Куноити - искусство смертоносных цветов

Юрий Дым 61
На фото: кадр из фильма «Шинобидо» ( правильно: синоби до)

(иероглифы не вставляются)

                Куноити (куноиЧи kunoichi) - женщины-ниндзя.

...Их избегали изнеженные гейши, и десятой дорогой обходили хладнокровные ниндзя. Об их образованности и красоте слагались легенды, каждый мужчина тайно мечтал о встрече с ними и… смертельно боялся этой встречи...

  "Смертоносные", или отравленные цветы вырастила в своем саду ненависти Мосизуки Тийомэ, жена погибшего в XVI веке японского полководца Мосизуки Моритоки. Мстительная красавица жестоко отплатила за смерть любимого. В 1561 году из синтоитского монастыря ею были выбраны несколько девушек, нежных, как цветок лотоса, и прекрасных, как занимающийся рассвет. Судьба оказалась более непредсказуемой, чем гадания на древних иероглифах: из гнева вдовы родился "цветок". Дышащий сладким ядом "цветок куноити". Девушки-куноити в совершенстве владели 150 видами оружия. Шелковые складки их одежд скрывали блеск сюрикон (звездочек для метания) , в искусных прическах прятались заточенные шпильки. Один укол - и душа влюбленного в куноити воина отправлялась во дворец Бога. Никто не знал их земных имен, только Поющая сакура, Лазурь, Таинственная жемчужина…
................................................

...Военная разведка и шпионаж — занятия, исключающие в своей реализации какие-либо правила или условности. Когда речь идет о жизни и смерти (неважно, одного ли индивидуума или целой нации), термин "запрещенный прием" попросту отпадает ввиду своей неактуальности. Так и в Японии в моменты обострения ситуации внутри страны (как, например, в эпоху Сэнгоку) вооружались все — и для выживания многие семьи, кланы, а порой даже официальные власти, не стыдясь, использовали для самых опасных дел и детей, и женщин. Так, японские профессиональные шпионки (называемые иногда женщинами-ниндзя) стали известны как "куноити".

 ( Женщины в японских боевых искусствах не нонсенс, а особая статья. Местные красавицы используют  и использовали свои навыки с умом, разбавляя строгий мужской ансамбль).   

 Куноити обучали иначе, чем мужчин-ниндзя. Они изучали правила светского этикета, игру на музыкальных инструментах, осваивали искусство чайной церемонии и икебаны, учились красиво читать стихи и петь, знакомились с секретами косметики и кулинарии. Особенно тщательно учились девушки готовить и подсыпать яды. Куноити не терзали жестокими боевыми тренировками. Конечно, они знали приёмы, могли защититься или нанести удар, но это было не самое главное. Именно женские качества  ценились в них больше всего. Манипулировать мужчинами, использовать их слабости, стать любовницей, а потом нежно убить заколкой или поцеловать так, что любовник умирал от болевого шока- это считалось мастерством! Арсенал куноити был огромен, но любимым оружием были заколки кандзаси. Во множестве приключенческих книг того времени часто повторяется фраза «она выхватила из волос заколку обратным хватом и изготовилась к бою». «Кaндзаси» делали из дерева, латуни, мельхиора, иногда обрабатывая ядом, чтобы и малейшая царапина стала смертельной. Девушка могла моментально отправить врага на тот свет  и специальным веером с двойными бумажными стенками, между которыми насыпался ядовитый порошок, распыляемый в сторону жертвы. В случаи неудачи куноити совершали самоубийство.

 
...................................................

                Истоки.

  Легендарный японский полководец и даймё (князь) Такэда Синген никогда не знал горечи поражений, покрыв свой меч бессмертной воинской славой, потому что всегда шел на шаг впереди противника.
 Основную же оперативную информацию он получал от женщин- шиноби. Когда в 1561 году в битве при Каванакадзима погиб самый известный мастер шпионажа того времени Мотидзуки Моритоки, его вдова Мотидзуки Тиемэ не пошла по существующей традиции оплакивать мужа в монастырь, а приняла решение воевать под покровительством дяди, того самого Такэда Сингена, ведущего борьбу за объединение Японии. Род Мотидзуки издавна занимался разведывательной деятельностью, и молодая вдова кое-чему научилась еще при жизни мужа. Тиемэ создала и возглавила школу женщин-ниндзя, вошедших в историю под поэтичным именем «куноити» – «смертоносные цветы».
 Поскольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность монахов ямабуси и мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову блестящая идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных девушек мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения князя Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата). В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важный стратегический плацдарм в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих преданных лазутчиков ниндзя. Большей частью он завербовывал их из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов, причём звеном очень важным, добывающим порой бесценную информацию.
Иногда девочек просто покупали у разорившихся крестьян, и в лице настоятельницы-куноити они обретали заботливую мать и строгую учительницу. В глазах крестьян такая настоятельница обожествлялась, ведь она была женщиной, согревшей теплом своего сердца десятки сирот. На первом этапе детям прививалось чувство безграничной преданности в благодарность за стол и кров, затем осваивались азы добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и уничтожения врагов приемной мамы. В результате многолетних тренировок и искусственной стерилизации бедные сиротки превращались в смертоносные орудия, перед чарами которых не мог устоять ни один мужчина. Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция - вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике ниже.

