Раиса. Наша полячка

Галина Абрамова3
 Посвящаю посмертно моей маме - Ямпольской Раисе Андреевне.
   
        То, что я хочу описать произошло очень давно. В середине 20х годов прошлого столетия в прекрасном небольшом поместье, которое находилось под Херсонесом, проживала очень большая и дружная семья поляков. У них была куча детей, человек тринадцать, несколько коров, две лошади, небольшая отара овец и мелкая домашняя птица. От природы эти люди были очень работящие, жизнерадостные, всё спорилось и ладилось в их семье, и бедные, нерадивые соседи и родственники, им часто завидовали буквально во всём:

- И откуда у них только берётся такое богатство? Мы тут сидим на завалинке ждём, а к нам оно почему-то, вот холера, ну никак не идёт в руки!

Хозяин же, или глава этого небольшого польского клана Филипп, ложился спать в час ночи и вставал ни свет, ни заря. В пять утра он уже был на ногах - работа не заставляла себя долго ждать, всё спорилось в его работящих руках. Даже сажа и та не пропадала даром, в неё добавляли свиной жир, и получалась замечательная вакса для смазки обуви. Надо отдать должное, в этой семье трудились все с мала до велика, только родной брат хозяина Василий был сущим бездельником. Он часто приходил и клянчил кусок хлеба, а у самого дома было полно голодных ртов. Есть такая порода людей, которым должен весь белый свет, а они сами ничего предпринимать не хотят, ими управляет одно – лень. Продолжим рассказ о хозяине.         

Женился Филипп интересным образом: у него батрачила весёлая, яркая девушка Ульяна из обедневшего дворянского рода, а сам он был шляхтичем, выходцем из княжьего зажиточного рода. И когда паныч положил глаз на свою батрачку, все соседи встали на дыбы:

- Езус Мария, Матка Боска!* Ты что сказился?* Сколько красивых панночек вокруг, а ты млеешь от батрачки. Не сходи с ума, возьми себе ровню, смотри, а то отвернёмся от тебя!

Но, Филипп бросил вызов всему обществу и всё-таки женился на Ульяне. Жена оказалась не просто красавица и мастерица на все руки, а ещё и с кладом внутри: она читала молитвы, знала лечебные травки, могла вправить косточки, принять роды у человека и животного, одним взглядом останавливала лошадь на скаку. Видимо, обладала ещё и гипнозом - вот такое сокровище выпало на долю паныча. А как она шила и вышивала! Это были поистине художественные творения, что бы она ни делала, она во всё вкладывала всю свою душу.

Зажили они дружно, нажили много деток, но соседи с ними так и не общались. И вот в один прекрасный вечер, пришел паныч с чинка (с кабака) и подставил маленькую скамеечку под ноги. Роста он был небольшого, а жена - статная и высокая, наклонил паныч голову и промолвил:

- Бей, хозяюшка, грешен, выпил. - Потом кинул на стол три карты и сказал:
- Буди людей, режьте скотину, складывайте солонину в кадки. Горе идёт великое, беда несусветная, уезжаем!

Никто не смог ослушаться пана Филиппа, все ему очень доверяли, был и у него дар -  предвидеть то, что другому,  не дано. Вот так судьба свела двух необычных и одарённых людей. А почему пан обладал даром предвидения? Это особая история. Некоторое время назад к их поместью прибились непрошеные гости - цыгане из табора, и какого было удивление панычей, когда они увидели среди них малыша со славянскими чертами лица. В итоге - старый паныч выкупил малыша и сделал его своим сыном, не отказывая ему ни в чём. Уж больно проворный и шустрый был малыш, с первого же взгляда он очаровал всех своими глазами, их голубизной и глубиной своего взгляда. Откуда он и какого рода племени, цыгане не сказали, а, довольные скорой и удачной сделкой быстренько съехали со двора... Вот так и появился в роду приёмыш - Филипп. На этом мы остановимся и продолжим далее нашу историю  про семью этого "приёмыша-пана", но уже взрослого.   

Итак. Утром - чуть свет, несколько подвод, выехав из ворот своего поместья,  двинулись в неизвестность... Они ещё не знали, куда и зачем едут, но их подгоняла вперёд дикая опасность. С собой они взяли всего несколько мешков с зерном, припасы и немного скотины. Таким образом, они оказались в диких степях Казахстана. До страшного февраля 1930 года, оставалось совсем мало времени, когда многие попали под топор великого инквизитора, и неизвестно под какой пункт наших героев ещё бы тогда подвели: под первый расстрел, под второй - лагеря или третий - выселка.   

