Добрые сказки мастера

Пётр Красовский
                Удивительно  разнообразен  мир  человеческих  увлечений.  Еще  в  древности  человек,  скрашивая  свою  нелегкую  земную  жизнь,  собирал  приглянувшиеся  ему  камешки,  делал  в  них  отверстия,  нанизывал  на  нить  из  волокон  растений  и  дарил  такие  бусы  своей  любимой.  И  в   наши  дни  большинству  людей  присущи  занятия  для  души,  а  для  некоторых  увлечение  предопределило  и  выбор  профессии.  Все мы  помним  лесковского  левшу,  подковавшего  «аглицкую блоху»…  Автору  этих  строк  в  своё  время   удалось  видеть  работы  украинского  умельца  Николая  Сядристого – только  через  оптическое  устройство  можно  рассмотреть  изображение,  сделанное  им  на  срезе  макового  зерна.

Жил  и  на  Белгородчине  удивительный  человек, чьё  увлечение  стало  едва ли  не  целью  всей  его  жизни,  выручало  его на  трудных  поворотах  судьбы.  Говорю  о  нём  в  прошедшем  времени  потому,  что  нелепая  трагическая  случайность,  отравление  угарным  газом, оборвала  его жизнь.  Василий  Павлович  Зубко,  педагог  Центра  дополнительного  образования  Западного  округа  Белгорода,  был  талантливым  мастером – художником  резьбы  по  дереву.    работавшем  в  необычном  жанре  лесной  скульптуры.  Резьбой  по  дереву  он  увлекался  давно,  просто  жил  этим,  поскольку  обладал  особым  даром  видения  в  обыкновенных  пнях  и  корягах  фантастических  образов  животных  и  сказочных  персонажей,  создавал  сказочные  композиции. Он,  единственный  из  художников-мастеров  резьбы  по  дереву  на  Белгородчине,  работал  в  необычном  жанре  лесной  деревянной  скульптуры  Высокая  техника  исполнения  его  работ  из  природного  материала  на  многих  выставках,  а  их  у  него  было  около  сорока,  получила  общественное  признание.

Долгое  время  жанр  лесной  скульптуры  не  признавался  как  творческий  и  художественный  вид  искусства  резьбы  по  дереву,  пока  известный  скульптор  и  художник  Степан  Эрьзя  в  середине  прошлого  века  не  опроверг  это  утверждение.  Он  создал  свою  школу  мастеров  по  работе  с  природным  материалом.  Его  ученики,  в  числе  которых  был  и  наш  земляк  Василий  Зубко,  создали  новое  направление  в  искусстве  в  области  лесной  пластики. А  в  конце  2006  года  в  выставочном  зале  Московского  доме  творчества  был  проведен  восьмой  Всероссийский  ежегодный  конкурс  мастеров – резчиков  по  дереву,  посвящённый  130-летию  со  дня  рождения  основоположника  работы  с  природным  материалом  Степана  Эрьзя,  в  котором  в  числе  150 участников  выступил  и  Василий  Зубко.  В  номинации  конкурса  «Лесная  скульптура»  он  стал  победителем,  получив  диплом  1-й  степени  и  денежную  премию. Его  работы  по  композиции  и  художественному  замыслу  были  рекомендованы  к  публикации  готовящемуся  к  печати  каталогу  «Резчики  по  дереву  России». К  выставочным  экспонатам  Василия  Зубко  был  проявлен  интерес  телеканалов  «Культура», «Мир»,  «Домашний»,  «Вести-Москва». Ещё  раньше  журналистами  Воронежского  телевидения  был  подготовлен  и  показан  телеочерк  о  нашем  земляке  «У  природы  в  подмастерьях».

А  началось  его  увлечение  резьбой  по  дереву  много  лет  назад.  Василий  Павлович в  прошлом  был  кадровым  военным.   После  окончания  Севастопольского  морского инженерного училища  был  направлен  на  Камчатку.  где  служил  на  атомном  подводном  крейсере  второго  поколения.  Там  же  узнал,  что    в  свободное  от  вахты  время  некоторые  его  сослуживцы занимаются  резьбой  по  дереву.  И  он  решил  сам  что-нибудь  вырезать.  И  когда  работа  была  закончена,  пришло  время   сослуживцам  удивляться.  Увлёкшись  резьбой  по  дереву,  он  перепробовал  все  виды  резьбы  и пришёл  к  выводу. что  работа  с  природным  материалом  наиболее  полно  подходит  его  внутреннему  состоянию.  Способность  увидеть  в  исходном  предмете  некий  образ,   который  надо  доработать  до  полной  узнаваемости,  стала    очевидной.  Его  первые  творческие   находки  до  сих  пор  поражают  воображение,  удивляют  искренностью  и  качеством  исполнения.