                Куноити и боевые искусства.

  Красота – красотой, прелести – прелестями, а тренировок в изощрённых методах боя с оружием и без (синоби будзюцу) в кланах ниндзя – по причине принадлежности к слабому полу – никто не отменял. Девочки и юные девушки тренировались наравне с мальчиками и юношами, в равной степени постигая науку ласки и нежности и науку боли и смерти.
Конечно, ниндзя не были настолько глупы, чтобы наивно полагать, что хрупкая девушка сможет потягаться силой в бою с крепким подготовленным воином. Силовые тренировки делают женщину мужеподобной, а суровая закалка ударных зон уродует руки и ноги. Долгая практика с тяжёлым оружием натирает мозоли на ладонях, а после учебных схваток неминуемо остаются синяки и ссадины, особенно на чувствительном женском теле. Поэтому ставка в женской подготовке к смертельно опасной схватке делалась на иное. Прежде всего и больше всего внимания уделялось утонченным аспектам ближнего боя (тайдзюцу) и использованию скрытых, сюрпризных и малых видов оружия (хибуки, сикомибуки и кобуки). Тактику нападения из засады, методы снятия часовых или приёмы партизанской войны, пригодные для мужчин-ниндзя, при подготовке женщин заменяли приемами манипуляции и тренировкой интуиции в связи с их большими способностями в области практической психологии при встрече с противником-мужчиной. Специальное оружие, изворотливость и гибкость, ловкость и скорость движений, точность и хитрость…
 Ну и, конечно, женское коварство – вот качества, весьма подходящие для куноити, вступающей в бескомпромиссный поединок с врагом или защищающей свою честь или жизнь.

  Первое, с чего начинается подготовка юной куноити к схватке с врагом – как в древние времена, так и сейчас – это искусство тайхэндзюцу. В отличие от ниндзя-мужчин, женщины должны уделять внимание не столько навыкам бесшумного шага или лазанию по деревьям и отвесным стенам, сколько лёгким прыжкам и перекатам, умению безболезненно падать и мгновенно подниматься на ноги, уворачиваться и уклоняться. Как известно из истории, некоторые стили ниндзюцу использовали в своём арсенале головокружительные акробатические элементы – а мы, на примере спортсменок, занимающихся спортивной гимнастикой, знаем, насколько сложные пируэты и сальто в воздухе способны вытворять совсем еще юные девчонки, благодаря своей пластике, координации и систематическим тренировкам…

 Отдельное внимание уделяется практике движений в чисто женской одежде. Подобно традиционном японским женским кимоно, дзори и гэта (обувь на деревянной подошве) современное длинное вечернее платье и туфли на высоком каблуке накладывают свою специфику на практические действия в подобном наряде: удержание равновесия при выполнении каких-либо технических действий, поднятие и удерживание рукой (руками) или разрывание длинной юбки (что, помимо чисто практической направленности для облегчения перемещений, может также действовать возбуждающе на мужчин, как и внезапное обнажение груди), быстрое снятие обуви и использование её как оружия – всё это исключительно женские методы, которым должно уделяться большое внимание при практической подготовке куноити.

 Куноити, прогуливающаяся с зонтиком, подвергается внезапному нападению со стороны мужчины. Она поворачивает зонтик к атакующему, как бы прикрываясь от него, но на самом деле покрепче перехватывает ручку зонта под самыми спицами подобно копью. Закрывая зонт, куноити с шагом вперёд бьёт нападающего остриём зонта в солнечное сплетение или пах. Вновь раскрывая зонт прямо перед лицом противника, куноити наносит сквозь него удар пальцами в глаза или ладонью в кончик носа нападающего, сбивая его на землю.
Как в древности, так и сейчас, женские техники боя также отличаются от мужских, вернее, используют тот арсенал движений, которые, вызывая сильную боль или смерть, не требуют при этом большой физической силы.Вот что пишет по этому поводу Хацуми Масааки: «Куноити но дзюцу используется в основном женщинами против мужчин. Это требует от неё отличного знания мужской анатомии. Куноити должна не только знать слабые места мужчины, но и то, как при необходимости их атаковать.

