Вопросов много, ответов мало 2 часть

Жека Никитин
                Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, заявил, что в 2015 году суммарный объем дефицита бюджета увеличился на 30%. По его словам, на данный момент не возвращено государству в виде налогов, штрафов пенни больше 1 триллиона рублей. «Здесь такие потери, а мы по сусекам наскребаем деньги для покрытия дефицитных долгов регионов. Также, по поверхностным данным, выпадающий налог в производстве на алкогольном рынке из-за нелегального оборота составляют около 200 млрд. рублей, и только наше вмешательство заставило правительство принять срочно постановление об утилизации нелегальной продукции»,-сказал Рябухин.
                Совершенно прав Рябухин, не потому, что он с нашего региона, а потому, что правильные слова говорит. Недавно приезжал он на родину и его не очень хорошо встретили в Администрации, не потому, что он такой нехороший, а потому, что знает он какая кошка в регионе сыром кормится. А про вороватые деньги, которые некоторые местные подолигархи платит не хотят тоже верно. Ведь если заставить правильно платить налоги, то проблем у нас с бюджетом не будет, практически каждый год целый бюджет разворовывается. Я имею в виду страну, а не регион.
                А что касается ликеро-водочной продукции то, что толку от повышения цен на продукцию, создавать запретные дни для продажи или часы. Все эти мероприятия не приносят никакой пользы. Вернее приносят, если у чиновника есть нелегальный бизнес, то для него такие мероприятия – манна небесная. Ведь до смешного доходит рынки завалены самогонными аппаратами для решения собственных проблем и если покупают и гонят – это ведь не от без исходности, а от того, что качество и государственного и подпольного зелья , на продажу, оставляет желать лучшего. Вот и гонит народ качественную водку, чтобы не помереть. А если заглянуть в эту проблему глубже, так верните образование и культуру советскую и количество пьющих будет намного меньше. Знаю многие сейчас запротестуют, а я вот не согласен. В моей практике такого не было и друзей таких практически не было.
                Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Юрий Росляк подчеркнул, что проблема сбалансированности бюджета субъектов РФ одна из наиболее острых, что связано не только с кризисом. Он привел оперативные данные по исполнению консолидированных бюджетов РФ за 2015 год: «Назову 7 регионов с наибольшим дефицитом в 2015 году: это Красноярский край, Самарская область, Свердловская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Ростовская область и Краснодарский край. Эти субъекты еще несколько лет назад являлись теми, кто обеспечивает стабильность региональной бюджетной системы и является регионами, активно проводящими реформы и не относящимися к регионам, которые нуждаются в целевой дотации.
                При этом ряд регионов выполнили бюджет с профицитом, более 90% суммарного дефицита сформировали 4 региона: Москва (141 млрд.рублей), Сахалинская область (10,5 млрд.рублей), Ленинградская область (11,4 млрд.рублей) и Тюменская область (11,4 млрд.рублей). Эти субъекты снизили общий объем дефицита по консолидированному бюджету до 190 млрд.рублей, но ответственность за исполнение социальных обязательств лежит непосредственно на региональных бюджетах».
                По его словам 76 субъектов страны завершили год с дефицитом свыше 380 млрд.рублей. При этом мобилизация доходов была произведена надлежащим образом.
                Если предложить свое мнение относительно исполнения бюджетов, то здесь все предельно ясно, регионы названные с дефицитным бюджетом в свое время очень хорошо финансировались из Москвы т.е из российского бюджета и осваивали большие деньги, что привело к вороватому сознанию руководителей и постоянное попечение привело к тому, о чем говорил на форуме Рябухин. Что касается субъектов с большим профицитом, то и здесь нет ничего заумного, Москва и Ленинградская область в настоящее время самые основные посредники получающие бюджетные деньги и чтобы они были в дефиците, это нужно как постараться. Сахалин и Тюмень – нефтяные субъекты. У меня больше вопросов к Татарстану. Почему он не профиците ?
                Алексей Лавров, заместитель Министра финансов РФ отметил, что налоговые льготы будут действительно эффективны, если распределять их по целям, чтобы понять, какой результат она преследует. Лавров привел один из способов балансировки бюджета с точки зрения доходов: «Налоговые льготы нужно распределить по государственным программам, и тогда станет ясно, достигают они своих целей или нет. Если нет, то может, следует их отменить и собрать эти деньги в соответствующий бюджет и профинансировать государственную программу». Лавров поднял тему раскрытия налоговой базы в строительстве, торговле и сфере услуг: «Все с этим сталкивались - огромное количество реально существующего экономического оборота вообще никаким налогом не облагается». Он отметил, что на данный момент осуществляются попытки сделать патент на систему с полномочиями субъектов Федерации, которая со временем должна приносить больше доходов, чем сейчас. Заместитель министра финансов затронул проблему уменьшения расходов.
