Предновогодняя экспедиция в Кахети

Иракли Ходжашвили
Предновогодняя  экспедиция  в  Кахети.

     Середина декабря непомнюкакого года. Приближается Новый  год!
В  бухгалтерии  на  счете  «неосвоенные»  деньги  и  нас  «бросают»  в  незапланированную  экспедицию.
     Естественно, никто  не горит  желанием  в  это  время  года,  да  еще  и  перед  праздниками,  куда-то  ехать.  Нас  уговаривают,  заверяют,  что  это  будет  «всего  на  две  недели, к  празднику  вернетесь».
Даже  обещают  добавить   к  отпуску  три  дня!
     У  меня  уже  есть  три  подобных  дня  за  работу  во  время  выборов (надо было  проверить  списки  жителей  «прикрепленного»  корпуса  и проследить, чтобы  они  все  проголосовали!), и еще  три  за  дежурство  в  «народной  Дружине» (стояли  с  одним  из старших  сотрудников  на  улице- причем, я на  осевой  линии   проспекта, - и  свистели  в  милицейский  свисток  всем  желающим  перебежать  4-х полосную  дорогу; и  это при  нашем-то  соблюдении  правил  движения!)
    На  что только  не  пойдешь  из-за  отгулов,  имея  маленьких  детей!
Короче  говоря, собрали «сборную»  разных  отделов  и  направили  в  Кварельский  район Кахети — винодельческого  края  Грузии.
    Если  бы  это   было  на  2-3  месяца раньше, когда  еще  тепло, начинается, или  уже  идет  «ртвели»- сбор  винограда;  когда   его  давят,  а  сок   заливают  в   большие  конусообразные  глиняные  кувшины- «квеври», врытые  по  горловину  в  землю   подвалов - «марани»; когда  делают  молодое  вино «мачари», когда  из  виноградного  сока  и  муки  варят  «пеламуши»,  а  потом  делают  толстые  кахетинские  «чурчхела», многократно  окуная  в  варящуюся  смесь    нанизанные  на  веревочку  большие  грецкие  орехи,-  отбоя  от  желающих  поехать  в  экспедицию  не  было бы!
Но  ехать  в  этот  холод!..
    Руководителем  назначили   зав. отделом  реанимации (!)  Гурама З.,   уроженца  тех  мест.
     Из  нашего  отдела  поехали  я, Римма  и  Игорь (он  был  даже  рад, потому  что  тоже  мог  по  дороге  заехать  к  своим  родителям).
В  отделе  быстренько  сформулировали  цель  экспедиции — нечто вроде «Распространенность  язвенной  болезни  желудка  и 12-перстной  кишки  и  болезней  печени  среди  работников  винодельческих заводов».  «Доработали»  вопросник,  договорились  с  эндоскопистом  о  днях, когда он  подъедет,  и  двинулись  в  путь.
    Решили  ехать  так, чтобы  по  дороге   посмотреть  кое- что  интересное  и  заехали  в  Икалто. Здесь  еще  в VI  в.  ассирийским  отцом
Зеноном Икалтойским  был  основан  первый в  Кахети  и  один  из  первых  в  Грузии  монастырь.    Сохранившиеся  постройки  (в  том  числе   винодавильни  и    «марани» -   винохранилища)  относятся  к  VIII  в.  -
 к   периоду  возникновения независимого  Кахетинского  царства. 
      А в  XII  в. при  том  же  царе  Давиде  Строителе,  который  построил  Гелатскую  Академию,  на  территории  монастыря  были  возведены
Успенский  собор  и  корпус  Академии,  которая  вошла  в  историю  еще  и 
тем, что  здесь  учился  великий   грузинский  поэт    Шота  Руставели.
    
   Вообще-то, когда  едешь  по  Кахетии  через  переходящие  один  в  другой  населенные  пункты,  кажется, что  читаешь  этикетки  с  названиями   вин  на  витрине  фирменного  винного  магазина :
Ахмета, Манави, Гурджаани, а  вот  и  Цинандали.
