Русский балет в Молдове

Алла Коркина
                «Душой исполненный полёт…»
                А.С. Пушкин

1812 год… Бессарабия, часть православного молдавского княжества, после 3-х векового османского ига, освобождена, наконец, от турецкого, мусульманского владычества. Значительная, восточная часть Молдовы, по Бухарестскому договору присоединена к Российской империи. Треть её населения издавна была славянской, ещё в армии господаря Стефана Великого воевали славянские воины. Век назад, с князем Дмитрием Кантемиром и императором Петром Первым ушли в Россию не только русские войска, но и молдаване-патриоты. Православная Молдавия стала бурно духовно, культурно и экономически развиваться в огромной империи.
Кишинёв – в ту пору небольшой губернский город – был, тем не менее, городом театральным. Театр здесь обожали, и стоило приехать итальянской опере или артистам балета из Петербурга, как жизнь преображалась. В зале Дворянского собрания проходили выступления приезжавших знаменитостей.
Ещё в 1812 году командующий русской армией в Кишинёве граф Милорадович пригласил из Петербурга «мастеров танца», а вскоре и сосланный сюда за вольнодумство поэт Александр Пушкин танцевал на балах с молдавской боярышней Пульхирицей Варфоломей и был очарован её красотой, а также умением танцевать модную мазурку.
Здесь в первой половине ХХ века гастролировал великий Фёдор Шаляпин, жила примадонна оперной сцены Большого театра Лидия Липковская. Здесь, в русском ресторане, пел Пётр Лещенко, в Петербурге училась балету у Ольги Преображенской Ольга Плэмэдялэ, жена скульптора Александра Плэмэдялэ, автора памятника Стефана Великому.
Вскоре после Великой Отечественной войны, группа талантливых ребят из Молдавии была направлена учиться русскому классическому балету в Ленинград.
Среди первых балетных танцоров, приехавших из Ленинграда и ставших легендой молдавского балета, были: Петр Леонарди (заслужен-ный артист МССР), Владимир Тихонов (Народный артист РСФСР), Вита-лий Поклитару, Клавдия Осадчая (заслуженная артистка МССР), Вера Сизова-Салкуцан, Мирча Мардарь, Вера Кукул, Мария Пеленчук-Панголос, Влад Иовицэ (стал кинорежиссёром), Тамара Стельмах, Мария Лазарева-Карабань (балетмейстер), Анастасия Лысая…
Целые дни, в тяжелой и напряженной учёбе, они оттачивали своё ма-стерство, постепенно постигая сущность танца, тончайшие тайны балетно-го искусства. Становились мастерами прекраснейшего из европейских искусств. В тоже время в самом Кишинёве готовились условия для фор-мирования балетной труппы. Вернувшиеся через несколько лет молодые талантливые танцоры стали создавать в Молдавии свой, ставший впослед-ствии известным и авторитетным в театральном мире, балет.
С той поры прошло более 60 лет. За это время на сцене кишинёвско-го театра выросло и блистало много талантливых артистов балета, многие из которых стали гордостью известнейших театральных сцен.  Народны-ми артистами Молдавии стали Галина Мелентьева, Михаил Кафтанат, Розита Потехина, Анатолий Михалаки.
Оперившись, встав в Молдавии на балетное крыло, уехали работать в Россию такие ведущие мастера балета, как Владимир Сычов, Валерий Ходаков, Татьяна Горышина, Владимир Коробков…
  Но пришло новое время, с новыми ценностными установками. Странное время забвений и отрицаний, время возможности лёгкой наживы и быстрого успеха. Время, в котором уже не все и помнят, что у истоков молдавского балета стояли те, первые, послевоенные выпускники россий-ских хореографических училищ…
Более того, из архивов стали исчезать фото- и киноматериалы о рус-ских и молдавских танцорах, растворяться в частных архивах статьи и воспоминания о выдающихся постановках. И не только о танцорах рядо-вых, но и о ведущих прима-балеринах, балетмейстерах, постановщиках. И это не могло не озадачить деятелей культуры, искренне озабоченных сохранением и развитием всего творческого, всего талантливого, всего, что даёт людям надежду…

*** 
В 2009 году Центр русской культуры в РМ организовал первый фестиваль «Дни русского балета в Молдове». Он был посвящен великой русской балерине Галине Улановой, а в 2010 году торжественно, с показом видеофильмов и фото экспозиции, отмечали 85-летие балерины Майи Плисецкой…
В этом же году отмечали юбилей заслуженной артистки Молдовы, солистки кишиневского Театра оперы и балета, известной исполнительницы роли Заремы (из балета «Бахчисарайский фонтан») и танцовщицы в «Болеро», выпускницы ленинградского хореографического училища им. А. Вагановой (из той самой знаменитой первой группы послевоенного набора), члена правления ЦРК в РМ, хореографа Рождественского русского бала, Клавдии Осадчей.
