Изобретатель Хрумка

Лев Коган
Бобрёнок Хрумка рос изобретателем. Его родители были очень умными. Никто в округе не умел так делать плотины и запруды, как это делали мама и папа. Они трудились с утра до вечера. Сначала надо было перегрызть большие деревья, потом подтащить те, которые упали рядом с рекой.
В конце концов у них получались сооружения, которые удивляли даже настоящих строителей. Они были грандиозными и собраны очень точно. Больше всего удивляло, что норы всего бобрового семейства были спрятаны от врагов хитрыми водными запорами.
Когда Хрумка был маленьким, родители его учили: надо хрумкать так, чтобы потели уши, тогда мозг хорошо работает, и ты вырастешь умным. Хрумка очень старался. Он с утра делал сильную зарядку, подтаскивая перегрызенные деревья к реке, а затем варил себе каши и пробовал хрумкать.
Но от каши почему-то совсем не хрумкалось, хотя он добавлял масло, и он тогда доставал морковку, свеклу, капусту и хрумкал всё подряд. Но все равно уши не потели. Тогда он шел к реке и начинал грызть деревья, после чего уши сильно потели, и он сразу становился умным. Соседи вокруг слышали его хрумканье и радовались:
- Наш Хрумка начал изобретать.
У Хрумки было уже много изобретений. Когда его голова нагревалась, он начинал вдумываться в слова. Например, пароход – получается пар ходит. На этом он не останавливался.  Шел на кухню, ставил кастрюлю с водой на огонь. И, действительно, когда вода закипала, крышка начинала ходить и стучать.
- Ага, - осеняло его, - Это же будильник. Он разметил кастрюльки. Маленькая закипает через пять минут, средняя – через двадцать, а большая – через два часа, а очень большая – даже через три часа. Когда ему надо было проснуться через три часа, он ставил большую кастрюлю, и – порядок, молотила с таким грохотом, что даже просыпались соседи. 
«Самолет» - размышлял Хрумка. Значит сам летит? А крыльями почему-то не машет. Какая же подъемная сила его поднимает? Тогда он шел к реке и наблюдал за полетом птиц.
-Самолет гудит, значит внутри мотор, - раздумывал он.- Как же они летают? Где  их мотор? Надо послать телеграмму в Канаду одному мальчику на букву «М» и фамилия на букву «М». Говорят он все знает. – заключал Хрумка. Я думаю, что этот мальчик хрумкает сильнее меня. Правда без хорошей зарядки его соображение все равно будет вялым.
- «Машина»,- продолжал раздумывать Хрумка, - Получается машет шинами. Но тогда почему не летает? А ведь сильно гудит, да еще пахнет бензином. Видимо бензин куда-то заливают, он давит на колеса, и колеса крутятся. Надо подумать и изобрести «водошину»,. Залил воды, и она крутится. Намного дешевле, чем бензин. А лучше всего «молошину». Залил молока, и она крутится. А когда водитель в дороге проголодался, то отлил себе этого молока и покушал.
- Это настоящая находка,- обрадовался Хрумка. – Надо будет подать заявку в журнал «Изобретатель». 
Недавно Хрумка изобрел очень качественное сооружение против волков и лис. И для испытания пригласил к себе Зайца. «А главное, - решил Хрумка, - показать другим изобретателям преимущество этого сооружения». Зайчишка в последнее время стал очень хорошим. После того, как он подружился с Умкой и Пишей, стало заметно, как он очень поумнел. Зайчик теперь каждый день делал сильную зарядку, отчего его неуклюжесть, хотя и медленно, но уменьшалась.
Как все гениальное, устройство оказалось на редкость простым. Хрумка повесил очень большое ведро с водой прямо над входом в свой современный дом. В отличие от родителей Хрумка не стал копать нору, а построил свой дом из бревен, которые он отгрызал для плотины.
