной стороны, «Фигу вам всем, – бравировал он перед самим собой, – выйду на ринг и нокаутирую итальяшку первым ударом. Что они мне сделают?» (с)
Но с другой – «Тыльной стороной перчатки Артём вытер лоб. К гадалке ходить не надо, что в таком состоянии даже бездаря не одолеть» (с)
Здесь отсутствие четкого акцента – какое же именно чувство пробудилось в ГГ играет на замысел. Неясность (в значении – недосказанность) – своеобразный крючок, которым автор цепляет читателя, заставляет его еще раз проигрывать ситуацию и тем самым добивается послевкусия. Собственно говоря, именно для этого и используют открытый финал.

Теперь хочу вернуться к  работам, в которых передача мыслей и чувств явилась единственным СИ.
Это работы Одиночки и Сариты.

И там, и там повествование ведется от 1-го лица. Такой же тип повествования мы видели и в др. работах, например, у Панической Атаки или у Аннушки-Чумы. Но!
У Одиночки и Сариты – моноСИ, и это важно.
Из плюсов – читатель сразу был погружен в голову ГГ. И это же явилось минусом – да, да, минусом.
Впрочем, у Одиночки «минусовость» была сглажена малым объемом. Автор ограничил поток сознания ГГ самым минимальным минимумом – и не прогадал. Как зарисовка, как этюд вышло превосходно. Остается надеяться, что автор видит перспективу и трезво ее оценивает. При дальнейшем увеличении объема одной передачи мыслей и чувств (как моноСИ) будет не хватать.
Это мы видим на примере работы Сариты, в которой поток сознания ГГ неоправданно раздут, в результате чего повествование воспринимается как говорение ниачем.

Резюме – передача мыслей и чувств хорошо работает в малых фрагментах, но там, где требуется продвижение сюжета (хоть какое-никакое), этот СИ не работает совершенно.
Что делать?
Возможно, обратиться к опыту сокурсников.

Паническая Атака «Между небом и землей». Работа, кстати, также представляет собой монолог ГГ.
Повествование включает в себя изображение действий (читатель понимает, где находится ГГ, что она делает), элементов описаний (автор воздействует на воображение читателя, усугубляет его «состояние понимания» еще и эмоциональным включением) и передачу мыслей и чувств (как ясная расстановка акцентов, прояснение авторского замысла).


Еще хочу обратить ваше внимание на использование передачи мыслей и чувств в работе Райки «Петрухино счастье».
В ней повествование идет от 3-го лица, но проникновение в голову ГГ не менее глубокое, чем у Панической Атаки или Аннушки-Чумы. Происходит это именно из-за умелой комбинации двух СИ – изображения действий и передачи мыслей и чувств.
Резюме – способ повествования (от 1-го лица или от 3-го) для изображения чувств героев не столь важен.


Комбинируя СИ, можно добиться совершенно неожиданных эффектов. Тут очень мне вмастила Аннушка-Чума со своим «Кондрашкой».
Откровенно говоря, идея миниатюры проста, как валенок, об изысканности замысла говорить не приходится. Однако форма очень примечательна. Обратите внимание, как автор скомбинировал СИ – передачу мыслей и чувств (фрагмент представляет собой монолог ГГ) и изображение действий.

«Мои красные резиновые сапожки в цветочек бодро и уверенно несут меня к заветному кафе. Я словно лечу по воздуху, чувствуя себя Снегурочкой, несущей счастье и чудеса Ему Одному!
Торможу возле окошка, прикидывая, где лучше приземлиться, и тут… вижу. Его!» (с)

Видите? Повествование идет от 1-го лица, но ГГ описывает себя со стороны. Понятно, что это – очень большая сюжетная условность, но эффект стеба (балагана, райка) достигается прекрасно.

В принципе, автор показал нам, как можно добиться комического эффекта. Продолжая комбинировать СИ, можно добиться и трагедийности. Да чего угодно можно добиться! В конце концов, пафос – это тоже особый СИ.