    Конечно, мы не  могли  не  заехать  в  музейный   комплекс  дома    другого  крупнейшего   поэта- романтика,  общественного  деятеля, генерал- лейт. императорской  армии, совершившего все походы  войны 1812-14 г.г.,  бравшего  Париж  уже  в   качестве  адьютанта Барклая -де- Толли,  да  что там  говорить - крестника  императрицы  Екатерины II !
    Хотя,  для  многих  Александр Чавчавадзе, очевидно, известен  как  отец  Нины,  безутешной   жены   А. Грибоедова.
    Блестяще  образованный,  знавший несколько  европейских  языков, пользовавшийся  большим  влиянием и почетом  в  Грузии (и  как  поэт!), князь   одним  из  первых    жил  в  своем  доме  на  европейский  манер .
     Мы  были  в  гостиной, где  побывали  многие  выдающиеся  люди  Грузии, России  и  Европы. Мы  трогали  рояль, на  котором  музицировали  не  только  сёстры :  Нино,  Екатерина  (будущая супруга  Владетельного  князя  Давида  Дадиани-Мингрельского, в  чьём  дворце  в  Зугдиди  мы  тоже  побывали)  и  Софья  (будущая  баронесса  Николаи), но  и  гости, в том числе  и  А.Грибоедов.
    Кстати, там же  стоит   диванчик оригинальной  S- образной  формы, в  котором  молодые пары  могли  сидеть  вроде бы   рядом,  но  не  касаясь  друг  друга  (спинки  высокие!)
Я  такого  даже  в  огромной  мебельной  коллекции  Лувра  не  видел.
     Конечно  же,  на  нем  сидели  и  блестящий  кавалер  и  поэт,  будущий  классик  Николоз  Бараташвили  с  молоденькой  Екатериной, за  которой  он  безуспешно  ухаживал,  и  даже  собирался  сделать  ей  предложение, но, спускаясь  по  лестнице, неудачно  подвернул  и  сломал ногу,  так  и  оставшись  хромым на  всю  свою  недолгую  оставшуюся  жизнь. А всего прожил  он   27 лет, причем, при  его  жизни  не  было  опубликовано  ни  одного  из  36  стихотворений!  Его  знаменитое  «Мерани», грузинский  аналог  поэтического  Пегаса, в  переводе Б. Пастернака  и «Синий  свет»  любил  читать  друзьям  выдающийся  режиссёр  Георгий  Товстоногов.

    Итак,  мы  «ехали- ехали и, наконец, приехали»  поздним  вечером  в  Кварели. Разместили  нас  в  единственной   гостинице, в  которой  лопнули  трубы  и  не  было  воды, естественно, и туалета !  Так   что  кран  и «все  удобства»  -  во  дворе.
(Зима,  холод  собачий, снег…Почти  две  недели!  Так  и  не  починили!)
    Наутро, наспех  перекусив  чем  было,  пошли  на  винзавод.
Конец  квартала. Конец  года! Выполнение  и   перевыполнение плана!!!   Квартальный, полугодовой  и  годовой  отчёты!!!
    Короче  говоря,  дали нам  две  комнатки  и  сказали, что  мы  можем  делать, что  угодно, хоть вообще  не  приходить, но  сейчас у  них  аврал!
Как  обычно, на  приеме  первыми  всегда  бывают санитарки и  медсестры медпунктов, или  персонал  гостиниц, в  которых  мы размещаемся. И  все, конечно,  стараются  сесть  к  врачам- женщинам, поэтому, видя, что  нам  в  кабинете  делать  будет  нечего, мы  с   Игорем  взяли  свои «инструменты» (фонендоскопы  и  тонометры),  листки  вопросника и  «пошли  в  народ».
А  вопросник — у  нас  большой, особенно  подробный  в  разделе  диеты: преимущественно  какое  питание, какие  вина  предпочитают, количество  принимаемого  вина,  чем  предпочитают  закусывать  и т.д.
