Сказки про войну равнинных индейцев

Григорий Коротков
«СКАЗКИ» ПРО ВОЙНУ РАВНИННЫХ ИНДЕЙЦЕВ
Col. A. B. Welch's Diary

                ПОНИ МАЛЕНЬКОГО ХРАБРЕЦА               
 В октябре 1921 года Уэлч совершил визит в старый Форт-Бертольд:
Пройдя через заброшенную деревню, мы пошли к могилам разведчиков, находившимся на северо-восток от старого поселения. Это могилы 102 разведчиков, которые в те первые дни служили в армии Соединенных Штатов, они все вместе лежат на ухоженном участке. В праздничные дни на высоком флагштоке поднимают флаг, и каждая могила отмечена официальным надгробием. Разведчики МАЛЕНЬКИЙ ХРАБРЕЦ, БЫК С ОБРЕЗАННЫМ ХВОСТОМ, КРОВАВЫЙ НОЖ были убиты вместе с Кастером, а тела погребены там, где их нашли. Однако в Бертольде о них установили памятные камни. Позже в церемониях, люди пели песню про Маленького Храбреца, которая звучала примерно так:
    «Лошадь пинто вернулась домой одна.
   Маленький Храбрец никогда не придёт назад».
    Мне сказали, что после битвы на Литтл Бигхорн спустя много времени, сюда прискакала пони пинто Маленького Храбреца. Она пришла в лагерь, переплыв через реку, ходила вокруг, ржала, и как будто искала своего индейского скаута. Люди очень хорошо отнеслись к лошади и никогда никому не позволяли на ней ездить, после этого храброго человека.

                ПРИНОСЯЩИЙ СТРЕЛЫ
                / сиу –кроу/
 CТАРЫЙ БЫК - один из последних живых вождей хункпапа, который был одним из командиров у Сидящего Быка, принимал участие в Танце Духа в конце 1880-х годов, а также в деле Кастера на Литл Биг Хорн. Он находился среди враждебных индейцев, когда убили Сидящего Быка, и сбежал с вождём Большая Нога в Плохие Земли. Несколько дней спустя, он участвовал в бою Раненое Колено(29 декабря 1890), но благополучно скрылся. Во время посещения его бревенчатого дома в местечке под названием Бычья Голова, он рассказал мне следующую историю, которую я попросил записать. История вполне достоверна и живописна, представляет собой интересный пример искусства сиу в старые времена:
    «Пока я находился в отъезде на охоте, на лагерь моего народа напали кроу. Они быстро налетели, а уходя, угнали с собой много хороших лошадей. Моя сестра владела прекрасным хорошо подготовленным охотничьим «бизоньим» конём. Он был черным и очень быстрым. Кроу увели его вместе с другими лошадьми. Когда я вернулся с добытым мясом и узнал о случившемся, то обезумел и поклялся отомстить. Мне хотелось пойти в их лагерь, напасть и угнать лошадей. Вот, что бы я сделал в тот же момент.
    Была зима, и стояли холода. Я нёс трубку на пятерых моих воинов. Они курили. Мы приготовили много мокасин, и у нас имелся пеммикан. Покинув лагерь, мы пошли к первой развилке реки Миссури - где впадает Йеллоустон. Потом шли восемь дней по реке Йеллоустон. Он называет эту реку 'Hehaka' или «Вапити». Мы вышли на стойбище кроу, где было много лошадей и пастухов. Они располагались в большом лагере среди леса. Нужно было обладать храбростью, чтобы напасть на них. Пронаблюдав несколько дней, мы решили, что делать дальше, и однажды вечером пешими отправились в их лагерь, отрезали от палаток несколько лошадей, а затем угнали стадо. Много, много лошадей. Мы ехали без остановки всю ночь и на следующий день, а затем разбили лагерь в лесу у реки.
    Ночью мы увидели их. Они пришли. Мы собрали стадо и стали спускаться под гору. Потом произошёл большой бой. Много лошадей было убито, а несколько кроу подстрелены. Мы снова сели на коней. На следующий день они опять пришли. Скалы и холмы остались позади.
    Когда мы покинули наш лагерь, среди нас появился мальчишка. Он хотел стать храбрецом, поэтому мы позволили ему идти с нами и не стали прогонять. Этот мальчик убил в бою конного воина кроу, но был ранен стрелой, что затрудняло наше быстрое продвижение. Мы бежали всю ночь. Днём прятались среди деревьев, а иногда за холмами. Во время движения мальчик страдал от ран. Я сделал волокушу для мула и положил его на неё.
    После долгого путешествия отряд вернулся домой, пригнав большое количество лошадей. Потом мы сделали много подарков, танцевали и дали мальчику новое имя. Мы называли его - Приносит Стрелы. Он имел в своём теле две стрелы и через восемь дней всё-таки умер. Это было одно из моих смелых деяний. Все люди знают об этом. Тогда я был молодым, сильным и храбрым. Я хорошо помню это время и удачно исполнил свою клятву. Люди, которые были со мной это: Черный Фазан, Медведь Орел, Охотится На Врага, Орел Ласка, Берет Лошадей и мальчик Приносит Стрелы. Я - Старый Бык…».

