Львов. О турпоездке по Украине

Алла Валько
             

Львов - первый город, который я посетила во время турпоездки по Украине. Он был основан в 1256 году галицким князем Даниилом Романовичем  и назван им в честь сына Льва. На протяжении всей своей истории Львов никогда не переименовывался. Около 1272 года город стал столицей Галицко-Волынского княжества, а в дальнейшем являлся также столицей  Королевства Русь, Королевства Галиции и Лодомерии,  Западно-Украинской Народной Республики,  Украинского  государства, созданного в 1941 году.

Ныне Львов - столица Львовской области, национально-культурный и образовательно-научный центр, крупный промышленный центр и транспортный узел. Он также считается столицей Галиции и Западной Украины. В нём  проживает более 722000 постоянных жителей. Согласно переписи населения 2001 года, 85 % жителей относили себя к украинцам, 12 % к русским, при этом 79 % общались на украинском языке, 20 % — на русском. Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР.
 
Раньше национальный состав Львова был совершенно иной. Вскоре после основания города здесь поселились евреи, которые долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, давшую миру многих известных деятелей науки и культуры. После завоевания города Казимиром Великим в 1349 году во Львове появилось довольно многочисленное польское население, а евреи стали пользоваться привилегиями наравне с другими еврейскими общинами Польши. В 1356 году Казимир дарует городу Магдебургское право. Окончательно Львов стал польским городом на границе XV и XVI столетий и в дальнейшем был одним из наиболее значительных польских культурных центров, особенно после разделов Речи Посполитой. Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944-1947 годах.
 
В 1267 году Львов стал и центром армянской епархии. Львовские армяне не знают армянского языка и говорят по-польски и по-татарски. В первой половине XX века в Галиции насчитывалось 5,5 тысяч армянокатоликов. Однако, видимо, не во все времена судьба армянского населения складывалась благополучно, потому что на мемориальной доске при входе в армянскую церковь я прочитала слова “100-летие геноцида армян 1915-2015”. Сейчас по всей Украине происходит возрождение  армянской католической церкви.
 
Накануне Холокоста около трети львовян были евреями. Подавляющее большинство евреев из общего числа 240000 человек было убито во время нацистской оккупации, и к приходу в город Красной армии выжили не более 200 человек. До семидесятых годов XX века во Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община города значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции и сейчас насчитывает около 2 000 человек.
 
Всё это я узнала, готовясь к путешествию в Украину, а по приезде во Львов меня ждало более близкое знакомство со старинным городом. Гид встретила меня очень приветливо и сразу заторопилась начать экскурсию на тему “По улицам старинного Львова”. Был субботний день, и на улицах города я видела много людей. Мне не терпелось поговорить с гидом о современных проблемах страны, однако она сказала, что времени у нас совсем немного, что я всё успею увидеть в свободное время, а сейчас ей хочется рассказать и показать мне как можно больше. К сожалению, я не запомнила имени моего замечательного гида, поэтому для удобства рассказа буду называть её Людмилой. Она говорила на прекрасном русском языке, и слушать её мне доставляло огромное удовольствие.

Самые интересные архитектурные памятники Львова входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это архитектурный ансамбль площади Рынок, Королевский дворец с итальянским двориком, городская Ратуша, Латинский костёл, собор  Святого Юра, Театр оперы и балета. С этими памятниками старины и знакомила меня Людмила, начав экскурсию с выложенной брусчаткой средневековой площади Рынок с её античными скульптурами и городской Ратушей.

Площадь является центральной площадью города Львова, которая на протяжении многих веков была центром всей жизни Львова - экономической, политической и культурной. От площади Рынок отходят  улицы – Русская, Краковская, Сербская и другие. Рядом находится знаменитая Кафедральная площадь. Архитектурный ансамбль площади сформировался в ХIV–ХIХ веках как центр польско-немецкого средневекового города. Над застройкой работали известные архитекторы С. Фесингер, П. Красовский, П. Барбон, Б. Меретин, М. Градовский, П. Римлянин и другие.

На площади постоянно бурлил базар, который существовал вплоть до 1944 года. В период средневековья его посещали персы, англичане, турки, голландцы, россияне и французы. На площади размещалось также городское управление, исполнялись судебные приговоры, устраивались разные торжества, давались представления, проходили процессии.
 
Все 44 здания, окружающие площадь, были построены по заказу только богатой знати и зажиточных купцов, так как земельные участки здесь были очень дорогими. Число окон, выходивших на площадь, не должно было превышать трёх, иначе налог на дом существенно повышался. Поэтому дома были  узкими и длинными, чуть ли не с квартал. Подвалы домов выходили за линию фасада под тротуар и имели вход с улицы. Вначале нумерации домов не существовало.  Почтальоны находили адресата по фамилии владельца или  элементам декоративного оформления фасада его дома: “Подо львом”, “Под оленем”, “Камьяниця Лукашевичив”. У каждого дома на площади своя неповторимая история.