Анализируя работы курсантов, заметила еще одну закономерность – первому чувству было уделено больше внимания, чем второму. Значительно больше.
Потом посмотрите пропорции частей по конкретным работам.
Общая тенденция такова: первому чувству авторы посвящали бОльший объем, чем второму.
У некоторых объем первой части составлял и 73%  (Паническая Атака) и 78% (Алекс Беляев).
Хотя есть 2 исключения:
- работа Анны «Шли по улице два великана». В ней второму чувству отдан бОльший объем – 63%.
- и работа Омы «Аина», где все три части примерно одинаковы по объему.
 
С чем связаны такие распределения пропорций, не знаю. Но, наверное, раз массово получилось так, как получилось, то это что-то значит.


Вот такие данные получились.
В любом случае, какую бы интерпретацию их мы ни приняли, полученные данные – отличный повод поразмышлять. Над своей работой, над работой своих сокурсников. Посравнивать всякие разные моменты у себя и у других – будет полезно.

Вот как-то так примерно…


А теперь ВТОРАЯ ЧАСТЬ Школы – экспериментальная.


Во первых строках поздравляем курсантов, перешедших во второй тур.

Паническая Атака. Между небом и землей
 Ученица. Всплеск
 Чемпион. Запрещенный удар
 Райка. Петрухино счастье
 Валька. Седьмой день
 Амина. Сбежавшая из Майями
 Анна. Шли по улице два великана
 Ома. Аина


 ПОЗДРАВЛЯЕМ !!

Теперь вы будете нашим экспериментальным авангардом.


Ваше ЗАДАНИЕ  на второй тур.

Во-первых, вам надо поменять условное имя и писать про другое. Это чтобы шлейф ваших побед не тащился следом и не препятствовал новым свершениям.

Во-вторых, вам надо написать вполне законченное произведение объемом от 1500 до 6000 знаков. (Вполне законченное = которое включает в себя начало, середину и конец). Это важно.

Произведение должно быть все о том же - о чувствах.
Учтите опыт первого тура и ограничьтесь 1 (одним) главным героем, чьи чувства вы и будете рассматривать. Второстепенные персонажи могут присутствовать, но их чувства нас не особо интересуют.

ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!
Вы должны использовать комбинацию из 2 или из 3 способов изложения – на ваш выбор.
Ваша задача – доказать, что ваш выбор СИ – наиболее оптимальный для полного погружения читателя в чувства вашего ГГ.
Задача максимум – добиться у реального читателя сопереживания вымышленному герою.

По ходу повествования чувства ГГ могут меняться, могут оставаться неизменными, главное – покажите их.

Итак, на  почтовый ящик konkurs-k2@mail.ru присылайте:

- адрес своей страницы сайте proza.ru. Например, Иванов, http://www.proza.ru/avtor/ivanov ;
- текст работы в приложении к письму (файл типа doc);
- перечень способов изложений, которые он использовал в своей работе (2 или 3, не больше);
- новое условное имя (=не такое, как в 1-м туре).

Окончание приема работ – до 23.59 по моск времени 15 января.


Оценивать вашу работу будут читатели.

Каждый курсант обязан принять участие в оценке работ своего потока. Курсант, не выполнивший этого условия, отчисляется из Школы, а его фрагмент лишается всех баллов.


Критерии оценки

1. Можете ли вы определить, какие именно СИ использовал автор?
Да, это… (назовите)

При подведении итогов одно совпадение с тем, что заявил автор, приравнивается к  1 баллу
 Два совпадения – 3 баллам
 Три совпадения – 5 баллам.
Считает секретарь. Оценщикам надо только назвать.

2. Насколько вам удалось проникнуться чувствами героя – от 1 до 5 баллов
5 баллов – полностью проникся
1 балл – я остался холоден

3. Явилась ли работа законченным произведением?
Да, вполне – 5 баллов
 Не особо – 3 балла
 Совсем не явилась – 1 балл


 По результатам читательских оценок победители награждаются:

1-е место – 1 200 баллов
2-е место – 1 000 баллов
3-е место – 800 баллов

 Из приятного – все курсанты, перешедшие во второй тур, получили по 300 баллов.


 ***


Для курсантов, не прошедших во второй тур, также имеется задание.

