Старая учительница

Олег Ксюк
               

    Татьяна Ивановна, бывшая уже на пенсии преподавательница истории в сельской школе, вышла на улицу, посидеть на лавочке возле своей калитки. А, вдруг, кто-то будет идти мимо, и поговорит с ней. Жила она одна. Родители давно умерли. Мужа не было. В деревне учительнице тяжело найти свою половинку. Холостые парни видят в ней, в первую очередь, не женщину, а существо, к которому или непросто подступиться, или не своего поля ягоду.
    В молодом возрасте в нее намечался роман с совхозным ветеринаром, но в него уже была семья. И девушка поставила своего ухажера перед выбором – или он разводится со своей супругой, или – пусть забудет дорогу в ее дом. Не могла воспитательница подрастающего поколения позволить себе любовной интрижки с женатым мужчиной. А представитель местной интеллигенции не отважился на решительный поступок. Потом, как-то совсем незаметно, односельчане начали называть, между собой, учительницу «старой девой».
    В женщин недолгий век их яркого расцвета. Недаром короткий теплый отрезок осени в народе прозвали «бабьим летом». Танечке нужно было бы уехать работать в какой-нибудь город. Там легче устроить свою личную жизнь. Но она искренне хотела посвятить себя благородному делу – воспитанию деток родного села. Ознакомившись в институте с трудами многих известных отечественных и зарубежных педагогов, она прониклась желанием нести в массы «умные, добрые, вечные истины». Свою работу молодая учительница любила, и часто когда, по разным причинам, отсутствовали в школе преподаватели других предметов, она их безоговорочно замещала.      
    Летнее солнышко приятно ласкало тело, и старушка не заметила, как уснула. Разбудили ее слова соседки, Екатерины Беловой:
    - Здравствуй Таня. На солнышке греешься?
    - Да. – встрепенулась Татьяна Ивановна, и начала забрасывать вопросами свою подругу детства. - Как твое здоровье? Как поживает дочь Люба? Чем занимается внук Леня?
    - Самочувствие плохое. Ноги, в последнее время начали сильно болеть, а лекарства сейчас дорогие. В семье неприятности: Леня с приятелями обворовал чей-то дом. Теперь  ждет суда. Люба нашла хорошего, по ее словам, адвоката, который обещает помочь сыну избежать наказания, но требует за это большую сумму денег. Дочь предлагает мне срочно продать наш дом, чтоб спасти мальчика от тюрьмы. Уже и покупателя нашла.
    - А где жить будете?
    - Люба уговорила мою сестру, Иру, принять нас к себе.
    - Там же не жилье, а сплошные развалины.
    - Вот, вот! – тяжело вздохнула Катя. – А дите заявило, что если я не захочу ей помочь, то проклянет меня. Извини, Таня, пойду я. Гости должны скоро с города приехать. 
    - Надо же, - подумала Татьяна Ивановна, после ухода соседки, - как мир изменился за последнее время! При Советской власти квартирные кражи были большой редкостью. А сельские жители вообще не закрывали дом на замок, когда уходили куда-то по своим делам. Только щеколду накидывали на крючок, чтоб все знали, что хозяина нет на месте. Тогда все имели работу, и своим благосостоянием мало, чем отличались друг от друга. Это сейчас общество резко разделилось на богатых и бедных. И во многих соотечественников появилась зависть и искушение: чем-то поживиться чужим. Да и сами люди сильно изменились. Кто и когда слышал раньше о наркоманах? А сейчас их столько развелось, что крестьянам запрещают даже мак на огородах сеять. Оказывается, он страшный наркотик! А раньше это растение было просто ярким, красивым, радующим глаз, цветком. Да еще из семян его вкусные пироги пекли.
    Мысли старой учительницы прервали слова Любы, дочери Кати:
    - Здравствуйте, Татьяна Ивановна! Не лучше ли дремать дома у телевизора, чем на улице, на лавке?
    - Здравствуй Люба. – улыбнулась, потревоженная обращением к ней бывшей ученицы, женщина. – По телевизору сейчас демонстрируют лишь бесконечные сериалы с убийствами. Не кинофильмы, а наглядные пособия по уничтожению неугодных лиц. Они мне жутко надоели. Недавно проходила мимо твоя мать. Она жаловалась, что ты настаиваешь на продаже ее дома. Это правда?
    С лица Любы мгновенно сползла радостная улыбка, и оно приобрело гневный вид. Глаза сверкнули ненавистью, а с губ сорвался грубый ответ:
    - Твое какое, собачье, дело?
    - Как-то не хорошо получается: старому человеку по чужим углам скитаться. – смутилась Татьяна Ивановна.
