В наших сердцах должна жить любовь...

Марем Нохчиева
«Межнациональное и межконфессиональное согласие». Никто, наверное, не понимает сейчас значение этих слов лучше чеченцев… Но само понятие со-гласия подразумевает наличие и другой стороны, наличие другого — причем созвучного — голоса. Выслушаем же его…
Итак, наш сегодняшний собеседник — отец Варлаам, настоятель православного храма Архангела Михаила в городе Грозном, благочинный Грозненский и Назрановский.

— Отец Варлаам, что подвигло Вас принять постриг и духовный сан и встать на путь служения Господу?
— Не могу сказать, что мечтал об этом с детства — все-таки мы выросли при ином общественном строе… Родился я в городе Изобильном Ставропольского края, и некоторое время даже не знал, где у нас в городе церковь, которую тогдашние власти «разместили» в самом тупике улицы. Но надо сказать, что моя семья была православная, и сама фамилия моя «в миру» — Пономарев — свидетельствует, что предки имели отношение к церкви. Но в шестнадцать лет, когда я впервые пришел в православный храм на Пасху, и слова священника, и церковная служба затронули что-то в моей душе. Господь тогда коснулся моего сердца, и на всю жизнь я запомнил слова из проповеди: «Господь — наш отец, и он всех нас любит, и дает нам все необходимое, почему же мы остаемся неблагодарными…»
Эти слова заставили меня задуматься о том, что воистину в этом мире людям все дано, и мы пользуемся этим, не выражая Богу благодарности ни делами, ни даже словами. Я начал молиться, читать Библию, Евангелие… Потом пришло желание принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Богу и прославлению Его.
Я поступил в семинарию, а на втором курсе написал прошение, принял монашеский постриг и получил первый приход — в станице Сытниковской под Буденновском. Сейчас я учусь уже в Духовной академии Киево-Печерской Лавры.
— А в Грозненский приход Вы сами попросились или были назначены?
— По «послушанию». Архиерей Ставропольский, которому я духовно подчиняюсь, благословил меня сначала на приезд в Ингушетию. В то время там как раз похитили священника отца Петра, он так и пропал без вести, через девять месяцев после этого меня назначили на его место. А когда Чеченская Республика в 2004 году из Бакинской перешла в Ставропольскую епархию, я был назначен благочинным Грозненским и Назрановским. «Поезжай туда, служи, дабы не быть христианам без пастыря», — напутствовал меня владыка Феофан.
— Вы благочинный… Какие обязанности в связи с этим возложены на Вас церковью?
— Благочинный — это помощник епископа в своем регионе. Само понятие «благочинный» происходит от слов «благо чинить», то есть следить за всеми храмами, находящимися в определенном, установленном архиереем, регионе.
И в Чеченской Республике, и в Ингушетии, в мои обязанности входит решать проблемы находящихся здесь приходов, помогать людям. Благочинный всегда назначается и настоятелем центрального храма. Поскольку в Чеченской Республике это — храм Архангела Михаила, то я являюсь также и настоятелем его прихода. Хотя, как для благочинного, все приходы для меня равны.
— И как же обстоят дела в других православных приходах в Чечне?
— К сожалению, сейчас в Чеченской Республике я — единственный православный церковнослужитель. Понимаете, человеку, приехавшему сюда из России, бывает очень трудно. Дело тут не в боязни, хотя и это порой присутствует… Просто для того, чтобы успешно осуществлять здесь свое служение, нужно знать и местный менталитет, и местные обычаи. Например, у чеченцев не принято обращаться на «вы», а обращение на «ты» — это вовсе даже не дерзость, а традиция… Но к этому ведь надо привыкнуть, адаптироваться. К примеру, в Наурскую приехал молодой батюшка, благочестивый, хороший человек — но так и не прижился, уехал. Сейчас должны прислать более опытного священника, который раньше служил в Кабардино-Балкарии и уже знаком с культурой горцев. Решается вопрос и по Шелковской… А пока что я выезжаю в эти районы для отправления богослужений.