Им предлагается написать текст от от 800 до 4 тыс. зн.

По ходу повествования у ГГ должен произойти переход чувств от одного к другому.
Рекомендация – учитывайте опыт 1-го тура. Четче определяйте исходное и финальное чувства и разберитесь с персонажами.

ВНИМАНИЕ! НОВОЕ!

В своей работе вы должны использовать одну из комбинаций способов изложения – либо 1). изображение действий + диалог, либо 2). изображение действий + передача мыслей и чувств.
Какой вариант вы выберете – ваше дело, но используйте только эти варианты.

Ваша работа может представлять собой законченную вещь, может – фрагмент.
Вы можете творить под новым псевдонимом, можете – под старым.
Вы можете написать новую вещь, можете – отредактировать предыдущую.

Итак, на  почтовый ящик konkurs-k2@mail.ru присылайте:

- адрес своей страницы сайте proza.ru. Например, Иванов, http://www.proza.ru/avtor/ivanov ;
- текст работы в приложении к письму (файл типа doc);
- условное имя

 Окончание приема работ – до 23.59 по моск времени 12 января

 Оценивать вашу работу будут читатели.

Каждый курсант обязан принять участие в оценке работ своего потока. Курсант, не выполнивший этого условия, отчисляется из Школы, а его фрагмент лишается всех баллов.

Критерии оценки

1. Насколько автор выдержал условия по применению СИ
 Использовал именно ту комбинацию, которая была условлена – 5 баллов
 В повествование затесались еще СИ, не оговоренные в условиях – 2 балла
 Автор вообще не выдержал данного условия – 0 баллов

2. Насколько автор четко показал чувства и их переход
 Все четко – 5 баллов
 Не особо четко – 3 балла
 Полная каша – 0 баллов

3. Насколько вам удалось проникнуться чувствами героя – от 1 до 5 баллов
5 баллов – полностью проникся
1 балл – я остался холоден

 По результатам читательских оценок победители награждаются:

1-е место – 800 баллов
2-е место – 700 баллов
3-е место – 600 баллов


 Ну вот, собственно, и все, что завуч хотел сказать вам, дорогие курсанты перед новым испытанием.
Вперед к новым победам!

Удачи всем!




 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

ПРИЛОЖЕНИЕ



1. Ира. Недоразумение

 Сюжет.
К ГГ приходит некий мужчина и предлагает выгодную сделку – обмен квартиры без доплаты. ГГ подозревает визитера в нехороших намерениях и отказывается от сделки. Потом выясняется, что она ошиблась, из-за чего и потеряла возможность приобрести новую квартиру.

Искомые точки.
Исходящая – до слов «Сама не заметила, как тот уже оказался в коридоре».
Способ изложения – действие. Очень много глаголов. Обратите внимание на обилие неполных предложений (тех, в к-рых нет подлежащего):
«О новой квартире можно было только мечтать»
 «И даже для расширения - денег не хватало»
 «Притирались с ворчанием друг на друга и учились молчать»
 «Проводила всех на работу, в детский сад и зарылась под одеяло»
И т.д.
Это – явный признак изображения действий.

Финальная точка – изображение ГГ  _п о с л е_ - со слов «Я положила телефон и молча уставилась в стенку»
Способ изложения:
-  действие (положила, уставилась, свернулась, застонала и т.д.)
- передача мыслей и чувств.
Причем преобладают мысли:
«Это что же? Он не мошенник? Не убийца? Он реально хотел меняться? Я всё профукала?»
 «Как же так? И что теперь делать? И почему, за что этой глупой Соне так повезло? Почему не мне? Ох. Он же ко мне первой зашёл. Что я своим скажу? Я же всю жизнь теперь буду мучиться от собственной бестолковости. И ничего не исправить? Не изменить?»

Между исходной и финальной точкой= переход чувств.
Способ изложения:
- Диалог (преимущественно)
- Действия
- передача мыслей и чувств (опять преимущественно – мыслей).

По пропорциям
 На исходное чувство – 20%
На переход – 65%
На финальное чувство – 15%

Автор не участвовал в обсуждении работ Школы, поэтому его работа не переходит во 2-й тур.
 

