О вакансиях с огоньком

Оксана Бендюкова
В каких случаях стоит составлять эпатажные объявления о вакансиях, для чего и как это делать правильно.

Эпатаж. Красивое слово! Мы часто произносим слова и совершаем поступки, чтобы выделиться, стать заметнее, привлекательнее и ярче. Мы хотим, чтобы нас помнили, о нас рассказывали, цитировали и возвращались к нам. Все этого хотим, но не всегда используем для этого эпатаж. Иногда молчание становиться золотом. Молчанием тоже можно эпатировать. Однако, в части объявления о вакансии как раз нужны слова. Верные, ясные, внятные и цельные. Для кого и зачем ими нужно эпатировать, и нужно ли - давайте сегодня разберем.

Что есть эпатаж? Как подсказывают нам словари - это скандальная выходка, вызывающее поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила. Это может быть шуткой, а может намеренным оскорблением, иногда люди совершают такие поступки по незнанию. Пока мы не знаем, что это от невежества, мы считаем этот поступок выходкой или новинкой, маркетинговым ходом. А когда правда вскрывается - тогда эпатаж теряет весь свой смысл, он превращается в неприятность.

Я не буду давать советов  в этой статье о том, “когда и как надо / не надо писать эпатажные вакансии”, я выскажу свое мнение по этому поводу, основанное на своей 16-летней практике в рекрутинге. Я расскажу вам о своем опыте.

Мы ищем персонал очень разными способами - сайты по трудоустройству, соц.сети, внутренний рекрутинг путем кадрового резерва, рекомендации и т.д. и чаще всего HR бывает в двух ролях:
- стратег - когда мы планируем человеческие ресурсы, определяем целевую аудиторию, исходя из задач бизнеса;
- исполнитель - нам “прилетает” заявка на подбор персонала, уже есть вакансия и понятно кого ищем.

В случае роли стратега, мы определяем целевую аудиторию, ее объем, спрос и предложение для нее. Если конкурентов-работодателей много - в бюджет на подбор персонала закладываем расходы, которые позволят нам выделиться.
Пример: город-миллионник, много компаний с кол-центрами, вы круглый год набираете сотрудников для своего кол-центра, ребят без опыта работы, поколение Y. Что для них важно? Доступность, полезность, возможности. Сделать это можно обычными способами, зная воронку рекрутинга; или, например, видеороликами, привлекающими внимание поколения Y. Как вариант - карьерный ролик Банка Тинькофф https://youtu.be/cCIIp3PNvp8?list=PL8120FBB4ED96C9EA. Этот ролик рассчитан на группу вакансий для молодежи без опыта работы. Он разошёлся по соц.сетям - вирусный маркетинг. Еще бы - весело (необычный офис и возможные роли), с вызовом (обращение пока к молодым специалистам, а в ролике герой в шикарном кабинете), на грани дозволенного (в кадре полуобнаженные девушки с недвусмысленными намерениями). Вывод: считайте, что принесет вам больший результат, скорее всего включение в бюджет расходов на нестандартные мероприятия будут оправданы. Однако, это будет работать как в любой рекламе - с накопительным эффектом, работать на ваш бренд. Такие эпатажные ролики скорее будут информационным поводом, закрепят имя вашей компании в умах молодежи, за которой вы будете “охотиться”.
Второй вариант - вы в роли исполнителя. Уже утвержден план-график набора персонала (или появилась срочная вакансия). Любой рекрутер знает, что в таком случае важен быстрый отклик на вакансию / поиск резюме. Рекрутер всегда оценивает ситуацию по спросу/предложению в отрасли и по специальности. И здесь самое важное - емкая, понятно составленная вакансия (цель, функционал, обязанности должности, ее место в компании, взаимосвязь с другими подразделениями в компании, корректно сформулированные требования к опыту, личности, возможности компании, которые она может предложить соискателю). Пример: личный помощник руководителя. Тот самый специалист, коих множество, но подойдет вашему шефу только один. Кто искал такого - тот меня поймет, “нужен с перламутровыми пуговичками”! И что делать будем? Вот что делала я: эпатажное объявление в соцсети Facebook. Да-да, на эту “строгую” должность я размещала эпатажный пост. Суть его была в следующем: чтобы не увидел/услышал/прочитал, с чем бы не столкнулся PA - он должен уметь уловить суть, трансформировать в удобоваримый формат и результат представить своему руководителю. Ведь шеф не всегда в настроении, его поручения могут быть личными или касаться очень закрытых тем бизнеса, чем выше должность руководителя, тем чаще встречаются политические игры, которые юной особе могут быть не только непонятны, но и претить ее юношескому максимализму. А потому - огорошьте сразу текстом, который поймут только те, кто умеет читать между строк. Я свой пост тогда назвала “Возьму девочку на содержание”. И это была правда: мы искали девушку на полное обеспечение от компании, а взамен рассчитывали на ее время 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это не значит, что она работала круглосуточно, у нее был нормальный график, но она могла потребоваться компании в любой момент (например, когда шеф на другой стороне планеты не может вылететь из-за непогоды и ее задача была найти способ вовремя доставить шефа в офис к назначенному времени, тк у него по плану совет директоров, который нельзя пропустить). За сутки я получила тогда около сотни резюме с хорошими сопроводительными письмами (хотя в посте про них не было ни слова). На следующий день было 2 собеседования и выбран финалист.