     Идем  по  тоннелю — в  обе  стороны   отходят  коридоры. Никого  не  видно  и  не  слышно. Куда  идти?  «Наше  дело  правое!»,- повернули  направо. С  обеих   сторон  стеллажи  с  бутылками, большие   бочки  с  какими-то  цифрами,  указанием года. Опять  никого. Идем  дальше, опять   
сворачиваем, потом  опять…
   Появляется  чувство, что  мы  заблудились. И  что  если
не  найдем  никого, так и  будем  блуждать. (Потом-то  я  долго  смеялся, когда  услышал, а  затем  прочёл  рассказ  М.Жванецкого  о  пропавших  экскурсиях  на  ликёро-водочном  заводе, но  тогда  было  не  до  смеха!)
    Наконец,   у  одной  из  бочек  мы  увидели  своего  спасителя — крупный  мужчина, типичный  кахетинец, с  седыми  усами,  в  шапочке, пробовал  вино.  Увидев  наши  белые  халаты, он  принял  нас  за  неизвестных  ему  лаборантов- контролёров  и   налил  нам  тоже  в  граненый  стакан.
      Мы  объяснили  ему кто  мы  и  зачем, но  вино  уже  налито, поэтому  выпили  за  наше  благополучное   прибытие,  потом  за  наше знакомство…, потом  дядя  Лексо  предложил  перекусить  с   ним  «чем  Бог  послал»…
     А  надо  сказать, что  кахетинец - это  не  имеретинец, и  не  будет  вас  долго  уговаривать  и  предлагать  разносолы.  Он  предложит  вам   разделить  с ним  его  трапезу  и  в  его  понимании,  если  ты  отказался, значит  ты  просто  не  голоден,  не  хочешь  сейчас  кушать. Дело  твоё!  Он-то   предложил  от  всей  души!
     Поэтому, тем  более, что  Игорь  сам  из  этих  мест, мы  и  не  думали  ломаться, да  еще  и  после  выпитого. В  уголке  цеха, прямо  на  торце  стоявшей  там  бочки,  вскоре  появилась  нехитрая  снедь:  хлеб - «дедис  пури», сыр, немного  зелени, красная  соленая  капуста. Устроились  на   стоявших  там  же  маленьких  бочонках. Подошел  еще  один  рабочий,- добавилось  несколько  кусков  «хашламы» -  вареной  говядины. Всё  искусство  ее  приготовления  состоит  в  том,  чтобы  она  была  вкусной  без  всяких  специй, чеснока,  и  пр. Только  крупная  соль!
    Был  даже  комедийный  фильм, забыл  его  название, в  котором   проводился  конкурс  блюд  разных   регионов  Грузии,  и  победила  хашлама!   (Подозреваю, что  фильм  сняли   сами   кахетинцы).
   Потом  подошли  еще двое, кто-то принес  еще  зелень, вареную  курицу, 
сыр - «гуда» . Его  готовят  как из коровьего,   так  и  из овечьего молока. Бурдюк из  овечьей  шкуры  с сыром  закапывают в землю и там сыр    вызревает. Над   этим  местом  часто разводят костры, и сыр приобретает   неповторимый вкус.
 Острый, солёный, с необычайнов  своеобразным  вкусом, но  с  очень  сильным, ничем  не  перебиваемым  запахом.
 Когда  я  слышу  этот  запах, невольно вспоминаю,  как  смеялся  над  злоключениями  дядюшки Поджера  из «Трое  в  одной  лодке...»  Джерома К.Джерома, который  никак  не  мог  избавиться  от  пахучего сыра.
    Говорят, сыр  «гуда» ранее экспортировался  и  пользовался  большим  спросом   во Франции.
Не  знаю — на  запах  ли, или  на  наш  невольно  ставший  более  громким  разговор, подошел  какой-то  начальник. Мы  хотели  и  его «заанкетировать». Узнав, кто мы  такие, он  не стал  разгонять  компанию. Выпив   за  «все  тосты, которые  были  произнесены», он ушел, попросив  Лексо  не  очень  шуметь  и  не  очень  увлекаться.
