Хлеб и сыр, и вино

Владас Ивашкявичюс
Новелла

      Ржаной хлеб, от которого человек насыщается… В сыре также немало полезного, много больше калории… Если это запить и вином, будет полный букет наслаждения, будет полный гешефт!.. Что едим, из того состоим… А с другой стороны, Христос делал вино из воды, получается так, что вода есть основа всего!..
      Лет шестьдесят это было назад…

- Башмаки не забудь!.. – и напомнила бабушка, засовывая в боковой карман моего пиджачка завернутый в газету бутерброд.
- Ладно, помню и сам!.. – буркнул вяло в ответ, как обычно, не выспавшись, в полседьмого утра…
      И веревку достаточно крепкую на рога нашей Зорьке надел, и корова-кормилица поспешила за мною довольная – бока за ночь ее стали менее округлыми… Нет, не впалыми, но… голодна, голодна…
      И в лесу трава инеем покрытая; башмаки не мои, велики… Неудобно в них шлепать, естественно, приходилось снимать, в густых прятать кустах… Сам с трудом их потом находил!..
      Красота!.. Мухи-оводы спали еще, и они в сентябре уже менее активные… Пауки все же в сетях серебристых своих беспрестанно дежурили. И практически попусту – вряд ли днем был богатым улов… Всякий раз наблюдал за хитрющими и весьма агрессивными, и при этом упертыми, терпеливыми тварями…
      Зорька дергала травку осеннюю гибким острым как лезвие, как наждак, языком – пережевывать будет потом. А мой пес, звали Брыксом которого, побежал за зайчонком глупыш, все равно не поймает его!.. Понимал, что дворняга-дружок демонстрировал преданность, знал, что будет чуть позже от расстройства скулить – мне придется его успокаивать и погладить, хвалить за усердие…
      Иней – снег, только в малом количестве, мерзли босые ноги таки... Ну и что?.. Сказать можно, уже закаленные, кожа в мелких царапинах, трещинах… Не боялся я, кстати, и по полю ходить, где вчера, например, была скошена рожь, а у почвы остатки соломы колючие… Это надо уметь и, конечно, настроиться…
      Они быстрые, ноги мои, и они безотказные… И ледышками стали, увы… Дрожать начал и я… Сделал лужицу… Здорово, хоть на время чуть-чуть отогрел!..
      Можно съесть бутерброд… Тут и Брыкс подоспел, забыв даже поплакаться, попрошайничать начал тотчас…
      -    Шел бы лучше черники поел!.. – он ее, как ни странно, любил.
      Пес не слышал как будто бы, что ему говорят, хитрый мальчик, в хозяина!.. Знал прекрасно и то, что черника давно отошла!..
      Хлеба много, и масла достаточно, пусть заморит и он червячка…
      И прошло часа два, отогрелась немного земля… И лес полон был звуков чарующих, бабье лето справляли пернатые… И резвились изящные белочки и другие зверьки… Понимали, естественно, что придут холода, но ничуть из-за этого, на мой взгляд, не тревожились...