Теперь давайте посмотрим на роли соискателя. Что он видит в эпатажных вакансиях?
- я уникален, узкопрофильный эксперт, имею редкую квалификацию;
- таких как я много, работу можно найти всегда, было бы желание.

В первом случае специалист скорее ищет работу через рекомендации, и даже если заходит на сайт по трудоустройству, то скорее для того, чтобы нашли его. Вакансий ему будет выпадает мало, компании ему практически все знакомы, изучать вакансию и работодателя он будет тщательно. Здесь важнее содержание, а не стиль.

Во втором случае ваша изобретательность может сыграть вам на руку. Мне часто говорят кандидаты, что откликнулись на вакансию только потому, что она “зацепила” как содержанием, так и стилем. Кандидат обращает внимание и на заработную плату, указанную вами (например, в Краснодаре, даже в оптовых продажах доход не большой, но мне нужен сотрудник, который не желает довольствоваться средним доходом и готов зарабатывать больше, чем достаточно. Потому я ставлю в своих вакансиях высокую планку заработных плат и на встрече показываю на примерах, как ее можно достичь, и это - реальность); или на возможности в компании - если у человека есть замечательный микс опыта, знаний, хобби, он может неожиданно найти им применение в вашей вакансии (например, микс из таких областей, как автомобильное образование, опыт программиста и разговорный немецкий язык - в свое время компания Роберт Бош с моей помощью нашла такого специалиста, что позволило ей развить новое направление в России по созданию программы по замещению автодеталей российского производства на детали Бош, прямо на автосервисах при диагностике машин). Вывод: кандидат с типичным опытом работы просматривая типичные вакансии скорее выделит ту, которая его озадачила, взбудоражила, заставила думать и реагировать.

Итак, когда эпатажная вакансия получит голос “за”, а когда “против”? Мое мнение таково, что если эпатаж корректный - то почти всегда. Немного юмора, сексуальности, провокации и вызова никогда не повредит. Откровенные скандальные штуки я бы никогда не использовала - как минимум потому, что это неуважение к тому, кто вас видит, читает. Как говорил один из моих учителей в консалтинге, “если ты не можешь говорить о сексе вслух, ты никогда не сможешь говорить о бизнесе, он требует еще большей смелости и энергии”.