    А надо сказать, что это был  период  не  то лигачевского  «сухого  закона», не  то  очередной  кампании  за  соблюдение дисциплины  на  работе, так  что  такое  «покрывательство»  могло  выйти  ему  самому   боком.
 Но,  я уверен,  он  об этом  и  не  задумывался.
Так  мы, в  общем-то, работали   и  на  другом  заводе.
      Я  коньяк  не  очень  люблю  пить, но напробовался  и  нанюхался  на всю   жизнь! И то сказать: «Греми», «Энисели»!  А  «материал» из бочки!!!

    На  выходной  поехали в  Бодби, небольшое  селение, где  провела   последние годы жизни   христианская    просветительница Грузии  святая   равноапостольная  Нина (род.ок. 280 г. -  умерла около  335 г.)   Здесь,  в   Бодбийском  монастыре (VI  в.)  покоятся  под  спудом  ее  мощи.
 Кстати, пишут, что, когда  обращенный Ниной в  христианство царь  Мириан  хотел перенести ее прах в  столицу — Мцхету,  то  две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Гробница была украшена настолько богато и с таким благоговением, сам вид ее внушал такое почтение, что даже татаро-монголы, грабившие храмы, в том числе и в Бодби, опасались ее трогать.
 В Средние века  в  монастыре совершалось помазание на царство кахетинских царей. Здесь существовала богословская школа, изучались естественные и гуманитарные науки, располагалась крупнейшая в Грузии библиотека…
В конце XIX века монастырь был преобразован в женский.
Вообще, биография  святой  Нины  полна  приключений  и чудес.
   Однажды   во сне ей  явился  осподь  и благословил ее  на   равновпостольский  подвиг, а Божия Матерь благословила  ее  проповедовать  в своем  первом  уделе (Грузии, Иверии), выпавшем Ей по жребию в Сионской горнице, и вручила  деве крест из виноградной  лозы, который  она,  проснувшись, скрепила  своими  волосами.
  В 303 году, спасаясь от гоненй  императора Диоклетиана, она с несколькими  девушками-христианками бежала из Иерусалима  в Армению, но оказалась  в  ещё  большей беде — армянский  царь  Тиридат (Трдат) III захотел  завладеть  красавицей Рипсимией, но получил отказ. Все  беглянки  были  жестоко  замучены и изрублены. Чудесным  образом  удалось спастись  лишь  Нине, которой  удалось пробраться на север, в Грузию,  и  добраться  до  ее столицы -Мцхета.
    Она  не  только  проповедовала  христианство, но и  исцеляла  от  болезней. Так  она  вылечила  дочь настоятеля  мцхетской  синагоги Авмафара, узнала от него  тайное  место  погребения  хитона  Господня,  привезенного  в Грузию  в I в. левитом  Элиозом, и поклонилась  святыне.
    Может  быть, я  еще  вернусь  к  истории  принятия  христианства  как  государственной  религии  Грузией  при  царе Мириане в 326 г. и  роли
  Нины  в  этом. Здесь  же скажу  лишь, что  последним   пристанищем  жизни  св.Нина  избрала   Бодби, где  после  ее   смерти  был   построен прекрасный  как   по  архитектуре,  так и  по  внутренней   росписи   и  убранству    монастырь.
   Здесь  хранится  одна из красивейших  Чудотворная Бодбийская Иверская   икона  Божией  Матери 
   В годы Великой Отечественной войны образ  использовался  как  операционный  стол. И  кто  знает, сколько  жизней спасла  ее  сила вместе  с мастерством  оперировавших  хирургов!
   В  Бодби,  нашего «шефа» Гурама  все знали, так  что  нам  всё  открыли, показали  и  рассказали  без  экскурсионной  спешки. Потом  мы  попили  воды  из  святого  источника  и  отправились  восвояси.

 Странное  всё же  это  было  время! Несмотря на  большие  строгости  и  могущие  возникнуть  неприятности, люди  все  же  умудрялись  кутить  в  рабочее  время, да  и  кинотеатры  не  пустовали.   