 Вот с внутренней стороны при входе он и повесил это ведро с водой. А ручку ведра привязал к двери. Как только дверь открывали, ведро переворачивалось, и входящий принимал такой холодный душ, что думать о нападении он уже не мог. Для усиления эффекта Хрумка поставил на входе грабли острием вверх. «Наверняка, - решил он, - после душа глаза будут закрыты, и входящий наступит на грабли. И сразу другим концом получит промеж глаз. Это будет очень поучительно». Единственно, что смущало Хрумку – это как отличить врагов от друзей.  Тогда он приобрел попугая и научил его говорить «волк» и «лиса». Больше слов пока попугай не освоил. Хрумка, подумав, решил: что этого вполне достаточно, потому что они самые опасные враги. Он повесил клетку прямо над крыльцом дома.
Зайка в хорошем настроении шагал к домику Хрумки. Это приглашение его очень обрадовало.  «Как хорошо, что Хрумка такой изобретатель. Я посмотрю его устройство, и, возможно сделаю такое у себя. Волк и Лиса уже будут мне не страшны. А медведей я не боюсь, потому что давно с ними хорошо дружу».
Светило солнышко. Зайка скакал и радостно напевал.
«Я зайка-зайка-зайка, большущий любознайка, зверей косматых не боюсь, всему у Хрумки научусь».  В это время он вдруг услышал громкое «Волк, лиса». Зайчик от испуга упал на спину. И начал мелко дрожать. «Волк, лиса, волк, лиса» - раздавалось беспрерывно. Заяц закрыл один глаз, чтобы его не косило, и увидел, что над крыльцом висит клетка с попугаем, и он голосом бобра кричит: «Волк, лиса….». Заяц храбро поднялся, он все понял, и опять веселый, поскакал к крыльцу. В это время Хрумка с возмущением отчитывал попугая:
- Говори четко – волк или лиса. Мне ведь надо привязывать веревку на разную высоту. Будешь плохо работать, я не буду тебя кормить. Попугай сразу стал говорить: «Лиса, лиса, лиса». Хрумка привязал веревку на  дверную ручку. Не успел он это сделать, как Зайка радостно рванул дверь, и его сразу окатило холодной водой. Он подпрыгнул и приземлился на грабли, которые трахнули его между глаз. Бедный Зайчишка упал и стал дрожать уже не мелкой, а крупной дрожью. Хрумка испуганно начал его поднимать.
- Это не я, это не я. Это дурак попугай, - оправдывался бобер.
Зайка открыл глаза и увидел четырех Хрумок. Он очень удивился и спросил:
- Где это я? И почему я такой мокрый, описался что ли? Ведь я же веселый шел к одному Хрумке, а тут целых четыре и море воды.
- - Не волнуйся, - успокаивал Хрумка, - просто тебя уж очень ушибло, а холодная вода сильно действует на нервы.
Заяц возразил:
- Нервы, по-моему,  не очень расстроились, а может,  просто не успели, так быстро меня чем-то ударило. А вот окосел я здорово. Да еще эта несчастная шишка промеж глаз.
- Да, довольно крупный синяк, заметил Хрумка, - похоже, что конструкция сработала плохо. Я выйду и попробую зайти снова, а ты тут, пожалуйста, ничего не трогай.
После того как Хрумка залил в ведро воду и повесил его на прежнее место, он вышел из дома и отошел метров на сто. В это время попугай истошным голосом стал кричать: «Волк, волк, волк». Заяц испуганно вскочил и быстро привязал веревку к ручке двери. Ведь попугай кричал голосом бобра, и Заяц подумал, что Хрумка убегает от волка в сторону реки. А Хрумка просто открыл дверь, и, конечно,  полное ведро опрокинулось на него. Он задрожал и быстро застучал зубами, вода затекала в глаза, и он сразу наступил на грабли. Они ударили в нижнюю челюсть, и у бобрика осталось всего два зуба. Зайка его успокоил:
- Не волнуйся, сахар ты сможешь грызть, это очень важно. Нужно чтобы твой мозг питался получше, иначе получается, что твои изобретения не ловушки для волка, а истребители для зайцев и бобров.
- Ты уж извини, что так получилось, - прошамкал беззубый бобер.
- Да ладно уж, - ответил Зайка.- Я вижу, ты и сам сильно пострадал. Не зря пословица говорит «Не рой яму другому, сам в неё упадешь». Твою систему надо как следует настраивать, особенно попугая. Он у тебя какой-то глупый, говорит всё наоборот.