    - Ты сначала  своего ребенка вылупи, а потом будешь давать другим умные советы.
    С этими словами дочь соседки широкими мужскими шагами зашагала прочь. Обескураженная состоявшимся только что разговором, старая учительница долго смотрела вслед своей обозленной собеседницы и с горечью вспоминала: Люба была лучшей ученицей в школе. Особенно ее успехами в учебе восхищался математик. Он даже попросил Татьяну Ивановну поставить ей в «Аттестате зрелости» по своему предмету пятерку. Тогда бы девушка смогла получить серебряную медаль, и беспрепятственно поступить в столичный университет на математический факультет. «Я вас уверяю: это растет новая Софья Ковалевская, - уговаривал тогда ее коллега по работе, - не позвольте угаснуть юному дарованию».
    Татьяна Ивановна поддалась на уговоры математика. Девушка получила, желанную  для многих-многих учеников страны, награду, но не поехала учиться дальше, а вышла замуж за местного тракториста Степу. Первое время жизнь в молодоженов, по словам Кати, ладилась. А потом ее зять все больше и больше начал «заглядывать в стакан», и, однажды, в пьяном виде замерз на поле. Гордость школы, на которую возлагались большие надежды ее воспитателями, пошла, работать дояркой на ферму, и там свои математические способности стала применять во время подсчета количества литров молока, надоенного за день.
    «Сколько талантов безжалостно поглотила трясина, семейных отношений, не построенных на взаимном уважении!» - подумала педагог-пенсионер. А потом, мысли ее приняли совсем неожиданный оборот: «Я избежала горькой участи своей ученицы, и, тем не менее, она не завидует мне. Мало того, она еще упрекает меня в незнании жизни. Какая-то бессмыслица!».
    Мрачные воспоминания Татьяны Ивановны на этот раз прервал радостный голос Пети Самсоненка:
    - Мое вам глубокое почтение, Татьяна Ивановна! Спешу сообщить своей бывшей классной руководительнице, что у меня сегодня праздник, и я иду к Вальке-самогонщице, отметить его.
    - У тебя родился кто-то?
    - Нет. Мы только что разбили бюст Ленина, стоявшего возле школы, на мелкие кусочки. Да так, что бетонная лысина вождя мирового пролетариата восстановлению уже не подлежит.
    - И зачем вы это сделали? – удивилась женщина.
    - Уничтожили его как символ, ушедшего в прошлое, времени.
    - Разве можно воевать с тем, чего уже нет?
    - А вспомните, свои уроки, на которых вы с упоением рассказывали нам, еще детям, как везде, по всей стране, свободные граждане, победившего социализма, беспощадно сносили с лица земли памятники царю и его сатрапам?
    - Неужели я когда-то так говорила?
    - Говорили, говорили. Теперь наша Украина стала свободным государством, и тут не должно остаться и следа от Ленина и его сатрапов, построивших, так называемый, социалистический рай.
    - И тебе легче стало? Завтра ты начнешь лучше жить? Может нужно не с памятниками воевать, а с проблемами, возникшими в стране?
    - Главное душу отвести, а потом будет видно – что делать дальше?
    - Вы бы лучше кучу мусора с берега озера убрали, чтоб можно было в теплую погоду у воды отдохнуть.
    - Мусор может и полежать. А обида на учение Ленина давит сейчас.
    - Ну, ну, дерзай.
    Кода Петр ушел, Татьяна Ивановна снова предалась воспоминаниям. Перед личностью Владимира Ильича она преклонялась больше, чем ее верующая бабушка перед Иисусом Христом. Свою любовь к организатору и руководителю, самой смелой в истории человечества, революции сельская учительница пыталась привить и своим воспитанникам. Она возила их в Москву, чтоб обязательно посетить Мавзолей, и в Ленинград – колыбель Октября. В окрестностях бывшего Петрограда Ленин некоторое время скрывался от буржуазного правительства, чтоб потом, выйдя с подполья, осуществить мечту всей своей жизни, и возвестить на весь мир о появлении, первого в истории человечества, государства рабочих и крестьян.
    Для поездки в обе столицы страны нужны были деньги, каких в родителей многих учеников не было. Для того чтоб добыть их, Татьяна Ивановна организовывала, с участников будущих путешествий по Ленинским местам, бригады. И вместе с ними два месяца трудилась на полях местного совхоза. Первый раз директор сельскохозяйственного предприятия не захотел брать на временную работу школьников, побоявшись обвинения контролирующих государственных органов в незаконном использовании детского труда. Тогда неутомимая просветительница побывала в областном комитете партии, и добилась там содействия в, задуманном ею, мероприятии.