  К основным безоружным способам атаки куноити относятся техники, не требующие никакой физической силы - начиная с когороси (перелом мизинца), оягороси (перелом большого пальца), мэцубуси (ослепление) и хаппакэн(хлопок ладонями по ушам) и до формы, называемой фудо канасибари (воздействие с помощью крика киай)».

  Тренируясь в стандартных техниках, женщины должны учитывать особенности своей анатомии и телосложения. Большинство техник, которым должны посвятить особое внимание женщины, известны как «подлые», «грязные» и «бесчестные»… Но для женщины, подвергнувшейся нападению заведомо более сильного и физически крупного мужчины, подобные моральные принципы, мягко говоря, ни к чему. Вот несколько простых советов:
• Закалке ударных зон женщины должны предпочесть отращивание и всемерное укрепление ногтей (благо, сейчас существует множество косметических средств для этого), а также способов их применения в бою: такие техники, как сякокэн и босикэн, могут вам в этом помочь;
• Чтобы компенсировать недостаток сил, куноити должна научиться поражать уязвимые точки противника – глаза, кожу лица и головы, уши, губы и рот, горло и половые органы противника - впиваясь в них свои¬ми пальцами со специально отращенными и укрепленным ногтями, щипая, сжимая, разрывая… используя всю доступную энергию и «ярость тигрицы, защищающей своего тигрёнка» (термин из Гёкко рю);
• Удар двумя ладонями, сложенными лодочкой, по ушам (хаппакэн) – еще один верный способ на время «отключить» атакующего – хрупким женщинам напомню, что этот приём стоит на вооружении спецназа всех стран мира;
• Также необходимо использовать удары ногами и коленями в пах, колено или подьём стопы противника – со всей возможной силой и точностью, используя каблуки и острые носки туфель и сапог;
• В очень тесном контакте также весьма эффективны также удары локтями и головой – особенно, если удар направлен в правильную область поражения – глаз, висок, нос, горло, солнечное сплетение, рёбра или пах – и снова побольше ярости в глазах, визга в ушах противника и холодной жестокости в сердце.
• Куноити, быстро сняв обувь, использует её как импровизированное оружие для нейтрализации противника: она наносит удары каблуками по запястьям атакующего, не давая ему защититься; затем бьёт его по вискам, ушам или глазам и, резко приседая, по подьёмам обеих стоп. Развивая атаку, куноити с силой бьёт/толкает противника в грудь, сбивая на землю и бросает свою обувь ему в лицо, не давая подняться. Получив секундную передышку, куноити достаёт из тамото (карман в рукаве) ослепляющий порошок и бросает его в глаза противнику, ослепляя его и получая возможность для бегства.
• Несколько слов о том, какое оружие традиционно использовалось женщинами в Японии, и чему стоит уделить внимание сегодня.
• Как известно, не только ниндзя готовили своих женщин к схватке с врагами. Многие японские женщины из самурайских родов наряду с мужчинами практиковались в боевых искусствах, чтобы, в случае необходимости иметь возможность защитить себя, своих детей или свой дом от не званных гостей в отсутствие мужа. Женщины с успехом осваивали кэндзюцу, нагинатадзюцу, тантодзюцу, кусаригама и сюрикэн, стреляли из лука (кюдзюцу) и ездили на лошади (бадзюцу).

  Даже мало знакомые с «классическими» дисциплинами будзюцу, жены и дочери воинов изучали использование специальных кинжалов, постоянно носимых с собой для самозащиты или самоубийства (в случае, если самозащита оказалась неэффективной и женщина была изнасилована) путём перерезания яремной вены на шее (чтобы не допустить позора для семьи). Женщины с собой носили, как правило, кайкэн или небольшой айгути. Кайкэнобычно помещали в футокоро (или, иначе, кай) - особую складку, которая на кимоно являлась подобием «пазухи». Иногда кинжал поменьше помещали в тамото  (скроенная особым образом широкая часть рукава кимоно, используемая как карман, в который можно что-то положить со стороны разреза, имеющегося в подмышке). Комплекс приёмов, специфических для кайкэн, иногда так и назывался - кайкэндзюцу.
В средневековой Японии существовал очень интересный обычай, связанный с кинжалом. Молодая девушка самурайского сословия, выходя замуж, как часть приданого приносила в дом мужа особый кинжал-амулет, который назывался омаморито (те, кто хотя бы раз побывал в Японии и посетил там какой-либо синтоистский храм, знают значение слова омамори: первый иероглиф ;имеет значение «управлять», но в сочетаниях является префиксом или суффиксом, указывающим на принадлежность к синтоистскому культу, а второй иероглиф означает ; «защищать, охранять, наблюдать, нянчить»; вместе они дают слово «амулет» или «оберег»). Так вот этот «оберег» имел только одно назначение – оскорблённая в лучших чувствах женщина-самурай имела законное право исользовать его… вместо развода...