(Мой  товарищ  однажды  попался  в  кинотеатре -  сеанс был прерван  и дружинники  с  милицией  вылавливали  «прогульщиков», сообщая  потом  на  их  работу  или  в  учебное  заведение  для   «принятия  соответствующих  мер»). 
Так  вот,  нам  рассказывали, что, в  районах  поступали следующим  образом (здесь  же  все  друг другу  или  родственники, или  друзья, или  сотрудники, или  просто  соседи  одноклассника  друга  сотрудника  жены  крестника  троюродного  брата. Не  ловить же  человека!): чтобы  никого  не  ставить  в  неудобное  положение, желающие  «поесть  вместе  хлеб» проезжают  всего лишь  несколько  километров  и  кутят  на  территории  другого  района. (Соответственно, кто-то  кутит  в  твоем  районе).
    А  какой  милиционер, или  активист  будет  нарушать  законы  гостеприимства, тем  более, что  завтра-послезавтра  он  сам  поедет  в  другой  район  с  той  же  целью?!
    На  прощание  руководство  устроило  нам  проводы. 
Правда, на  этот  раз, наверное, не  было  необходимости  от  кого-то  укрываться, потому  что  собрались  практически все  главные лица  района. Но  решили  всё же  не  «дразнить гусей»,  а  устроить  «дегустацию  продукции»   винзаводов  в  скромном  лесном  «шалаше».
     Кухня Восточной Грузии, по сравнению  с Западной, более  проста  и  непритязательна,  но   очень  вкусна  и  сытна.  Превалируют  блюда из  мяса, сыры, соленья, рыба.
Вот  и  на  этом столе не было того «навала»   разнообразных  мхали  с  орехами  и  без, а  стояли  тарелки  салата  с  фасолью,горшочки  с    «супом»  из  фасоли (туда  надо  наломать  сухой  хлеб), сыры… Кроме  нашего  знакомца  гуды  был  еще  и  другой -«дамбал хачо»,  внесенный  в  список  всемирного наследия ЮНЕСКО  как  памятник  нематериальной  культуры.   
 Делают  его горцы — пшавы  таким  образом: солят  творог, скатывают  его  в  небольшие  головки, заворачивают  в  полотно  и  подвешивают  в  дымоход.  На неделю.
 Потом   высушивают  на  солнце  почти до  каменного  состояния (его  можно  только  стругать)  и  хранят  в  глиняной, или  деревянной  посуде  еще  месяц. Он  такой  сытный, что много  его  и  не  съешь!
Ну, конечно, на  столе  еще  и  много  разной  зелени,  солений:  черемша, зеленые  помидоры  с  чесноком, отдельно  головки  соленого  чеснока  и  капусты.  И  много  хлеба  шоти.  В  общем, всё, что я  люблю.
Ну, а  потом   началось! Тосты  и  кахетинские  варианты  заздравной  песни «Мравалжамиэр!» («Многая  лета!»)
         Толма  в  виноградных  листьях, кабабы  в  лаваше  и  кабабы  на  вертеле, шашлык  из  оленины  и  осетрина  на  вертеле (причем, всё  готовилось  на  углях  из  виноградной  лозы). Ну и, конечно, хашлама!

     Наутро  (хорошо, что  мы  предусмотрительно  упаковали  вещи!)  нам  вручили    по  свёртку  с  толстыми  «кахетинскими»  чурчхелами, пеламуши  и  виноградом, а  потом  с  почетным  милицейским  эскортом  проводили  до  границы  района.
    Так  что  31-го  декабря, уже  никуда  не   заезжая  по дороге,  я  явился  в  дом   с  подарками, как  Дед  Мороз.

О.С.   А  такое «Киндзмараули», как  за  этим  столом  я  не  пил  даже  на  заводах!  Оно  было   без  «стабилизаторов»,  такое  густое  и  вкусное, что  даже  Римма  впервые  выпила  бокал! Потом  мы пытались пустить  слух, что  она «вытворяла  ТАКОЕ!», но  нам  никто  не  поверил!
17.01.2016 г.