Я по нему скучаю

Леонид Патракеев
       Эта встреча произошла в одном из псковских монастырей, куда я приехал на несколько дней, чтобы потрудиться во славу Божию и повидаться со старцем, живущим здесь. Поселили меня в гостиницу для паломников, которая делилась на два крыла - мужское и женское. Островком, соединяющим эти крылья, была небольшая трапезная, где можно было выпить чаю и слегка перекусить. Однажды днем я сидел здесь, ожидая, когда закипит чайник.  Из коридора послышались шаги, и в трапезную вошла невысокая светловолосая женщина лет тридцати пяти,  в длинной юбке и паломническом платке, наброшенном на плечи. Она взяла чашку, положила в нее пакет с заваркой и  присела на стул. Я взглянул на женщину, и меня поразило выражение  ее лица. На нем явно читалось стремление к  духовному поиску. Такие лица я видел у людей, давно живущих в монастырях, только у них лица были наполнены светом, а у женщины проступало страдание.

Закипел чайник, я встал и, обращаясь к женщине, предложил:
- Давайте, я Вам налью.
Женщина пододвинула мне свою чашку. Я налил кипяток ей и себе и поставил чайник на плиту.

Пили мы молча. Заметив, что чашка ее опустела, я предложил налить еще и спросил:
- Вы здесь первый раз?
Женщина взяла в руку чашку и ответила:
- Нет, это уже шестой.
-Шестой?- поразился я,- сколько же лет вы сюда приезжаете?
-Лет? - грустно улыбнулась она, - первый раз я приехала сюда полгода назад.
- Вы приезжаете каждый месяц? – опять удивился я.
- Получается так, - согласилась женщина.
Я хотел задать вопрос о причине, но вовремя сообразив, что могу показаться бестактным, промолчал. Но паломница продолжила сама:
- Первый раз я приехала сюда со своей подругой,  ей нужно было привезти лекарство для настоятельницы. Та приняла нас,  вечер и утро мы были на службе, а на следующий день она привела нас к старцу. Батюшка долго с нами разговаривал, потом благословил  в дорогу, и мы уехали.  После разговора с ним такое  хорошее чувство осталось, словно согрел он меня. Даже не меня, а душу мою отогрел. У меня в жизни вроде бы все неплохо сложилось, семья есть, муж хороший, сын и дочка растут. Но вот чувство такое, что это не все, есть еще что-то, и оно ждет меня. А что ждет?  Не знаю. Только стала я чувствовать, что скучаю по старцу, по теплу его, по свету от него идущему. И через месяц приехала снова. В этот мой  приезд батюшка очень  занят был. Я на службу пришла к восьми утра и ждала почти до вечера, только и выходила пару раз ненадолго. Мы  с ним и поговорили всего минут десять, а мне хватило. Я тогда отчетливо поняла, что если так скучаешь по человеку,  даже этих минут достаточно. Он словно жажду мою духовную утолил, мне с ним поговорить, как воздуха свежего вдохнуть или воды родниковой напиться.   
Она поставила  на стол пустую чашку и добавила:
- На месяц меня хватило, а потом невмоготу стало, так хочу его увидеть.  Снова  приехала. Исповедовалась ему. Причастилась.  И опять легко стало, наверное, душа моя при нем оживает, как цветок под солнцем.
Женщина посмотрела на меня и смущенно улыбнулась:
-Так и езжу. Скучаю по нему больше, чем по своим детям. И рассказать не могу никому об этом – не поймут. Вот Вам только и смогла. Видимо нужно было выговориться.

Она взглянула на часы.
-Пора мне. Батюшка сказал в половине четвертого подойти.

Женщина вымыла за собой чашку и ушла. Немного погодя поднялся и я. Проходя по двору монастыря, я увидел на скамейке батюшку и свою знакомую. Она рассказывала ему что-то, а он ласково улыбаясь, внимательно слушал. Потом они встали, женщина склонила голову, старец благословил ее и, они расстались. Женщина прошла мимо меня, и я увидел в ее глазах слезы.

Покидая вечером монастырь, я снова встретил ее на стоянке автобуса. Не замечая ничего вокруг, женщина смотрела на купола собора, в котором в этот час  шла служба.  Подошел автобус, она поднялась со скамьи, перекрестилась и,   увидев меня, спросила:
- Вы тоже уезжаете?
- Да,- ответил я, - пора домой.

Мы поднялись по ступенькам в автобус и сели рядом. Паломников, кроме нас, больше не было. В основном здесь ехали дачники из поселка, что был недалеко от монастыря, наполняя салон своим гомоном.   Жизнь с ее мирскими заботами опять подступила вплотную.  Мы сидели молча, говорить не хотелось. Святость места, где мы только что были, еще полностью  заполняла нас. Женщина, думая о чем-то смотрела в окно. Стемнело и в  боковом стекле автобуса отчетливо отражалось ее лицо. И глядя на это отражение, я подумал о том, что может быть раньше душа этой женщины была душою монахини, и сохранившаяся  память о бесконечной  любви к Божественному миру не дает ей покоя. А батюшка для нее – это окошко в тот мир, к которому  стремится ее душа.  Ведь получается, что старец для нее - это посланник Бога, и  именно поэтому  она по нему так скучает.

-Господи, - обратился я мысленно к Всевышнему, - помоги этой женщине обрести то, что она  ищет.
 
 Дорога была недолгой, и вскоре автобус подошел к железнодорожному вокзалу. Забрав вещи, мы вышли из автобуса и пошли к перрону.  Дальше наши пути расходились в разные стороны.  Вскоре подошел ее поезд.
 
-Прощайте, - сказала женщина,- и дай Вам Бог крепкой веры.

Она улыбнулась мне, и я опять поразился выражению ее лица. Теперь оно светилось тем светом, что передал ей  старец,  которым и наполняется наша душа, когда приближается к Богу.

-Как Вас зовут?- спросил я ее на  прощание.
- Татьяна,- ответила она, взяла в руку сумку, повернулась и пошла к поезду.