  Наряду с традиционными для синоби будзюцу видами оружия – такими как меч, шест или сюрикэн - женщины при тренировках уделяли в древности и должны уделять сегодня большое внимание работе оружием из малого и тайного арсенала ниндзя, такому, как уже упоминавшиеся короткие ножи и кинжалы (кайкэн), шипастые кольца (какуси) или кастеты (какутэ), когти на кончики пальцев (заменяющие крепкие ногти: «нэкодэ», букв. «кошачья лапа») и др. Исторически куноити нередко использовали в качестве оружия металлические, костяные или деревянные декоративные заостренные за¬колки (кансаси), украшавшие прическу или палочки для еды (хаси), а также сексуальные игрушки, письменные и курительные принадлежности или музыкальные инструменты, которые скрывали в себе бритвенно острый клинок и при необходимости мгновенно превращались в смертоносное оружие. Также весьма любимым оружием были иглы разного «калибра».
Специально натренированная куноити должна уметь мгновенно всадить иголку в какую-нибудь уязвимую точку человеческого тела   и умертвить жертву. В древности куноити также умели и плеваться иголками из миниатюрной бумажной трубочки, попадая противнику в глаз и ослепляя его. Такой способ в традиции ниндзюцу известен как «фукумибари» - «иглы, выдуваемые изо рта». Хацуми Масааки также описывает использование рыболовного крючка и лёски против половых органов врага. Такая техника известна как намасудзури: «Куноити используют оружие с рыболовным крюком, которым мужчину цепляют за пах, после чего веревкой опутывают его ногу, так что если он пошевелится, то сам себя поранит очень нехорошим способом».
Сегодня в сумочке большинства женщин также можно обнаружить множество полезных для самозащиты и не менее смертоносных в умелых руках предметов: пилочки для ногтей, маникюрные ножницы и перочинные ножики, длинные ключи и дезодоранты с пульверизатором, зажигалки и ручки. Важно не только знать о том, что их можно использовать как оружие, нужно еще и уметь им пользоваться, а главное – психологически подготовиться к тому, что вам придётся нанести, быть может «травмы, не совместимые с жизнью» напавшему на вас…
Надо сказать, что подобная готовность – едва ли не самое главное: психологическая подготовка женщин и девушек к бою, в основном, сводится к готовности без малейшего колебания пускать в дело весь доступный арсенал – как техники, так и оружия. Инструкторам нужно помнить, что как в средневековой Японии, так и в современном мире мальчиков с детства учат быть сильными, жёсткими, «настоящими мужчинами», умеющими отстаивать свою честь не только при помощи логических доводов, но и, если это необходимо, при помощи кулаков – так старшие готовят их к роли защитников родины и семьи, отцов и мужей-добытчиков. С девочками всё наоборот: их учат быть покладистыми, ласковыми, «тихими», приучая к мысли о том, что для них уготована роль жены и матери, и им недопустимо драться по какому-либо поводу... При этом обычно говорится, что свою честь они должны блюсти «всеми доступными средствами», о самих «средствах» не давая ни малейшего понятия или давая очень расплывчатые рекомендации.

  Эта связанная с культурными традициями и биологическим предрасположением установка часто находится в резком противоречии с абсолютной необходимостью защиты при непосредственной угрозе.
Женщине, к сожалению, требуется слишком много времени, чтобы понять, что посягательство на её жизнь является не просто игрой и что требуется эффективная и незамедлительная защита. Если, наконец, в её сознание проникает мысль: «Это серьезно, и я должна что-то сделать!» - во многих случаях бывает уже слишком поздно…

  Психологические установки в традиции Тогакурэрю ниндзюцу учат женщину тому, что опасный агрессор или насильник не может больше считаться членом человеческого общества. Рекомендуется считать их нелюдями, злобными монстрами или бешеными псами, которых нужно уничтожать всеми имеющимися в распоряжении средствами и чем быстрее, тем лучше. Своим нечеловеческим поведением они сами уничтожили свое право считаться людьми. Как однажды написал С. К. Хайес: «Подобно тому, как тело способно производить как здоровые, так и болезненные раковые клетки, которые, если им не воспрепятствовать, могут разрушить весь организм, так и общество тоже может порождать здоровых членов и болезненно агрессивных, стремящихся к бессмысленному разрушению индивидуумов. Все люди должны оцениваться по их внутренним ценностям, и с ними соответственно следует обращаться. Каждый, кто является достаточно ценным, имеет право вести счастливую, здоровую, целенаправленную жизнь, и должен осознавать опасное для жизни достойных внимания членов человеческого общества безумие каждого, кто является убийцей или бессовестным преступником. Такие циничные типы и сами не лучше, чем разрушительные силы, представителями которых они являются».
 