— Давайте немного поговорим о Вашем приходе. Растет ли число прихожан, «помолодел» ли их возраст или церковь посещают только «бабушки»?
— С восстановлением храма возросло и число прихожан. Мы служим уже четвертый год, и те православные, которые проживают в Чеченской Республике, снова обращаются к Богу. Благодаря властям восстановление церкви, приезды епископа, церковные праздники показываются по телевидению, освещаются в СМИ республики. Люди видят, что для посещения церкви, исповеди, крещения, им больше не нужно уже выезжать за пределы нашей республики, и православные идут сюда. Много военных приходит, приезжают из России бывшие жители Чечни. Им интересно узнать о жизни республики, и, конечно, многие в первую очередь идут к батюшке.
— И чем они интересуются?
— Можно ли возвращаться. Видя то, как восстанавливается Чеченская Республика, многие бывшие ее жители желали бы вернуться, но еще должно пройти какое-то время…
— Можете ли Вы озвучить проблемы Грозненского прихода, и помогают ли власти в их решении? Почему здание церкви опять в строительных «лесах»?
— Слов нет, нам помогают и власти, и лично Президент Рамзан Ахматович Кадыров. Вот и сейчас по его инициативе и с его помощью в нашем храме делается капитальный ремонт, планируется роспись стен. Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан очень часто общается с Президентом Чеченской Республики, они обсуждают совместно проблемы, и оставшимся здесь русским семьям были выделены квартиры, оказывается разносторонняя помощь. Конечно, всегда есть проблемы, требующие решения. Например, еще где-то в 2006 году было принято решение передать участок земли рядом с церковью, где раньше был онкологический центр, нам. Но мы никак не можем решить этот вопрос в Министерстве имущества. Мы не можем начать строительство гостиницы при церкви для приезжающих, куда люди могли бы прийти как к себе домой… Ведь даже коренные жители Грозного, приезжая сюда, слабо ориентируются в городе, такие большие изменения произошли здесь за все прошедшие годы. И люди просто «теряются», приходят к нам и просятся на ночлег. Конечно, мы разрешаем, но здесь дежурит комендатура с режимом, особо-то и не впустишь … Еще есть желание построить при церкви благотворительную столовую, воскресную школу.
Понятно, что в Чеченской Республике много проблем, и наша проблема ждет своего решения. На все воля Божья!
— А наши власти держат на контроле состояние христианских кладбищ?
— Конечно! Ежегодно кладбища приводятся в порядок, кстати, совместными силами мусульман и православных. Помогают и военные… После Пасхи на Родительский день мы посещаем могилы, проводим церковные службы. Кстати, по распоряжению Рамзана Ахматовича ежегодно на Пасху проводятся благие акции — высылаются автобусы в соседние республики, собирают людей, которые желают посетить могилы близких, автобусы же встречают в такие дни и приезжающих железнодорожным транспортом. А занимается этим лично Василий Иванович Светличный, заместитель Министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации ЧР.
— Насколько мне известно, Вы лично встречались не только с ныне действующим Президентом Чеченской Республики, но и с ее первым Президентом Ахматом — Хаджи Кадыровым…
— Мы встречались с Рамзаном Ахматовичем и в бытность его Председателем Правительства, и когда он уже был избран Президентом республики. Он лично посещал наш храм, поздравлял прихожан. Меня поражает не его молодость, а тот огромный запас энергии, который присущ нашему Президенту, и его желание помочь всему народу республики. В этом человеке нет уныния, отчаяния, а в глазах всегда светится искорка…
