В поисках героя своего времени О. Соколова

Евгений Топчиев
                … хаос автоматизировать невозможно!                (Евгений Топчиев)

       Книга Е.Топчиева как раз и говорит о том, почему это невозможно… Почему даже попытка автоматизации абсолютно всего ведёт к тупику в жизни. «Автобус “Эй-Био”. Любовь и фарма» – вне всякого сомнения именно та книга, которая должна помочь молодому поколению, запутавшемуся и потерянному в этом мире, найти свой круг. Книга Евгения сближает представителей разных эпох, помещая их в одном временном пространстве – историческом. Читая книгу, понимаешь – это написано о нас, про нас. И неважно, в каком контексте! В юности часто хочется переделать мир, общество под себя. Но прежде чем человек начинает влиять на эпоху, эпоха прежде начинает изменять человека. Влиять на него. Кроить его на свой лад. Вот почему мы должны и можем судить о человеке или поколении только с точки зрения законов того времени, той среды, в которых он находился и жил. Но «нет настоящего без будущего, нет прошлого без настоящего» (А. Василенко). Как бы человек не хотел стереть с монитора своей памяти неприглядное прошлое, оно всё равно проявится, причём в самый неподходящий момент. И в этот миг ты вдруг начинаешь понимать, что не сможешь так просто взять и выбросить напоминание о нём. «Прощальным костром догорает эпоха, и мы наблюдаем за тенью и светом…» – всплывают вдруг строчки из песни Шевчука.
Сливаясь воедино в книге Евгения Топчиева, прошлое, настоящее и будущее стекают с нашей руки, «просачиваясь меж пальцев», образуя единую цепочку событий и поступков, проступков, которые и формируют нашу жизнь.
      В своей статье я постаралась войти в измерение того времени, о котором пишет автор, войти в измерение юности… И понять, почему они именно такие, а не те, которыми нам хотелось бы их видеть.
«Вообще… нам по двадцать пять лет… Это страшный и прекрасный мужской возраст. Страшный и прекрасный своей предсказуемой безбашенностью… бешенством крови… трюками, на которые мы способны. Мы, горе-акробаты в красных лосинах…»

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕРОЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ СВОЕЙ ЭПОХОЙ И СРЕДОЙ
       Они не всегда были такими. Они такими стали под влиянием своей эпохи. Под влияним людей, которые их окружали. И под влиянием несоответствия того, что говорили родители, тому, чему их учили «чужие отцы», «попутчики» и начальники. Инфантильные мальчики, совершенно не подготовленные к реальной жизни, ломаются морально и духовно, «чужой круг», который они принимают за свой, калечит их, убивая в них самое лучшее, непреходящее. Предлагает вместо истинных ценностей – подмены, фальшивки. Вместо исследовательской работы – «паразитирование на советском наследии». Вместо любви – голый секс, описанный яркими и гнилыми красками бодлеровских цветов зла. «Вписаться в мир людских отношений, эмоционально насыщенный и жёсткий мир, взрослый, интимный и неприкрытый, то греющий лучами успеха, то воспаляющийся гнусными волдырями проблем», - вот то, к чему их никто не готовил, их готовили к ДЕЛУ. К служению культу ДЕЛА.
      Молодая и конструктивная энергия главного героя, Андрея Пронина, выплёскивалась через край.  В компании, где привыкли работать с людьми по принципу «выжимания энергии и способностей», а потом – выбрасывать за борт, такие люди, как Андрей, да ещё с заниженной самооценкой, приветствовались. Из них можно было вылепить кого-угодно. А потом манипулировать. Стерилизовать ум, душу… Превратить человека в биоробота, для которого главное – удержаться в общем автобусе. Не пасть в глазах начальства. Иначе, - трагедия. Попытавшись однажды совершить настоящий мужской поступок – вырваться из этого ада -  Андрей нарывается на неприятности. Его не отпускают. Но… дают понять, что он пал… в глазах начальника. «После этого разговора Андрея хлёстко, как плёткой по лицу, ударило ощущение непоправимости. Потом была долгая ноющая боль, как после ампутации органа. Что-то умерло, что было важно. Он упал в глазах начальника, в глазах, в которых он был едва ли не более реален, чем в самой реальности. Отражаясь в них, он реализовывался на данном этапе жизни. Именно эти глаза… не родителей, не друзей и не девиц… а эти – были самыми главными сейчас».

Простые у простых
бредут в бредовости.
Не выли ль новости
из пасти пропасти?
Прости.