………………………………………………………………………………………………

 Куноити были профессионалками, которые готовились к своей карьере с самого детства под руководством специального наставника и «надзирателя» - кантокуся. Существует не так уж много сведений об этом непростом процессе.
Кантокуся стремился создать у подопечной впечатление, что она - его единственная ученица, старался привязать ее к себе, вселив в ее сердце любовь. Это делалось для предотвращения про¬валов, ведь для куноити тонкая психика, высокая чувствительность и эмоциональность – главное оружие, и она могла действительно влюбиться в того, за кем должна была шпионить. В этом случае кантокуся должен был быстро ее ликвидировать, чтобы не допустить провала агентурной сети…

  С.К. Хайес в своей книге «Мистическое искусство ниндзя: гипнотизм, невидимость, оружие» рассказывает о специальной школе по подготовке куноити. Ее организовала Мотидзуки Тиёмэ, вдова Мотидзуки Моритоки, вассалаТакэда Сингэн, павшего в одном из сражений с армией Уэсуги при Каванакадзима в 1561 году. По¬скольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность ямабуси и мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата). В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важную цель в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих лазутчиков ниндзя. Он вербовал их как из своих собственных подданных, так и из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов. Они оказывали ему услуги при сборе информации или перепроверке сведений других агентов. Юные служительницы храмов могли без труда разъезжать по стране и вступать в контакт с местными агентами, не вызывая подозрений. Таким образом, они позволяли увеличивать власть и осведомленность рода Такэда.

  Тиёмэ принялась за дело и решила создать настоящий центр по подготовке куноити в деревне Нацу (Тиса-Гун в провинции Синдзу, современная область Нагано).
 Поскольку мико не могли выходить замуж и им не разрешалось иметь детей, требовались молодые не¬винные девушки или совсем маленькие девочки. Поэтому Тиёмэ стала отбирать подходящих ей кандидаток из бесчисленных беспризорных детей и покупать новорожденных девочек у разорившихся крестьянских семей. В лице наставницы девочки обретали мать, заботливую, добрую, но, вместе с тем, строгую учительницу. А в глазах местных жителей Тиёмэ выглядела просто милой доброй женщиной, которая обогрела теплом своего сердца десятки несчастных сироток.
 На первых порах девочки постигали все тонкости профессии мико. Но параллельно с этим наставница прививала им чувство преданности, привязывала к себе, постоянно напоминая, что именно она спасла их от голодной смерти, заменила мать, дала кров и тепло очага. Бедным девушкам, фактически изолированным от мира, ничего не оставалось, как уверовать, что их долг и возможность достижения счастья в жизни заключаются в том, чтобы беспрекословно подчиняться приказаниям Тиёмэ и хранить верность организации и сестрам-мико.
На следующем этапе будущие куноити осваивали шпионские навыки добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и физического устранения врагов. В результате суровой многолетней тренировки бедные сиротки превращались в смертоносных куноити, перед женскими чарами которых не мог устоять ни один мужчина. Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция - вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике мы поговорим чуть позже.
Такие хорошо обученные женщины-агенты были способны добывать важную информацию из обеих вожделенных провинций. Кроме того, Тиомэ советовала своим подопечным подробнейшим образом выспрашивать путешественников, которые пересекали соответствующие территории, что давало ей возможность всегда быть в состоянии воссоздать точную картину политической и военной ситуации для Такэда Сингэн. Для того чтобы сохранить в тайне деятельность сети куноити, роль Тиомэ Мотидзуки оставалась известной только самому военачальнику — этой тайной он никогда не делился ни с одним человеком, даже из своего ближайшего окружения.
Кроме описанного образа мико, женщины-ниндзя из других кланов, наверняка изучали и классические методы синоби хэнсодзюцу. После соответствующей подготовки они могли с успехом примерить на себя личины, соответствующие задаче, которая была поставлена перед ними. Могли изобразить из себя странствующую богатую даму, беременную крестьянку или монахиню, собирающую подаяние; могли присоединиться к труппе бродячих актёров или акробатов; могли изобразить помешавшуюся, больную или убитую горем вдову… Благодаря специальному гриму и прекрасному знанию психологии мужчин, куноити могла изобразить из себя и юного самурая – тем более, что юноши 14-16 лет уже с успехом служили своим кланам…
 Подслушивая, подсматривая, собирая сплетни или распространяя слухи, втираясь в доверие, соблазняя или разговорив пьяного, женщины-ниндзя с большим успехом действовали на территории всей Японии на благо своих кланов и их нанимателей…
Именно благодаря тому, что женщина-ниндзя могла использовать очень многое из того, что было доступно и ниндзя-мужчинам, в «Бансэнсюкай» куноити-но дзюцу посвящено лишь три страницы из десяти томов: автор энциклопедии справедливо посчитал, что хитрым и умным мастерицам тайных дел или их наставникам не будет так уж сложно интерпретировать описанные в десяти томах методы и уловки под себя и свой пол.
Кроме того, нужно помнить, что «Бансэнсюкай», не учебник, а справочник или, точнее, собрание рекомендаций, полезных советов, нужных рецептов и инструментов; методы тренировки или подготовки к чему бы то ни было в нём отсутствуют.
Единственной, так сказать, «чисто женской» уловкой, описанной в «Бансэнсюкай», является т.н. искусство «Плаща-невидимки»  какурэмоно-но дзюцу. В чём заключался этот метод?
Задайте себе вопрос: что в первую очередь сделает состоятельная дама, переезжающая на время в дом к мужчине – ведь она должна всегда выглядеть прекрасно: ухоженной, красиво одетой, правильно накрашенной… Конечно, велит доставить на выделенную ей часть дома её вещи – платья, косметику и т.п. «женские штучки». Поскольку дама состоятельная, то и вещей у неё должно быть соответственное количество, помещающееся в совсем не маленьком (а то и не одном) сундуке… Такой сундук в состоянии нести лишь два человека, подвесив его на деревянный брус и взвалив на плечи.
Кто станет обыскивать личные вещи, тем более женские, тем более, если женщина – фаворитка (любовница, невеста) господина? Естественно, никто. А зря.
Ведь именно этот сундук и становился «плащом-невидимкой» (японский аналог шапки-невидимки из русских народных сказок) для ниндзя-мужчины субтильного телосложения весом не более 40-45 кг! Он прятался на самом дне сундука под платьями и другими вещами и спокойно дожидался ночи, чтобы затем невидимо свершить свои тёмные дела в том доме или замке, куда его с превеликой осторожностью проносили прямо перед носом у бдительной охраны и затем раствориться в предрассветной дымке…
..................................................

