В Таганроге

Наталья Шамрай
«После Москвы я более всего люблю Таганрог».
А. ЧЕХОВ
 Поехать в Таганрог я мечтала давно, чтобы увидеть город, в котором  создали атмосферу  притягательности знаменитые и очень уважаемые мной, личности: Антон Павлович Чехов, император Александр 1 и великая, мудрая актриса Фаина Раневская. Встреча с Таганрогом состоялась. Впечатлений и эмоций великое множество. Город помнит всё и любит своих великих земляков. Так Антоша Чехонте вернулся в родной город навечно и приглашает посидеть рядом с собой на скамеечке.
 
  Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 17 (29) января 1860,  (Екатеринославская губерния, теперь Ростовская область)  — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Здесь прошло его детство и гимназические годы. Сюда неоднократно приезжал он уже будучи известным писателем.   Приезжая в Таганрог, регулярно читая присылаемые ему таганрогские газеты, а также переписываясь со многими земляками, Чехов внимательно следит за жизнью родного города, с удовлетворением отмечает каждое хорошее начинание, охотно их поддерживает, сам выдвигает ценные предложения. Он прилагает много усилий к тому, чтобы жизнь таганрожцев стала лучше, разнообразней, интересней, а город - культурней, благоустроенней, красивей. Дела городской библиотеки, музея, сооружение памятника Петру I, попытки строительства водопровода, трамвая, введение электричества, работа водолечебницы, уход за зелеными насаждениями, крайняя скудность медицинского обслуживания населения, работа городской газеты - вот только некоторые из множества вопросов таганрогской жизни, постоянно занимавших внимание Антона Павловича Чехова. «Я счастлив,- пишет он одному из таганрожцев в 1890 году,- что могу хотя чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю питать теплое чувство». «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать, отдаю себя в полное ваше распоряжение»,- прибавляет он в другом письме. Благодаря неустанным хлопотам Чехова в Таганроге в 1898 году был основан Городской краеведческий музей. Стараниями Чехова была, по существу, заново создана Городская публичная библиотека. Позже, устами одного из героев повести «Моя жизнь», Чехов очень хорошо сказал о чувстве к Таганрогу: «Я любил свой родной город. Он казался мне таким красивым и теплым! Я любил эту зелень, тихие солнечные утра, звон наших колоколов.»


ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОВЁЛ В ДОРОГЕ И УМЕР В ТАГАНРОГЕ
Алекса;ндр I Павлович родился 12 (23) декабря 1777г. в  Санкт-Петербурге, ушёл из жизни 19 ноября (1 декабря) 1825, в Таганроге — император и самодержец Всероссийский с 12 (24) марта 1801 года, протектор Мальтийского ордена с 1801 года, великий князь Финляндский с 1809 года, царь Польский с 1815 года, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. В официозной дореволюционной историографии именовался Благословенный. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805—1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807—1812 годах временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806—1812), Персией (1804—1813) и Швецией (1808—1809). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 годах антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов Священного союза. В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году..

"Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты,
 жадных мужчин и плохое настроение".
Фаина Раневская
Фаина Георгиевна Раневская родилась в Таганроге 27 августа 1896 года и всю жизнь гордилась тем, что в ее любимом городе родился Чехов и провел свои последние дни император Александр I. Жаркий Таганрог, сухой летний воздух, аллеи городского сада, спуск к морю, зеленые, с акацией из-за забора, улицы. Окна раскрыты. Из окон несется музыка. «В Таганроге было множество меломанов, во многих домах стояли фортепьяно. Знакомые мне присяжные поверенные собирались друг у друга, чтоб играть квартеты великих классиков. Однажды в специальный концертный зал пригласили Скрябина, у рояля стояла большая лира из цветов. Скрябин, войдя, улыбнулся цветам. Лицо его было обычным, заурядным, пока он не стал играть, и тогда я услыхала и увидела перед собой гения. Наверно, его концерт втянул, втолкнул душу мою в музыку...»Фаина вспоминала с гордостью, что лечила зубы у племянника Антона Павловича Чехова. «Мама знала многих, с кем он был знаком, у кого бывал. Я бегала к домику, где он родился, и читала там книги, сидя на скамье в саду...». –вспоминала Раневская. Весной 1911 года гимназистка Фаина Фельдман (Раневская) в переполненном зале маленького Таганрогского театра в гастрольных спектаклях театра Ростова-на-Дону впервые увидела Павлу Вульф — известную провинциальную актрису — в ее лучших ролях: Лиза («Дворянское гнездо»), Нина Заречная («Чайка»), Аня («Вишневый сад»).
Павла Леонтьевна Вульф, моя бабушка — друг и поклонница таланта замечательной Веры Федоровны Комиссаржевской, ее ученица, — сыграла в жизни Фаины Фельдман свою, может быть, самую яркую и незабываемую роль. Три коротких весенних сезона Ростовского театра на гастролях в Таганроге, все — семья, дом, фонтан на площади, гора Юнгфрау в Швейцарии, шляпные коробки из Вены, — все теряет смысл. Сейчас — только Театр. В казенной автобиографии Раневская напишет потом:
«По окончании гимназии решила идти на сцену. Решение уйти на сцену послужило поводом к полному разрыву с семьей, которая противилась тому, чтобы я стала актрисой. В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу».
«Господи, мать рыдает, я рыдаю, мучительно больно, страшно, но своего решения я изменить не могла, я и тогда была страшно самолюбива и упряма... И вот моя самостоятельная жизнь началась».