Подарок

Николай Григорьевич Малахов
Софья Андреевна трясущимися от радости руками положила телефон на стол.
Дождалась! Верочка приехала! Тридцать с лишним лет не виделись с тех пор, как школьную подругу увёз из Пскова столичный принц.
Сколько вместе в детстве и юности невзгод пережили; сколько радостей, смеха и слёз испытали; сколько ссор перенесли.
Нет, пожалуй, о ссорах необязательно вспоминать, тем более что это были просто неловкие моменты друг перед другом. От тополиного пуха и то больше неприятных ощущений.
Софья Андреевна неспешно поднялась со стула, прошла в кухню, из посудного шкафа достала фарфоровый бокальчик, наполнила его наполовину кипячёной водой и накапала из аптечки пятнадцать капель валосердина. Не то, чтобы ей это было необходимо, скорей всего по привычке.
Если рассудить, то волноваться было от чего. Верочка являлась для неё больше чем подругой, даже больше чем сестрой. Они обе доверяли друг другу такие тайны, какими не осмелились бы поделиться с собственными матерями.
После того как Верочка стала жить с мужем в Москве, они постоянно переписывались. Когда появились сотовые телефоны, стали перезваниваться. А в благословенное время появления почти в каждой семье компьютера, активно общались в социальных сетях. Но ни разу за всё время разлуки не встречались.
Софья Андреевна рассеянно покрутилась на кухне, заглянула зачем-то в ванную и вернулась в комнату, где её недавно застал звонок подруги.
Дело в том, что сын Верочки получил в Пскове высокую должность в филиале одной известной московской фирмы. Переехал сюда с семьёй и, первым делом, позвал мать в гости, о чём Верочка несколько минут назад и сообщила вместе с номерами дома и квартиры. У самой что-то с ногами, просила, чтобы любимая подруга сама приехала встретиться, благо между ними всего два квартала.
Даже если бы ноги не болели, размышляла Софья Андреевна, какая разница, кто к кому приедет, лишь бы увидеться после такой длительной разлуки.
Тут другой вопрос обрёл актуальность: что подарить подруге?
Софья Андреевна скользнула взглядом по серванту со стоявшим там хрусталём – похвастаться-то особо нечем, не то, что дарить. Раскрыла бельевой шкаф и тут же сконфуженно закрыла. Как же так? Жила, недосыпала, договаривалась, тратя нервы, чтобы приобрести очередную назывную ценность, а это всё хламом оказалось? Не во что душу завернуть, чтобы подарить самому близкому человеку.
Софья Андреевна протяжно выдохнула – у неё такая радость, что нужно всё бросить и на крыльях лететь к Верочке. Встреча – и есть главный подарок для обеих. Но она тут же одёрнула себя – без подарка нельзя!
Ведь было же что-то в доме важное и необходимое. Только что и где? Память сжалилась и указала на антресоли. Софья Андреевна грузной себя не считала, одна влезать на табурет опасалась. Нужно бы внука из школы дождаться, но уж сильно к Верочке хочется.
Звонок в дверь. Софья Андреевна поспешила открыть: может он как раз?
Но за порогом стоял худой рыжий парень лет двадцати пяти с объёмным пакетом в руке.
– Добрый день, хозяйка! Здравствуйте! – парень вошёл в прихожую. – С праздником вас!
– Здравствуйте. Спасибо, – машинально ответила Софья Андреевна, одновременно разглядывая бесцеремонного гостя и вспоминая, в чём знаменательность сегодняшней даты.
Но рыжий уже безраздельно владел ситуацией, чрезмерно при этом жестикулируя.
– Международной корпорации «дээс-макс» тридцать лет! Вот, держите подарки от фирмы, – Софья Андреевна машинально вытянула руки, и парень водрузил на них картонную разноцветную коробку. – Это уникальная многофункциональная кофеварка с пожизненной гарантией. В магазинах «Лого» подобная стоит от семи с половиной тысяч рублей.
Софья Андреевна почувствовала себя изрядно утомлённой. Ей непреодолимо захотелось присесть, но тут поверх первой легла вторая коробка.
– Тысячи домохозяек уже в восторге от чудо-овощерезки с пятнадцатью сменными насадками. В «Лого» заходить не советую, цена вас повергнет в уныние – три тысячи. Потерпите, хозяйка, не откладывайте. Держите ещё программный утюг с девятью режимами и набор ножей из высококачественной стали. Случись вам сегодня оказаться в «Лого», оставили бы там семнадцать с половиной тысяч рублей.
– А у вас это сколько стоит? – попыталась прийти в себя Софья Андреевна.
– В том-то и дело, уважаемая хозяйка, – торжественно воскликнул рыжий. – Мы не продаём вам эти вещи! Чистая формальность, оплатить нужно только стоимость почтовой перевозки, всего пять тысяч.
Софья Андреевна окончательно оправилась от шока ошеломлённости, размышляя, как потактичнее выставить за дверь нахала. В любой другой день так бы и случилось. Сегодня же словно само провидение привело этого болтуна к ней в дом.
Ведь подарок не имеет значения, ценность в том, он дарится искренне, поэтому всегда в нём душа.
– Я беру, – уверенно объявила она коммивояжеру.
– Мудрое решение, – расплылся в улыбке рыжий. – От меня лично в подарок набор кухонных полотенец и прихваток. Надеюсь, у вас без сдачи?..

Софья Андреевна ценила уместный юмор. Но больше она ценила дружбу. После ухода молодого торговца она занялась собственным нарядом.
Через сорок минут она вышла к общественной остановке. Сын Верочки жил на следующей. Обычно Софья Андреевна предпочитала пешком преодолевать подобные расстояния, но сердце уже неудержимо рвалось к подруге, а на маршрутке намного быстрее.
А дальше как в кадрах немого кино. Вот новая девятиэтажка. Вот крайний подъезд с удачно открытыми дверьми. Какой же этаж? Какая разница! Вот и нужная квартира.
Сердце отчаянно колотится, словно пойманный в садок кролик. Палец как в невесомости целую вечность двигался к кнопке звонка.
Дверь открылась. Из квартиры рванул свет, словно в ней включено несколько солнц. На пороге Верочка, одновременно сильно и нисколько не изменившаяся. Лицо светится, губы с ресницами дрожат.
В этот момент Софью Андреевну словно током ударило – за спиной подруги на пуфике в прихожей лежал точно такой же набор, как и у неё в пакете.
Это, наверное, правильно, мелькнуло в голове Софьи Андреевны, когда неизвестно, чего больше ожидается, смеха или слёз.