Чувствуется, что он может многое сделать, а решения, принятые Рамзаном Ахматовичем, зачастую поражают своей мудростью и своевременностью.
Его отца, Ахмата— Хаджи Кадырова, я тоже знал лично, общался с ним, в том числе и во время Международного форума народов Кавказа в Сочи. Кстати, в том, что церковь Архангела Михаила была в свое время одним из первых восстановленных после войны зданий — тоже заслуга именно Ахмата-Хаджи. Это была его идея, он сказал тогда: «Храм мы обязательно восстановим!» Ахмат-Хаджи был человеком, который мог сделать в этой жизни правильный выбор — и сделал его.
— В нашем диалоге нельзя не коснуться и духовной составляющей… Какие качества вы считаете основными в человеке, решившем посвятить себя служению Богу?
— Искреннюю веру. Именно вера помогает человеку сделать свой выбор. Мы знаем, что жизнь сложна для всех, тем более — для человека духовного, ему ведь приходится решать не только свои проблемы, но и проблемы своих прихожан. Потому опыт, духовность, вера такого человека должны быть намного выше. И он должен делиться всем этим с прихожанами. Если этих качеств нет — тогда духовное служение превращается в проблему и для самого священнослужителя, и его прихода.
— Думаю, что это касается любой религии. А вообще, на Ваш взгляд, что объединяет и христианскую религию, и ислам? Что разъединяет?
— Нас совершенно ничто не разъединяет. Каждый верующий человек, если он хорошо знает Евангелие и Коран, понимает, что цель у нас одна — исполнение заповедей Божьих. Жить в мире со своей совестью, любить своего ближнего, помогать человеку в беде — значит исполнять волю своего Творца. Между христианином и мусульманином, которые искренне веруют и желают служить Богу, нет, и не может быть разъединения! Об этом свидетельствует и такой доказанный уже исторический факт, как Охранная грамота самого пророка Мухаммеда, выданная им Синайскому православному монастырю. Когда пророк Мухаммед был в гонении, этот монастырь дал ему убежище. В этой Охранной грамоте говорится, что «если человек в черной одежде, именующий себя христианином, поселится на земле мусульман, то вы должны защищать его. Это моя паства…» Этот исторический факт свидетельствует о том, что у нас один путь — путь к Богу, путь исполнения заповедей, самосовершенствования. «Любите Бога, своего Творца, всем сердцем и всей душой, и ближнего своего любите как самих себя» — суть и Библии, и Корана.
У меня как у православного проблем духовного плана в Чеченской Республике не возникало. А если и бывают между людьми межконфессиональные проблемы — то причина их в том, что люди духовно безграмотны и не знают в первую очередь своей религии. Когда человек пребывает в духовном невежестве, он начинает все то, что ему чуждо, воспринимать как враждебное. А ведь все на этой земле сотворено Господом, и если бы Ему было нужно — то Он сотворил бы всех людей одной нации и одного вероисповедания. Но, сотворив различные нации и религии, Бог дал нам возможность совершенствоваться в Любви, чтобы мы научились любить и уважать друг друга. И человек, определяя для себя путь развития, должен исходить именно из этого.
— На недавней конференции в Наурском районе Вы назвали модный нынче термин «толерантность» терпимостью без любви… Так все — таки человеческие отношения — это братолюбие или терпимость?
— Толерантность означает терпимость к другой нации, вере, культуре. А что мы терпим? То, что нам не нравится. Но если мы не будем стараться понять другого человека, любить его, искренне уважать — вражда будет тлеть как торф под землей! И недаром все религии призывают не к терпению — к любви, к состраданию. Это — истинный духовный подвиг. И если мы желаем, чтобы в наших сердцах жила не терпимость, а любовь, мы должны быть искренними по отношению друг к другу.