Теперь о самой вакансии. Что в ней может являться эпатажным? Давайте по пунктам посмотрим на ее структуру и содержание. Чаще всего она начинается с обязанностей, потом требования и условия. Я всегда немного расширяю содержание.
- О компании. И не важно, что у вас есть описание компании в карточке работодателя. Не важно даже то, что вы можете писать с корпоративной почты, в которой есть ссылка на сайт компании. Одно предложение - важное, понятное, отражающее отрасль, сферу, масштаб компании. Это как “привет” при знакомстве. Это улыбка, реверанс, это возможность представиться. И если у вас есть преимущество или недостаток - вы можете этим “козырнуть”, например, мы можете быть “Мясным королем” или “Шоколадной фабрикой Чарли”, вы можете стать “Маленьким и уютным королевством детей”, или (тот еще шедевр, вполне себе реальный!) “Салоном красоты Эпатаж в Бутово”, “Прозрачным сейфом” (это про банк)... Главное - уметь улыбаться и превращать лимоны в лимонад!
- Кого ищем и зачем. Помните, как это бывает на встречах анонимных кого-нибудь? Например: “привет, я Шерлок, и я наркоман”. Все сразу понимают где они, с кем и зачем, не так ли? То же самое в вакансии. Что вам говорит фраза “Мы ищем секретаря”? Да ничего. Рутинная работа, обычная должность. А если написать: “Разыскивается офисоуправительница, строгая и неподкупная”. Что теперь? Я, например, сразу представляю эту работу ответственной, важной и значимой. Даже если это маленький кусочек бизнеса, за него необходимо нести ответственность. А значит, это важная работа, а главное - к ней уже относятся с уважением будущие коллеги. Вероятность отклика кандидата уже выше в разы.
- Обязанности. Вот тут важна емкость, лаконичность и логика. Читая этот блок кандидату должно быть понятно как можно больше. Даже самую большую должностную инструкцию можно сформулировать в 7-10 предложениях. Главное - логика. В этом блоке стоит соблюдать серьезность, даже если вся вакансия - один сплошной эпатаж. Договариваться надо “на берегу”. Однако, сухие типовые фразы здесь ни к чему. Даже если вы описываете обязанности бухгалтера - разделите эту часть на 2 блока - функции и обязанности, чтобы было понятно, за какой участок и в каком объеме должен отвечать искомый специалист. Сделав это вам не придется раскрывать информацию о составе бухгалтерии.
- Требования. Я предпочитаю писать “Наши ожидания”. Почему? Потому что это уважение к тому, кто читает вас. Мое мнение. Рынок труда - это договоренности, даже если вы уже состоите в трудовых отношениях. Да и к тому же это отличный способ указать именно ваши ожидания от кандидата, а не требования, которые регулирует ФЗ РФ № 1032-1 от 19.04.1991 в ред. от 02.07.2013 г. Вы всегда можете написать, что “хотели бы видеть миловидную девушку в должности секретаря, но и бородатые дядьки имеют шансы, если обладают необходимой квалификацией”. Если вы пишете о каком-то опыте или навыке, необходимость в котором явно не прослеживается в Обязанностях, объясните, почему вы этого ждете. Например: “английский язык нужен в объеме свободного общения при телефонных звонках зарубежных партнеров”. Люди все-таки адекватно оценивают свои возможности, когда они понимают цель наших пожеланий. В этом блоке вакансии можно “поскандалить” на тему неподтвержденного опыта или знаний. Помните пример с компанией Роберт Бош? Он из этой серии.
- Условия работы. Опять же, я пишу всегда иначе - “Мы предлагаем”. Это вкусно, приятно, это про договоренности. Вот тут, как и в блоке “О компании”, вы можете поиграть на грани фола. Обязательные пункты - конечно. Но даже их можно обыграть. Например, напишите не только про офис, но и про команду, в которой придется работать искомому специалисту. Например: “Вы будете работать в команде профессионалов из Казани, Минска, Саратова, Екатеринбурга и Лондона”. Чем не вызов? а) профи, собранные из разных городов и стран; б) он не один такой, приезжий; в) толерантные ребята, раз им удается ужиться в столь разных культурах; и тд. Или другой пример: “График работы - не нормированный до тех пор, пока вы не начнете зарабатывать столько, что захотите сказать “горшочек, не вари!”
- И еще один блок, который часто упускают. Скажите кандидату “до свидания”: оставьте свое пожелание; пообещайте, что ответите на все отклики; поблагодарите его за внимание к вакансии и уделенное ей время; попросите рекомендаций, если после прочтения вакансии, он понял, что она не для него; пригласите его посмотреть другие вакансии вашей компании… это лишь улыбка при прощании, расставайтесь также приветливо, как и встретились. Все это - ваш имидж, бренд компании, как работодателя. Запоминающийся своим стилем, юмором, уважением и позитивом.

Не бойтесь разрывать шаблоны, креатив редко бывает вреден. В худшем случае - он не вызовет интерес. В лучшем - вызовет вопросы, что позволит вам продолжить диалог с вашим кандидатом, не сейчас, так позже. Он все равно запомнит вас! Эпатаж - это скандал, провокация, вызов и драйв, он как лимон - из него можно делать лимонад.