      Лет немало прошло с той поры, а все было как будто вчера… И светло на душе, вспоминая, становится…
      Черный хлеб есть всему голова… И любил молоко, и парное любил – это Зорька поила меня в благодарность за то, что с ней дни проводил и ржаным иногда, сам голодный, кормил… Нет, конечно, не досыта, но желание было великое сделать это хоть раз…
      Годы шли, и менялась еда и менялись мои предпочтения… И сыр начал любить, и в меню появилось вино… Пил немало таки, часто меру не знал, но сказать, что жалею о том, не могу и не буду обманывать – не был больно серьезным и праведным…
- Познаешь, Ярослав?.. – говорила с улыбкой жена, в энной мере жалея меня, когда я пропускал два бокала подряд.
- Истина где-то рядом, - отвечал ей словами из сериала известного.
      Она, истина, рядом как правило, только люди, увы, неспособные схватить за руку скрытную… Драматизм, лад минорный уместен лишь изредка, все же должен сказать: истина неуловима, в чистом виде такой не найти, не поймать никому!.. Посему на земле столько много поэтов, музыкантов, художников, все они с этой дамой дружны!..
      Сыр, вино и Хайяма душа, дух нетленный его, пребывает пусть рядом всегда!.. Гедонизм – философия доступная и любому понятная, и любой из живых и тем более разумных существ наслаждения жаждет телесного, наслаждения жаждет духовного… Молоко – это также вино, но в другом облачении, а вино – молоко, только страсти в нем больше значительно…
      С женой жили в любви… Дети взрослые и… разбежались с желанными, настрогали и сами детей, и у них философия своя и от нашей немного отличная…Как ни странно, она созидательна… Старики всегда хают юнцов, всегда хают и хаяли, потому что у них, пожилых, от большого ума сдвиг по фазе случается и маразм развивается…
      Хлеб и рожь, васильки… Сорняки?.. Быть не может того! Ошибаются люди, наверное… А с другой стороны, часто то, что блестит и безумно манящим нам кажется, есть всего лишь обман… Но не надо, не надо придираться к цветкам, даже если они пустоцветные и стремятся нас просто надуть!..
      Познавать – это наше главнейшее качество. И никто запретить нам не может того, проявлять любознательность. Правда, наши любимые женушки иногда это делать пытаются. Безуспешно, как правило… И познать невозможно все-все, все ж таки уходить в  мир иной крайне редко торопимся…
      Это жадность?.. Наверное… И за этот грешок часто-часто бываем наказаны… Хлеб и сыр, и вино… Чего надо еще?..
      И вот снова сентябрь… Не так жарко уже, золотая пора…
- Ты куда, Ярослав, собираешься?.. – это радость, супруга моя, и куратор единственный.
- Пойду счастья искать!..
- Я с тобой!..
- Нежелательно! Сиди дома, очаг стереги!.. – я начальник таки, а не женщина, пусть и вправду любимая!..
      Уходя все же ей пояснил, что безумно желаю побыть совершенно один, и пройтись по местам дорогим, где когда-то был счастливым., в свое детство реально отправиться…
- Слезу хочешь пустить, - упрекнула она.
- Может, вправду такое очищение получится…
      Да, не только водой можно смыть с себя грязь, смыть остатки грехов… И простили себе давно эти грешки, но желание покаяться живет в сердце всегда… В это время один, без присутствия близких своих, должен быть человек, потому что родился один…
      Электричка, и час лишь езды… И та самая улица, дом знакомый, но ныне чужой и запущенный… И собака… на Брыкса похожая, на меня почему-то не лаяла!..
- Пойдешь, дурень, со мной?..
      Пес сперва как бы малость надулся за то, что его обозвал, но тотчас вилять начал хвостом…
      Было, было все это в реальности!.. Только лес стал другим, чрезмерно сухим, нет уже ни болотца, ни шальных ручейков…
      Гавкать начал мой «гид», ни с того ни с сего, морду кверху задрав… Что случилось со псом?..
- Эй, приятель, уймись!..
      На меня свои глазки блестящие начал тут же таращить глупец; он куда-то меня, вне сомнения, звал…
      И спустя минут пять я увидел здоровое и недавно лишь наземь упавшее дерево – буря, видно, недавно была… И с корнями повалено… И коряга березы немалая, метра два высотой, безобразно торчащая – листья кроны еще и не жухлые… Земля в яме сырая и черная, из нее же струился родник, кровь лесная текла… Пес припал моментально к источнику, начал с жадностью пить – не подумав о том, что испачкаюсь, я к фонтанчику вскоре свои губы поднес… Слава Богу, признала меня дорогая земля, и игриво журчал ручеек, в самом деле прошибла слеза!..
      Чудес внешних как будто и не было, они были внутри… Твердо знал, что не скоро уйду…
      Вот он, хлеб… хлеб и сыр, и вино…

                2015 г.