  Контрразведка врага всегда была на чеку. За все эти "милые" шпионские штучки с рассекреченными куноити враги расправлялись соответственно: отдавали на поругание страже, а потом заживо варили в кипящем масле. Очень редко им дарили жизнь, при этом превращая в «свинью», отрубив руки и ноги, выколов глаза и отрезав язык.. Поэтому зачастую, попав в западню, не поверженная рукой врага, но проигравшая, куноити приносила себя в жертву. Она жестоко наказывала себя за единственный промах, лишая врага заслуженного наслаждения от поимки. Помощницей в этом ей часто служили шпилька, кинжал или капля яда. Например они перерезали себе горло кинжалом, предварительно связав ноги в коленях, чтобы предсмертные судороги не придали телу недостойного положения. Самой ужасной самоликвидацией было скончаться от боли и кровотечения: отловленная куноити перекусывала собственный язык и держала рот закрытым до тех пор, пока удушье и боль не прогоняли ее душу вон в царство теней.
................................................

                Мирёкудзюцу – искусство обольщения.

  У большинства мужчин женские формы вызывают трепет вожделения. Если вам слишком нравится некая женщина и вы слишком её хотите, это может стать слабостью и сделать вас безумным. Поэтому Куноити превосходно владели техникой земли (секс). Они знали множество способов сексуального наслаждения и по своим познаниям превосходили большинство современных массажисток. Косёку хо (букв. «методы проявлять чувственность и возбуждать сладострастие») - это, так сказать, «первый шаг», основа, с чего необходимо начинать. Для того, чтобы совратить мужчину, для начала рекомендовалось пробудить в нём чувственное влечение (сикидзё), лучше всего, представ перед ним в роли кэйсэй (куртизанки) и став привлекательной для «разрабатываемого обьекта».
После того, как объект попадался в расставленные сети, подразумевалось, что куноити может развить свой успех одним из трёх способов.
Первый, наиболее простой и «грубый» способ, называется сюсёку хо или «умение обольстить пьяного». Как гласит пословица, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке» и женщина-ниндзя, владевшая специальным искусством поддерживать разговоры на любую тему (убагутидзюцу – букв. «искусство болтать, как старуха», «искусство сплетничать»), добивалась своего быстро и без особых проблем. Иногда, для усиления эффекта, могли, конечно, использоваться и наркотические «добавки» в питьё или еду, чтобы на утро болтун даже не вспомнил не только того, что именно он говорил, но и ту красотку, какой он всё это рассказывал. В случае, необходимости, также мог быть использован и смертельный яд.
 
