Картинка из интернета...

Геннадий Никишин
.....На ней пыльная сельская улица, которая служит дорогой. Дома один красивее другого. Заборы по линеечке, весёлые красочные тона, под тяжёлыми плодами склонились ветви яблонь. По центру деревни идёт стадо коров…И сразу вспомнилось, как это проходило у нас в пос. Марьинский.

Лесные поляны покрылись молодой, сочной зеленью. Дневное светило всё дольше задерживается на своём небесном пути, и мои соседи заводят разговор, что пора выбирать пастуха.

Выбор небольшой, но необходимо было выбрать лучшего из лучших. Наши коровы застоялись в тесных «квартирах» и тоже ждут этого момента. Рядом с домом или в ближайшем лесу находились полянки с первым травостоем, и хороший хозяин уже успел побродить по этим местам.

К назначенному дню в каждом доме готовили узелок с вкусным угощением, среди них обязательно находилась бутылочка самогонки. Пастуха следовало не просто выбрать, но и «обмыть».

В те далёкие уже годы наш посёлок делился на две части. Сам пос. Марьинский и 105-й лесоучасток. Десятки домов, среди которых большая часть была сработана своими руками. С десяток бараков на несколько семей в каждом. При каждом доме хозяйственные постройки, ближние и дальние огороды. И обязательно в каждой семье - корова. Она - главная копилка и кормилица. Вокруг густым зелёным кольцом - леса с грибными и ягодными местами, кормовыми распасами.

Работа пастуха всегда была прибыльной, почётной и ответственной. Если будущий хозяин коровьего стада был занят на предприятии, его могли на время пастбищного сезона освободить от основной работы. Хотя и труд пастуха был далеко не простым, мог продолжаться весь световой день.

Выборы пастуха по накалу проходили на планку выше тех, которые проходят в наши дни. И отличались тем, что наши деревенские избранники пользовались большим доверием, всегда были на виду. В ход шли все аргументы: как пастушил раньше, всегда ли коровы возвращались накормленными, нет ли среди них больных или травмированных. Наибольшую похвалу получал Борис Шалынин. Кроме того, у Шалынина всегда была в помощниках собака. Обычная дворняга выполняла большую и важную работу. Помню, мы притомились от дальнего перехода, выбрали дерево с густой и тенистой кроной для отдыха.
"Можешь быть спокойным! Чайка подаст голос в случае чего!"

 И вот первый день выхода стада после длительного стояния и лежания. Женщины в праздничных нарядах. Животные тоже «потеряли» голову от радости, и несколько дней за ними требовался контроль. Обработаны копыта, аккуратно опилены рога, которые к началу весны превратились в грозное и опасное оружие.

Корова когда-то была диким животным. Когда возникала опасность, которая, как правило, исходила от стаи волков, коровы-мамы окружали своих малышей и, выставив острые рога, отбивались от серых разбойников. Не каждый хищник готов был пойти на риск для своей жизни. Прошли века, а первобытные привычки остались. Немало было проблем, когда коровы оставались где-то на ночь. Лишняя нагрузка на пастуха, тревога для хозяйки. Чтобы как-то облегчить поиски, на шеи коров приспосабливали колокольчики. Все они были выполнены вручную.

Мы любили на весь день уходить в места, где проходила война, и к нам, мальчишкам, многие обращались с просьбой принести гильзы от снарядов. Чаще всего это были снаряды от «сорокопяток». В самом начале войны эти небольшие по размеру пушки были едва ли не единственным средством по уничтожению немецких машин. Главная сила у этих снарядов заключалась в головке с бронированным сердечников. Он в клочья рвал гусеницы танка. Мы умели разряжать такие предметы, а потом из медной части изготовлялся «сотовый телефон» для коровы. При малейшем движении, колокольчик издавал звук, который был слышен за десятки метров. Такое приспособление выручало, среди лета, когда становилось меньше оводов, главных мучителей животных, и наши коровы уходили в «ночное».
Сезон коровьего лета делился на несколько частей. Сначала коровы уходили на лесные поляны как всегда. Но как только солнце начинало набирать температуру, а у комаров и оводов просыпался зверский «кровавый» аппетит, наши коровы переходили на вторую, более раннюю смену. Животные переводились на «росу».

Солнце ещё только намечает себе дорогу, собаки перебрёхиваются скорее для порядка, а деревня уже просыпается. Скрипнула дверь, хлопнула калитка, стукнули в окно тому, кто не успел проснуться. За короткое время надо накормить корову, подоить, наполняя ведро вкусным и полезным молоком.

А пастух торопит, подгоняет громким звуком трубы, собирая рогатых кормилиц в одно стадо. К началу деревенской околицы такое стадо у нас насчитывало около ста голов. Где-то к полудню коровы возвращались домой, а часа через три всё повторялось.

Лето набирало силу, травы на полянах густели, и тогда женщины уходили на дойку куда-нибудь за посёлок. Коровы нагуливали до двух-трёх ведёр здорового продукта. Малоудойных коров, как правило, у нас не держали. Женщины снова доставали свои наряды и дружно шли к назначенному месту. И обязательно с песнями. Кто-то один солировал, другие подпевали. Кажется, даже птицы замолкали. Слушали.

…Мне несколько раз удалось попастушить, прогулки со стадом наполняли меня знаниями о природе, самыми разными историями.

…Однажды под Красногорьем мы с Борисом Шалыниным наблюдали занимательную картину. В стаде была корова, любительница до желудей. Дубу было лет триста, а он продолжал давать потомство.

Крупные жёлуди собирали белки, сойки и наша корова. Другие питались травой, а она первым делом устремлялась к дубу. Одна беда - в дереве, в дупле жили осы. Каждый старался отстоять свои права. Когда наша коровёнка устала от болезненных укусов, к нем пришла мысль. Перед тем, как отправляться к дубу, она заходила по шею в речную воду, а потом уже смело отправлялась за вкусными для неё плодами…

Или ещё один случай. День для нас был утомительный, мы с трудом волочили к вечеру ноги. Передо мной стояла одна задача – следить за коровой, которая будто с ума сошла. Не успел глазом моргнуть, её нет. Вернёшь в стадо, догнав на лесной тропе, ходит, за мной наблюдает. Я за ней. И так все часы длинного лета. Выяснилось потом, что у Зорьки дома телёнок-бычок. Вот она и переживала за него. Оказывается, у всех есть чувство материнства.

Помню, у нас корова могла многое рассказать. Чистая, упитанная, вылиняла, значит и у хозяйки в доме полный порядок.

….Летнее солнце уходит на покой. Стадо коров возвращается домой. На краю посёлка нас встречают матери с детьми. У каждого в руках краюха хлеба для своей кормилицы. Женщины тихо беседуют с коровами. День для всех сложился удачно. Такие картинки, от которых тепло, наша память будет хранить всегда.