Пираты и их реальная жизнь

Владимир Бровко
     ПИРАТЫ И ИХ РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

     Под влиянием художественной литералы о пиратстве и пиратах издавна сложились неправильные преставления как о царстве анархии и беззакония. А у современного читателя эти литературные заблуждения дополнительно отяготились информацией подчерпнутой из кинофильмов американского Голливуда.
    В действительности если  и говорить о пиратстве и пиратах то надо  помнить, что пираты  в общей трактовки этого понятия это  (морские или речные) разбойники.      
     Слово «пират» (лат. pirata) происходит, в свою очередь, от греч. ;;;;;;;;, однокоренного со словом ;;;;;; («пробовать, испытывать»).
    Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья», джентльмен удачи. Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.
     Слово вошло в обиход примерно в IV—III веках до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное ещё Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабёж, убийство, добыча.
       Сама же идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях психологического воздействия на экипаж атакуемого корабля.
      С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп.
     Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер», (англ. Jolly Roger, от фр. Joli Rouge — досл. «милый красный»).
        Англичане, переняв его у французских флибустьеров Вест-Индии, переделали по-своему; затем, когда происхождение забылось, возникло объяснение из «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа.
       Разумеется, пираты не ходили под «Веселым Роджером», а использовали для маскировки любые другие флаги. Полотнище с черепом и костями поднималось перед нападением с целью деморализовать экипаж-добычу. Вначале флаг означал, что на борту корабля эпидемия.
    Были и другие флаги с символикой смерти: скрещённые сабли, смерть с косой, скелет с кубком.
     Наличие на флаге символа конечности бытия (песочных часов) говорило о том, что пираты не намерены брать противника в плен ради выкупа и при абордаже предполагается резня.
         Наиболее распространенным способом пиратского нападения был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались, как правило, борт в борт, сцеплялись абордажными кошками и снастями, и на корабль противника перебегали и прыгали пираты, поддерживаемые огнем с пиратского корабля.
          Пиратов было много и обо всех их разновидностях не расскажешь в формате этой работы. Но читатель должен знать по крайней мере пять их разновидности вошедших в европейскую историю.
   Буканиры
Буканир (от англ.— buccaneer) — это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже — синоним пирата, действующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский «ученый пират» Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского «буканьер» (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.
Флибустьеры
Флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски — freebooter) — «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».
   Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой.
Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились её раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать её обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.
Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение — по-английски agreement, по-французски — chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис).
 На Тортуге или в Пети-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10 % с добычи, на Ямайке (в 1658—1671 годах) — 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть — в пользу короля.
   Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций.
   Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры — на англичан и голландцев.
Корсары
   Корсар — слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер. В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих «морских партизан», так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах — приватир (от латинского слова privatus — частный).
    Каперы
    Капер — частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque — каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern — захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар, а в англоязычных странах — приватир.
Приватиры
   Приватир (от англ. privateer) — это английское название капера или корсара. Слово «приватир» не столь древнее — его первое задокументированное употребление относится к1664 году.
    Вторым ошибочным манием современного читателя о пиратстве и пиратах есть то что их повседневная деятельность была одной сплошной анархией и беспределом!!!
    А между тем все они жили исключительно по своим строгим законам, которые составлялись в специальные своды законов-КОДЕКСЫ!
   И как правило нарушением этих законов карались смертью!

    Причем у пиратов был один главный закон «Пиратский кодекс» а по сути пиратская Конституция и несколько отдельных кодексов которые писали отдельные пиратские капитаны для членов своей команды.
Пиратский Кодекс
1. Каждый Настоящий Пират должен гордиться своим громким именем.
2. Для пирата существует лишь один закон — Пиратский кодекс чести.
3. Для пирата существует лишь одна семья — Пиратское братство.
4. Для пирата существует лишь один дом — пиратский корабль.
5. Для пирата существует лишь один образец подражания — его великие предшественники.
6. Жизнь пирата — непрестанная цепь сражений.
7. Самые страшные преступления для настоящего пирата — это предательство и трусость.
8. Пират должен быть всегда готов рисковать своей жизнью.
9. Каждый пират должен быть отчаянным и смелым, трусость в бою карается.
10. Каждый пират обязан подчиняться вышестоящим по рангу.
11. Пистолеты, сабли и остальное оружие должны содержаться в чистоте и полной готовности.
12. Пирату запрещается использовать на корабле нецензурные выражения.
13. Для выражения своих мыслей и чувств пират может использовать слова из пиратского жаргона, разрешённые на корабле.
14. Если любой из членов команды будет уличён в воровстве или нечестной игре, он должен быть наказан.
15. Женщинам разрешено становиться пиратками только в том случае, если они не уступают мужчинам в следующих качествах: решительности, смелости и силе воли.
16. Когда пират проходит определённое количество сражений, приобретает необходимый опыт и навыки, он получает повышение в звании, согласно Пиратскому рангу.
17. Чёрная метка — знак наказания, клеймо на репутации пирата за несоблюдение кодекса.

 А вот примеры частных пиратских кодексов.

    Кодекс Генри Моргана I.  - 1724 год.
(Генри Морган (англ. Henry Morgan; 1635 — 25 августа 1688) — английский мореплаватель (родом из Уэльса), пират, капер, позже плантатор и вице-губернатор на острове Ямайка, активно проводивший английскую колониальную политику)

    I. Каждый имеет право голоса во время принятия решений; каждый имеет равные права собственности на добычу команды.
     Также член команды имеет равную долю в запасах ликеров, изъятого во время работы, и может использовать его в своё удовольствие, если на данный момент команда не испытывает в конкретном ресурсе дефицит.
     II. Каждый имеет право получить свою долю в порядке очереди. Если член команды крадет имущество другого члена команды, то в случае доказательства вины, пострадавший имеет право прилюдно отсечь уши или нос грабителю.
     III. Никто на борту корабля не имеет права играть в карты или кости на деньги.
     IV. В ночное время на борту корабля нельзя использовать факелы или свечи. Если кто–либо хочет выпить, то он обязан это делать на открытой палубе.
     V. Хранить свой клинок, пистолеты и кортик в чистоте и регулярно проверять их чистоту.
     VI. На борту запрещены женщины и дети. Если кто–то, с целью удовлетворения плоти, проведет на борт переодетую женщину, то он будет наказан смертью.
    VII. Дезертирство с корабля карается смертью.
    VIII. Никаких споров на борту. Если требуется решить спорный вопрос, то требуется дождаться спуска на берег и решить вопрос с помощью пистолета клинка.
     Во время дуэли присутствует представитель капитана, который ставит дуэлянтов спина к спине.
     По команде, соперники делают по десять шагов, разворачиваются и делают выстрел. Если оба промахиваются, то даются клинки.
    Дуэль заканчивается после появления первой крови.

    IX. Пирату запрещается хвастаться своими шрамами и потерянными конечностями.
Компенсация предоставляется искалеченным и изуродованным пиратам.
    Потеря правой руки шестьсот песо, или шесть рабов;
    Потеря левой руки пятьсот песо, или пять рабов;
    Потеря правой ноги пятьсот песо, или пять рабов;
   Потеря левой ноги четыреста песо или четыре раба, Потеря глаза сто песо или один раб,
    Потеря пальца руки сто песо или один раб.

   Х. Капитан и квартирмейстер получают две доли от куша, кормчий, боцман, и наводчик — полторы доли, другие не рядовые получают по одной с четвертью доли.
Куш делится после пополнения запасов корабля. Нет добычи — нет оплаты.
Зарплата плотника или корабельного фиксированная — 200 песо.
Зарплата врача — 250 песо.

   XI. Музыканты имеют право отдыха каждый вечер субботы, в остальное время требуется разрешение капитана.

Второй пример:

Капитан Джон Филлипс так же установил кодекс для своей команды в 1724 году и мы можем его сравнить с первым нашим примером.

  (Джон Филлипс (John Phillips) (умер 18 апреля 1724 г.) — английский капитан пиратского судна. Начал заниматься пиратством в 1721 г. под началом Томаса Энстиса, и украл собственное пиратское судно в 1723 г. Погиб при внезапной атаке своих пленников. Известен кодексом своего корабля "Месть", одним из четырех сохранившихся полных пиратских кодесов золотого века пиратства.)

   I. Капитан имеет полторы доли от куша, кормчий, плотник, боцман и наводчик получают по одной с четвертью доли.
   II.Если пират предает команду, попробует дезертировать, или скрывает тайну, то он должен быть высажен на необитаемый остров с одной бутылкой пороха и одной бутылкой воды.
   Предателю на прощание простреливается рука.

  III. Если на борту один пират совершает кражу у другого, он должен быть высажен и убит.

  IV. Если член экипажа видит человека на необитаемом острове, то ему запрещено контактировать с ним.
   Эту информацию он должен передать капитану. Капитан принимает решение о судьбе этого человека. (В большинстве случаев, человека оставляли на острове, т.к. он был оставлен там другим кораблем, за какое–либо преступление)
   (Очень интересное дополнение к роману о Робинзоне Д.Дефо- автор) 

 V. Если пират, без причины, ударяет другого, то вступает в силу закон Моисея. Закон Моисея гласит, что за подобное деяние, провинившийся наказывается 40 ударами розгой по голой спине.

   VI. Человек, который курит, использует свечи, рядом с порохом, зажигает на борту факелы и свечи в ночное время, обязан понести наказание, как и в предыдущем пункте.

  VII. Если пират не держит оружие в чистоте, капитан имеет право лишить его части награды.

  VIII. Если пират получает в бою ранение, то ему выплачивается 400 песо; если он теряет конечность, ему выплачивается 800 песо.

  IX. В любом месте, в любое время, если Вы стали свидетелем попытки насилия над дамой, то Вы обязаны наказать насильника смертью от клинка.

       А вот еще два пиратских кодекса пиратов Эдварда Лоу
(Эдвард «Нед» Лау (англ. Edward «Ned» Lowe; около 1690, Вестминстер, Лондон — около 1724) — британский пират, действующий во времена заката золотого века пиратства, в XVIII веке.)
 и Джорджа Лоутера.
(Джордж Лаутер (George Lowther) (умер в 1723) — английский пират XVIII в., действовавший в Карибском бассейна и Атлантике).
Они аналогичны по содержанию.

I. Капитан имеет право на две доли от куша; интендант полторы доли; доктор, кормчий, наводчик и боцман имеют право на одну с четвертью доли.

II. На борту запрещается любое незаконное оружие, сговор и тайны. Нарушения правила наказываются смертью, способ выбирает капитан.

 III. Пират наказывается за трусость во время битв. Меру наказания выбирает капитан.

 IV. Всё сокрытое от команды золото, драгоценности, серебро и другие ценности и ресурсы изымаются. Виновный наказывается капитаном.

 V. За обман во время игр в карты или кости, виновник наказывается лишением доли.

 VI. Потерявший в бою конечность получает компенсацию в размере 600 песо. Он также имеет право остаться на борту, если может приносить пользу команде.

 VII. Преданность команде награждается дополнительно четвертью доли.

VIII. Желающий вступить в команду должен иметь пистолет и короткий клинок.

Состояние алкогольного опьянения во время запланированной атаки наказывается капитаном корабля.

     Кодекс пирата Джона Гоу
(Джон Гоу (c. 1698–11 июней 1725), был печально известный пират, короткая карьера которого была увековечена Чарльзом Джонсоном во Всеобщей истории Pyrates. Его кодекс был найден на борту его корабля, в 1729 году, когда он сошёл на берег, а команда была захвачена в плен)

    Кодекс гласит следующее:
     I.Каждый должен подчиняться своему капитану во всех отношениях, как будто корабль был его собственный.
    II.Никто кроме капитана не имеет права распоряжаться кораблем, но каждый имеет право на равную долю.
     III. Оскорбление и нецензурная брань на корабле наказывается смертью.
     IV. Никто не имеет права покидать корабль, в то время, когда корабль собирается выйти в море.
     V.В течение восьми ночных часов использовать огонь для освещения и употреблять алкоголь на борту корабля запрещено.
VI. Каждый, кто сомневается в пунктах этого кодекса, заслуживает смерть.

   Ну, а теперь, когда вы увы уважаемый читатель если вы считаете себя последним романтиком, а в душе и «джентльменом удачи», которого по рукам и ногам «связали законы» и прочие условности жизни в вашей стране и для которого есть уже и специальная романтическая песенка …

Надоело говорить и спорить,
Надрывать до хрипа голоса.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса,

Капитан, обветренный как скалы,
Поднял флаг, не дожидаясь дня.
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина,

Пьём за яростных, за непокорных,
За презревших грошевой уют.
Вьётся по ветру
Весёлый Роджер,
Люди Флинта гимн морям поют,

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза
И ты увидишь, как в дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса,

Вьётся по ветру
Весёлый Роджер,
Люди Флинта гимн морям поют,

подумайте   и взвесьте цену вопроса «А взяли ли бы вас в пираты ?….»