Охота на кабана

Владимир Суд
                В память о братьях Борисовых


   Я взял путёвку в Юрмалу, а точнее в санаторий Майори. Была зима. А куда деваться?  Во всём СССР холодно зимой. Вот вызывает тебя рядового лётчика командир эскадрильи и спрашивает – ты любишь тёплую водку? Ты говоришь – нет. А любишь потных женщин? Ты говоришь – нет. Ну, тогда ты пойдёшь в отпуск зимой! Солнце жарит и палит – в отпуск едет замполит. На южных курортах зимой  я уже успел побывать, там скука и тёплое пиво в киосках, разогретое в чайнике на плитке.
 
    Юрмала, это событие уникальное – полоска суши между озером и морем создаёт микроклимат, свисающий с ароматных сосен. Был, конечно, ресторан с новыми друзьями, потом на следующий день пивной ресторан, опять ресторан и потом опять пивной ресторан. Через неделю я устал отдыхать, да и надо было занять денег.

    Не так далеко от Юрмалы был военный гарнизон морской авиации. И там служил мой друг Юра Борисов, его посещение было у меня в плане и я его посетил. Наташа, его жена, накрыла стол и мы окунулись в общение. Хорошо посидели и тут он предложил мне сходить на охоту на кабана -  завтра  заканчивался охотничий сезон. Хвастался своим ружьём - это была редкая по тем временам вертикалка.

    Рано легли спать и рано встали, поспешили на построение охотничьего общества. Было человек 15, большинство с ружьями. Дисциплина вижу строгая; так как я человек новый, Юра меня отрекомендовал  как друга начальника особого отдела  и это было правдой – он был моим однокашником по лётному училищу .  Ждали  командира команды. Он подъехал на микроавтобусе к КПП и, вдруг, у машины загорелся двигатель. Люди выскочили и заметались вокруг "Латвии", а мы кинулись тушить машину снегом. Спасти машину не удалось. Вот такое начало охоты. 

    Тяжёлый крытый грузовик потащил нас, как волк ягнёнка, в тёмный лес.
Ягнёнка, который хочет убить кабана. Ехали долго и молча, я ловил на себе косые взгляды, как на тёмного коня и вопросов не задавал, хотя я был первый раз на охоте и мне всё было дико интересно. Оставалось делать умный вид и набираться впечатлений.

    Нас встретил егерь и радостно сообщил, что лёжка зверя обнаружена, осталось сделать всё как надо. Краткий инструктаж, разделились на загонщиков и стрелков. Стрелки пошли по просекам на номера, а я с Юрой и другими загонщиками рассредоточились вдоль сосен у дороги. Прибежал егерь и дал команду вперёд. С воплями  и орами,  кто во что горазд- лишь бы было больше шума- мы шагнули в лес и сразу же провалились по пояс в снег.

    Охота. Охота кушать? А может охота чувствовать жизнь во всех её проявлениях и ощущать себя живым? Как сейчас вижу перед собой красивые сосны, трудный, хотя и красивый снег, а впереди невидимая цель. Может это и есть жизнь? Я пускал ракеты, бросал бомбы, стрелял бортовой пушкой и при этом никого не убил. Может это и есть цель - никого не убить?

    Пока мы идём и кричим, я вспоминаю прошлое и будущее. Как я познакомился с братьями Борисовыми и узнал их судьбу.
   
    Я , молодой лейтенант, молодая жена, три старых чемодана , прибыли в  гарнизон морской авиации Быхов в Белоруссии по распределению. Нас поселили в гостинице. Временное поселение растянулось на полгода, и мы перезнакомились почти со всеми тамошними обитателями. А служба шла своим чередом. Я попал в эскадрилью где служил Юра Борисов,а в "соседнем" по дивизии полку служил его брат Костя.  Каждый из них был уже командир корабля и по статусу им была положена отдельная квартира каждому, но замполит поставил условие – квартирный секс только после свадьбы! Так что они жили в гостинице как холостяки.

    Мы общались, у нас с Наташей быстро появилась музыка и мы донимали соседей всяческой эстрадой. Песняры и Битлз были номер один. С Юрой мы обнаружили общую симпатию к чужим стихам. Это были Пастернак, Бодлер, Вознесенский. Они были отличными лётчиками, светила карьера, более того - Юру выбрали кандидатом в отряд космонавтов! Просто прилетел вдруг однажды волшебник Алексей Леонов и из двух полков выбрал Юрия Борисова и кого-то ещё, не помню. Было собеседование и Леонов предложил Юре пройти углублённый медосмотр в Москве.