Они ещё не знали, что в 1930-м и в последующие годы будет раскулачено не менее миллиона крестьянских хозяйств с общим населением 5-6 млн человек. Всего в СССР в 30-40 годах депортациям и принудительным высылкам из родных мест подверглось около 4 млн человек (в том числе в 1930-1937 годах - почти 2,5 млн), значительная часть из них вымерла в нечеловеческих условиях ссылок и спец поселений. Не щадили ни женщин, ни малых детей...

Вот так и появилась на чужбине большая и дружная семья Кавинских, которая здесь и пустила свои корни уже навсегда, причем добровольно, в небольшом казачьем Уральском уезде, - Акмола, что переводится с местного наречия, как "белая могила"...            
Датой его основания считают 1830 год, когда русский полковник Ф.К. Шубин приказал построить форпост на берегу реки Ишим. За несколько лет маленькая крепость разрослась, и уже в 1863 году Акмолинск (так назывался форпост) был объявлен окружным городом. К концу XIX века Акмола становится главным экономическим и геополитическим центром региона.
В 1961 году Акмолу переименовали в Целиноград. Это было связано с чередой событий: после получения рекордного урожая зерна в этом регионе, было принято решение о создании Целинного Края, вслед за которым был объявлен административный центр Целины, который и стал называться Целиноград.
 
Но, то время, когда приехала сюда семья Кавинских на постоянное место жительства, было поистине страшное. По ночам к их хибаре подходили и выли всю ночь волки, был голод и холод. Зато их не постигло раскулачивание, дальше, чем они были, высылать было уже некуда, половина детей погибла ещё в дороге, потом уже здесь - от голода.  Среди всех осталась самая живучая София, очень красивая и смышлёная девочка, с тёмно карими глазами, глазами лани... Это была моя бабушка.

Прошло время, София выросла, и превратилась просто в красавицу. Вышла по большой любви замуж за прекрасного человека и, совпадение - он оказался тоже поляком, только уже попавшим под раскулачивание. Но, что самое интересное, семья, практически, была бедной, каким образом и за что их раскулачили? Может быть, они стали кому-то просто неугодны в силу своего острого языка Соломеи, матери Андрея, и горячего нрава всей семьи. Прожили молодые вместе не так уж и много, нажили четверо деток, а потом пришла беда - война!   В первые же месяцы войны её муж Андрей сложил голову, погиб за рулём своей полуторки где-то в белорусском полесье. Место его гибели так и не было найдено, а домой пришёл скупой ответ, что Ваш муж – рядовой Ямпольский Андрей... погиб и всё! Уже спустя много и много лет, где-то в 80 годах, стало известно его место гибели. Но, к нему на могилу никто так и не приехал, ни у кого из его родных не было возможности...

София овдовела и осталась с малыми детками на руках: самой старшей моей матери Раисе было 10 лет, Вале 6 лет, Володе 3 и малышу не было и годика. Орава голодных детей: Чем их было кормить? В ход шло всё: шелуха, крапива, очистки от картофеля, бурьян, пили чай из ботвы моркови. Одежды практически не было, зимой носили фуфайки по очереди, отрезанные от них рукава, скрепляли проволокой, потом в галоши и таким образом ходили. Школа была за несколько километров, одежду меняли так: один сходил в школу, потом приходил, и второй переодевал эту же одежду и шёл в школу, это уже было в 1943-1944 годах. Вскоре беда постучалась повторно в их двери. Их маму Софию, она работала на элеваторе, за горстку утаённой пшеницы - для детей, посадили... донёс на неё, кто-то из своих же, вот такое было тяжёлое время...

Ужас ждал оставленных детей, их пытались разделить по разным детдомам.
Раиса отвоевала только старших, самого маленького забрали, и он исчез из их семьи... навсегда. Детдом во время войны и послевоенный, не лучшее, и не худшее место - выживания, буквальное в этом смысле слово. Жестокость, насилие, вражда, недоедание, недосыпание - несколько месяцев кругов ада. Потом мать этих несчастных созданий вышла по амнистии на свободу. Прошло всего немного времени, месяца два-три, но сколько они ни искали младшенького, всё было бесполезно - как в воду канул. Вот такое страшное детство выпало на долю всей семьи. Особенно оно легло грузом на плечи старшей дочери Раисы.