  Второй способ, сравнительно более длительный по времени, называется инъёку , (букв. переводимый как «вожделение»). В основе этого метода – воздействие на физические чувства мужчины: зрение, слух, обоняние и т.д. Его суть в том, что мужчина очень хочет коварную куноити физически и ничего не может с этим поделать, сгорая от плотского вожделения. Все его мысли заняты только тем, как овладеть ею в самые короткие сроки и ради этого он готов на всё. Здесь на первый план для обольстительницы выходит умение принимать рекомендованные сексуальные позы, разговаривать и дышать особым образом, а также использовать специальные духи, и даже еду и питьё... Если такому безумцу пообещать подарить ночь любви, он может отдать за это всё что угодно, даже пойти на предательство и измену…
Наиболее сложным, но и наиболее продуктивным (и долгосрочным) методом получения необходимой информации является третий способ - ироонна (дансёку) хо («способ любовницы (любовника-гея)), основанный на искусстве айдзёдзюцу или, короче, дзёдзюцу – «искусстве любви». Сложнейшие схемы развития отношений, тактики любовных свиданий, искусство взгляда, искусство правильно и вовремя плакать и радоваться и, конечно, изощрённая техника секса – вот неполный арсенал , использующей данный вид стратегии, основанный на мирёкудзюцу.
Кроме всего прочего девушки-куноити умели превосходно целоваться.
Эта приятная процедура в их исполнении обычно заканчивалась весьма плачевно. Если нужно было убить, куноити резким рывком вырывали корень языка, и мужчина начинал буквально захлёбываться в собственной крови. А болевой шок, который наступал при этом, напрочь лишал возможности реагировать и через несколько секунд приводил к летальному исходу.

  Яды.               
 Но самым коварным невидимым оружием, конечно, оставались яды. Мотидзуки Тиемэ были известны секреты более 300 снадобий самого различного свойства: лекарственных и тонизирующих, расслабляющих и стимулирующих, дурманящих и возбуждающих, и, разумеется, ядов и противоядий. Если требовался яд замедленного действия, заваривали чай с поэтическим названием «Гекуро» – яшмовая роса.
Его заливали в бамбуковый сосуд и закапывали на сорок дней для гниения. Получившуюся черную кашицу по 2-3 капли в день подмешивали в пищу. Здоровый человек заболевал через 10 дней, через 70 –умирал, слабые уходили из жизни раньше, и ни один врач не мог определить причину смерти. Охотно использовались и «дзагарасияку» – яды, убивающие на месте. К примеру, долго варимые вместе, поровну взятые косточки незрелых сливы и персика. Хочешь – в пищу, хочешь – распыляй в воздухе. Исход один.
«Кровяными» ядами пользовались для смазывания стрел, игл и «звезд смерти» – сюрикенов. Можно было поджарить гигантскую, с 22-сантиметровым телом, японскую жабу «хикигаэру» на вертеле. Яд вытечет из желез, перебродит – и жертву разобьет паралич.
Немало было усыпляющих средств. «Если высушить в тени и перемолоть в муку коноплю, потом сварить ее, добавить в чай: от одного глотка заснешь, от двух-трех – наступит лихорадочный сон с жаром, а за несколько дней такого угощения – сойдешь с ума». Так выглядит рецепт из древнего трактата.
Жилище у куноити тоже было весьма своеобразным строением. Обычный одноэтажный домик внутри был трехэтажным, полным тайн и ловушек.
Большинство загадок располагалось в правой, жилой части. Помимо основного входа, внутрь можно было попасть через небольшое зарешеченное окошко, открывающееся хитрым способом с помощью листа бумаги. Прямо у входа была первая ловушка: потайная лестница за раздвижной панелью, став на которую, преследователь летел в глубокую яму с заостренными бамбуковыми кольями. Убегающая куноити знала безопасный путь, исчезая за секретной вращающейся дверью или в незаметном стенном шкафу с втягивающейся за собой лестницей на второй этаж. В этом же шкафу был потайной подземный ход в лес. Между первым и вторым этажами был еще один: скрытый, тесный (куноити обучались бою в малых пространствах), соединенный потайными ходами и веревочной лестницей с другими помещениями. Здесь хранилось оружие. Полы на чердаке могли провалиться под ногами незваных гостей. Даже в маленьком сарайчике была специальная ниша с красной глиной, из которой изготавливался ослепляющий порошок «мэцубиси». И по сей день все это можно увидеть в музейной усадьбе Тиемэ, реконструированной потомками семьи Мотидзуки.

.........................................................

  Боевое искусство куноити, единственное, соединившее в себе физическую подготовку, психологию и женскую физиологию, сохранилось и развивается по сей день. Современные «смертоносные цветы» владеют более чем 150 видами самого современного оружия, а развивающаяся наука позволила совершенствовать методы сбора информации. Ну, а в деле психологической обработки противников им по-прежнему нет равных, и они могут совершать убийства, не оставляющие никаких следов на теле жертвы.

..........................................................


                "КУНОИТИ" СЕГОДНЯ.