На фестивале 2010 года состоялась и презентация моей книги «Любви несбыточной надежды», изданной Центром русской культуры в этом же году, в которой был целый цикл стихотворений «Балетное каприччио», посвящённых балету.
Радовала своим талантом ведущая актриса русского театра им. А. П. Чехова, заслуженная артистка Молдовы, лауреат Есенинской премии РМ Алла Самарцева, читая стихи великих русских поэтов, посвященные балету…
В 2011 году на фестивале День русского балета  отмечали юбилей великой балерины Анны Павловой, одной из величайших балерин XX века. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века.  В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности.  По легенде последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!». Эти слова были вынесены в заголовок российского фильма о балете, о грусти, тоске и ожидании смерти. Анне Павловой посвящён 5-ти серийный фильм молдавского режиссёра Эмиля Лотяну, отснятый в 1983 году.
Судьба балерины Людмилы Недремской, выпускницы пермского хореографического училища, одной из характерных танцовщиц на сцене кишиневского Театра оперы и балеты, сложилась так, что она стала родоначальницей целой балетной династии. Мужем Людмила Владимировны был выпускник ленинградского училища им. А Вагановой, ставший известным балетным танцором, а затем преподавателем Владимир Поклитару, заслуженный артист Молдовы. Её сын, Раду Поклитару, стал балетмейстером современного танца «модерн». А внук – Евгений Поклитару – солистом московских театров. Юбилей Людмилы Недремской тепло отмечался в рамках фестиваля Дней русского балета в Молдове.
Вдохновенно выступали студийцы театра-студии при лицее им. В. Лупу (художественный руководитель, заслуженная артистка РМ, лауреат Есенинской премии РМ Лариса Хромова) со стихами о балете.
Молдова подарила миру балета целую плеяду известных мастеров сцены.
В 2011 году в Днях русского балета отмечался и юбилей замечательного балетмейстера, руководителя ленинградского нового балета Бориса Эйфмана.
Он родился в 1946 в городе  Рубцовске, Алтайского края и стал известным советским и российским хореографом. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР (1988), Народным артистом России (1995), лауреатом Государственной премии России (1998). Борис Яковлевич окончил в 1964 году кишинёвское музыкальное училище им. Шт. Няги, отделение народного танца. С 1964 по 1970 годы работал в кишинёвском Театре оперы и балета. А в 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории.
Борис Эйфман постановщик новых современных балетов, лауреат международной премии «Триумф».
В Днях русского балета отмечался и юбилей члена правления Центра русской культуры, хореографа и режиссера Рождественского русского бала, замечательной характерной танцовщицы Валентины Степановой. В 1964 году окончила Кишинёвское музыкальное училище им. Шт. Няги, отделение народного танца. С этого же года работала в Театре оперы и балета в Кишинёве.  Исполняла сольные танцы: испанский, восточный, венгерский, и классику. Активно занималась концертной деятельностью, как по Молдавии, так и в России.
Отмечался и юбилей народного артиста Молдовы, Героя социалистического труда Республики Вьетнам Михаила Кафтаната, танцора, балетмейстера.
Он родился 5 мая 1946 г в г. Кишинёве. Закончил Московское академическое хореографическое училище в 1964 году при ГАБТе СССР. После окончания стал ведущим солистом Национального театра оперы и балета. Гастролировал во многих странах мира. Удостоился почётного звания заслуженного деятеля МССР в 1970 г. В 1974 г. ему было присвоено звание народного артиста МССР. С 1980 по 1985 г. работал балетмейстером и руководителем балетной трупы в Ханое (Вьетнам). Участвовал в восстановлении хореографического училища, консерватории и Ханойского Театра оперы и балета.