                «ВОЛШЕБНЫЙ КОНЬ»
                /сиу –кроу/

 "Mоего отца звали ИСПОЛЬЗУЕТ ЕГО В КАЧЕСТВЕ ЩИТА, или по другому Старый Трава. Он владел самым быстроногим конём в племени сихасапа-сиу. В молодости, в одном из походов на кроу, его отряд обнаружили и атаковали. Отец оглянулся и увидел, что враги находятся совсем близко, а его коня увлекло далеко от сражавшихся. Кроу стреляли в него, но молодой вождь проехал вдоль всей линии противника, а затем на их глазах повернул и поскакал обратно. Он был очень храбрым тогда.
    Однажды, когда кроу пришли посетить нас, мы заговорили о том происшествии. Они рассказали: Старый Трава двигался так быстро, что был больше похож на оленя, и кроу не могли по нему попасть. Вождь никогда не использовал кнут для этого коня, даже во время гонок. Таких животных, люди называют - «Никогда не битый». Наш отец очень гордился этим конём и обращался с ним, как с братом.
    Эту «магическую лошадь» обучил его отец СИКОЛА - «Босой», он же дед вождя Джона Травы. Он предупредил, что если кто-нибудь ударит коня, то будет убит. Это на самом деле произошло с человеком, который однажды так сделал. В том бою с кроу, когда Использует Его В Качестве Щита ехал один вдоль вражеской линии, призывая их стрелять, к ужасу смотревших на него врагов, они видели только чёрнохвостого оленя с орлом на спине.
    После этого случая Использует Его В Качестве Щита всегда носил с собой щит с четырьмя магическими связками, один хвост оленя и три орлиных пера - по одному в каждой, кроме нижней, к которой был привязан хвост оленя. Его щит желтого цвета, в середине изображён орёл, над которым перевернутая луна, а над ней две пятиконечные звезды, указывающие пять частей тела человека - руки, ноги и голову. Луна и звезды синего цвета. По периметру десять черных точек представляют мелкие камни». Эту историю поведал индеец сиу, по имени Дергающиеся Стрелы (Waniyocekapi).

                МЕДВЕЖЬЕ МНЕНИЕ
                / арикара-сиу/

 Cегодня ко мне в гости пришел молодой человек. Его жена находилась в Бисмарке на медицинском осмотре. Мы говорили о старой деревне Форт-Кларк. Отцом этого юноши был Звезда, сын Сына Звезды, арикара.:
«Имя отчима моей матери, Медвежье Мнение. Он был храбрым человеком. Я расскажу вам. Однажды примерно 50 лет назад, как рассказывал мой дед Медвежье Мнение, он с двадцатью арикарами был на охоте. Они находились к западу от Миссури, когда вдруг наскочили на группу сиу. Видя, что в меньшинстве и неминуемо проиграют, арикара стали пересекать реку у селения Форт Бертольд. Мой дед ехал на пятнистой лошади. Тут один из мужчин крикнул ему, что его брат убит. Он вернулся к месту, где лежал брат, соскочил с коня и отпустил его. Отбросив винтовку, он взял свой, и амулет другого товарища, не позволявший стрелять по нему прямо. Вытащил большой нож и побежал к сиу. Медвежье Мнение почувствовал, как несколько пуль и стрел пролетели рядом с ним, но продолжал бежать дальше. Тут он наткнулся на сиу, сидевшего верхом на большой лошади. Он бросился плашмя прямо перед лошадью врага. Она упала, и сбросила своего всадника. Но прежде, чем тот смог встать, мой дед прыгнул на него сверху, повалил на землю и перерезал ножом горло. Он убил этого сиу и поднялся на ноги. У него не было винтовки, а имелся только один нож. Сиу нравятся смелые люди. Они ездили вокруг него, но не стреляли. Наконец они уехали».1

    «В течение прошлого года* небольшие отряды сиу совершили серию рейдов, украли несколько пони и голов скота. В одном из таких рейдов был убит сиу и смертельно ранен гро-вантр. Сиу держат деревню в  постоянном напряжении, создавая опасность для женщин  возделывающих свои поля.
    В последнее время  юноши из черноногих-сиу и хункпапа провели несколько экспедиций, пытаясь атаковать Форт-Бертольд и сразиться с ри(арикара), но те сохраняют бдительность и каждый раз успешно отражают нападения…Это молодые люди сиу, которые озабочены тем, чтобы сделать себе - по их словам - «воинские имена, как у своих отцов».
    Вожди племен Форта-Бертольд очень хотят посетить Вашингтон, чтобы поговорить со своим Великим Отцом. Они говорят, что отправили ему уже много сообщений о нехватке еды и угрозе сиу, но до сих пор не получили никакой помощи, а сиу продолжают красть у них лошадей и убивать их людей. Они опасаются, что Великий Отец не получил эти сообщения, иначе он не стал бы так щедро кормить сиу».
1 Об этом рассказал Звезда, бывший военнослужащий, из резервации Элбовудс, Mандан, 15 мая 1926
*/Агентство Гранд-Ривер, Территория Дакота, 31 августа 1872 года/.
/Форт-Бертольд, 15 сентября 1872/

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"