Операция особого риска

Марем Нохчиева
Прошедшие многолетние военные компании оставили на чеченской земле страшный смертоносный след. След не фигуральный, а, так сказать, вполне материальный — неразорвавшиеся боеприпасы, противопехотные и противотанковые мины, фугасы…
По информации Главного управления МЧС по Чеченской Республике «под минами» сегодня остается еще около шестнадцати тысяч гектаров. И сегодня вся эта затаившаяся в земле смерть ждет только своего часа. Но есть люди, которые ежедневно рискуют своей жизнью для того, чтобы этот «час» не наступил…

                «Здесь будет долина жизни!»
«Долина смерти» — так сегодня называют жители Грозненского района эти зеленеющие травой поля.
— Скоро это место будет переименовано в «долину жизни», — уверены сотрудники отряда центра «Лидер» МЧС РФ, которые проводят разминирование этой местности. Нынешний их «объект» — поле в 50 гектаров, принадлежащее госхозу «Заря» Грозненского района.
— Это уже четвертый отряд центра «Лидер», который принимает участие в разминировании здешних сельскохозяйственных площадей, — говорит командир отряда полковник МЧС Игорь Кутровский.
В составе нынешнего отряда — тридцать человек: семь пиротехнических расчетов, из которых один — кинологический (о котором — чуть позже), один — робототехнический. Кстати, с роботом-«сапером» мы «познакомились» чуть раньше — во дворе МЧС. Это чудо техники незаменимо при разминировании некоторых предметов и спасло уже не одну жизнь. Есть при отряде и группа обеспечения, и охрана.
Здесь, на полях госхоза «Заря» Грозненского района, отряд работает с 17 апреля — по распоряжению Президента РФ, отданному им Министру по ЧС, и работа продлится до конца мая.
А вообще работы по разминированию посевных площадей центр «Лидер» МЧС РФ проводит в Чеченской Республике с 2005 года. До того сотрудники этого центра, отметившего недавно свое пятнадцатилетие, выезжали в Воронежскую, Волгоградскую, Московскую области — туда, где свой «взрывоопасный» след оставила еще Великая Отечественная война. А еще были Косово, Афганистан…
Все приехавшие сотрудники — офицеры, и одно это уже говорит об их высокой квалификации. Они неоднократно принимали участие в операциях по разминированию как на территории нашей страны, так и за рубежом.
Поскольку ранее мы уже писали о необходимости разминирования земель одного из госхозов — «Бамутского», то теперь, пользуясь случаем, интересуемся у полковника Кутровского, как у специалиста — будет ли саперами на полях Грозненского района применяться минный трал.
— Такой вид разминирования — минным тралом — действительно существует. Но в системе МЧС таких устройств нет, поскольку при таком способе применяется боевая техника, — поясняет нам Игорь Владимирович. — Зато недавно в распоряжение нашего отряда поступила спецтехника из Германии — машина для разминирования «Гидрема», действующая по принципу трала…
А теперь — о кинологическом расчете. Расчет этот состоит из двух, как говорят, «единиц»: проводника-кинолога и минно-розыскной собаки — семилетней восточноевропейской овчарки Деборы. Как пояснил кинолог Владимир, на счету этой собаки- «розыскника» уже не одна смертоносная «находка», ведь нюх на взрывчатку у Деборы исключительный.
— Вот и сегодня она уже нашла мину, — говорит Владимир и просит: «Вы только имя ее правильно напишите, а то недавно Дебору в прессе «Рексом» назвали! Обиделась…»
Правда, сейчас «розыскница» лежит в тенечке под навесом и косится в мою сторону любопытным коричневым глазом. Отдыхает после работы. Оно и понятно — потрудилась Дебора на славу…
Только потом, позже, при прощании, собака вдруг подойдет ко мне и ткнется в мою ладонь холодным и влажным носом…