                А.Лавров, по моему мнению никогда не работал на производстве. Налоговые льготы и государственные программы, вообще несопоставимые вещи. Кто тащит на себе государственные программы-люди из приближения правительства, зарабатывая на откатах немыслимые финансовые средства и он хочет еще им предоставить льготы? Огромное количество населения работает в строительном бизнесе и не платит налогов, но не потому, что не хотят, а потому, что так устроили этот бизнес у нас в России. Если взять шабашников, которых тоже не мало , то если их обложить налогами, то поднимутся цены на услуги населению, у которого едва хватает денег ( не нужно путать деньги с кредитами, которые они выплачивают пожизненно) и они лишатся самого необходимого ( я говорю про бабулек). Если уважаемое правительство хочет вовлечь население в обязательную трудовую деятельность, то ему нужно побеспокоиться о строительстве заводов и фабрик, как это было в СССР и потом думать о стабильной налоговой базе.
                Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края, высказал свое мнение касаемо уменьшения расходов регионов. Он считает, что снижать расходы региональных бюджетов нельзя, так как это чревато очень серьезным отставанием в развитии экономики, инфраструктуры, снижением качества жизни. Виктор Толоконский: «Повышать эффективность расходов и сокращать расходы – это разные вещи. Суммарно сократить региональные расходы негде». По его словам, сократить расходы - означает подорвать возможность развития края, который приносит по 650 млрд.отчислений в федеральный бюджет в год за счет экспортной экономики края, НДС и НДПИ.
                Слова Толоконский говорит правильные, что нельзя уменьшать расходы региона, только говорить про это мало, нужно осуществлять правильную экономическую политику у себя, создавать в первую очередь свои производства, помогая своим предпринимателям и одновременно на граничных условиях привлекать инвесторов, тогда и получится профицит.
Максим Решетников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы, рассказал об экономических успехах региона за прошедший год. «На 2010 год объем дотаций ресурсоснабжающих и управляющих компаний в ЖКХ составил 42 млрд.рублей. За прошедшие 4 года мы в 4 раза снизили их объем, на этот год у нас 12 млрд.рублей дотаций останется, но в течение некоторого времени мы и эти дотации отменим. При этом следует понимать, что мы их заменяем адресными дотациями москвичам»,- сказал Решетников. Он также рассказал о привлечение небюджетных инвестиций.
                В пример министр привел пилотный проект, строительства крупной автомагистрали черте города. Она будет построена полностью за счет средств частных инвесторов. «Малый и средний бизнес сейчас становится партнером государства, опорой бюджета. В этих условиях у нас появляется возможность расширить стимулирующую функцию налоговой политики. С этого года мы  начнем предоставлять крупные пакеты и льготы действующим промышленным предприятиям, чтобы у них не возникало желания уходить к региональным партнерам».
                Москве вообще про дотации говорить несерьезно, а если откровенно дороги должны быть государственными, а не частными. Привлекая частников вы просто их обманываете фьючерсами. Для этого дорожные налоги должны быть продуманными и разумными. Топливо, автомобиль и дорога взаимосвязаны, отсюда можно получать большие средства, которых хватит на все. Разбивая их на составляющие государство практически их теряет, чем меньше сумма и она поделена по ведомствам, тем легче ее своровать.
                Пределы наращивания государственного долга и риски долговой политики в мире обсудили эксперты панельной дискуссии «Государственный долг: порок или добродетель». По информации заместителя министра финансов РФ Максима Орешкина, объем рефинансирования банковской системы сократился более чем в два раза относительно 2014 года, когда он достигал уровня 7 трлн рублей, и ЦБ РФ приходилось придумывать новые способы обеспечения рефинансирования, потому что государственного долга на балансах российских банков не хватало.
                Сегодня государственный долг вырос: за 2015 год его чистое размещение составило порядка 100 млрд рублей, причем значительная часть размещения ушла к иностранным инвесторам. Банки в последнее время не увеличивали свои позиции в госдолге.
                Позицию банковского регулятора представила первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева. «Главная задача Банка России сегодня – стабилизация ситуации в российской экономике, учитывая внешние шоки, создание условий для ее быстрой адаптации при сохранении высокого уровня ценовой, макроэкономической финансовой стабильности, а значит, сохранение базовых условий для экономического роста», – заявила Ксения Юдаева.