Им были поставлены «Лебединое озеро», «Жизель», «Спартак», «Доктор Айболит», «Барышня и хулиган», оперы «Чио-Чио-сан», и национальной оперы «Супруги А Фу». Занимался организацией гастролей ханойского театра по странам Индокитая. За вклад во вьетнамскую культуру получил звание «Герой Вьетнама».
С 1986 года Михаил Кафтанат – назначен главным хореографом кишинёвского Театра оперы и балета.  Занимался восстановлением репертуара театра и постановкой новых спектаклей.  Был инициатором фестиваля «Звёзды балета в Кишинёве». Преподавал в Институте Искусств г. Кишинёва, доцент кафедры хореографии.
В этом же году отмечала свой юбилей и Лидия Поплавская, балерина, хореограф. Она окончила Новосибирское хореографическое училище. С 1970 года работала солисткой балета в Театре оперы и балета г. Кишинёва. Станцевала партии: «Уличная» в Дон Кихоте, Мирты в «Жизели», Польский бал в «Иване Сусанине», Па-де-труа большой лебеди в «Лебедином озере», Индусский танец в «Баядерке», Трио в «Шопениане», Вариации в «Пахите», Гетеры в «Спартаке».
Позднее Лидия Поплавская продолжила заниматься с одарёнными детьми в студии «Солнышко» из Республиканского центра для детей и юношества «Artico». Её дети неоднократно занимали первые места на международных детских фестивалях, и на фестивалях, которые организовывали Центр русской культуры и Посольство РФ в РМ.
Народный артист Молдовы Анатолий Михалаки, юбилей которого также отмечался в 2011 году – один из ярких танцовщиков театра оперы и балета в Кишиневе. В 1966 году окончил Московское хореографическое училище (педагог А. Руденко). С 1966 года работал в кишиневском Театре оперы и балета.
Ольга Ионел, одна из обаятельнейших балерин Молдовы, родилась 4 мая 1956 года в Молдавии.
В 1975 году окончила хореографическое отделение при музыкальной школе им. Е. Коки. в 1975 году была принята артисткой балета в Театр оперы и балета г. Кишинёва. Основные партии: Жизель («Жизель»), в «Шопениане», Одетта-Одилия («Лебединое озеро»), Фригия («Спартак») и др.  В 1995 году удостоена звания «Maestro in arta». С 1997 года работала в республиканском хореографическом колледже преподавателем классического танца.
Активное участие в Днях русского балета принимала и юбиляр «om emerit» Валентина Загорская, балерина, вдова известного молдавского композитора Василия Загорского. Щедро дарит свой талант Валентина Загорская своему детскому коллективу «Boom Dans» Центра эстетического воспитания «Lesterel», который прекрасно выступает на главных кишиневских театральных сценах.
 В 2013 году фестиваль Дни русского балета был посвящён творчеству великих российских танцоров: 65-летию Михаила Барышникова и 75-летию со дня рождения Рудольфа Нуриева. Из молдавских танцоров, которые танце-вали на сценах молдавских театров, отмечался 75-летний юбилей народной артистки Молдовы Розиты Потехиной, 60-летние юбилеи Терезы Бурковской (ныне живет в г. Москве) и Веры Полюдовой.
Вера Полюдова в 1982 году была награждена почетным орденом Вьетнама имени Хо Ши Мина за успешные гастроли во Вьетнамской Народной Республике. А 6 мая 1989 года ей присвоено звание «Ветерана Труда» за многолетнюю и безупречную работу в Государственном Молдавском Театре оперы и балета
Сюрпризом для участников было выступление внучки Веры Полюдовой Каролины Цуркан, ученицы хореографического колледжа, которая прекрасно станцевала «Адажио».
Перед участниками фестиваля выступил директор хореографического колледжа Молдовы, народный артист Молдовы, известный танцор Юрий Давыдович Горшков, который представил недавно изданную книгу о хореографическом колледже (к 60-летию колледжа). Вторым сюрпризом балетного фестиваля стало великолепное выступление ученицы колледжа (с прекрасными балетными данными) Ивелины Николовой с миниатюрой «Танец умирающего лебеденка», хореография Е.Гырнеца.