    Юра вернулся в полк и рассказал нам горькую правду. Учёные медики его посмотрели и сказали что материал хороший, но нужно дать согласие на углублённый осмотр. Оказывается, это означает следующее – тебя вывернут наизнанку, грубо говоря, и расскажут, что в таком-то году у тебя была ангина, потому рубец на сердце, а в таком-то году было то-то и то-то. Когда тебя вывернут обратно, расскажут три варианта – ты годен в космонавты;- ты годен для лётной работы без ограничений;- ты списан с лётной работы подчистую. Сколько лучших пилотов СССР, рискнувших на это обследование, простились с лётной работой по здоровью!

    Юрий решил не рисковать, он знал за собой какие-то грехи. И правильно сделал.  Пошли годы и Костя Борисов женился, родил девочек- одну за другой. Женился и Юра, но, как говорят, не удачно, через год где-то развод,- постаралась тёща. Юра человек упорный - женился второй раз! И тут начались проблемы со здоровьем, и его списали с лётной работы, он стал штатным руководителем полётов, был переведён в другой полк в Латвию, – вот где мы сейчас и охотимся.

   Я к тому времени уже стал командиром корабля, сменил гарнизон, позже стал командиром отряда. Удивительное дело – Юру переводят в тот - же гарнизон и мы снова вместе! У Юрия новая молодая жена, наши жёны быстро подружились и дружно забеременели. В результате у меня с моей Наташей родилась долгожданная дочь, а у Юрки с его Наташей родились две девочки - близняшки! Это было что - то! Мистика какая- то. Два брата и у обоих две девочки.

    Костю Борисова направили на учёбу в Ленинградскую академию, дали хорошую служебную квартиру. Будучи в отпуске, я приехал на неделю к нему погостить и узнать наконец-то Ленинград хоть чуть-чуть, а то только сверху его и видел. Костя запретил мне посещать кабаки, так что днём я лазил где хотел по городу, а вечером меня ждал семейный пир горой. Как-то его назначили в патруль по Невскому и я пошёл с ним. Вот уж устроил он мне экскурсию! Это было что-то, мы вышагиваем с ним по тротуару важно, а сзади два морячка.

    Грохотнул Чернобыль и пошло как - то всё не так. У Юры здоровье ухудшалось и его направили в госпиталь в Псков, где поставили диагноз – опухоль мозга. Его Наташа разрывалась между малыми детьми и умирающим мужем, но каждый день в этот его предсмертный месяц она была с ним. Я Юру навестил один раз, он молча помахал мне на прощанье рукой.

    Дальше счёт пошёл на дни. Прилетел к нам Костя Борисов по непогоде, как на запасной аэродром. Он нашёл меня, мы встретились и долго гуляли по городку, говорили о тяжёлом состоянии Юры, но больше молчали, а наутро он улетел в родное гнездо. Через несколько дней пришло сообщение о катастрофе. Костя Борисов погиб. Он был инструктором в том полёте, а командиром корабля был Валера Пеньков. Вот вдвоём и погибли спасая машину.

    Катастрофа Ту-22м. Это случилось при заходе на посадку. Всё было нормально, но, вдруг, перед самой посадкой, перед касанием полосы, самолёт взмыл вверх, пилоты дали полный газ и полный форсаж, пытаясь выровнять машину и уйти на второй круг, отключив сигнал управляемости. Но он отключается целых 11 секунд, а их не было. Прошла команда от руководителя полётов – катапультироваться! Только один парашют раскрылся  над бедой, а должно было их быть четыре! Корабль потерял скорость и, опираясь на два огненных форсажных  столба, упал на хвост и плашмя на бетон. Один штурман приземлился перед горящим озером керосина. Штурмана -оператора удалось спасти из кабины, лётчики погибли при ударе.

    Отказал гидроусилитель руля высоты - в его золотнике обнаружили металлическую стружку. У лётчиков шанса не было. Был шанс катапультироваться.
Через три дня умер Юрий. Решено было похоронить их вместе.