На большинстве домов сохранились элементы готической архитектуры средневековья. Наиболее известными и привлекательными зданиями являются дворец Бандирелли, дворец Корнякта, а также дом, известный как “Чёрная каменица”. Дворец Корнякта принадлежал купцу и виноторговцу с острова Крит, получившему от короля Речи Посполитой Сигизмунда ІІ Августа дворянский титул за верную службу. Король Стефан Баторий дал разрешение Корнякту построить на Площади Рынок дворец с шестью окнами. В то время подобное разрешение невозможно было купить ни за какие деньги, но можно было получить благодаря преданной службе государству.

Дворец был построен в 1580 году архитекторами Петром из Барбоны и Павлом Римлянином. И в те времена, и сегодня этот дом считается одним из самых красивых жилых зданий. Вход в него обрамляют две коринфские колонны, а во внутреннем Итальянском дворике царит совершенно особая атмосфера. В середине XVII столетия дворец перешёл в собственность семьи польского короля Яна ІІІ Собеского, после чего стал называться Королевской камьяницей. Именно здесь в 1686 был подписан “Вечный мир” между Россией и Польшей. В 1908 году дворец выкупил город. И с тех пор в нём находится Львовский исторический музей, который называется «Национальный музей имени короля Яна ІІІ».

В самом центре площади Рынок располагается Ратуша с 65-метровой башней, сооружённая после получения городом  самоуправления по Магдебургскому праву, когда город ещё был столицей габсбургской провинции Королевства Галиции и Лодомерии и назывался Лемберг. В то время здание было построено из дерева и вскоре сгорело. После пожара львовские власти реконструировали ратушу. Строительство современной башни в стиле венского классицизма было завершено к 1835 году. Ратуша высотой в четыре этажа выложена из кирпича, с небольшим двориком во внутренней части. На высокой башне установлены городские часы.  Во время революционных событий 1848 года австрийская артиллерия обстреляла центр города. Ратуша была повреждена, её башня рухнула. Через три года здание было отремонтировано и частично реконструировано. С 1939 года здание Ратуши занимает Львовский городской совет.

По углам площади Рынок находятся фонтаны со статуями Дианы, Адониса, Амфитриты и Нептуна, выполненные знаменитым львовским скульптором Г. Витвером. На площади Рынок находится также магазин кофе, он же музей, который называется “Тут народилась львiвска кава”. Львов издавна считается в Украине столицей кофе. Недалеко от магазина моё внимание привлекла неподвижно стоявшая девушка-статуя в голубом одеянии и загримированным в голубой цвет лицом, изображавшая американскую статую Свободы с факелом в руке. Рядом стояла тоже голубая чаша для сбора подаяния. По улице, прилегающей к площади Рынок, прошла группа молодых людей в шотландских юбочках, но я не поняла, чем вызвано их появление, поскольку волынок у них не было. Невдалеке в вышиванках сидели продавцы народного промысла. Они торговали плетёными фигурками домашних животных - коз и овец.

На одном из домов я увидела вывеску “Гудзики” и вспомнила анекдот времён моей юности, связанный с этим словом. Русский парнишка приехал в гости к своему другу в Украину. Оба решили отметить встречу в кафе. Официантка подала им меню, и хозяин страны в шутку предложил не понимающему по-украински другу заказать гудзики. Всерьёз восприняв его предложение, русский сделал заказ. Но, к его удивлению, вместо того чтобы записать его, официантка начала судорожно осматривать себя и похлопывать по груди и животу, проверяя, всё ли у неё в порядке. Когда розыгрыш раскрылся, и гостю объяснили, что “гудзики” – это “пуговицы”, он очень обиделся на своего друга.

Вспомнив этот безобидный анекдот, я рассмеялась, и мы продолжили свой путь теперь уже к Латинскому собору, у стен которого находится один из самых замечательных архитектурных памятников Львова - часовня Боимов, с великолепной резьбой по камню, изначально белой, но за несколько веков сильно закопченной. Часовня была построена в начале XVII века над фамильным склепом львовских патрициев Боимов. Её купол венчает скульптура сидящего Христа.

Оперный театр им. С. Крушельницкой во Львове считается одним из красивейших театров Европы наравне с одесской и венской операми. Фасад здания украшают скульптурные фигуры "Жизнь" и "Искусство", статуи "Слава", "Победа", "Любовь". Театр спроектирован так, что фойе, коридоры и лестницы максимально освещаются природным светом. Зеркальный холл театра украшают картины, изображающие символичную смену времён года. Большая люстра в зале из драгоценных материалов украшена аллегорическими фигурами. На втором этаже сохранились личные апартаменты императора Франца Иосифа с ванной и выходом в императорскую (ныне – президентскую) ложу.