    Но все ее усилия, как теперь оказалось, были напрасными: ставшие взрослыми, воспитанники возненавидели человека, посвятившему всего себя без остатка делу освобождения пролетариата от эксплуатации капиталистами.
    «Всякое великое дело, - считала учительница истории, - не может совершаться без ошибок. Присутствовала после революции и излишняя классовая нетерпимость к некоторым слоям населения, приведшая, однажды, к голоду в стране. Слишком жестокая борьба велась с религией, когда сносились все церкви, многие с которых имели огромную историческую и культурную ценность. Не обошлось и без культа личности в руководстве государством, но цель, поставленная Лениным и партией перед собой, была благородной – сделать всех равными и счастливыми. Да вот не удалось государству воспитать, достойное Октябрьской революции, новое поколение. И это привело к распаду Советского Союза, и возрождению капитализма. А жаль».
    Ученицей Татьяны Ивановной была и Валька-самогонщица. Девочка звезд с неба не хватала, но училась хорошо. После семи классов она окончила какой-то техникум, и работала на одном из предприятий областного центра. А после приобретения Украиной независимости, по непонятным причинам, начались массово закрываться предприятия, а их оборудование выбрасывалось на металлолом. Сразу же возникла резервная армия безработных. Осталась не у дел и Валя. 
    Муж ее, Вадим Петренко, погиб, от рук рэкетиров. В первые годы становления нового государства в нем произошел всплеск разгула бандитизма. Тогда цена человеческой жизни была не высокой. «И вот скажи, - думала Татьяна Ивановна, - все люди ходили в школы. Всех их учили быть добрыми, уважать и любить друг друга. А только правоохранительные органы на некоторое время начали бездействовать, как сразу же законопослушные люди принялись массово превращаться в разбойников, грабителей и обманщиков. И чем это объяснить? Или все люди в душе хищники, и только общество заставляет их придерживаться строгих правил сосуществования? Может, психику людей формируют ни воспитатели, ни родители, а окружающая их среда? Хорошая среда – хорошие люди, плохая среда – плохие люди. Может, мне не нужно было призывать своих учеников любить родину и ближних своих, а только сказать им на уроке: революция произошла в тысяча девятьсот семнадцатом году, а как жить вам в новом обществе? – решайте сами».
    Вдова приехала в деревню, а там все изменилось. Совхоз распался. Обширные поля его теперь разрабатывал какой-то фермер. Взять к себе на работу женщину с двумя малолетними детьми он не захотел. И она занялась самогоноварением на продажу. За такую «деятельность» во времена Советской власти людям грозил  длительный срок принудительных работ за колючей проволокой. А в новом государстве подобное преступление пресекалось только штрафом. Местному участковому милиционеру иногда поступали письменные протесты от населения против незаконного существования круглосуточного «спиртного завода» в их деревне. Тогда страж правопорядка приходил к Вале, брал в нее бесплатно трехлитровую банку «домашнего изделия», и приказывал ей: «Говори всем соседям, что я тебя оштрафовал». А потом своему начальству писал отписку: «При проверке жалобы, поступившую на гражданку Валентину Петренко, мной установлено, что она производит самогон не для продажи, а только для собственного потребления».
    Нужно отдать должное продукту самогонщицы – он был отменным. На Новый год и другие большие праздники Татьяна Ивановна тоже его покупала. Во-первых, и маленькая пенсия женщины не позволяла приобретать ей водку в магазине. А, во-вторых, в торговле очень много суррогата попадается, от которого умирают люди не только в деревнях, а и в больших городах. Однажды даже личный водитель Председателя украинского Парламента погиб от такого питья. А что уже говорить о простых людях.      
    Мысли Татьяны Ивановны вновь прервал Петр. Он был уже в состоянии сильного опьянения:
    - Дорогущая наша историчка, дружба народов, о которой вы так много лет подряд твердили нам в школе, тю-тю. Теперь мы, украинцы, будем сами по себе. За это я и выпил.
    - Петя, стран самых по себе не бывает. Украина стремится в Европу? Стремится! А в этом многонациональном котле, говорить о сохранении самобытности какого-либо народа, по меньшей мере, смешно.
    Самсоненко, пошатываясь, поднял над головой указательный палец правой руки и заплетающимся языком возразил:
    - Так то ж Европа. Там демократия, прогресс и нет кор…кор…пуции.
    - Коррупции.
    - Вот, вот - коррупции.
    - А без Европы с коррупцией нельзя бороться?
    - Нельзя. Без помощи Запада нам не обойтись.
