Роман. 41. Блеск каменьев

Андреас Хардер
Назад. http://www.proza.ru/2016/01/11/55

  Проезжий купец, не выделяющийся ничем из сотен других, поднялся на крыльцо постоялого двора и громогласно потребовал комнату для себя и место для коня, да телеги с товаром. Расторопный хозяин, кликнув одного из сыновей, велел позаботится о имуществе приезжего, а сам повёл гостя в свободную комнату на чердаке. Оставшись доволен увиденным, купец спустился в обеденный зал.
  Он так же, как собратья по «ремеслу», горланил песни, требовал наполнить опустевший ковш и хватал проходящих девок за бёдра.
  Насытившись, скудной постнойедой он добрался до бани, где возомнив себя едва ли не равным княжеским родам, велел мыть себя тем, кто прежде мыл приезжую княгиню Светлену Охотскую.
  Молодые девки, положившие было глаз на щедрого купца, понурили головы. Младшая нехотя сходила за пожилой банщицей. Та осмотрела нагого торговца и не найдя следов болезней, стала привычно натирать его мочалом.
  - А правду ли говорят, будто ты всех приезжих князей моешь? – Спросил торговец.
  - Случается, что и княжеских кровей гости к нам заезжают.
- А кого мыть то доводилось? Любопытствовал приезжий.
  - Да всех разве припомнишь? Некоторых уже и в живых то нет, - попыталась отмахнуться банщица. Но хмельной гость всё продолжал настаивать.
  - А из последних кто будет?
  - А что ты любопытный такой?
  Да мать говорила, будто отец мой княжеских кровей был. Вот иногда злость берёт. Наверняка братья есть. И как подумаю, что они в шелках спят, да из золотых кубков пьют, а я своим трудом еле концы с концами свожу. Мать то моя в твоих годах будет. Сейчас бы в шелках, да мехах ходила. Пурпуром бы одежду украсила, да молодым девкам указывала. Но не благоволили ей боги.
  Почувствовав телом, как дрогнули руки женщины, купец, понял, что он на правильном пути.
- Да и у самой, наверное, есть что рассказать. Вижу, что в молодости, красавицей была? Боярам и князьям, только таких и подавай. Каждую готовы в постель затащить. А на обещания они не скупятся, уж я то знаю.
  Не в силах унять дрожь в ногах, банщица присела на скамью и начала рассказывать о своей не сложившейся  жизни.
  Надев свежую рубаху на распаренное тело, купец принял из её рук ковш с водой.
  - Звать то тебя как? – Спросил он женщину.
  - Отец с матерью, Росянкой прозвали. А сейчас меня только старухой и кличут.
  - Послушай, Росянка. Возьми мой кожаный кошель из под плаща, да загляни внутрь.
  Банщица сделала, как было велено, правда пришлось немного повозится с кожаной тесьмой. Заглянув внутрь, она ахнула, и не удержавшись высыпала на ладонь чудесное украшение из серебра с массой разноцветных камешков. Да серьги, которыми бы не каждая боярыня побрезговала.
  - Мне эти побрякушки случайно в руки попали, но сердце к ним не лежит. А вот тебя послушал, и думаю – пусть они, тебе жизнь испорченную князьями, да боярами скрасят.
  Пожилая банщица завороженная разноцветными искорками, была не в силах отвести глаз от украшений. Ещё не веря в случившееся, она уже раздумывала, где можно найти зеркало, дабы полюбоваться собой.
  - Серьги можешь оставить себе сейчас, а колье, получишь, если поможешь мне отыграться на знатных выродках. Поговаривают, что у вас на постоялом дворе, Светлена Охотская остановилась с челядью. Так вот, если ты скажешь, будто они заразу какую в стольный град привезли, да задержишь их здесь на недельку, то считай, колье своим.
  Росянка, разрываемая чувствами на куски, не знала, как ей поступить. Видя её внутреннюю борьбу, купец заявил.
   - Если не хочешь помогать, то не беда. Подарить кому – всегда найдётся. Просто обидно, что управы на знать, за все страдания, что они нам принесли - нет.
  Банщица решилась и нехотя протянула колье назад. Её глаза горели алчностью.

Далее. http://www.proza.ru/2016/02/11/113