1918 год. Письма из Кириллова

Александр Зельцер 2
1918 год. Письма из Кириллова.

 Авторы писем Александр Иванович Анисимов и Василий  Тимофеевич Георгиевский были члены Комиссии по охране и реставрации памятников древнерусской живописи, созданной летом 1918 года в Москве Игорем Эммануиловичем Грабарем (1).   

Анисимов - Грабарю,Кирилло-Белозерский монастырь, 7.09.1918 г. ст.ст.

Ехали мы 5 1/2 суток ( впрочем, точнее 5) (2). По Волге ходит один единственный пароход, поэтому давка была дикая и 3/4 удовольствия от езды на пароходе терялись. Стоимость проезда ужасная (…), носильщики и извозчики безжалостны (…)Продовольственный вопрос стоит здесь очень и очень остро. Нам хлеба выдают по 1/2 фунта, остальным по 1/8 (...) Словом, кирилловские дни не могут итти ни в какое сравнение  с владимирскими в отношении благ питания… В довершение прелести на днях на берегу озера  «публично» расстрелян бывший исправник, о чем население было оповещено листочком, настуканным на ремингтоне. Просто, коротко и ясно.
  Местный викарий епископ Варсонофий (3) отнесся к нам вполне любезно и разумно… С епископом мы очень ладим, как Вам я и предсказывал. Кормить он нас не кормит и у себя не укладывает, но все наши начинания приветствует и не только приветствует, но добавляет еще своими. Я предложил ему отобрать из вещей, вышедших из употребления, все достойные охраны и устроить специальное древлехранилище, отдав на это половину своего большого и хорошего дома.  И он отозвался очень сочувственно и кое-что мы уже начали приводить в исполнение, тем более что дому его, в противном случае, грозит захват под реальное училище. Такой же захват грозит и игуменскому дому в Ферапонтове, куда я думаю через неделю наведаться и куда епископ усиленно меня приглашает...
                ***
 Анисимов -  Грабарю. 4.09.1918 г. нов.ст.

…В эту субботу был арестован епископ Варсонофий в момент возвращения со мною в экипаже из Гориц. На рассвете следующего дня он был выведен с игуменией Ферапонтова монастыря (4), двумя горожанами и двумя крестьянами в поле и расстрелян. Расстрел произвели присланные из Череповца красноармейцы. Стреляли в спину. Передают, что епископ был убит только седьмым залпом и в ожидании смерти все время молился с поднятыми к небу руками и призывал к миру. Это убийство было неожиданным не только для населения, но и для членов местного совдепа (5), члены коего говорят, что они не виновны в этой смерти и что последняя легла на них тяжестью(6). За те недели две, что я здесь, я не замечал со стороны Варсонофия какого-либо вмешательства в политику: он занят только церковными делами, хозяйством  монастыря и был всегда прост, ровен и внимателен к запросам и требованиям местного совдепа. Уже две ночи подряд последний дает разрешение на вырытие тела епископа,  игумении и остальных убитых из ямы, куда они были брошены, и две ночи подряд являются череповецкие  красноармейцы и, отменяя разрешение совдепа своими силами, заставляют вновь закапывать трупы. Оба великих монастыря являются сейчас лишенными какой-либо власти и руководящего заведования, что не может не тревожить меня в крайней степени… Жизнь здесь, и раньше не веселая, превратилась  в какой-то кошмар: чувствуешь себя запертым в тесный зловонный зверинец, где принужден испытывать все ужасы соседства с существами, коим нет имени…
                ***
Анисимов - Грабарю, Кириллов монастырь, 24.09.1918 г. нов.ст.

