Иван сто одиннадцатый

Алевтина Коновалова
               
      Катя училась в техникуме на последнем курсе, по специальности юрист. Предстояло поступление в университет, а сейчас шли экзамены полным ходом. Завтра сдаёт историю, и всё! Это последний экзамен.
     Два вечера Катя сидела безвылазно в свой комнате и строчила шпаргалки на маленьких узеньких тетрадных листках мелким почерком. Мама периодически заглядывала к дочери в комнату, не понимая, почему такая тишина в доме и что происходит с дочерью.
- Катюша, ты бы пошла погуляла, подышала воздухом, а то сидишь взаперти уже два дня. Вижу устала, - заметив бледный цвет лица дочери, предложила мать.
- Я не устала. А если пойду гулять, не успею написать шпаргалки на все билеты
-Зачем они тебе, не пойму? Ты же у нас отличница! - пожала плечами мать.
- Понимаешь, мама, когда я пишу, лучше запоминаю. А шпаргалки пригодятся моим сокурсникам, не пропадут.
- Ну, как знаешь.
Катя закончила писать ближе к полуночи. Усталая, легла спать. Завтра в одиннадцать часов экзамен.
- Хорошо, что не с утра экзамены, успею выспаться, - подумала Катя, засыпая.
   Проснулась Катя поздно. Её никто не беспокоил. Умывшись и позавтракав, она отправилась в техникум. Катя хоть и училась на отлично, но всегда перед экзаменами очень волновалась. Её сокурсники шутили:
- Чего тебе переживать, ты всё знаешь.
- Да не скажите, я как вижу комиссию, сразу мысли разлетаются в разные стороны и колени начинают трястись, так что могу что-то и забыть, - отвечала Катя, и это была чистая правда.
   В одиннадцать часов начался экзамен. Студенты собрались под дверью кабинета и решали, кто пойдёт первый.
- Пусть отличники идут первыми и принимают огонь на себя, а мы пойдём в конце, когда комиссия устанет, - предложил смышлёный студент.
- Я не хочу идти в первой пятёрке, я пойду во второй, - заупрямилась Катя, хотя предыдущие дни шла в первой пятёрке на все экзамены.
- Ой, Катюш, у тебя есть шпаргалки? Я не успела себе сделать и ничего не помню, выручай. Можно, я пойду с тобой во второй пятёрке на экзамен? - просила Рита о помощи.
- Хорошо, пойдём, не волнуйся, конечно, дам.
- Отлично! Ребята, я иду с Катей, - предупредила Рита стоящих у дверей кабинета студентов.
 Никто не возражал, зная, что Ритка только и выезжает на шпаргалках и списываниях. Сама даже конспектов не имеет.
    Катя волновалась перед закрытой дверью, будто это было впервые. Каждый раз она себя ругала за то, что трясётся, как заяц, во время сдачи экзаменов. Даже таблетки валерьяны покупала для успокоения – не помогает! Видимо, так уж устроена её физиология. Зато после сдачи экзамена у неё душа просто порхает, как птица в небе. Чувство свободы окрыляет. Открылась дверь кабинета:
- Прошу следующую пятёрку студентов. Кто заходит?
     Катя зашла, выбрала билет из разложенных на столе перед комиссией и присела за стол, внимательно изучая вопросы, на которые предстояло ответить. Рита, вытащив билет присела сзади Кати. Окинув взглядом свои вопросы, прошептала:
- У меня билет номер семнадцать.
Не успев сосредоточиться на своих вопросах, Катя нащупала под подкладкой пиджака билет номер семнадцать и незаметно для комиссии протянула за спину руку:
- Всё, не мешай, - шепнула Катя Рите.
 Катя подготовила ответы на все вопросы, протянула руку:
- Я готова.
- Проходи, Екатерина Василькова, отвечай, коль готова, мы внимательно слушаем.
 Катя, как всегда, ответила без запинки на все вопросы и на заданные дополнительно комиссией:
- Вопросов больше нет, Екатерина, ты свободна.
  Катя выскочила из кабинета в испарине. Её окружили сокурсники:
- Ну как там, Катюш, строго? В каком сегодня настроении Виктор Семёнович? А Зинаида Макаровна не валит вопросами?
- Да вроде нет, всё нормально, - отвечала Катя на вопросы, чувствуя, как появляется у неё чувство лёгкости, будто камень с души упал.
    Примерно через десять минут из кабинета вышла Рита вся в слезах. Её сразу окружили, понимая, что плачет Рита неспроста. Значит, не сдала экзамен.
- На чём тебя завалили? Кто тебя завалил, Зинаида Макаровна? – посыпались тысячу вопросов.
- Нет, меня не валили, я сама завалила себя, - рыдала Ритка.
- Как это, сама? - обняв плачущую девушку, спросила Катя.
- Очень просто!
 Когда Рита немного успокоилась, рассказала:
- Я подготовилась, по шпаргалке, мне всё было понятно. Подняла руку и пошла отвечать. А когда начала рассказывать о князе Иване сто одиннадцатом, меня Виктор Семёнович перебил и попросил рассказать о предыдущих сто десяти Иванах.
 Студенты оторопели от услышанного и переспросили:
- О каком Иване ты отвечала?
- Сто одиннадцатом! Мне Виктор Семёнович сказал, если я расскажу о предыдущих сто десяти, поставит пять и на остальные вопросы в билете отвечать будет не нужно, - вытирая слёзы, жаловалась Ритка.
- Кто такой Иван сто одиннадцатый? Ты что за ересь такую придумала?
- Я придумала? Нате посмотрите, вот тут у Кати в шпаргалке так и написано. Я что, слепая, что ли? -  и она протянула шпаргалку студентам. Катя взяла в руки собственноручно написанную шпаргалку и прочитала вслух:
- В конце пятнадцатого века великий князь Иван третий освободил Русь от зависимости татаро-монгольского ига …
- Как третий! Вот тут написано три палочки, значит читать нужно сто одиннадцать, - лихорадочно тыкала пальцем в бумажку Ритка.
- Рита, ты разве не знаешь, что это так обозначается тройка римскими цифрами? А две палочки у тебя будет, наверно, одиннадцать? – недоумевала Катя.
Студенты дружно засмеялись, кто –то пальцем покрутил у виска:
- Ну, ты,Ритка, темнота!
- А я откуда знала, нужно по-русски писать цифры!
- Ну ты даёшь! Это ж надо, ты даже элементарного не знаешь…
       Домой Катя вернулась в приподнятом настроении, экзамен сдан на отлично. Она уже знала, что получит красный диплом.
- Катюша, как сдала экзамен? – спросила с кухни мама, услышав, что пришла дочь.
- Отлично, мам!
- А я и не сомневалась! Иди кушать, а то выпила только чай и убежала.
- Иду, иду, руки только помою.
     Катя ела горячие мамины котлеты и рассказывала про Ивана сто одиннадцатого, мама хохотала до слёз, а потом сказала:
- Вот что значит списывать, и не жить своим умом!