                «Профессионал не должен ошибаться!»
В войсках бытует небезызвестная присказка — «сапер ошибается один раз». Интересуемся у самих сотрудников МЧС…
— Выражение это родилось не на пустом месте, — говорит Игорь Кутровский. — Сапер действительно не имеет права на ошибку, он не должен подвергать опасности свою жизнь и жизни тех, кто работает рядом с ним. Но профессионал и не должен ошибаться!
— Чрезвычайная ситуация зачастую — не случайность, а просчет в работе, нарушение инструкций по технике безопасности, — считает и начальник инженерной службы центра «Лидер» МЧС РФ полковник МЧС Олег Аксенчик. Он — непосредственный участник разминирования.
А о том, что разминирование на наших полях идет в полном соответствии с правилами техники безопасности, говорит присутствие здесь же специализированной бригады сотрудников Центра медицины катастроф в лице руководителя бригады Ширвани Астамирова и медсестры-анестезиолога Лизы Висхановой. Машина — «реанимобиль» оснащена всем необходимым как раз на случай «нештатной ситуации» (читай — случайного подрыва).
— Как того и требует инструкция, мы постоянно находимся на объекте рядом с саперами. В случае чрезвычайной ситуации готовы оказать первую помощь и транспортировать раненого в стационар, который развернут на базе двух хирургических отделений в больнице села Старые Атаги, — говорит Ширвани. — Для своевременного оказания помощи нас есть и связь, и взаимодействие…
Но саперы из отряда «Лидер» работают столь высокопрофессионально, что вероятность возникновения ЧС близка к нулю, хотя и элемент непредвиденности нельзя исключить.
Как рассказал нам тот же Олег Аксенчик, боеприпасы, длительное время пролежавшие в земле, для разминирования опасны вдвойне — неизвестно, как себя поведут…
— Представьте, что такой боеприпас вдруг найдет «дилетант», начнет выплавлять тротил, а взрывчатое вещество уже подвергалось, допустим, атмосферному воздействию, его химические свойства изменились, и к тому моменту взрывчатое вещество из состояния «флегматичного» (спецтермин — М.Н.) перешло в более активную фазу, и…
Потому саперы призывают население района быть более внимательными, ни в коем случае не пытаться самим извлечь из земли смертоносные «находки». Им самим неоднократно по просьбе местных жителей проводить разминирование не только в поле, но и в близлежащих лесах…
Сегодня зона, подлежащая разминированию, полностью огорожена, допуск техники и людей (кроме сотрудников МЧС) сюда запрещен.

                «А Грозный такой красивый…»
Недавно место проведения работ посетило руководство из Москвы — начальник 294-го Центра по проведению спасательных операций особого риска МЧС РФ генерал-майор Николай Вдовин остался доволен работой сотрудников отряда «Лидер». Кстати, о Николае Васильевиче очень тепло отзываются сами сотрудники — говорят, что никогда не забывает поздравить с праздниками, с днем рождения не только их, но их членов их семей. И еще генерал-майор очень прост в общении — не «запанибрата», заметьте, а именно настоящий боевой товарищ, на которого всегда можно положиться. А «чувство локтя» — это чувство, которое особо ценится у тех, кто ежечасно рискует своей жизнью…
Ценят саперы и минуты отдыха — когда они выпадают, конечно. На днях прямо на объект, в поле, приезжал с концертом ансамбль группы «Лидер», состоящий, кстати, из действующих сотрудников МЧС. Ребята играли на гитаре, пели песни о службе, о долге… Потом эта же группа выступила и в Грозном.
— А Грозный ваш такой красивый, мы даже не ожидали таким его увидеть, тем более за столь короткое время, — говорят сотрудники МЧС.
…Кстати, впервые с офицерами отряда «Лидер» и их командиром полковником Кутровским я познакомилась, делая репортаж об открытии грозненского храма Архангела Михаила. Сотрудники МЧС одними из первых посетили этот только что открывшийся православный храм.
— В нашей работе без веры в Бога нельзя, — пояснили мне тогда саперы.

                И стало чуть меньше беды…
На сегодняшний день от мин и прочей смертоносной нечисти саперами очищено уже сорок гектаров пахотных земель госхоза «Заря». Было найдено и обезврежено более тридцати взрывоопасных предметов — не считая обнаруженных уже с сегодняшнего утра.
— Все найденные боеприпасы свозятся в одно место, где ежедневно точно в означенное время производится их подрыв, — поясняют саперы. С момента начала работы сотрудников МЧС на этом объекте, наверное, не было ни одного дня без того, чтобы здешняя земля не дрогнула от подрыва боеприпасов, производимого саперами — столь начинена она смертоносным металлом.
Вот и сегодня…
…14 часов 10 минут. Найденные в поле боеприпасы — головная часть минометного 120-ти миллиметрового заряда, граната Ф-1, противотанковая мина ТМ-57 (размером с тазик) с электродетонатором, установленная в качестве фугаса — доставлены к месту подрыва, к карьеру №2 . Боеприпасы еще времен первой военной кампании — судя по состоянию металла, по коррозии…
За пределы зоны поражения выведены люди и работавшая неподалеку «госхозовская» техника.
…14 часов 20 минут. Возвращаются машины с саперами, уже заложившими взрывчатку под груду смертоносного металла. Мы — на безопасном расстоянии метрах в 300-х от места подрыва… Ко взрыву все готово.
...14 часов 30 минут. Звучит команда «огонь!».
Дрогнула земля, и взметнувшееся поотдаль пламя и столб черного дыма «сказали» нам о том, что на нашей многострадальной земле сегодня стало еще чуть меньше беды…
2009 г.