... Тогда, в 2010 году, это было моё "официальное", так сказать, интервью с отцом Варлаамом. А то, что осталось "за кадром"... этого человека нужно было видеть своими глазами, и его стоило увидеть, чтобы понять, насколько глубока его Вера, сильна богобоязненность и неистребимо стремление сделать этот мир лучше. Человек с чистыми глазами и душой. Таким я помню отца Варлаама и сегодня, спустя шесть лет. И  от всего сердца желаю этому удивительному человеку здоровья, терпения, бодрости, помощи Божией во многих благих начинаниях, понимания и поддержки, и душевной радости в его служении!
Многая лета Вам, отец Варлаам!

P.S.
18 января 2013 года в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, по окончании всенощного бдения в канун праздника Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Варлаама (Пономарева) во епископа Махачкалинского и Грозненского.

При наречении архимандрит Варлаам обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

"Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

В глубоком волнении предстою я сегодня пред вами, как пред лицем Самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Помышляя о высоте епископского служения, которого бежали великие подвижники веры и благочестия, невольно исполняюсь трепетом и осознанием собственного недостоинства, повторяя, вслед за Псалмопевцем: « я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего» (Пс. 151:1). Оттого и уповаю не на свои силы, но всецело полагаюсь на волю Божию и, вспоминая слова Спасителя «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), смиренно принимаю благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определение Священного Синода об избрании меня епископом Махачкалинским и Грозненским.

В канун моей личной Пятидесятницы перед мысленным взором проходит вся моя жизнь. Возношу молитвы о упокоении души моей бабушки Александры, от которой я еще в раннем детстве услышал первые наставления о Боге. Но живая вера зажглась в моей душе, лишь когда в нашу семью пришли скорби, связанные со смертью моего деда Петра. «В чем смысл жизни? Для чего живет человек?» — эти мысли неотступно волновали меня, впервые осознавшего бренность земного пути. В Никольском храме города Изобильный Ставропольского края меня поразили проповеди приснопамятного протоиерея Петра Совенко, непрестанно учившего паству о любви Божией к падшему человечеству «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). С этого времени я уже не мыслил жизни вне храма Божиего, начал регулярно читать Священное Писание и творения святых отцов, а вскоре в моей душе родилось неудержимое желание обратиться на путь покаяния и вступить на иноческую стезю.

В ту пору в нашей Ставропольской епархии не было ни одного монастыря, и я пошел на прием к приснопамятному митрополиту Гедеону (Докукину) с просьбой о монашеском постриге. Вспоминаю добрую улыбку, с которой святитель выслушал мои слова. «Неси послушания у настоятеля своего храма, затем поступай к нам в Ставропольскую духовную семинарию, а дальше будет видно», — таким было первое в моей жизни архипастырское благословение, которое я исполнил с радостью и усердием.

В стенах моей alma mater, в семинарском храме в честь небесного покровителя Кавказа святителя Игнатия Брянчанинова, я принял монашеский постриг, а вскоре сподобился и хиротонии во пресвитера. Помню радость, с которой я в бытность молодым иеромонахом служил на приходах Ставрополья. Однако поворотным событием в моей жизни стала мученическая кончина настоятеля Покровского храма в станице Слепцовской Республики Ингушетия протоиерея Петра Сухоносова. В самом конце 1999 года владыка Гедеон попросил меня поддержать осиротевшую общину и послужить в Ингушетии хотя бы до Рождества Христова, а если хватит сил, то и остаться там. Помню тяжелые размышления, в которых я провел всю ночь перед отъездом. Однако слова святителя Игнатия о необходимости предать себя всецело промыслу Божию укрепили мою готовность понести свой крест до последнего издыхания.

Немало драматических событий выпало на годы моего служения в Ингушетии и Чеченской Республике. С тем большей благодарностью вспоминаю поддержку и доброе отношение со стороны и руководителей этих республик, и простых жителей, старавшихся по мере сил поддержать меня и помочь немногочисленной православной общине. Отрадно, что на эти годы пришлось и возрождение храма Михаила Архангела в городе Грозном, и строительство нового Покровского храма в Ингушетии. С радостью жду я новой встречи и со своей возлюбленной паствой в этих республиках, и с нашими братьями, исповедующими ислам, но относящимися к православным христианам с неизменной доброжелательностью.

Взираю на труды архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы, немало сделавшего для укрепления Православия в Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике, и надеюсь продолжить, с Божией помощью, его миссию. Молюсь, чтобы учреждение самостоятельной кафедры в Махачкале послужило утверждению в вере православных жителей Северного Кавказа, способствовало преодолению тех трудностей, с которыми они сталкиваются в наши дни, послужило укреплению межнационального мира и гражданского согласия на южных рубежах нашего Отечества.

А теперь со смирением прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, Преосвященные владыки, вознести святительские молитвы ко Всемилостивому Богу, дабы мне совершать мое служение с ревностью и самоотвержением, ища лишь воли Божией, по слову Спасителя: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26:39)".