И речи про пустых
не лепят лепости.
Где взяться смелости
пропарить пропасти?
Прости…
Сергей Пономаренко
        Главное сделать не правильно и хорошо, а – «подшаманить», подправить хорошую, правильную систему под себя. Чтобы получить грант. И не важно, какими средствами. И не важно, нравится тебе эта система или нет… Они не понимают, что система в конце концов даст сбой, «хаос автоматизировать невозможно!» Можно подменить лекарство биодобавкой, учёных – пустозвонами с купленными дипломами, даже попытаться автоматизировать свои чувства, подменив их животными инстинктами – и верить словам, что «Всё путём!»  А во сне понимать, что жизнь раскалывается на кусочки. Любовь изливается гноем. «Во сне они метались, мучимые то гнетущими видениями, то сладкими обрывками снов, где не было трагедии, а только их расцветшая буйная любовь. Но потом эти сны опять перечеркивались какими-то уродливыми зигзагами, зеркала бились, осколками ранило руки и лица. Они спали порознь, но иногда задевали друг друга руками, и ногами, и телами, вымазанными в умершем и горьком от разложения эликсире любви».  Но нельзя автоматизировать ИНТУИЦИЮ!  Именно она подсказывает главному герою, что он находится в мире зла, сам постепенно превращаясь в орудие зла. «Он стал большим циником; во всём стал быстрее и жёстче. Начал нравиться женщинам и охотно этим пользовался – экспериментировал на поприще холодной любви». Но иногда как молитва в его подсознании всплывала песня Злодея, написанная рок-музыкантом Таунзендом:
Никто не знает, каково это –
быть плохим человеком,
быть грустным человеком,
скрываясь за голубыми глазами.

Никто не знает, каково это,
когда тебя ненавидят,
когда тебе приходится
говорить только ложь.

Но мои мечты –
они не так пусты,
как может показаться.
У меня вечность,
и она - в одиночестве.
Моя любовь – это месть,
которую никогда  не высвободить.

Мутный поток, исходящий из Бездны Зла, постепенно заглатывал Андрея целиком, неся его «во враждебную неизвестность». Неся его «совсем против воли, против всего того, о чём он когда-либо думал-мечтал». А в конце пути главного героя ждёт не Свет, а встреча с нечистой силой. Вернее, эта встреча происходит в его снах, по пути к … неведомому… Своему кругу? Счастью? Потому что всё что происходило с ним до сих пор, происходило не в его круге, а за его кругом. На чужой территории. На территории Зла и Тьмы. Но только в своём круге тебе комфортно! Ты в нём, ты двигаешься вместе с ним. Не позволяя раздирать себя на клочки. А находясь в чужом кругу, ты лишаешься самого главного. И падаешь… падаешь… падаешь… Если вовремя не ухватишься за край своего круга, притянув его к себе.  Осознание своей бесприютности, потерянности приходит к Андрею почти у самой пропасти. «Удивительно! А ведь я давно уже нахожусь за пределами своего круга. Далеко за пределами. Круг совсем где-то не со мной. Когда я успел выйти из него? Сам не знаю… Наверное, когда-то давно. Где он, мой круг, интересно? Как его сейчас притянуть бы сюда? – Как его найти, мой круг?» ПРЕДЧУВСТВИЕ ВСТРЕЧИ СО СВОИМ КРУГОМ нахлынуло на главного героя неожиданно. Раньше оно уже приходило к нему в снах, когда Андрей встречался с нечистой силой. «Что значит встречаться с нечистой силой? Это когда ты внезапно осознаёшь чьё-то мощное дыхание рядом, прямо в затылок; когда решаешь этому могущественному «нечто» отдаться. Расслабишься – и в сердце твоём, а потом и во всех внутренностях начинает свистеть ветер; тебя подхватывает, выдёргивает землю из-под ног, и, кружась, помрачённый, раздираемый, ты несёшься в неведомое, испытывая почти сексуальное удовольствие.
     Это как отдаться глобальной космической машине, которая щекочет, и ты знаешь, что она щекочет до смерти».   Освобождение подходит совсем близко… Оно почти рядом. Две реальности пересекаются. Нужно сделать выбор. Выбрать одну из них. Пока твой Круг не прошёл мимо тебя. Совершить побег из замкнутого круга, в страну «счастливых хомяков». Где Нежность и Мягкость во всём, где день исходит блаженством, где голова кружится от невероятного, простого и неоспоримого счастья! «Счастье, как киллер, подкралось и ударило чем-то горячим под рёбра. И стало тяжело дышать». Мир с возлюбленной, мир в Свете, преображённый мир, который хочется удержать навсегда!  Вот цель, вот смысл твоего существования.  Сделай шаг, и ты спасён! Ты в Территории Света!  Но суть «тигра» никуда не уйдёт. Будет трудно. Какой бы светлой и блаженной ни казалась новая жизнь. Прошлое напомнит о себе. И приведёт к покаянию. Это и есть Путь. Путь Спасения!

Ольга Соколова, филолог, литературовед