В это время попугай снова закричал: «Лиса, лиса, лиса». И, действительно, в двери показалась лиса.
- Что-то у вас сыровато, - заметила она, - но пахнет неплохо, зайчатиной и бобрятиной. Надо же, даже помытые. Это отлично. Смотрю, какая-то веревка у входа у вас. Вы что, решили  посушить свои шкурки. Это напрасно. Для моего пищеварения такие даже лучше.
Бобер и заяц онемели от ужаса. В следующие мгновение заяц от испуга подпрыгнул. Лиса шарахнулась от неожиданности и наступила на грабли. Они треснули ей промеж глаз.  Лиса кубарем скатилась с крыльца и сразу бросилась бежать.
- Ура! – закричал бобер. -  система автоматически настроилась.
- Горе-изобретатель, - неодобрительно проговорил Зайка.- Давай лучше оботремся полотенцем, а то я уже совсем замерз, да ещё эта лиса навела ужас. Меня трясет, как при малярии.
- И меня немножко трясет.
Хрумка достал полотенце и сказал?
- Вытирайся, попьем горячего чаю с малиновым вареньем. Я же приглашал тебя на угощение, а заодно и для испытания системы, - продолжал с дрожью в голосе бобер. Немного задумавшись, он наполнил ведро водой, снова повесил его и привязал к ручке.
- Осторожность не помешает, - многозначительно заключил он.
За чаем он наконец оправились от испуга.  У  Хрумки  начали потеть уши, и сразу появился изобретательский зуд.
- Слушай, - сказал он зайцу, - ты хорошо слышишь.
- Ещё бы, - ответил заяц, - видишь, какие у меня большие уши.
- Вот-вот, я тоже про них.  Надо изобрести ушетяжку, для тех зверюшек, у которых уши маленькие.
Впервые заяц оказался доволен своими ушами.  «Как хорошо, - рассуждал он, - значит Хрумка уже не будет испытывать на мне свою ушетяжку».
- Хрумка, прекрати изобретать, - возмутился заяц, - мы и так чуть живы, а твои изобретения могут сделать из нас порошок.
- - Ну, что ты, - распалялся Хрумка. – Ты совсем не умеешь мечтать! Представь, что ты изобрел космический аппарат, и вот, сейчас твой взлет. – При этом он отклонился на спинку стула назад так, что стал падать на спину, и задними лапами поддел стол. Стол вместе с малиновым вареньем и чаем опрокинулся на бедного зайчишку, отчего тот тоже упал навзничь.
- Всё, - сказал, поднявшись, заяц, - я больше так не могу. Или ты прекращаешь изобретать, или я сейчас ухожу.
Хрумка виновато смотрел на зайца. В глазах его были слезы. Зайчику стало его жалко.
- Ладно, Хрумка. Вообще то изобретать очень хорошо, но только с пользой, а не так, как ты. А чтобы изобретать настоящие машины, надо детально знать принцип их работы. И особенно те науки, которые помогают изобретению, а это возможно узнать только в школе.
 Поэтому все дети учатся. И даже взрослые продолжают учиться всю жизнь. Один мальчик на букву  «М» и фамилия его на букву «М»  часто пел в России какую-то песню со словами: «…учат в школе, учат в школе, учат в школе…». Теперь он в Канаде поет по-французски канадский гимн и учит английский язык. Он о-очень умненький.
А его дедушка продолжает петь здесь в России: « .. чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь надо многое знать, надо много уметь. И при этом, и при этом, вы заметьте–ка,  очень важная наука арифметика…». Давай пошлем этому умненькому мальчику телеграмму со словами «мы идем учиться и будем настоящими изобретателями. Хрумка и Зайка»  Лучше школы ничего нет на свете, - заключил Зайка.- Может быть я  даже когда-то буду учителем.
- А я обещаю быть достойным изобретателем, - прошамкал Хрумка.
Они обнялись и запели:

Пусть знают лиса и волчица,
Нам очень приятно учиться.

И в этом время запели птицы, а на небе появилась радуга.
- Ура! – прокричали заяц и Хрумка. – Учение свет, а неучение – тьма.