Ностальгия по Милану. Поездка в город. Последняя?

Светлана Давыденкова
 Я, наконец, сделала себе подарок: съездила в Милан. Дорога заняла час, да час – обратно. На прогулку  оставалось полтора часа: почувствовать энергетику города, встретиться с подругой…и все. Ни на что другое времени не было. По приезде в центр глаза цеплялись за толпу, афиши, магазины, дома – все, когда-то надоевшее, теперь казалось весомым. Захотелось раствориться в атмосфере Города, стать его частью. Город обнял, заворожил.

  Галя повела кататься на новую фиолетовую линию метро, где поезд, управляемый электронной системой, почти бесшумно возил пассажиров, и, пройдя вперед, можно было сквозь стекло видеть пути. Вспомнилось, как давным-давно чувствовала себя в метро непрошеной гостьей, робко осматриваясь, как бы пытаясь узнать, никому ли не мешаю  своими сумками, которые отправляю детям домой. И еще вспомнилось, как возвращаясь с первого выходного, боялась заблудиться в метро. Все обошлось, но при выходе не узнала дороги и бродила по темным незнакомым улицам, пока не догадалась вернуться к метро и перейти дорогу. Город пожалел меня, подсказал, куда идти, не закружил, не обидел.

 На улице Монте-Наполеоне мы с Галей вышли в центр. Праздная толпа, амбициозные витрины самых модных и дорогих магазинов. А вот и пятиэтажный дом с бутиком драгоценностей от «Дамиани». Я тут работала. Не в бутике, конечно, кто бы меня туда взял? Я мыла четыре туалета, готовила еду, стирала и гладила для богатой владелицы всего дома, живущей на пятом этаже. Сейчас казалось, что это было не со мной или, во всяком случае, не в этой жизни. Негр Джо, убиравший апартаменты синьоры, называл меня профессоршей туалетов. Невежда. Я на него не сержусь.  Утром, когда я шла на работу по самой презентабельной улице, Город  был  приветлив и демократичен. Он с удовольствием показывал  спешащих по делам людей, среди которых было просто и естественно.

 Мы дошли до площади Сан Бабило с растекащимся по камню фонтаном посередине, и я оглянулась назад, на начало улицы Багутта, где два раза в год проводят выставки картин уличные художники. Когда-то мы  рассматривали картины и самих художников, не зная, чему или кому удивляться больше, и Город тихонько подсмеивался над нашей провинциальностью. А через дорогу от площади тянулась улица Консерватории, где была церковь с двумя органами,по выходным дарившая нам не только приют, но и наслаждение от концертов, дававшихся, кстати, бесплатно. Хотелось бы снова побывать там, но уже не придется. Все когда-то заканчивается.

 Времени оставалось в обрез – мы свернули на проспект Витторио Эммануэле Второго, направляясь к Соборной Площади. Галя, возможно, в обиде: приехала повидаться с ней, а все внимание Городу. Ничего. Она умная. Позже поймет. Все та же праздная толпа, отнимающая силы, даже если на нее не обращать внимания; те же магазины, в которые и заглянуть уже некогда. А вот и самый престижный магазин «Ринашенте». Нам сюда, на седьмой этаж, в туалет. Мы заходим внутрь, и я вспоминаю, как длинными воскресеньями убивали здесь время. Ничего не покупалось. Куда уж, когда считали каждую копейку! Зато душились приличными духами, как будто на пробу, как будто думаем, какие лучше выбрать. Потом ходили по городу, чувствуя себя настоящими синьорами, от которых хорошо пахло.

 Выходим из магазина,и я прошу подругу пройти со мной по Галерее Витторио Эммануэле Второго до небольшой площади с памятником Леонардо да Винчи.Напротив него-театр "Ла Скала".Лет десять назад его реставрировали.Перед открытием театра создавались экскурсии для его посещения.Желающие увидеть театр отреставрированным выстраивались в очередь.Занимали такие очереди и мы.У нас не было возможности приобрести билеты на представления,зато мы стояли на его сцене,слушая лекции об инженерных чудесах-новшествах,глядя со сцены на зрительный зал и самонадеянно-наивно представляя себя актерами театра.Галя посмотрела на часы:"Мы не успеваем.Тебе скоро пора на метро". 

  Город не отпускает. Фотографирую все подряд, как будто прощаясь навсегда. Еще бы хоть час! Но и его нет.

 Уже находясь в автобусе по дороге в деревню,вспоминаю о том,как хотелось бы вновь поклониться еще церкви Санта Мария Делле Грацие, в трапезной которой находится чудо -фреска "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи.Нам когда-то посчастливилось приобрести туда билеты,приехав в воскресный выходной.Сейчас такое невозможно.Билеты заказываются за много дней раньше.В 1943-м году церковь была разгромлена,но фреска, написанная божественно нежными красками божественной рукой, не пострадала.Хотелось бы встретиться и с Базиликой Сант"Амброджио,мимо которой я ходила в Universita'per la terza eta"(в университет для пожилых людей),где можно было слушать всевозможные лекции на самые разнообразные темы. Я посещала там курсы по итальянскому языку.А возле Базилики находился и самый большой рынок города,где можно было за бесценок прилично одеться.

 За час поездки  вспомнилось о многих дорогих мне местах,связанных с Городом.Огромное впечатление произвело на меня много лет назад посещение кладбища Чимитеро Монументале с его уникальнейшими по красоте памятниками;Вилла Реале,находящаяся в небольшом парке напротив парка Джардини Публичи; Ворота Порта Венеция, Пинакотека Брера с картинами мастеров ломбардийской и венецианской школы.Да разве все перечислишь?

 Автобус подъезжает к нужной мне остановке.Я, выходя, благодарю водителя,поглубже вдыхаю свежий запах Мирадоло, радуюсь тишине и покою,смиренно принимая прощание с Городом.