… я уже писал Вам на днях о здешних событиях и о работах. Через членов Центроархива Б. и Б. я просил то же самое сообщить и петроградскому отделу Всероссийской Коллегии музеев: о трагической гибели епископа Варсонофия и игумении Ферапонтова монастыря, об угрозах, делаемых монастырям окрестным населением, и проч. На днях я снова был в Горицах и застал там великую панику. Несколько человек собрали три окрестных деревни и предложили им подписаться под постановлением, что монастырь надо очистить от монахинь, заселить «беднейшими» и прочее в том же роде.Монахини бросились в город, в "исполком". Им ответили, что местный совдеп ничего подобного не затевает, но что, если они волнуются, то, во 1-х, совдеп сделает по этому делу особое совещание и постарается защитить их, а во 2-х, пусть они обратятся к моей защите. Из этого Вы можете усмотреть, как понимает мои полномочия здешний совдеп, но для меня-то этого очень мало. Необходимо, чтобы Коллегия или прислала сейчас же сюда особое лицо с особыми полномочиями для охраны зданий и имущества таких монастырей, как Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский и Горицкий, а то и всех церквей этого края, или чтобы она на это время вручила такие полномочия мне (до окончания моих работ)… Я же не считаю возможным оставить такие великие памятники в такую тревожную и тяжкую минуту без просвещенного заступничества…
                ***
Геогиевский - Грабарю, Петроград, 30.09.1918 г., нов.ст.

… в настоящее время Рязановым (7) я командируюсь в г.Кириллов вместе с товарищем Камаровским (матрос 22 лет) для надзора за архивом, и вместе с тем Рязанов (который сейчас в Москве) должен будет переговорить с Вашей  коллегией о назначении в Кириллов особого временного комиссара для ограждения архивов и памятников искусства, которые могут пострадать при осуществлении декрета об отделении церкви от государства и при реквизиции Кириллова и Ферапонтова монастырей. Рязанов думает командировать туда комиссаром балтийского матроса Комаровского, который обладает исключительной решительностью и безапелляционностью, что для местных  уездных, довольно свирепых, властей  будет весьма полезно, так он противопоставит их силе свой кулак…
   (В оригинале под текстом нарисован кулак)

Примечания:
1. Игорь Эммануилович Грабарь (1971-1960)-русский советский живописец, реставратор, теоретик искусства, просветитель, педагог,Народный художник СССР. В 1918-1930 годах он возглавлял многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием картин из дворянских усадеб и икон из монастырей для спасения их от неизбежной гибели( Википедия).
2.Экспедиция ехала по Волге до Рыбинска, оттуда по Шексне добиралась до Череповца, Гориц и Кириллова. Железнодорожный путь из-за крайней неясности политической обстановки на Вологодском Севере не был доступен и безопасен (примечание Г.Вздорнова).
3. Епископ Кирилловский Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев, 1871-1918) См.очерк "Священномученики кирилловские" в сборнике А. Зельцера "Мы из ХХ века.Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях". ИД "Порт-Апрель".Череповец.2016, с.234-238.
 Викарий - в православии епископ без епархии, служащий заместителем епископа (в данном случае - Новгородского).
4. Игумения Ферапонтова монастыря Серафима (в миру Елизавета Николаевна Сулимова, 1859-1918), см. также очерк, указанный в примечании 3.
5.Совдеп - сокращенно от "совета депутатов" (всех уровней).
6. Расстрел мирных жителей не был вызван враждебными действиями против советской власти со стороны Кириллова или Ферапонтова. Карательная акция Череповецкой большевистской администрации имела целью устрашить население в связи убийством 30 августа 1918 года председателя Петроградской ЧК М.С.Урицкого (примечание Г.Вздорнова).
7. Рязанов – начальник Главного управления архивов в Петрограде, где в 1918-1919 годах служил инспектором В.Т.Георгиевский ( примечание Г.Вздорнова).

Об одном из авторов писем. Александр Иванович Анисимов подобно И.Э.Грабарю был активным участником реставрационных открытий в первые годы после октябрьской революции. Заявивший о себе  как исследователь древнерусского искусства еще в 1910-1914 годах,он с неослабевающей энергией трудился в этой области науки в 1918-1930 годах, пока не был арестован органами НКВД и не отправлен на Соловки, а потом на трассу Волго-Балтийского канала. Официальная справка о его расстреле в 1937 году, по всей вероятности, соответствует истине, о чем появлялись сообщения в газетах  и воспоминаниях Д.С.Лихачева, опубликованных в "Нашем наследии".

Источник:
Герольд Вздорнов "Быть здесь тяжелый крест..." в сборнике "Памятники Отечества". Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. №№ 3-4, 1993. с.91-95.