    Как только Петр, шатаясь со стороны в сторону, ушел, Татьяна Ивановна снова погрузилась в свои размышления:
    «Когда-то Россия помогла многим народам построить, и потом сберечь свои государства от воинственных соседей, жаждущих их поглотить. А национальная политика, провозглашенная Лениным, предполагала уважительное отношение ко всему многоязычному населению страны. Новое общество предполагало строить общение всех граждан между собой на принципах интернационализма, дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.
    Но, с некоторых пор коммунистическая страна начала торопить нивелировку наций и национальностей, как с помощью повсеместного распространения русского языка и алфавита, так и принудительного переселения больших масс людей с места на место. Такой процесс не был бы болезненным, если б экономика страны Советов развивалась стремительней, чем в капиталистических странах. Но, на фоне замедления темпов роста производства, национальный вопрос в Советском Союзе приобрел острые формы, и послужил одной из причин его распада».
    Татьяна Ивановна искренне верила, что в стране, созданной Лениным, невзирая на некоторые перегибы, происходил прогрессивный процесс формирования единой общечеловеческой общности.  Она и учеников старалась воспитывать в духе дружбы народов. И вот теперь выросшие дети ругают ее за это.
    Правда, распад огромной советской империи учительница восприняла положительно. Она считала, что новые, самостоятельные республики изменят, существовавшие ранее, отношения – зависимости от единого центра, на отношения – общности интересов. И тогда произойдет резкое повышение благосостояния людей и дальнейшее сближение наций. Но, к большому ее удивлению на Украине, чем дальше, тем больше беднели народные массы, и нарушились, ранее тесные, взаимоотношения с Россией. Историк во всем винила жадность, дорвавшихся до власти, капиталистов, и глупость политиков. По ее мнению, пройдут годы, и дружба народов обязательно возобладает в жизни всех стран мира, невзирая на противодействие со стороны людей, которые не ведают, что творят. Вот только она, к сожалению, уже, наверно, не доживет до этого счастливого дня.
    На этот раз мрачные мысли пенсионерки прервал веселый голос еще одного ее бывшего  ученика, Игоря Гусака. Преуспевающий бизнесмен ехал на собственной машине проведать  родителей. Увидев свою бывшую учительницу, он остановился, чтоб поговорить с ней:
    - Здравствуйте, уважаемая Татьяна Ивановна, что-то вы сильно сдали за последнее время.    
    - Годы не красят людей. – вздохнула женщина.
    - Это верно. Ну, как - вы уже не боретесь с собственнической психологией своих учеников?
    - Я уже на пенсии, и в безмолвном одиночестве борюсь только за свое ежедневное выживание. 
    - Как хорошо, что я был плохим учеником, и не поверил вам, что общественные интересы должны всегда быть выше личных. Сейчас у меня свое прибыльное дело и личный транспорт. А все те, кто вас послушался, прозябают теперь в бедности, и вспоминают свою наставницу нехорошими словами.
    После своей «назидательной» речи Гусак вышел с машины, вынул с кармана портмоне, поковырялся в нем, достал пачку красных гривен, и положил на лавку. После чего торжественно произнес:
    - Вот вам подарок от чистого сердца. Сидите и рассматривайте на деньгах портрет Мазепы, человека, которого вы считали предателем. А он, оказывается, наш национальный герой.
    Татьяна Ивановна молча смотрела как бывший ученик садился в машину и уезжал. Она растерялась, и не знала как себя вести дальше. Женщина не могла не понимать, что смысл подарка Игоря – это снисходительное похлопывание удачливого в жизни человека по плечу наставника, дававшего ему неразумные советы. Конечно, учительнице хотелось вернуть деньги дарителю, но она опоздала с исполнением своего намерения, и теперь не знала, что делать с десятигривневыми купюрами. Не выбрасывать же их, в самом деле на улицу. Что и кому она докажет таким поступком? А в нее есть долги, кончилось лекарство от давления, нужно починить обувь и купить топливо на зиму, и…вообще, она нищий, одинокий, всеми забытый, человек.
    И слезы медленно-медленно закапали с глаз на купюры с изображением человека, которого она всегда характеризовала ученикам как предателя своего народа. Стало быть, она напрасно жила и весь ее подвижнический труд оказался никому не нужным. Ее идолы – повержены. Идеалы – отвержены. Она всю сознательную жизнь считала, что предназначение человека – жить в обществе и для общества. Оказывается, что только личная выгода – путеводная звезда человечества. Ее несчастная страна провозгласила своим героем проходимца Мазепу, использовавшего, в борьбе за власть коварство, и доносы на всех, даже на человека, который, однажды, спас ему жизнь, на предводителя запорожских кзаков Сирко. Значит, и всем руководителям страны нужно равняться на него. Как тут не заплачешь?