Пс. 109, 3. День силы Божьей

Рыжов Александр Геннадьевич
(Из проповеди)

          Вступление

Псалом 109-й - мессианский и очень насыщен смыслом. Я поэтому разберу только полстиха, и эти полстиха разделю на три части, последовательно рассмотрев каждую из них. Но сначала несколько слов о всем этом небольшом псалме. Первые три стиха в нем - о власти и победе Христа, следующие четыре - о Его священническом служении.

Псалом этот перекликается с другим мессианским псалмом - 39-м. В том псалме показан разговор на небе между Отцом и Сыном перед сошествием Иисуса на землю, а в этом псалме - разговор между Ними уже после вознесения Иисуса на небо.

Псалом этот, помимо прочего, ярко говорит о божественности Христа, во-первых, называя Его в 1-м стихе Господом наравне с Богом Отцом, во-вторых, показывая Его возвышенное положение на престоле Божьем в качестве царствующего Победителя, в-третьих, описывая Его зачатие: “Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое”.

Откуда берется роса? Ученые объяснят этот удивительный процесс, но глазам нашим он невидим, мы не замечаем, как вода появляется из воздуха. Так таинственно произошло и непорочное зачатие Иисуса от Духа Святого. И как роса обладает свойствами влаги, которая была в воздухе, так Иисус обладает божественными свойствами Своего Отца.

Обратим теперь внимание на третий стих этого псалма, точнее, на первое его полустишие: "В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни".

          “В день силы Твоей…”

Что это за "день силы"? Я предлагаю посмотреть на эти слова не только в эсхатологическом ключе (как на сообщение о будущем пришествии Иисуса или о будущем суде), но шире, применив их к нашей жизни. 

Эти слова можно отнести не только к дню пришествия (или другому конкретному событию), а вообще к любому дню, в который Бог хочет проявить Свою силу. И Он сделает так, чтобы в этот день верующие были готовы для проявления этой Его силы, Он дает такую благодать.

Например, когда мы свидетельствуем кому-то о Христе - это день силы Его. Или в искушении поступаем правильно, по Слову Божьему - тоже проявляем силу Его, которую Он послал нам для того, чтобы сохранить нас, и это день силы Его. Т.е. мы можем жить так (с Его помощью), что каждый день в нашей жизни будет днем силы Его.

Иногда про какую-то ситуацию нельзя сказать, что верующий поступает сильно по мирским меркам, но в глазах Божьих сегодня - день силы Божьей в жизни этого верующего. Рассмотрим два эпизода из жизни Иосифа:

- “И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами?” Быт.37:8 “и взяли его и бросили его в ров” Быт.37:24
- “Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе” Быт.50:18

Где день силы Божьей для Иосифа: в первом случае или во втором? Во втором случае мы видим очевидное проявление силы и власти Божьей. Но когда Иосифа братья угнетали, убивали, продавали, а он не отвечал им ненавистью, это тоже был день силы Божьей в жизни Иосифа. Каждый день из числа дней, когда он не мстил им, уже облеченный властью, это тоже дни силы Божьей в жизни Иосифа. Потому что для того, чтобы жить по Слову Божьему, нужна сила Божья. Вот только в глазах мира такое поведение выглядит часто не силой, а слабостью.

- “немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное” 1Кор.1:27.
- “низложил сильных с престолов, и вознес смиренных” Лук.1:52
- “Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою… Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек” 1Цар.2:4,9

Когда мы посмотрим из вечности на карту или календарь нашей жизни, возможно, отмечены на ней как дни силы Божьей будут совсем не те дни, которые мы сегодня считаем самыми удачными днями своей жизни. Приведу несколько примеров-зарисовок:

- У одного брата моих лет дочка пошла в школу, и там над ней посмеялись одноклассницы, когда она сказала, что верит в Бога. Это был день бессильных слез и огромного огорчения, но это был и день большого проявления силы Божьей в жизни этой девочки, потому что она не разозлилась на обидчиц, а подарила потом одной из них яблоко.
- Жену обижает муж, а она не стала говорить ему в ответ обидных слов, но ставит на стол любимое кушанье мужа - это день силы Божьей в жизни этой женщины.
- Когда я был студентом, я подрабатывал в ночном магазине сторожем. Очень быстро я понял, что работа эта не для верующего человека, потому что ночью люди в магазин ходят не за хлебом с молоком, а за алкоголем и сигаретами. Но сразу я не уволился, поэтому через некоторое время Бог мне помог поскорее оттуда уйти. Однажды ночью один пьяный верзила стал ко мне приставать. Ему не понравилось, что я читал толстую книгу (готовился к сессии, как сейчас помню - к экзамену по педагогике). Может быть, его пьяному разуму почудилось, что так я демонстрирую свое над ним превосходство, может, ему не понравилось что другое, но он направился ко мне, обходя длинный прилавок и изрыгая ругательства в мой адрес, попутно расписывая, что он сейчас со мной сделает. Время для того, чтобы испугаться и помолиться, у меня было. И мне стало понятно, что Бог меня защитит. Как - я не знал и решил просто подождать и посмотреть. Парень этот подскочил ко мне, размахнулся, донес кулак до моего лба и остановился. Дальше двинуть не может. Простоял так долгое время. Потом опустил руку и ушел. (А на следующий день я ушел с этой работы).