 ***

2. Ученица. Всплеск.

Сюжет.
ГГ едет на вокзал встречать знакомого и после небольшой заминки встречает.

Искомые точки
 Исходящая – до слов «Ныряю в метро, и через переход – на вокзал»
Способ изложения – действие (хватаю, выбегаю, лечу, хватаюсь). Предложения, в основном, неполные. Много деепричастных оборотов. Однозначно – автор изображает действия ГГ

 Финальная точка – со слов «Сердце пускается в галоп»
Способ изложения – действие (пускается, перехватывает, поворачиваюсь, вскидываю и т.д.)

Между исходной и финальной точкой
 Способ изложения – действие.
Помечу  - пассаж «Хочется прямо сейчас сесть и разреветься» - это тоже изображение действий – хочется чего? – сесть и разреветься.
А вот след предложение («Стою посреди оживленной толпы встречающих-провожающих и чувствую всекосмическое одиночество и такой же всекосмический холод») -  передача чувств, но в зачаточном состоянии

 Фрагмент
 «- Осторожнее! – восклицает одна и награждает меня возмущенным взглядом.
- Простите! – кричу уже снизу» (с) – диалогом не является, слишком мал

«Всплеск» - пример того, как автор использует не комбинацию, а всего один способ изложения. Что ж, для объема в 2 тызн – вполне разумно. Автор не частит и не мельчит.

По пропорциям
 Исходное чувство – 45%
Переход – 39%
Финальное чувство – 16%

Данная работа является вполне законченным произведением. Жанр – миниатюра.


 ***

3. Плохая компания

 Сюжет.
ГГ одержима страстью к убийству. После просмотра фильма эта страсть становится почти непреодолимой. ГГ изо всех сил борется со своим желанием.

Исходная точка – до слов «И мрачновато добавила: – Пора убивать»
Способ изложения – действие.

Финальная точка – со слов «Вконец обессилев, села на пол».
Способ изложения – действие.

То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения:
  – действие. Но в отличие от предыдущих работ, здесь действие более описательное (если можно так выразиться). Смотрите, в тексте много прилагательных, в т.ч. и качественных. Лексика эмоционально окрашенная.
Описаний как отдельно выделенных фрагментов текста нет, но предпосылки к их появлению – вполне.
- передача мыслей и чувств

 По пропорциям
 Исходное чувство - 18%
Переход - 69%
Финальное чувство - 13%

 ***

 4. Гирлянда. Зарисовка

 Сюжет.
ГГ едет в автобусе и страдает от общения с попутчиком. Чтобы избавиться от него, включает  музыку в наушниках. (Обрыв повествования) ГГ вдруг осознает, что убивает мужчину ножом и является мужчиной. (Обрыв повествования) ГГ просыпается в автобусе.

Затрудняюсь выделить искомые точки, т.к. мне представляется 3 фрагмента, каждый из к-рых посвящен описанию отдельного чувства.

Способы изложения
- изображение действий с элементами описаний,
- передача мыслей и чувств

 Из примечательного: в 1-й части  способ изложения – перечисление.


 ***

5. Юлия. Чудо

 Сюжет.
5-летняя дочь разговаривает со своим подвыпившим отцом. Слышит выражение «принести в подоле». Спрашивает значение у бабушки. Бабушка рассказывает внучке историю о том, как на Яблочный спас освящают яблоки, и она, внучка, принесет маме и папе в подоле румяные яблоки.

Исходная точка – до слов «Девочка осторожно прикрыла дверь спальни и, не включая света, забралась на широкий подоконник» (с)
Способ изложения – диалог.

Финальная точка – со слов «Успокоенная добрыми словами бабушки, Танька улыбнулась».
Способ изложения – действие

 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения
- Описание (Девочка осторожно прикрыла дверь спальни и, не включая света, забралась на широкий подоконник. За окном мерцали звезды, и призрачный свет луны заливал округу. Зима в этом году выдалась ранняя, морозы ударили в середине ноября. Танька выглянула во двор: ни души,  Трезор и тот в будку спрятался. Ледяное безмолвие сковало землю, какие уж тут чудеса…)
- диалог
 Обращу внимание, что реплики бабушки очень красочные, содержат элементы описания – много прилагательных, эмоционально окрашенная лексика.

По пропорциям
 Исходное чувство – 45%
Переход – 50%
Финальное чувство – 5%

Данное произведение является вполне законченным рассказом.


 ***

6. Одиночка. Она уходит

 Сюжет.
Описание чувств матери, чья дочь уходит из дома.
Фрагмент представляет собой внутр монолог ГГ

 В данном случае затрудняюсь выделить 2 чувства, мне представляется некий сплав.

Способ изложения – передача мыслей и чувств в чистом виде. Причем, так скажем, количество «мыслей» ГГ и кол-во «чувств» (кавычки – потому что трудно разделить) удивительно сбалансировано.
Работа – однозначно фрагмент, никак не целое повествование, но как часть чего-то более объемного – украсит однозначно.


 ***

7. Райка. Петрухино счастье

 Сюжет
 ГГ собирается зарубить петуха и рубит будку, в которой тот спрятался. Пугается, что взорвутся боеприпасы, которые ее сын-школьник спрятал под будкой. Потом вспоминает, что боеприпасы она перепрятала. На радостях ГГ передумывает убивать петуха.

Исходная точка – до слов ««Вот вам, добытчики хреновы, и супчик куриный, и мяско, и будка на гарнир!»
Способ изложения:
- действие («Лезвие топора с треском вошло в крышу собачьей будки. Чуть отдышавшись, Анна раскачала его и выдернула вместе с надломленной доской»)
- передача мыслей и чувств («Даже пол собаке не додумался сделать, — раздражённо подумала она в адрес мужа. — А петуха ему заруби! А это не карандаш заточить, это вообще не бабье дело! Да супчиком его собутыльников накорми! Подумаешь, шкаф они везут. Великое дело, о котором два года просила! Сейчас ещё погуляют на три шкафа, герои безрукие. Да пропади всё пропадом!»)

Финальная точка – со слов «Да нет же, — не открывая глаз, осторожно вспомнила Анна»
Способ изложения:
- действие
- передача мыслей и чувств

 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения
- действие
- передача мыслей и чувств

 По пропорциям
 Исходное чувство – 37%
Переход – 41%
Финальное чувство – 22%

Данная работа является законченным рассказом.



 ***

8. Валька. Седьмой день

 Сюжет
 Ночью ГГ почудилось появление умершей бабушки. Но это  был сон.

Исходная точка – до слов «Отче наш, иже еси, отче наш, иже еси, отче, как же там дальше-то, господи?!»
Способ изложения
- действие
- описание мыслей и чувств

 Финальная точка
 Со слов «Блаженная улыбка сама собой расплывается по лицу»
Способ изложения – описание мыслей и чувств

 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения
- действие с элементами описания.

По пропорциям
 Исходное чувство - 64%
Переход – 23%
Финальное чувство – 13%

Данная работа является законченным произведением. Жанр – миниатюра.


 ***

9. Сарита. И снова. И опять

 Признаюсь, сюжет от меня ускользнул, ровно как  и чувства ГГ.
Фрагмент представляет собой монолог ГГ.
Способ изложения – передача мыслей и чувств.


 ***

10. Чемпион. Запрещенный удар

 Сюжет
 ГГ готовится к боксерскому поединку. Ему предлагают проиграть бой. ГГ колеблется, как ему поступить.

Исходная точка – до слов «Сами отношения Артёма устраивали, но к созданию звёздной семьи он не был готов»
Способ изложения – действие

 Финальная точка – со слов «Какого чёрта? – психанул бессильно Артём»
Способ изложения – передача мыслей и чувств

 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения – диалог

 По пропорциям
 Исходная точка - 43%
Переход – 32%
Финальная точка – 25%

Данная работа представляет собой полноценный рассказ.
Из примечательного – открытый финал.