По ее мнению, не существует проблем с ликвидностью – валютной и рублевой – и другими рисками финансовой стабильности. Риски, связанные с долговой нагрузкой компаний, находятся под контролем. «Госдолг в национальной валюте – базовый финансовый инструмент для любой страны, он активно используется центральными банками в кредитно-денежной политике, а также в банковском и финансовом регулировании. Но эти функции госдолг может исполнять только в ситуации, когда бюджет является сбалансированным, и государство способно обслуживать свои обязательства, не прибегая к дефолтам и печатному станку», – считает представитель Банка России.
                Консервативная оценка, из которой исходит Ксения Юдаева, представляет собой государственный долг не более 25–30% от ВВП. Реальные процентные ставки, которые российский бюджет вынужден платить в случае превышения госдолгом планки в 35–40%, становятся запредельными и ведут к раскручиванию долговой спирали. Негативное последствие роста госдолга – вытеснение государством корпоративных и частных заемщиков.
Декан Факультета свободных искусств СПбГУ Алексей Кудрин сообщил, что государственный долг России за последние три года существенно вырос: с 10% до 15,5% ВВП. «Правительство России в своем плане на 2016 год спрогнозировало увеличение заимствований с 80 до 300 млрд рублей. Это означает, что валовые заимствования будут больше 1 трлн рублей, но, тем не менее, планируется погасить около 800 млрд рублей. Около 300 млрд рублей составят чистые заимствования при достаточно масштабных операциях на неуверенном, слабом российском рынке – это уже серьезная нагрузка. Я считаю, что такой объем заимствований допустим, критический уровень – 500–600 млрд рублей», – заявил Алексей Кудрин.
                Он также предупредил, что в текущей кризисной ситуации для удержания бюджетного дефицита в стране возможно повышение налогов.
По мнению экс-министра финансов, главная мера для недопущения спада экономики и роста государственного долга – проведение структурных реформ, которые снизят нагрузку, в том числе долговую, которая по мере нарастания будет создавать дополнительные риски для экономического роста и внутренних инвестиций. «Государственный и частный долги должны расти в период кризиса, но до определенного уровня, который мы должны контролировать. Для частного долга есть запас, для государственного – небольшой», – заключил Алексей Кудрин.
Представитель коммерческого банковского сектора, председатель Совета директоров ПАО «МДМ Банк» Олег Вьюгин предложил свою концепцию развития.
«Возьмем 40–50 долларов за баррель, о которых мы мечтаем в текущем и следующем году. Все, что сверху, не может использоваться для формирования постоянных бюджетных обязательств никогда.
                Все, что ниже, возможно частично финансированием долга. В этом случае инвесторы поверят, что временные отклонения – что-то вроде кассового разрыва. Деньги, которые накапливаются сверх цены, нужно вкладывать либо во временные проекты – временные бюджетные обязательства, либо использовать для покупки активов за пределами страны. Если эта концепция не нравится, не добывайте столько нефти», – заявил Олег Вьюгин.
Директор Департамента по бюджетным вопросам МВФ Витор Гаспар предложил взглянуть на ситуацию с государственным долгом России более широко. «Долг сегодня составляет 20% от ВВП – это скромная планка по сравнению с другими европейскими экономиками на сегодняшний день. Но это узкий взгляд, который не принимает во внимание еще 285% от ВВП в других обязательствах: в пенсионной системе, ГЧП. Со стороны активов также не учитываются природные ресурсы, которые МВФ оценил на 200% от ВВП в 2014 году. Также не учитываются 100% от ВВП в пассивах и 125% в активах по 40 крупным компаниям с полным контролем государства», – привел статистику Витор Гаспар.
                От погашения государственного долга с помощью инфляции российское правительство предостерег председатель Совета директоров UBS Group AG, экс-президент Немецкого центрального банка Аксель Вебер. «Остаются альтернативы: тратить меньше или повышать бюджетные поступления. Поднимать налоги не очень хорошо, если вы хотите добиться роста», – заявил представитель иностранной компании.
                Свои рекомендации для недопущения роста государственного долга высказал Олег Вьюгин. Он считает, что правительству необходимо продемонстрировать управление публичными активами и пассивами при отсутствии роста fiscal gap. В этом случае доверие, в том числе к долгу, возрастет. Кроме того, нужно решить вопросы пенсионной реформы и пенсионного возраста, скорректировать постоянно действующие публичные обязательства. Также необходимо сделать попытку уйти из рыночных активов, которые находятся на публичном балансе и генерируют gap.
                Максим Орешкин пожелал Центральному банку оставаться полностью независимым. Генеральный директор Аналитического кредитного рейтингового агентства Екатерина Трофимова рекомендовала правительству подходить к мерам с осторожностью. Ксения Юдаева от рекомендаций отказалась и пожелала правительству и министерству РФ удачи.



Продолжение…..