Урбинский диптих. Монтефельтро с супругой

Алина Алексеева-Маркезин
Пьеро Делла Франческа , Портрет Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца», 1465-72. Уффици

        Сегодня я представляю вам очень интересный диптих художника эпохи Возрождения Пьеро Делла Франческа «Урбинский диптих: Портрет Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца», 1465-72.

   Произведения этого мастера отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность.

    «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» — знаменитый парный профильный портрет эпохи Ренессанса работы Пьеро делла Франческа, изображающий урбинского герцога и его жену. Эта картина является произведением, в котором нашла свое высшее выражение эстетика ренессансного профильного портрета.

              Объединив изображения супругов в диптих, художник следовал старому обычаю нидерландских портретистов, наверняка знакомых итальянским.
            Пьеро также был знаком обычай расписывать оборот портрета, но до него сюжеты таких росписей ограничивались орнаментально-геральдическими мотивами и эмблемами. Соединение профильного портрета с аллегорией и латинской надписью — прямой аналог медальерного искусства.
     Так, например, его медаль «Альфонсо V Арагонский», как и эти портреты, на обороте имеет изображение триумфов.

        Портрет избегает контакта взглядов между моделями и зрителем. Несмотря на свое соседство, Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца кажутся отдаленными друг от друга, их взаимоотношения непонятны. Их одеяния демонстрируют достоинство и достаток.
 
               В этом диптихе пейзажный фон весьма важен. Человек господствует над природой, портретные образы полностью освобождены от религиозного духа, который присутствует во всех донаторских портретах .

     Портретные профили безраздельно господствуют над пейзажным пространством. Головы возвышаются над линией горизонта, и такое сочетание вроде бы противоречит всей природе профильного портрета, который всегда тяготел к плоскости.
               Пьеро заменяет декоративный цветной фон пейзажным и таким образом завоевывает «третье измерение», не прибегая к каким-то композиционным ухищрениям

      Герцогиня Баттиста Сфорца облачена в богатые одеяния, ее прическа с неестественно высоким лбом продиктована модой того времени.Есть предположение,что неестественно бледное лицо говорит о том,что к моменту написания портрета она уже умерла.
              Жена Федериго да Монтефельтро, носит белое покрывало, искусно вплетенное в закрученные «в улитку» косы. Ее дорогие жемчуга и прекрасно ограненные драгоценности демонстрируют ее значительное богатство.
          Однако, ее жемчуга также являются аллюзией на добродетели Богоматери. В эту эпоху Деву часто писали украшенной богатым жемчужным убором, чтобы проиллюстрировать ее статус как regina coeli (Царица небесная)

О ГЕРЦОГИНЕ БАТИСТЕ СФОРЦА.

       Герцогиня Урбинскаяи вторая жена Федериго да Монтефельтро, мать герцога Гвидобальдо да Монтефельтро и бабушка знаменитой поэтессы Виттории Колонна.Позже в неё влюбился Микеланджело и посвящал ей стихи.

        Батиста свободно говорила на греческом и латыни; впервые она публично выступила с речью на латыни в возрасте четырёх лет. Имея большие способности к ораторскому искусству, однажды она даже выступила перед папой Пием II. Поэт Джованни Санти описывал Баттисту как "девушку, наделённую редкими благодатью и добродетелью.

      Дядя Баттисты Франческо Сфорца договорился о её браке с Федериго Монтефельтро,герцогом Урбино, который был старше её на 24 года. Свадьба состоялась 8 февраля 1460 года, когда Баттисте было всего 13 лет.

            Став супругой герцога, она брала управление государством на себя, когда муж находился в отлучке. Их брак был счастливым; их современник Бальди назвал их "двумя душами в одном теле". Федерико называл Баттисту "очарованием в моей общественной и личной жизни". Более того, он часто говорил с ней о государственных делах; к тому же, супруга сопровождала его почти на всех официальных событиях за пределами Урбино.

          Став матерью пятерых дочерей, 24 января 1472 года Баттиста наконец-то родила мальчика Гвидобальдо, ставшего наследником Федерико. Однако три месяца спустя после рождения сына, Баттиста Сфорца, так полностью и не оправившись от беременности и родов, заболела и скончалась в июле того же года.

        Герцог Федериго, капитан наемных солдат, талантливый полководец и великий покровитель искусств, превратил средневековый Урбино в высокоразвитое государство с процветающей культурой.