 ***

11. Ворожея. Яблоки

 Сюжет
 ГГ беспокоится за сохранность созревающих яблок. Слышит шум. Ей кажется, это – привидение. Потом понимает, что это соседский мальчик.

По объему это самая маленькая работа в Школе – 1072 зн. Видимо, в этом причина, что автору не удалось показать исходное и финальное чувства. Объективно – в таком объеме мало что можно сделать.

Однако искомые очки все же выделю.

Исходная точка – до слов «В окне колыхалась что-то белое, освещаемое тусклым светом».
Способ изложения – изображение действий.

Финальное чувство не указано, дано только направление читательской мысли – «— Кля… — начала Тужилиха, но тут в глазах прояснело, и увидела она, что приведение росту малого, а голосок тонкий, ребячий. — Ах, за яблочки? Ну, сейчас ты у меня получишь, чертёнок!»
Способ изложения – диалог. А если быть точным, то не диалог, а единственная реплика.
 
То, что между исходной и финальной точкой и то, что должно показывать переход чувств.
Способ изложения – диалог.
Но опять же, по сути в диалоге нет _О п и с а н и я _ перехода. Указаны только причины – почему ГГ перестала испытывать страх.

По пропорциям
 Исходное чувство – 67%
Переход – 16%
Финальное чувство – 17%

Данная работа однозначно представляет собой фрагмент. Примечательно то, что и как фрагмент, работа все-таки не о чувствах (как способе\методе раскрыть образ, представить мировоззрение ГГ и т.д.), а чисто сюжетный. Думаю, что и в составе осн произведения функция отрывка не связана с чувствами.


 ***

12. Цветочница. Птичье молоко

 Сюжет
 Илья делает предложение Диане. Та соглашается.

В данном случае курсант отошел от условий школы. Героев во фрагменте двое, и оба – главные. Чьи чувства предлагает нам рассматривать автор – непонятно.
Поэтому искомые точки не выделяю.
Отмечу, что преобладающим способом изображения является диалог.
Есть вкрапления изображения действий, но по большей части их можно рассматривать как расширенную атрибуцию.


 ***

13. Паническая атака. Между небом и землей

 Сюжет
 Самолет, на к-рой летит ГГ, по техническим проблемам делает разворот. Героиня в панике, размышляет о своей жизни.

Исходная точка – до слов «Только бы приземлиться, я все сделаю! Только приземлиться...»
Способ изложения:
- изображение действий, причем достаточно расширенных, с элементами описаний («Вдруг самолёт провалился, словно в дыру в облачной вате, и вместе с ним сердце ухнуло в живот. Так однажды уже было, когда мы с детьми катались на американских горках. Но тогда я видела землю, деревья, следующий вираж и знала, что через пару минут все закончится. А сейчас, словно сардина, закатанная в жестянку с десятками себе подобных, я напряжённо ждала своей участи. Самолёт снова тряхнуло, так, что одна из стюардесс упала в проходе, беспомощно вытянув руки вперёд»)

- передача мыслей и чувств («Не помня слов молитвы, я зашептала: "Господи, если мы разобьёмся, о ней некому будет позаботиться. Пожалуйста, сделай так, чтобы мы благополучно приземлились, и мы заберём её, обещаю," - уговаривала я бога, раскачиваясь вперёд-назад, словно безумная»)


Финальная точка – со слов «Но когда внизу я увидела мигающую ёлку Эйфелевой башни и гирлянды светящихся огней»
Способ изложения:
- изображение действий (с элементами описаний),
- передача мыслей и чувств

 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения – изображение действий.

По пропорциям
 Исходное чувство – 73 %
Переход – 16%
Финальное чувство – 11 %

Работа представляет собой законченное произведение. Жанр – миниатюра.


 ***

14. Алекс Беляев. Шар

 Сюжет
 ГГ атакует космический корабль пришельцев

 Исходная точка – до слов «Я зажёг фонарик и кивнул Насте. Мы положили гранаты и пистолеты на пол, и те благополучно исчезли»
Способ изложения
- изображение действий,
- диалог.