Каждую  осень  в  период  предзимья,  когда  с  деревьев  полностью  упадут  все  листья,  Василий  Павлович  отправлялся  в  лес  на  поиски  исходного  материала.  Им  могло  быть  причудливое  переплетение  корней,  древесные  наросты,  полусгнившие  пни  и  коряги,  в  которых  он  видел  нечто,  заслуживающее  пристального  внимания  художника.  Всё  это  он  приносил  в  мастерскую,  а  часто  и  домой.  Эти  заготовки  будущих  работ  сохранялись  в  его  удивительной  памяти  порой  годами,  и  словно  в  компьютере  постоянно  анализировались  и  прорабатывались  варианты  той  или  иной  создаваемой  скульптуры  или  композиции.  И  лишь  когда  решение  окончательно  принято,  начинается  работа,  на  которую  уходит  несколько  дней,  а  то  и  недель. Так  рождаются  шедевры

Московский   конкурс  резчиков  по  дереву  выявил  и  свою  особенность. Работы  В.  Зубко  получили  заслуженную  оценку  не  только  потому,  что  в  своей  номинации  были  лучшими  из  всех  представленных  в  ней,  но  были  востребованы  самими  его  участниками  как  вид  настоящего  искусства  лесной  пластики  и  самой  культуры.  Кроме  готовых  экспонатов  Василий  Павлович  взял  с  собой  и  несколько  «сырых»  заготовок  с  контурной  карандашной  прорисовкой  фрагментов  образа  намечаемых  скульптур  и  композиций.  К  его  удивлению  все  они  были  разобраны  участниками  конкурса  на  сувениры.  Свои  работы  он  представлял  на  выставках  в  Санкт – Петербурге,  Нижнем  Новгороде,  в  Москве,  и,  конечно,  в  Белгороде. И  получил  всероссийскую  известность  как  талантливый,  состоявшийся  художник. Был  приглашён  во  многие  города  России  для  обмена  опытом.

Ещё  недавно  среди  специалистов  бытовало  мнение,  что  жанр  лесной  деревянной  скульптуры  не  имеет  будущего,  поскольку  вмешательство  человека  в  созданные  самой  природой  формы  весьма  незначительно,  и  считать  это  искусством  нельзя.  Художниками  и  резчиками  по  дереву  лесные  находки  и  скульптуры  не  воспринимались  как  что – то  художественное  творчески  интересное.  За  свою  многолетнюю  практику  с  исходным  древесным  материалом  Василий  Павлович  опроверг  это  утверждение  и  своими  работами  доказал,  что  содружество  природы  с  человеком  и  есть  настоящее  искусство.  Природа  лишь  намечает  какие - то контуры  персонажей  и  композиций,  а  мастер  доводит  их  до  логического  завершения.  Эту  мысль  блестяще  завершает  и  очередная  выставка  его  работ,  состоявшаяся  в  выставочном  зале  Белгородского  технологического  университета.

Каждый  персонаж  на  выставке  имеет  свой  характер,  свой  внутренний  мир.  Вот  работа  мастера  «Обезьянка».  В  раздумье,  подперев  рукой  щеку  печальной  мордашки,  смотрит  она  куда - то  в  сторону,  будто  решая  свои  проблемы.  Или  «Осьминог»,  привставший  на  своих  щупальцах,  высматривая  свою  добычу.  Тут  и  неудачница  «Белая  ворона»,  нахохлившись  злобно  озирает  окружающий  мир,  и  огромная  кобра,  словно  сжатая  пружина,  готовая  к  броску  на  жертву,  и  бедный  воробушек,  попавший  в  лапы  кошки (композиция  «Попался»),  и  встревоженный  глухарь  на  дереве,  сова  в  полёте.  А  в  композиции  «Дерущиеся  динозавры» художнику  потребовалась  лишь  доводка  почти  готовой  сцены.  Характерна  в  этом  плане  и  работа  «Еноты».  Основой  для  её  работы  послужил  кусок  древесного  ствола  с  естественными  наростами.  Их  расположение  и  форма  очень  напоминала  фигурки  этих  животных,  что  и  решило  её  великолепное  исполнение  в идее  напольной  вазы  для  цветов.

Можно  долго  рассказывать  об  этой  прекрасной  выставке  талантливого  художника,  о  её  персонажах,  декоративных  со  вкусом  выполненных  подсвечниках,  вазах,  солонках,  коробах  в  форме  животных,  птиц  и  рыб.  Эта  выставка  так  гармонично  сочеталась  с  моим  радостным  настроением,  пока  я  не  увидел  ещё  одну  работу.  Что-то  очень  тревожное  и  до  боли  знакомое  вдруг  так  резко  вступило  в противоречие  с  добротой  праздника.  Художник  и  назвал  эту  работу «Таинственным  цветком».  …Это  был  зловещий  атомный  гриб..  И  сразу  же  стал  понятен  смысл  этой  доброй  выставки – надо  беречь  наш  хрупкий  земной  мир.  Эту  выставку своих  работ Василий  Павлович  и  посвятил  Дню  защитников  Отечества.  Как  состоявшийся  художник  он  всегда  был  полон  сил  и  энергии,  и  остался  в  нашей  памяти  навсегда.