Что же, собственно, изменилось?

Елена Киянка
Времена Маркса прошли. Что же, собственно, изменилось?


Сейчас стало чуть ли не признаком хорошего тона указывать на то, что, дескать, времена Маркса прошли, и мир изменился. Мир, конечно, изменился, но изменился ли в сути своей капитализм, законы развития которого открыл Маркс? Вот в чём вопрос. Безусловно, капиталистическое общество начала ХХI века отличается от общества середины ХIХ века, но перемены, происходящие с ним, происходят не в произвольном порядке, а по объективным законам, описанным Марксом в «Капитале». Домонополистический капитализм перерос в монополистический, на основе которого капитализм перерос в свою последнюю стадию – империализм, приобретшую сначала черты так называемого государственного монополистического капитализма, а сегодня претендующую на глобальный характер. Концентрация капитала и захват им всё новых рынков сбыта и источников сырья осуществляется строго по Марксу, как и превращение теперь уже целых народов в «человеческую пыль», пролетариев.
Говорят: «Классы исчезают…»
Позвольте спросить: куда, если не решено (и в рамках капиталистического общества никогда не будет решено) основное противоречие капитализма – противоречие между общественным характером производства и частнособственническим способом присвоения, если бедные становятся ещё беднее, а богатые ещё богаче???
Говорят: «Нет пролетариата…»
Прелюбопытная история: буржуазия есть, а пролетариата нет! Средствами производства владеет 2-3% от общей численности населения, интересы собственников обслуживает 7-8%, остальные 90% вынуждены продавать за бесценок этим 2-3% свою рабочую силу, но пролетариатом почему-то не являются!
Может, потому, что кому-то очень хочется увековечить подобное положение вещей??? Да, сейчас пролетариата количественно во много раз больше, чем во времена Маркса! Пропорционально росту уровня развития производительных сил. Во времена Маркса пролетаризовались, в основном, люди физического труда, а сейчас помимо них пролетаризуются ещё и работники умственного труда. Другой вопрос, что на сегодняшний момент пролетариат ещё является «классом в себе», т.е. не осознает в массе: ни своей собственной классовой принадлежности, ни выпавшей на его долю исторической миссии. Но это не в последнюю очередь, проблема партии, которая призвана быть авангардом рабочего класса. Не получается у этой партии сплотить и поднять на борьбу за социализм современный пролетариат, так «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
До сих пор капитализм развивается и загнивает по Марксу и по Ленину, поэтому нет оснований полагать, что он будет похоронен по Каутскому или Беренштейну. Рано или поздно «низы не захотят, а верхи не смогут». Суть объективных законов, открытых классиками, неизменна, а условия, в которых действуют эти законы, преходящи. Со времен Маркса условия уже неоднократно менялись. Капитализм перекраивал свой костюм, но – не рыло, как был препохабием, так им и остался. А горбатого, известно, только могила исправит.
Что же, собственно, изменилось? Капитал продолжает концентрироваться в руках единиц, основные противоречия капитализма обострены до предела, миллионы тружеников пролетаризуются на глазах, классовая борьба актуальна, как никогда. Но в ней пока уверенно побеждает буржуазия. Почему? На мой взгляд, ответ на этот вопрос связан именно с теми основными изменениями, которые произошли с миром со времен Маркса. Научно-технический прогресс вывел производительные силы общества на такой высокий уровень развития, что им соответствовали бы производственные отношения, как минимум, хорошо развитого социализма. А на дворе капитализм, при котором передовые технологии используются не благо всего общества, а для обогащения 1% зажравшихся выродков. Таким образом, все достижения науки и техники, призванные облегчить труд и освободить время для творческого развития трудящихся, применяются не по назначению, а как новейшие виды оружия в непримиримой классовой войне. И основная задача авангардных сил пролетариата – обучиться самим и обучить остальных защите от этого оружия. Если научимся защищаться, то впоследствии научимся и побеждать.
Любое информационно-психологическое оружие (а к нему относятся: масс-культура, СМИ, мозаичное образование, все компьютерные игры, бульварное чтиво, наркотики и многочисленные экстрасенсы) направлено на уничтожение человеческого сознания и высвобождение вследствие этого глубинных биологических инстинктов. «Обработанный» психологическим оружием человек неминуемо превращается либо в животное, либо в биоробота и перестаёт представлять опасность как классовый противник.
Во времена Маркса как было? Рабочий люд был, в основном, не грамотен, а единственным институтом, помогающим власть имущим держать его в узде, была церковь. В каждом рабочем поселке, на каждом предприятии в свой срок появлялся просветитель, который объяснял рабочим: что к чему, а некоторых из них и грамоте обучал, и человеческая мысль начинала работать в правильном направлении.
Сейчас – всё не так. Мы приходим к рабочим – они, вроде бы, и грамотные, а все – как под гипнозом: кто - от телевизора, кто - от компьютерных игр, кто - от водки, кто - от «жёлтой» прессы, кто - от попсы или рока, а кто, вообще, не понятно, от чего. Но при этом всём им кажется, что они шибко умные (чем обширнее разрушение сознания, тем больше человек кажется самому себе умным). Так вот, сейчас приходим мы к рабочим, а они, как зомби: ни одной собственной мысли. Сами уже почернели от пахоты, но, как живые телевизоры о «голодоморе 1932-33 гг.» с умным видом вещают…
В чём была сила легендарного Чапаева? Он мыслил. И неграмотность ему в этом деле не очень-то мешала. Буржуазия это учла. И теперь современных потенциальных Чапаевых сызмальства отучают мыслить – все детские книжки, игрушки, телепередачи направлены на это. Поэтому наше слово будет иметь успех только после того, как мы вернём людям способность мыслить. Против телевидения, компьютерных игр, примитивной и психопатической музыки сейчас нужно выступать, как против пьянства и наркомании, потому что вызываемые и теми, и другими изменения в личности часто необратимы, и в сути своей идентичны. И при этом нам самим не худо было бы помнить, что мы такие же люди, и точно так же подвержены воздействию современного психо-информационного оружия. И, судя по некоторым нашим ошибкам и просчётам, многие из нас в той или иной степени поражены этим оружием. Вот им и кажется, что мир стал каким-то, совершенно иным, чем во времена Маркса. А на самом деле, в нём лишь заменили публичные казни заказными убийствами, церковные проклятия в адрес революционеров – сфабрикованными в их же адрес помоями, льющимися на головы людей с телевизионных экранов, а отсутствие грамотности – отсутствием желания и умения мыслить. Не Маркс устарел, а классовое оружие буржуазии многократно усовершенствовалось. Научимся противостоять ему – и сами победим, и мир в очередной раз спасём. Не научимся – погибнем и миру шансов не оставим.

2003 г.