Финальная точка – со слов «Страх отступил. Кого бояться?»
Способ изложения – действие

 Переход чувств никак не описан.
Указана причина изменения – ГГ увидел комичную картину («Человечка метрового роста в костюмчике в красно-белую полоску, со смешным колпаком на голове того же цвета, что восседал за детским столиком»)
А сам переход исчерпывается всего одним предложением – «Вторая дверь бесшумно отъехала в сторону, заставив меня улыбнуться» - посмотрите на пропорции.
Способ изложения – действие.

По пропорциям
 Исходное чувство – 78%
Переход –  6%
Финальное чувство – 15%


 ***

 15. Ома. Аина

 Сюжет
 ГГ, маленькая девочка, тоскует по своим родителям. Творит заклинания, и родители приезжают.

Исходная точка – до слов «А то я разгневаюсь от голода и твоего кислого вида».
Способ изложения:
- изображение действий со значительными элементами описаний,
- диалог.

Финальная точка – со слов «Аина пробежала по небольшому заснеженному двору, выскочила на дорогу»
Способ изложения:
- диалог
- изображение действий


 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения:
- диалог
- изображение действий.

По пропорциям
 Исходное – 39%
Переход – 28%
Финальное – 33%

Работа представляет собой законченный рассказ.
Из примечательного – три части примерно одинаковы по объему.



 ***

16. Анна. Шли по улице два великана

 Сюжет
 ГГ идет за покупками. Встречает двух великанов, которые переносят ее в музей подарков, там ГГ встречается со своим прошлым. Потом выясняется, что у ГГ был приступ (сердечный?), но она остается жива.

Исходная дочка – до слов «Что-нибудь по хозяйству»
Способ изложения – изображение действий.

Финальная точка – со слов «- Вам сюда, - сказали великаны в унисон».
Способ изложения:
- изображение действий с элементами описаний,
- диалог

 То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения:
- изображение действий со значительными элементами описаний,
- диалог,
- передача мыслей и чувств.

Из примечательного – единственная работа в Школе, в к-рой бОльшее внимание было уделено финальному чувству.

По пропорциям
 Исходное - 12%
Переход – 25%
Финальное – 63%



 
 ***

 17. Аннушка-Чума. Кондрашка

 Сюжет
 ГГ спешит на свидание. Застает предмет своего чувства с соперницей и наносит урон здоровью неверного возлюбленного.

Исходная точка – до слов «Торможу возле окошка, прикидывая, где лучше приземлиться, и тут… вижу. Его!»
Способ изложения
- передача мыслей и чувств
- изображение действий.

Вот здесь очень интересно. Формально автор придерживается одного способа изложения (передача мыслей и чувств) = текст является монологом ГГ.
Но! Фрагмент задуман как стебный, и комический эффект достигается именно за счет смешения двух СИ.

Финальная точка – со слов «Скотина! У меня затряслись колени»
Способ изложения – тот же.

То, что между исходной и финальной точкой.
Способ изложения не меняется, все та же комбинация:
- передача мыслей и чувств и
- изображение действий.
По ходу повествования меняются только соотношения СИ.

По пропорциям
 Исходное чувство – 65%
Переход – 15%
Финальное чувство – 20%

Работа представляет собой законченную вещь. Жанр – миниатюра.



 ***

18. Амина. Сбежавшая из Майями

 Сюжет
 В кафе Майями ГГ получает инструкции от проекта «Квест семи морей».

Исходная точка – до слов «трепеща невидимыми крыльями как запертая в клетку птица».
Способ изложения:
- изображение действий с элементами описания,
- передача мыслей и чувств.

Финальная точка – со слов «Подкосившиеся ноги не держат».
Способ изложения:
- изображение действий с элементами описания

 То, что между исходной и финальной точкой
 Способ описания:
- изображение действий с элементами описания
- диалог
- передача мыслей и чувств.

Работа является частью объемной вещи – и не только по фрагментарности сюжетной линии. В данном тексте присутствует комбинация СИ, характерная для романов.

По пропорциям
 Исходное – 40%
Переход – 35%
Финальное – 25%



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2016
Свидетельство о публикации №216010901943 


Обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2016/01/09/1943