Своими главными святынями жители Львова считают Главный католический и Главный армянский храмы Украины, а также Главный храм греко-католиков Украины, которым является церковь Святого Юра.

Видя мой живой интерес, Людмила вдохновенно продолжала знакомить меня с достопримечательностями города, но иногда я всё же прерывала её рассказ  вопросами о политике, отвлекая от темы экскурсии. Людмила с горечью отозвалась по поводу событий в Украине, но сказала, что львовяне готовы смириться с аннексией Крыма и отдать Донбасс России, лишь бы украинцы больше не гибли в этой войне. “Нам надо помириться с Россией,” – заключила она. Это было моим первым потрясением. Я промолчала, но тогда, в августе, меня сверлила мысль: “Как можно простить гибель тысяч украинцев? А если этими территориями дело не ограничатся? Ведь полуостров придётся как-то снабжать продовольствием, водой и электроэнергией!” Однако ту же позицию, как оказалось позже, занимала и Юля, администратор гостиницы “Рамада”. Она тоже предпочла бы замирение с Россией продолжению военных действий, отказавшись от Крыма и Донбасса. 

Наконец, к нам подошёл молодой человек, представившийся руководителем киевской группы, к которой я должна была присоединиться в своём дальнейшем путешествии. Он представился – Иван - и подвёл меня к миниавтобусу Мерседес, в котором находилось человек пятнадцать. Я поздоровалась, и все они радушно приветствовали меня, вселив в меня уверенность, что я найду с ними общий язык. Мы направились в отель “Рамада”.

На следующее утро мы должны были отправиться на экскурсию по замкам Львовщины. Завтрак в отеле, организованный в форме шведского стола, был весьма обильным, что приятно удивило меня. Туристы могли взять 1% и 2,5% кефир, йогурты, свежую капусту, варёную свёклу, свежие помидоры и огурцы, яичницу, сардельки, хлеб, булочки, кусочки пирога с яблочной начинкой, бананы, яблоки, сливы, персики, чай, кофе.

После возвращения с экскурсии я отправилась гулять по городу. В этот день, 23 августа, жители Львова и его гости праздновали День Государственного флага Украины. Город был нарядно украшен, на улицах толпы нарядно одетых людей, на многих – вышиванки, расшитые бисером, мулине или акриловыми нитками. Моё внимание привлекла семья: молодые мама и папа,  бабушка и грудной ребёнок в коляске, все одетые в украинские национальные костюмы. Удержаться от того, чтобы не сфотографировать их, было невозможно. Конечно, наша беседа коснулась взаимоотношений Украины и России и положения в Донбассе.  Лейтмотивом высказываний моих знакомых было то, что украинцы жаждут мира на своей земле. Они выразили сожаление по поводу политики руководства России в отношении её притязаний на украинские территории.
 
Я хотела посетить кладбище, на котором похоронены бойцы Небесной сотни, однако на это у меня не хватило времени. Я ограничилась тем, что внесла небольшое пожертвование бойцам АТО и вручила бывшему бойцу, участвовавшему в сражениях на Донбассе и оглохшему в результате контузии, книгу с дарственной надписью: “Дорогому защитнику свободной Украины…” К палатке, возле которой производился сбор пожертвований, был прикреплён большой плакат с надписью “Герои не умирают” и “Вечная память Небесной сотне”, а также многочисленные фотографии погибших защитников Майдана.

В городском сквере шла бойкая торговля сувенирами, флажками, бижутерией и прочей мелочью. Я купила флажок – половину его занимал флаг Евросоюза, а вторую половину – флаг Украины. Теперь, когда украинцы перестали ездить в Крым, Львов стал для них туристической меккой. Кругом было много молодёжи, у всех приветливые лица. Молодые люди радовались жизни и смеялись. Чувствовалось, что они наслаждаются хорошей погодой, тёплыми лучами августовского солнца и надеются на светлое будущее. И лишь в одном месте паренёк сосредоточенно пинал чучело президента соседней страны.
 
По пути к остановке нашего миниавтобуса я разговорилась с немолодой женщиной. Она была весьма элегантно одета - в сером костюме и шляпке - и оказалось моей ровесницей, окончившей Львовский политехнический институт. Она прекрасно, без акцента говорила по-русски и с удовольствием вспоминала свои студенческие годы, а потом переключилась на, видимо, волновавшую её тему. От неё я снова услышала, что Львов и прилегающие к нему земли являются Галичиной и раньше входили в состав Польши. Она говорила об этом с такой настойчивостью, что вынудила меня спросить, не хочет ли она возвращения Западной Украины в состав Польши. Дама ничего мне не ответила, но по её красноречивому взгляду я поняла, что она желает именно этого. На мой вопрос, кто она по национальности, дама ответила, что наполовину полька.

Собственно во Львове я была совсем немного – всего два вечера, но они сполна насытили меня новыми знаниями и впечатлениями, однако я была озадачена тем, какие у людей разные настроения.