Дальше я хочу посвятить повествование ей одной, моей матери Раисе. То, как она росла и взрослела, счастливой жизнью,  не назовёшь: её мама София, рано овдовев, пыталась как-то прожить с тремя маленькими детьми на руках, было всё и хорошее и плохое. Повзрослев, Раиса превратилась в красивую девушку с длинными шикарными косами и удивительно голубыми, нежными с необычной искоркой глазами. Она начала притягивать к себе жадные взгляды приходящих к матери мужчин, и поэтому очень часто пряталась в сарае или по чужим людям. Росла она волчонком - одиночкой, потом поступила в театральную труппу при Целиноградском драматическом театре, и очень хотела стать актрисой. Так продолжалось несколько лет, затем её послали в Москву, поступать в театральное училище, уж очень талантливая она оказалась. Но мать София не пустила Раису сказав:   

- Актрисы, все гулящие, пойдёшь там по рукам в этой Москве. – Этим самым подрезав ей крылья навсегда.

Потом было много всего, кем только Раиса не работала: окончила медсестринские курсы, работала фельдшером, кладовщиком на складе ГСМ при аэродроме, впрочем,  много ещё где. Замуж долго не выходила. При воинской части, которая находилась рядом с домом, её мать познакомилась с военным, капитаном-артиллеристом. Софии он очень понравился, и она заставила Раису насильно выйти замуж, той уже в то время исполнилось 22 года. По тем временам Раиса уже была переростком. Николай, так звали её будущего мужа, сделал Раисе предложение и вскоре они поженились. Жили они очень сложно, муж ей достался горячий, вспыльчивый. Вскоре она родила первенца, но тот прожил совсем недолго и умер от пневмонии, а через два года она родила  меня - дочку Галину. Но, в один момент, когда он поднял руку на её маленькую трёхлетнюю дочурку, ночью сбежала от него, ни взяв ничего, кроме ребёнка - то есть меня.

Поехала очень далеко, в лесхоз, где стала работать дояркой. Там ей повстречался молодой и замечательный человек Борис. Он был намного моложе Раисы, и его мать не дала им благословения и разрешения жить вместе. Ещё какое-то время Борис и Раиса встречались, от этой красивой и мимолётной любви, она родила ещё одну дочь - Любашу. Борис потом так и не женился, всю жизнь он продолжал любить свою Раису. По истечению многих лет, он приезжал и просил Раису уехать с ним, хотя на то время у неё было уже четверо детей. ( Кстати, Борис и Раиса ещё не раз встречались вроде бы случайно, им уже было достаточно много лет. Раиса к тому времени давно овдовела, да и Борис жил один. Но, что-то им помешало... По всей видимости мама болела душой за своих нерадивых сыновей, боясь их оставить одних, без своей материнской опеки. Вот так жертвуя собой, она лишилась любимого человека).

Затем, через короткое время, Раиса встретила якобы свою настоящую любовь, молодого и красивого моряка Владимира, он только отслужил и сразу же предложил ей руку и сердце. По национальности он был осетин, очень красивый, темпераментный и горячий. Раиса родила от него двух прекрасных сыновей. Владимир выпивал, погуливал и часто распускал руки, доходило дело даже до ножа. Один раз он ударил Раису ножом в весок и каким чудом она выжила, один Господь знает. Она очень многое от него терпела, да в прочем и любила его всей своей бабьей широкой душой. Раиса была весёлой, заводной, плясуньей с очень хорошо поставленным голосом, она была душа любой компании всегда в центре внимания. Но, счастливой их семейную жизнь с Владимиром назвать было невозможно. Никто из них не уступал, каждый тащил семейную повозку в свою сторону.

Так вместе они прожили много лет, подняли детей на ноги, девочки вышли замуж и разъехались по другим городам, парни завели семьи, но стали выпивать, жена от младшего, забрав дочку, ушла. Средний же сын жил с пьющей женой, пил крепко и сам, детей бог ему так и не дал. Видимо здесь генетика с судьбами сыновей сыграла злую шутку, оба сына от пьющего отца, унаследовали его тягу к спиртному.

В пятьдесят восемь лет Раиса овдовела, вот тут и началась чёрная полоса в её жизни. Продав свой дом, она уехала в маленький посёлок, где рядом находился лес. Вскоре два её непутёвых сына, кинулись за ней вслед, что она только от них ни  терпела, младший забирал её пенсию, а если она не отдавала, то избивал её. Каждую зиму, она приезжала к старшей дочери, то есть ко мне на восстановление, благо я доктор.  Я её лечила, откармливала, одевала во всё новое, но мать опять возвращалась к себе домой - в Ад. Через время средний сын Владимир сгорел от палёной водки, мы с мужем схоронили его. Ему было всего 42 года.