Повторю вывод из этого стиха: Бог может обратить день нашей слабости в день Своей силы!

          “...народ Твой готов…”

Или по другому переводу “народ Твой появился”. Верующие появляются уже готовыми, приготовленными Богом к христианской жизни, к тем искушениям и ситуациям, с которыми они встретятся в первые дни после возрождения. И дальше Он готовит нас. К каждой ситуации, с которой мы встречаемся, Он заранее готовит нас через Слово, через проповедь, через совет брата.

На недавнем молодежном разборе по 2Пет.1:5-7 у нас родилась интересная мысль. Если уподобить эту цепочку, а точнее, последовательность вложенных одно в другое качеств (от веры и добродетели до братолюбия и любви) матрешке, содержащей в себе ряд других матрешек, то оказывается, что когда Бог дает нам веру (Фил.1:29: “нам дано веровать”), он дает ее нам не как пустую матрешку, а как наполненную.

И наше дело - познавать Его и то, что Он нам дал, раскрывая эту матрешку и извлекая последовательно на свет Божий одну вложенную часть за другой, показывая в вере добродетель, в добродетели рассудительность и т.п. Т.е. Бог дал не только задачу, но и средства/инструменты для ее достижения *.

После уверования и возрождения у человека появляется желание к добрым делам, у него появляется рассудительность, которой не было прежде, т.е. способность рассуждать на основании Слова Божьего, появляется способность к воздержанию и самодисциплине, у него появляется терпение Христово и т.д.

Вот только вера - это такая реалия, про которую когда ты знаешь, ценишь, бережешь, любуешься ей - она у тебя есть, а когда ты о ней забываешь или сознательно мыслью к ней не возвращаешься - ее нет. Т.е. это то, в чем надо пребывать, это круг идей, в которых надо вращаться.

"В ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза свои". И наоборот: кто закрыл свои глаза на вопросы веры и практического благочестия ("Это слишком сложно, это недостижимо" и т.п.), в том и нет сего.

В 2Пет.1:2 мы видим такой принцип: чем больше у нас познания Бога, тем больше благодати, чем меньше мы знаем Бога, тем меньше у нас благодати. И следующий стих: чем больше мы познаем Бога и то, что Он нам дает через возрождение, тем больше мы имеем потребного для жизни и благочестия, чем меньше познаем, тем меньше имеем, не познаем вообще - не имеем вообще сил, желания, мотивации жить благочестиво христианской жизнью.

Если бы Библия содержала только лозунги на уровне "будь готов", "будьте готовы" **, христианство было бы чем-то вроде пионерского движения. Но в Библии есть стихи о том, что Бог готовит нас ***. В этом красота христианства: Бог говорит, какими нам должно быть, и помогает нам такими стать. Или прозреть и увидеть, что во Христе, благодаря возрождению мы уже такие - святые, новые.

          “...во благолепии святыни”

“Благолепие” - красота (евр.). Т.е. “народ готов в красоте святости”. Когда Бог призывает людей к спасению, те, которые отзываются, кто в немощи проявляют силу Божью, кто разбирает эту матрешку веры, проявляя и применяя все ее составляющие и производные в своей жизни, кто готовы к встрече с Ним - те “в красоте святости”.

Святость красива, красота свята (а грех некрасив и уродлив). Если мы святы, если мы поступаем по Слову Божьему - в глазах Господа это шедевр красоты.

И в глазах земных ценителей красоты Божьей это тоже будет выглядеть прекрасно. Но если у кого-то такая святость, которая ранит ближних своей угловатостью, своей резкостью - то возникает большой вопрос, святость ли это вообще.

          Заключение

Пусть Бог поможет нам жить так, чтобы каждый день в нашей жизни был днем силы Божьей и чтобы мы были готовы ко всем ситуациям в нашей жизни в благолепии святыни.

          Примечания

* Или другая аналогия - шоколадное яйцо Киндерсюрприз, а в нем - игрушка. Когда получаешь такое яйцо в подарок, хочется скорее проникнуть внутрь и узнать самому, а также показать другим, что там за игрушка.

** 1Пет.3:15 "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением"; Тит.3:1 "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело"; Откр.19:7 "Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя"

*** Рим.9:23 "дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе"