Четырежды родной

Павлова Наталья Ивановна
      Дети часто задают бестактные вопросы. просто потому что не знают, что они бестактны. Вот так и мы "атаковали деда Мергена:
         -  Дедушка, а что, дядя Валентин вам неродной?
         - С чего это вы взяли? Самый что ни наесть родной сын. Он и похож на меня.
         - Похож-то похож, - возразила Батима. Но Вы - Курултаев Мерген, а он - Подчасов. И отчество у него - Степанович.

      Дед Мерген крякнул:
         - Кхе! Ну и сообразительные нынче стали детишки! Видимо, еще в животе матери семилетку кончают! (В его время школа семилетка считалась довольно высоким уровнем грамотности). Что ж, слушайте.

      Нас было четыре друга разведчика: Подчасов Иван, Груша Степан, Циммерман Валентин и я. Мы были неразлучны, знали друг о друге всё. Нам очень нравилась неторопливая рассудительность Ивана, острые шутки Валентина, красивые украинские песни Степана. А меня любили за то, что я, степняк, очень хорошо знаю природу. и эти знания нам не раз  помогали.

      В тот раз мы отправились за линию фронта за "языком". Нам удалось перехватить "Виллис" и взять в плен полковника. Да еще и с какими-то документами. Но когда возвращались, попали в засаду. Полковника надо было доставить нашим во что бы-то ни стало. Мы понимали, что от этого зависят жизни многих наших солдат. Я тащил эту сволочь на себе, поэтому немцы по мне не стреляли. Боялись зацепить своего. Ребята прикрывали нас, взяли весь огонь на себя. Вот и остались в живых двое: я и немецкий полковник.

      Долго я горевал о ребятах. И до сих пор они мне снятся.

      У нас, у казахов есть обычай - называть своего ребенка в честь того, кто спас тебе жизнь. Но как же быть мне? Родился сын, мальчик. Он один, а друзей, спасших мне жизнь - трое. Вот я и записал его: "Подчасов Валентин Степанович". И правильно сделал. Остальные-то у меня - дочки.
   
         - Деда, а орден тебе за того полковника дали?
      Дед Мерген помолчал, потом нехотя промолвил:
         - У меня шесть орденов и много медалей. Но я бы все их отдал, только бы ребята были живы.