Во второй части фестиваля состоялся концерт балетных и танцевальных студий Кишинёва (всего – 8 коллективов). Прекрасно выступили дети из республиканского Центра для детей и юношества «Artico»: из студии «Солнышко» (руководитель Елена Станислав, которая закончила Академию искусств и балетную школу в Дюссельдорфе, Германия), из танцевальной студии «Dans Classic» (руководитель Надежда Шигаева, бывшая солистка молдавского балета), из студии «Miorita» (художественный руководитель Любовь Краснопольская).
Своё мастерство показали ребята из танцевального коллектива классического танца «Фуэтэ» (руководитель – Людмила Ходакова) лицея им. Михаила Греку, выступив с танцем «Фонданго».  Ребята из частной балетной студии «Арабески» (руководитель – Маргарита Балаган) представили три прекрасных танцевальных номера.
Танцевальный коллектив из школы искусств им. Стырчи (руководитель – Александра Мардарь) представил воздушный танец «Феи». А детский танцевальный коллектив из лицея им. О. Гибу (руководитель Людмила Ходакова) станцевали прекрасный средневековый танец «Тарантелла», где особенно отличились мальчики. Были исполнены и сольные танцевальные номера, и романсы, посвященные балету.
Лицей им. М. Греку представил коллектив эстрадного танца «Диана-Дэнс» (художественный руководитель Наталья Ладик, закончившая музыкальное училище им. Коки и Академию танца, отделение хореографии).
На фестивале тепло поздравили с 60-летием Терезу Бурковскую-Вотнару.
В 2014 году в Днях русского балета состоялся фестиваль детских балетных коллективов Кишинёва. Во время первой части фестиваля прошли фотосессии и чествования танцоров, юбилеи которых отмечались в уходящем году.  Юные танцоры, участники «Дня балета-14», и гости фестиваля познакомились с одной из значительных вех в истории как мирового, так и молдавского балета.
Став уже традиционным, фестиваль начался с исполнения Татьяной Кирилюк танца и песни «Балет» (призер международного московского конкурса «Истоки» за 2015 г.). Фестиваль был посвящён творчеству и 80-летию со дня рождения народной артистки Молдовы Галины Мелентьевой, известной балерины, которая танцевала на сцене кишинёвского Театра оперы и балета, а затем преподавала и подготовила много замечательных танцоров для сцены кишинёвского театра.
Из молдавских танцоров, которые танцевали на сценах молдавских театров, отмечался 80-летний юбилей заслуженного артиста балета Виталия Поклитару, известного прима-танцора, педагога хореографического колледжа, основателя знаменитой династии артистов балета, отца известного балетмейстера Раду Поклитару.
Отмечался и юбилей танцовщицы Александры Мардарь, теперь после завершения выступлений на сцене занимающейся педагогической деятельностью в лицее имени М.  Стырчи.
Во второй части фестивали прошло торжественное чествование народного артиста Молдовы, профессора, директора Национального хореографического колледжа, бывшего виртуоза-танцора ансамбля «Joc» Юрия Горшкова, ныне руководителя ансамбля «Moldoveneasca». Была показана фотосессия о выступлениях Юрия Давыдовича, о его творческом пути, о его танцевальном коллективе. После увлекательного рассказа о его творчестве, молодые солисты-танцоры, воспитанники знаменитого танцора, исполнили танец «Калинка» и по просьбе зрителей исполнили виртуозные прыжки, которые были разработаны когда-то Юрием Давыдовичем и теперь исполняются во всем мире.
Перед участниками фестиваля выступил сам юбиляр, который представил свой коллектив «Молдавеняска», а также книгу, изданную к 60-летнему юбилею Национального хореографического колледжа.
В третьей части фестиваля состоялся концерт балетных и танцевальных студий Кишинева (всего – 7 коллективов). 
Ребята из детского театра «СтихиЯ» Лилии Гуменной читали мои стихи о балете. А учащиеся лицея им. Кирилла и Мефодия прочитали стихи из балетного цикла поэта, члена СП России, лауреата лермонтовской и есенинской премий Дмитрия Николаева.
Танцевальный коллектив из школы искусств им. М. Стырчи (руководитель – Александра Мардарь) представил свой воздушный танец, а детский танцевальный коллектив из студии «Lesterel» заслуженной артистки балета Валентины Загорской прекрасно исполнил свой балетный номер.
«Русский танец» зажигательно исполнил танцевальный фольклорный коллектив «Miorita» (художественный коллектив Валентина Коча).
Композитор и исполнительница песен Анжела Арсений впервые исполнила свои прекрасные песни о балете, в том числе песню на моё стихотворение «Ты будешь знаменитой балериной».