 
  В западной прессе можно было прочитать историю гибели Абдаллы Ахмеда Абдаллы, причастного к взрыву израильской гостиницы в Кении. А для террористов в Израиле нет срока давности. На роскошной вилле арабского миллионера и торговца оружием Аднана Хашогги, снабженной суперсистемой безопасности, ждали египетского гостя Абдаллу, женолюба и сладострастника. В его апартаменты ввели восточную красавицу – тайскую массажистку. Через несколько часов на тахте был обнаружен труп Абдаллы. По данным вскрытия, он скончался от скоротечного отека легких. А в саду лежал бездыханный охранник...
Так завершилась операция «Месть», подготовленная израильской антитеррористической службой, которая пополнилась отрядом куноити. Именно одна из них сначала применила метод «смертельного поцелуя», а затем расправилась со стоящим на ее пути охранником с помощью шпильки для волос, оставившей почти незаметный след.

...........................................................



                ИРАНСКИЕ КУНОИТИ.


В иранской пустыне проходят подготовку женщины-ниндзя. Об этом сообщает Daily Mail. Называют таких воинственных представительниц прекрасного пола куноити. Они носят древнюю одежду японских ниндзя и познают мастерство владения многими видами оружия, а также учатся подниматься и прыгать на стены, прятаться в горах и бесшумно резать шею врага. Стоит отметить, что боевое искусство ниндзюцу пользуется большой популярностью среди женщин, в том числе и Ирана, уже давно. Клуб, где обучают этому искусству, был открыт ещё в 1989 году в 40 километрах от Тегерана. Почти за 20 лет существования школы куноичи ее прошли тысячи иранских женщин.  Инструктор школы Фатима Муамер утверждает, что занятия позволяют девушкам найти гармонию между душой и телом. По ее мнению, главное в программе - вовсе не акробатика и боевые искусства, а смирение и уважение, понятия, центральные в философии ниндзя. В школе девушки осваивают самые разные виды оружия, включая весьма экзотические. Сенсей Акбар Фараджи, создатель школы, первым привез искусство ниндзюцу в Иран. Он стал основателем клуба выпускников, объединяющего сегодня 24 000 человек. Прыгнуть со скалы на врага и перерубить ему горло прежде, чем он успеет издать хотя бы звук, для этих девушек - вполне рядовая задача. Тренировки ведутся без скидки на пол, и девушки заканчивают школу настоящими профессиональными воинами. "Наши девушки учатся уважать себя - сначала свое собственное существование, а потом и искусство, которое они изучают, - говорит Фатима Муамер. - Но главное, чему мы должны научить их, - сохранять спокойствие". В Иране обязаны служить в армии только мужчины с 18 лет, однако обязательная служба продолжается только 18 месяцев, так что обученные девушки-ниндзя могут оказаться полезны и национальным вооруженным силам. Помимо боевых искусств, выпускницы владеют самыми разными видами оружия, включая луки, мечи, нунчаки и сюрикены. Некоторые трюки, исполняемые девушками во время тренировок, просто поражают: кажется, что сила притяжения над ними не властна. "Мужчина-воин в ниндзюцу называется ниндзя, а женщина - куноичи, - говорит Акбар Фараджи. - Главные достоинства ниндзя и куноичи - терпение, терпимость, упорство. Искусство ниндзюцу подобно лекарству: оно может стать ядом, а может - спасением". Девушки-куноичи учатся терпению, тренируясь в жаркой иранской пустыне, где температура временами поднимается до 70 градусов по шкале Цельсия. Сами девушки говорят, что на занятиях они учатся дисциплине и умению ценить себя по достоинству. "Здесь мы свободны, - говорит одна из учениц по имени Мелика. - Философия ниндзюцу стала нашей жизненной философии. Мы учимся стойко переносить повседневные тяготы, быть терпеливыми, сильными, дисциплинированными".
"Безусловно, девушки учатся искусству убивать, - говорит Акбар Фараджи. - Они могут залезать на высокие стены и спрыгивать с них, оставаясь незамеченными, прятаться в горах и пустынях, уничтожать врагов самыми разными способами. Но они не используют их во зло".
"Мы учим не только навыкам, но и правилам их использования. Так что я уверен, что ни одна из наших учениц не использует свои умения, чтобы напасть на кого-то или залезть в чужой дом", - утверждает Акбар Фараджи.


 


По материалам личной библиотеки и Интернета.
   
 

Фильм «Шинобидо»
Куноити сегодня  https://www.youtube.com/watch?v=l9Xz2xzqLz4

"Боевое искусство невидимого воина" Стивен Хайес.

"Путь невидимых" Горбылев А.М.

"Женщины-воины. От амазонок до куноити" Олег Ивик.

"Мико" Эрик Ван Ластбадер.