Вот тут и пришёл конец, хоть какой-то жизни, младший сын Юрий совсем озверел. Я пыталась всеми правдами и неправдами вытащить мать жить к себе, купила даже ей квартиру на одной площадке, рядом с собой. Но, что поделать, мать постоянно возвращалась домой, жалея пьяницу сына. Так продолжалось много лет, я криком кричала, уговаривая её остаться, жить рядом, но всё было бесполезно...

В один момент, что-то там случилось, не понятно до сих пор,  мама отморозила пальчики на руках и их большую часть отняли. Затем и сын отморозил ноги и половину ступней ему ампутировали. Дом отапливался углём, видимо сын выгнал мать на улицу, а сам уснул пьяный в не отопленном доме. За это время сын сжёг все документы матери, что бы она больше никуда не уехала. Кто же его кормить, и поить будет, одним словом, содержать? Своих документов у него уже давно не было, да и зачем они ему? Легче же доить мать, показывая, какой он несчастный. Я позвонила и попросила сестру помочь им, хотя бы восстановить документы, та приехала, забрала маму и брата в Курган и через два месяца привезла их назад. Ни мама, ни брат не захотели дальше там жить, они оба рвались в свой дом, к своей такой тяжёлой и никудышней жизни!

Буквально через короткое время, мне позвонила двоюродная сестра Наталья из Липецка, сказав, что моей мамы больше нет в живых. Причину смерти она объясняла очень путано. Мы с мужем сели за руль своей машины и поехали за полторы тысячи километров, хоронить маму.
 
Так трагически закончилась жизнь прекрасной, отзывчивой и очень доброй женщины. Скольким людям она помогла, где словом, а где и делом, она делилась с бедными последним куском хлеба и своей нехитрой одеждой, сколько брошенных кошек и собак она выходила, она не могла пройти мимо чужой беды и горя. Хотя характер у неё был железной закалки, стержень очень крепким, если она что-то сказала или решила, переубедить её было невозможно. Если она принимала решение, то оно было жёстким, видимо ввиду тех событий, которые ей пришлось пережить в своей нелёгкой жизни!

В день своей гибели, она ходила весёлая по посёлку, говорила всем, что скоро её заберёт дочь жить к себе навсегда. Пела песни и случайно упала в вырытый котлован, заполненный водой, было темно, и она его просто не заметила...
Похороны прошли спокойно и печально, даже день удался нежаркий, немного  накрапывало, как будто само небо оплакивало её уход. Батюшка, который освещал землю с её могилы, сказал:

- Видимо, очень хороший человек была Ваша мама, если Господь дал такую погоду. 
Когда я возвращалась назад домой, крутя баранку своей машины, то услышала голос своей мамочки, который внутри меня, сказал:

- Доченька, я охраняю твой путь домой. 

И я услышала, как мамочка поёт любимую нами обеими песню «Чайка». Мы пели её всегда вместе с мамой, на два голоса. Описать то горе, что чувствовала я невозможно... Почему-то в жизни существует такая закономерность, чем добрее и отзывчив человек, тем больше горя и испытаний выпадает на его долю. Видимо здесь на Земле человек проходит полное очищение, свой Ад, чтобы Душа очистилась и вернулась к себе домой, во Вселенский свой дом – свободной и лёгкой.

Прошло полгода. В один из дней  мы с супругом поехали в Храм. Посередине Храма  мои глаза, почему-то стремительно поднялись вверх на стену... Я встретилась глаза в глаза, с нарисованной великомученицей Раисой. В  тот момент я почувствовала, как моя Душа встрепенулась... Здесь была и великая раздирающая боль утраты на сердце и одновременно радость, что моя мамочка сейчас там, под присмотром этой Святой, что её оберегает сам Господь-Бог! 

Так остановилось сердечко поистине великой и замечательной женщины Раисы - "нашей полячки", так ласково её называли люди. И как жаль, что она не смогла полностью реализовать себя в этой жизни, а стала жертвой материнской любви - жертвой своих собственных кровиночек-сыновей… 

17 января 2016 года.

*Езус Мария, Матка Боска - о мой бог (езус - это кельтский бог, мария - восклицание, типа "о мой"). Матка Боска - Матерь Божья.

*Сказился - (СКАЗИТЬСЯ) находиться в не совсем понятном для окружающих состоянии