 Были также исполнены и сольные танцевальные номера, и романсы, посвящённые балету.
Присутствующие отметили благородство просветительских и конкурсно-состязательных целей фестиваля. Решение задачи восстановления фото- и видеоархива о русском балете в Молдове, выявление и поощрение юных дарований, предоставление им возможности показать своё мастерство перед известными балетмейстерами и танцорами Молдовы. Многие отметили, что по сравнению с первыми балетными фестивалями, наблюдается заметный рост балетного репертуара и увеличение числа балетных коллективов для начинающих танцоров.
Если в обществе стимулируют спрос на таланты, то возникают и новые возможности для их реализации. Одной из таких форм организации культурного процесса и выступает ежегодный фестиваль «Дни русского балета» в Молдове.
Поворотным в проведении Дней русского балета стал 2015 год, когда отмечался юбилей великой Майи Плисецкой.
Организаторы фестиваля вспомнили известную балерину Зою Шевелеву, выпускницу Пермского хореографического училища, приехавшую в Молдавию и ставшую одной из ярких солисток. Она танцевала партию «Уличной танцовщицы» и Мерседес в балете «Дон Кихот», партию Натали в балете «Перекрёсток» (на стихи Гарсия Лорки), партию Кармен и Смерть в балете «Кармен-сюита», партии Клеопатры и Изиды в балете «Клеопатра», партию Фригии в балете «Спартак», партию Дивы в балете «Барышня и хулиган», партию Актрисы в балете «Голубой Дунай», партию Феи Сирени в «Спящей Красавице», Партию Больших лебедей и Испанский танец в «Лебедином озере», партию Рады в балете «Рада», танцевала соло в дивертисменте «Венгерская рапсодия», Польском бале и др. И в каждой своей партии она находила неповторимые краски, движения, нюансы. В заключение своей творческой карьеры работала педагогом в Кишиневском Театре оперы и балета… И к большому сожалению слишком рано ушла…
Участникам фестиваля рассказали о творчестве известного хореографа, “Maestrul in arta” Евгения Гырнеца, уроженцa г. Леовo, выпускникa кишиневского хореографического училища, выпускника факультета режиссуры Государственной консерватории Санкт-Петербурга. Евгений Гырнец поставил «Кармен-сюиту» Р. Щедрина, «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Спящую красавицу» П. Чайковского (хореография Петипа), «Ромео и Джульетту» С. Прокофьева, Половецкие танцы в «Князе Игоре» А. Бородина и многие другие известные постановки как в балете, так в операх, опереттах и мюзиклах.
Другая юбилярша этого года, Людмила Черечеча, выпускница Воронежского хореографического училища, ставшая солисткой Кишиневского Театра оперы и балета им. М. Биешу, танцевавшая на сцене ослепительную Китри, Аврору, Сванильду, Белоснежку и Редиску, а также множество других партий, привела своих учениц из хореографического колледжа, которые исполнили прекрасные партии из балета «Пахита» и танец Испанский модерн. Её воспитанницы получили первые премии на международном конкурсе в Румынии. Воспитанницы Людмилы Васильевны блистательно станцевали свои партии под громкие овации.
На «Днях балета-2015» отмечался юбилей старейших балерин Молдовы, заслуженной артистки МССР Клавдии Осадчей и Людмилы Недремской. Среди балерин следующего поколения участникам гала-концерта рассказали творческую биографию и продемонстрировали слайды и о Надежде Шигаевой, выпускнице Саратовского хореографического училища, солистке Кишиневского театра, художественном руководителе детской балетной студии «Dans Classic».
В рамках «Дней балета-2015», прошли концерты в честь 90-летия великой русской балерины Майи Плисецкой. Во многом эти мероприятия подготовлены балетной общественностью Кишинёва, Центром русской культуры в РМ при содействии Посольства РФ в РМ, Представительства Россотрудничества и Бюро межэтнических отношений при Правительстве РМ. Помимо гала-концерта детских балетных студий, 4-го декабря в зале «Ginta latina» состоялось торжество, посвященное 65-летию детской балетной студии «Солнышко». В лицее им. Антиоха Кантемира состоялся вечер памяти М. Плисецкой и показательные выступления балетных студий для учащихся лицея, с демонстрацией слайдов и видеофильмов о творчестве М. Плисецкой, о творчестве известных молдавских балерин, юбилеи которых исполнились в этом году.