    Вижу две могилы, два камня, по углам авиабомбы и тяжёлые цепи между ними, а в середине сидит сухонькая старушка на табуретке - мать, и  в глаза её лучше не смотреть. Лучше смотреть вперёд на заливные луга c озабоченными аистами, речку и лес за ней, иначе просто крышу снесёт.

  ...Мы с Юрой дико устали и решили идти одной тропой по очереди, прокладывая себе дорогу. И вот, когда он был впереди с ружьём, а я сзади, то услышал за собой какое-то сопение, я оглянулся и обомлел - большая чёрная лайка нюхала мои ботинки; я не успел испугаться как беда пришла с другой стороны - Юра повернулся ко мне  и ствол упёрся мне в яйца! Он подумал, что за мной кабан  и был готов выстрелить! Через секунду ситуация прояснилась и мы упали в снег от хохота, собака убежала. Я забыл сказать, что у одного из загонщиков была с собой собака лайка, якобы натасканная на кабана. На самом деле пёс тоже устал в глубоком снегу и решил идти за нами по следу. А может он был обычным домашним псом? Об одном мы тогда не подумали, - если собака рядом, значит и кабан близко! Пока сегодня кабану везёт!

    Осталось может метров 100 до номеров и закончатся наши мучения.
Вдруг, справа послышался хруст веток, Юра вскинул ружьё и мы увидели чёрную спину среди сугробов. Стрелять было нельзя - близки номера , а секач хрюкнул и убежал, только пару раз мелькнула спина между сосен. Мы вышли на его след и оказались на просеке - стрелков нигде не было! Кабан ушёл по своим делам.

    Дальше было ещё смешнее, когда мы пришли к месту сбора. Там стояла стена мата. Оказалось,кто-то из стрелков, услышав дальний гудок электрички, принял его за сигнал об окончании охоты, это такой трубный рёв в ствол ружья. Так он ушёл с номера и увёл остальных. Как же повезло кабану! А может это нам всем повезло в тот час? И кто нас подвёз? Ау!

    У егеря была заначка - накануне убитый зверь .Стали его свежевать и я залюбовался на работу профессионалов с профессиональным ножом. Не далеко в соснах раздавались выстрелы. Мясо было разложено точно по порциям по числу участников охоты и на вес - глаз алмаз. Оказалось, что и я участник охоты – ведь что я сделал? - только в снег вошёл! Но традиции превыше всего.

    Юра поторопил меня на стрельбище. Патроны нужно было отстрелять, на следующий сезон они уже не годились. Мы пришли в нужный момент, когда надо повесить на ветку очередную пустую стеклянную бутылку. Три бутылки уже были разбиты. У мужиков оставалась ещё одна бутылка, с мутной жидкостью, грамм 150 - никто пить уже не хотел. Я предложил Юрке, он отказался. Раз мужиков выручать надо, я крутанул бутылку и выпил её до дна. Бутылку повесили на ветку и пошла стрельба. Условия такие: 25 шагов и стрельба только пулями. Юра тоже выстрелил пару раз, но промазал.

    Юра зарядил ружьё и дал мне - на, попробуй. Я выстрелил и разбил бутылку. Кто-то сказал – ты ему дробь зарядил! Проверили осколки – пуля. Тут Юра говорит – новичкам везёт, - а хотите я свою шапку повешу и он теперь ни за что не попадёт? На ту же ветку он повесил свою шапку, я выстрелил и шапка покачнулась. Юра принёс шапку и мы все увидели дыру в районе лба, если её представить на голове. Охотники как-то странно посмотрели на меня, и я странно посмотрел на себя. Как будто что-то случилось, или случится… Ему надо было выбросить эту шапку сразу. Хотел помолиться, но на ум пришло только - "Слава КПСС!"

    Потом был ритуал дележа добычи, где мне достались лучшие куски мяса. Потом мы ели жареную кабанью печень  с травами. Очень вкусно. Обратная дорога показалась короче...

    Наташенька, Юркина жена, встретила нас как героев. Два пакета мяса! 
И вот кабанятина шипит на сковороде, а Юра принёс шапку, просунул в дырку палец и говорит - Володя в меня стрелял нечаянно по ситуации на охоте, но только шапку снёс. Наташа испугалась натурально. Побледнела. Но, когда Юра рассказал, как было на самом деле, отхлестала нас кухонным полотенцем. А мы ржали. Как мы смеялись! И, может быть, улыбнулся в лесу живой ещё тот кабан.