Девятая мысль

Валентин Губарев
Одна из самых любимых моих картин – «Девятый вал» И.К. Айвазовского. Все, наверное, видели это полотно. Сокрушающая мощь девятой волны против утлой человеческой конструкции.

С мыслями моими примерно также. В день у меня их ровно девять. Вы скажете – маловато. Ну, во-первых, отвечу я, количество мыслей не всегда переходит в их качество. А во-вторых, работаю я руководителем, и мне по штату больше думать не положено.

Самые первые мысли  – разная безобидная дребедень, ну например…

Иногда жалею, что не пошел в науку. А ведь была такая возможность. Сейчас, наверное, защитил бы кандидатскую, строчил бы методички для студентов и статьи для научных журналов, ездил бы на какие-нибудь научные конференции, обсуждал бы с коллегами что-нибудь такое умное, может быть, даже, что-нибудь эдакое открыл, двинул бы мысль куда-нибудь…

А иногда думаю - правильно, что не пошел в науку. Что там хорошего? Прозябал бы в аспирантуре, затем превратился бы в кабинетного работника с громадной залысиной и очками, читал бы нудные лекции засыпающим в аудитории первокурсникам, ставил бы эксперименты над крысами и канючил бы у декана место на кафедре…

Иногда, на работе, смотря как подчиненные уходят на обед, думаю: «Как все-таки неправильно устроен человек. Зачем ему такая сложная пищеварительная система? Она отнимает массу времени, и создают кучу проблем. Эти бездельники думают только об одном: чтобы такое съесть? Как было бы здорово, если бы мы питались одной водой, ну, или, к примеру, солнечной энергией. А что? Выпил стакан воды и весь день сыт, или постоял на солнышке пол-часа и зарядился на месяц работы».

А иногда, выпив водки и закусив шашлыком думаю: «Все-таки здорово, что такое разнообразие еды! Без вкусовой палитры человек превратился бы в биоробота».
 
А иногда думаю: «Как так может быть? У меня на одну и ту же проблему два противоположных суждения. И я сам не могу определить,  какое из этих предположений истинное». То есть я сам не могу самого же себя убедить в чем-то. Хотя без труда убеждаю свою секретаршу,  как той идет новое платье, если честно, на мой взгляд, абсолютно дурацкое. Парадокс.

И вот когда я уже дома, стою на балконе, смотрю вниз и мирно курю, появляется  «девятый мысленный вал», возникает он неожиданно, сокрушая и взламывая хлипкие снасти моего разума. Вот он: живу я на четырнадцатом этаже и спускаться вниз, даже на лифте, довольно утомительно. Значительно быстрее будет шагнуть прямо в окно. Курю я, кстати, табак, не делайте скоропалительных выводов, господа.

Нет, в самом деле! Что меня от этого шага удерживает или, если точнее, кто? Что-то внутри меня, вроде бы и не против провести испытания. Но что-то настойчиво требует этого не делать. Интересно, которое из них собственно – Я? То, которое хочет прыгнуть, или то, которое не дает этого сделать?

Снова парадокс – вроде бы, формально, и нет причин, удерживающих меня от того, чтобы сигануть вниз, и в то же время я не могу практически этого сделать.

Или вот еще один парадокс. Случай этот произошел в одной из «горячих точек». Часовой охранял склад с боеприпасами. Около двух часов ночи заморосил мелкий дождь, а потом ударил легкий мороз. Соорудил себе солдатик скамейку из досок, присел, да и придремал.
Но какой на посту сон? Одна насмешка. Встрепенулся вскоре и решил обход сделать. Прошел пару шагов и когда, через секунду,  обернулся, увидел мрачный силуэт с капюшоном на том месте, где он только что дремал. Страшно? Ну, еще бы! Но малый попался шустрый, мгновенно прошил автоматной очередью фигуру. Но от этого стало ему еще страшнее - фигура продолжала стоять, как ни в чем не бывало. И вот тут на служивого напал страх настоящий. И не было у него сил снова нажать на спусковой крючок. Как он потом рассказывал, если бы и после второй очереди фигура не упала, он точно сошел бы с ума.
Правильно, кстати, сделал, что снова не выстрелил, иначе сошел бы. Фигурой оказалась плащ-палатка, сделанная из грубой брезентовой ткани, которая была на часовом. Промокшая после дождя, она застыла на морозе, и превратилась в подобие панциря, а солдат, спросонья, не заметил, как выскользнул из неe.

Главный парадокс войны – убить человека не страшно, страшно – не убить.
 
Я стою на балконе и смотрю вниз. Я не боюсь высоты, но не прыгаю и не пойму, почему я этого не делаю. Кто-то назовет мою Девятую мысль странной, нелогичной.

Вся наша цивилизация вот уже несколько лет как стоит на пороге пропасти. Почему она до сих пор не прыгнула в огонь мирового пожара? Что сейчас уберегает мир от глобальной войны? Принцип гарантированного взаимного  уничтожения в пределах планеты. Все больше и больше стран хотят иметь свою «бомбу».

Главный парадокс мира - иметь возможность  уничтожить сотни миллионов людей не страшно, а не иметь такой возможности – страшно. Такое поведение что,  верх благоразумия, образец логики? И только имея возможность грохнуть друг друга, политики позволяют друг другу улыбаться.

И эти два главных парадокса – войны и мира являются следствием деятельности человека, Homo sapiens. Хотя, впрочем, разве можно ставить знак равенства между этими двумя понятиями? Человек создан Богом в еденичном экземпляре. Общественное  же бытие создало из человека Homo sapiens, не нужно примазываться в соавторы к Господу Богу.

Я стою на балконе и смотрю вниз. Я не боюсь высоты, но не прыгаю. Почему? Потому что во мне две сущности – человек и Homo sapiens. Неприязнь их слишком явная, но  обе эти половинки знают, что произойдет, шагни я в пустоту.
 
И между ними действует парадокс мира – принцип гарантированного взаимного уничтожения.

Все, Девятая мысль ушла, также неожиданно, как и пришла. Счетчик идей обнулился, в океане моего сознания до утра – штиль. Нужно спуститься в магазин за сигаретами.

Иду вызывать лифт.