Вокальная радуга - Михаил Озеров

Наталия Май
По тембровому, техническому разнообразию этому певцу равных не много – он с видимой легкостью переключается на разное звучание, как инструмент с большим диапазоном и выразительными регистрами: верхним, средним и нижним. В этом можно убедиться не только слушая песни, исполненные им в «Голосе», но и вокальные пародии в юмористической передаче «Большая разница».

Такие участники могут и не побеждать, но они нужны для вокальных шоу, потому что иначе процесс наскучит. Здесь требуется универсальность, многокрасочность, возможность звучать как можно большим количеством красок, подобно оттенкам радуги.

Другое дело – получится ли не только заинтриговать широкую публику, но и достучаться до нее эмоционально. Создать проникновенные образы, когда люди голосуют сердцем. А они в своем большинстве – не профессионалы.

Если внимательно следить за тем, что происходило на разных этапах, можно было сделать вывод, что Михаил Озеров – человек очень закрытый. В песнях медленных лирических он может прозвучать безупречно, но держаться скованно и отстраненно. Закроешь глаза – красивейший звук, откроешь – ощущение дистанции, некоторой отчужденности, как это бывает, когда человек выстраивает между собой и окружающим миром некую стену и отгораживается за ней, не желая идти на эмоциональный контакт.

Но если в песне есть мощная энергетика, некая встряска, он оживает, и тогда пробуждается к жизни его скрытый за непроницаемой маской темперамент. Поэтому композиции Александра Градского и прозвучали настолько удачно. В них есть драйв, они невольно встряхивают певца и раскрывают его.

Исполняя их, Михаил продемонстрировал, что накал страстей в музыке он прекрасно выдерживает. Проступает его волевое начало, вокальная и эмоциональная сила, брутальность. В таких композициях нужен одновременно и тонкий лирик, и вокальный танк. Разнообразие эмоциональное. И в то же время поражали легкость, свобода на верхних нотах, чувство меры, позволяющее не сорваться на визг и не перейти в карикатурную истеричность.

Впрочем, слушая фрагменты из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», можно было догадаться о его возможностях – не только тембровых, но и энергетических.

Сложным ироничным и замкнутым людям трудно найти органичный образ, когда внешний облик сочетается с тембром и содержанием песни. Если голос высокий и ангелоподобный, люди иной раз хотят видеть на сцене херувимоподобную внешность, если низкий и мужественный – физическую силу. Кто-то не боится на сцене показать свою слабость и с удовольствием поет о том, как красиво страдает и льет слезы из-за несчастной любви. Кто-то прячется за клоунадой, чтобы не раскрывать душу, потому что не хочет казаться уязвимым или смешным. Кто-то придумывает персонаж и на сцене играет роль, как Верка Сердючка.

Есть исполнители с богатой эмоциональной палитрой, в них заключено многое, но раскрыть это можно в драматических взрывных мощных песнях, в которых невозможно спрятаться, музыка встряхивает певца. А без подобных встрясок он так и останется в своей внутренней раковине. И станет предметом домыслов.

Не знаю, к чему приведут творческие поиски Михаила, но надеюсь, что заинтересует он не только профессионалов – людей, которые должны быть внутренне свободны от стереотипов, и заинтересованы в некой технической и психологической новизне. Голосование зрителей «Голоса» - это во многом подсознательный поиск положительного героя в современной реальности, так было после первого, второго и четвертого сезонов. В постсоветское время людям стало этого не хватать.

Михаил Озеров и не пытается вписаться в это клише. Он неоднозначен. Артисту важно найти свою песню, в которой он прозвучал бы не только как тембр, а как человек. А чем он сложнее, тем труднее его понять, почувствовать и раскрыть. Наставнику. Автору. Но, конечно, для этого нужно и желание самого исполнителя.

Умение абстрагироваться от эмоций и  взглянуть на себя беспристрастно – чужими глазами.