            Надо заметить, что ракурс, в котором изображен Федерико, позволил также скрыть изуродованную половину лица бесстрашного кондотьера. Но чеканный профиль, еще более выделенный ровным красным цветом одеяния, имеет мягкую светотеневую лепку.Выбор изображения герцога в профиль не случаен.

           Во время рыцарского турнира Федериго лишился правого глаза, именно поэтому художник изобразил его в левый профиль.Запоминающаяся форма носа герцога - результат работы хирургов, правда, не пластических, а военных: переносицу ему удалили после ранения.

         Спокойный, самоуверенный взгляд из-под тяжелых век и нежность кожи на висках, щеках и шее дают такое тонкое и верное ощущение человека, которое не всегда даст распространившийся в более позднее время психологический портрет.

       Красная цилиндрическая biretta герцога с ее слегка выдающимся донышком и сочетающаяся с ней простая верхняя одежда подчеркивают его властное присутствие, его могущество и величие.

О ГЕРЦОГЕ    Федериго да Монтефельтро

        Правитель (Федериго III с 1444 года) и герцог (с 1474 года) Урбино. Знаменитый кондотьер эпохи итальянского Ренессанса из рода Монтефельтро. Он не ограничивал себя лишь ролью предводителя наёмного войска, но, будучи первым герцогом Урбинским, собрал при своём дворе большое количество деятелей искусства и науки.

               В правление Федериго Урбино приобрёл большое культурное значение. Он задумал перестроить дворец Монтефельтро, создав «идеальный город». Для этой цели герцог пригласил архитекторов Лучано Лаурану и Франческо ди Джорджо Мартини. Над украшением палаццо работали художники не только из Италии, но и других стран: Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Педро Берругете, Джованни Боккати, Юстус ван Гент. Их усилиями был создан один из замечательных европейских архитектурных ансамблей.

        Коллекционер рукописной книги, составивший обширную библиотеку, Федериго не принимал только что появившееся книгопечатание, называя печатные книги «механическим искусством».


            Апеннинские предгорья едва видны на фоне, колеблющемся в сфумато. Укрепления и корабли вдоль побережья предназначены для демонстрации военной доблести этого командира наемников, чья армия сражалась под стягами Неаполя, Милана и Ватикана.

    Укрепления – вереница крепостей, сверкающих на солнце – также заметны в пейзаже позади Баттисты Сфорца.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ДИПТИХА

           Первоначально створки алтаря благодаря шарнирам были подвижными, его можно было складывать и рассматривать написанные на обороте досок с портретами сцены триумфа Федерико и Баттисты. Оба супруга, восседая на колесницах, запряженных лошадьми, едут навстречу друг другу.

НАДПИСИ

Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,
равного высоким князьям, прославляет достойно
вечная слава как держащего добродетелей скипетр

Та, которая в счастье придерживалась правил
великого супруга, на устах всех людей,
украшенная славой подвигов

     Пара белых коней и пара гнедых единорогов изображены запряженными в триумфальные колесницы, влекущие Добродетели, герцога и герцогиню через каменистое плато – символ супружеской верности.

    Федериго написан одетым в рыцарский доспех, коронуемый Славой и окруженный т.н. «кардинальными добродетелями»  – Правосудием, Мудростью, Мужеством и Умеренностью.

       Баттиста, читающая молитвенник, сопровождается тремя т.н. «теологическими добродетелями» – Верой, Надеждой и Любовью, а также Целомудрием. Амуры (символы супружеской любви) держат вожжи, стоя на облучках в виде рогов изобилия перед оглоблями каждой из колесниц.

      Высокопарные латинские надписи на парапетах-архитравах в под пейзажами, помпезно превозносят славу этого «прославленного суверена», который, как государь и держатель скипетра очевидно является ровней величайших из королей. Достоинства его дамы, в свою очередь, восхваляются как заслуга ее мужа.

                Благодаря своему рациональному стилю Пьеро делла Франческа смог изобразить идеального человека эпохи Возрождения, полностью осознающего свою роль во вселенной и своё интеллектуальное и культурное превосходство.
         Искусная кисть тосканского живописца навсегда увековечила образы Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца.

Текст и с иллюстрациями диптиха можно посмотреть здесь.https://maxpark.com/community/6782/content/4970117