***
В декабре 2003 года в театре им. А. П. Чехова при большом числе участников прошел первый на постсоветском пространстве СНГ Русский бал, в котором приняли участие ансамбль «Барокко» (под управлением Анны Стрезевой, ныне народной артистки Молдовы) из музыкального училища им. С. Рахманинова; ансамбль скрипачей класса Аллы Гусевой («Om emerit» Молдовы); ученицы известной балерины Людмилы Черечечи из молдавского хореографического колледжа; артисты чеховского театра и старшеклассники русских лицеев.   
Через год на Русском балу танцевали воспитанницы студии «Солнышко» и с тех пор они ежегодно открывают Рождественские русские балы в Кишиневе. Эти балы стали изюминкой рождественских вечеров Кишинёва. Проходя в Органном зале, Русские балы собирают до 600 участников и гостей, которые в течение 3-х часов непрерывно кружатся в танцах в лучшем концертном зале республики. Об этой феерии утонченных движений, лёгкой музыки, воздушных нарядов и счастливых улыбок участники русских балов вспоминают потом многие годы.
Отличительная особенность кишинёвских балов в том, что благодаря сохранению жесткой трёхчастной композиции традиционных императорских русских балов и специальному отбору современного музыкального и танцевального материала (расположенного как цепочка нарастающих по темпу сюитных музыкально-танцевальных дивертисментов, разделённых концертными паузами), организаторам удаётся воссоздать возвышенное и торжественное эмоциональное состояние у всех участников бала,  превращая его из театрализованной постановки в живой, глубоко воздействующий феномен культуры.
Более того, наши балы инициировали создание многих танцевальных студий, как частных, так и в русских лицеях республики. К ним уже заранее готовятся, шьют одежду, в течение нескольких месяцев разучивают русские классические танцы (полонезы, вальсы, танго, польки, кадрили, вару-вару, русские хороводы и др.). За прошедшие 13 лет Русские балы проводились и во Дворце Республики, в Театре оперы и балета им. М. Биешу и в кишинёвском Органном зале.
И неслучайно, с определенного момента, возникла потребность в организации и проведении перед Рождественским балом фестиваля «Дни русского балета», где будущие участники бала представляют в концертной программе новые танцевальные постановки. Это позволяет оценить уровень отдельных коллективов и исполнителей, отобрать уже готовые номера для бала. 
Многие гости, побывавшие на кишинёвских олимпиадах, фестивалях детского творчества и балах, отмечают, что такой продуманной системной работы по сохранению русской культуры (включая работу с талантливыми детьми начальных, гимназических и лицейских классов, работу со студентами), её музыкальной, песенной, бально-танцевальной и литературной традиции, как в Молдове, пока не проводится нигде на постсоветском пространстве… 
Концертные программы Рождественского русского бала и фестивалей, уже ставшие традиционными, готовит Бальный комитет, формируемый правлением Центра русской культуры в РМ, возглавляемый сопредседателями Центра, которые и инициировали в 2009 году проведение Дней русского балета в Молдове.
Нужно отметить, что инициатором проведения Русского бала, который затем перерос в бал Рождественский, а потом трансформировались и в Дни русского балета в Молдове стал Центр русской культуры в РМ. Вся идейная и организационная часть подготовки такого крупного мероприятия, как бал, легла на Правление центра. И – как теперь видим – все наши общие усилия были не зря…
В оргкомитет Дней русского балета также входят: ведущая, музеограф Дома-музея А. С. Пушкина, член Союза писателей им. А. С. Пушкина Марина Подлесная; хореограф, заслуженная артистка Молдовы Клавдия Осадчая; режиссёр, балерина Валентина Степанова; член жюри, филолог, преподаватель русского языка и литературы Ольга Кырлан; преподаватель Галина Слонова; балерина Людмила Недремская, звукооператор Тимофей Федоров. В организации фестивалей и бала неизменно помогает и руководитель «Русского духовного единства», публицист Пётр Донцов.
Дни русского балета в Молдове организуются Центром русской культуры в РМ и проводятся при поддержке Посольства РФ в РМ, представительства Россотрудничества в Молдове, Бюро межэтнических отношений, при активном участии организаций Координационного совета российских соотечественников в РМ.