Пьем Пепси уже сорок лет!

Сергей Геннадьевич Новиков
31 мая 1974 года состоялся пуск первого в нашей стране цеха по производству мирового бренда безалкогольных напитков «Пепси-кола». Для участия в церемонии открытия нового производства в Новороссийск приехала представительная делегация американских бизнесменов во главе с президентом компании «PepsiCo» Дональдом Кендаллом…

Путь пепси на российский рынок был долгим и тернистым.  Еще в 1959 году Дональду Кендаллу удалось познакомить с одним из «культовых» американских напитков тогдашнего советского лидера Никиту Хрущева. В Москве в это время проходила Американская национальная выставка, которую удостоили своим вниманием руководители СССР. Выступавший в роли хозяина экспозиции вице-президент США Ричард Никсон подвел Никиту Сергеевича к киоску с пепси-колой. Погода в Москве стояла жаркая, и взмокший Хрущев с удовольствием пропустил сразу несколько стаканчиков пепси. На следующий день на первых полосах ведущих западных изданий появились снимки главы советского правительства, угощающего пепси-колой партийный бомонд. Рекламный трюк удался на славу, однако в СССР пепси тогда так и не появилась.

В 1968 году президентом США стал упомянутый ранее Ричард Никсон, давний приятель Кендалла.   «Ветер добрых перемен» тут же подул в паруса компании «PepsiCo». Вскоре Кендаллу удалось встретиться с советским послом в Вашингтоне и сообщить ему о своей готовности поставлять пепси-колу в Советский Союз в обмен на русскую водку. Посол, разумеется, доложил в Москву о заманчивом предложении американского промышленника. И когда в 1970 году Кендалл оказался в Москве, то на правительственном приеме советский премьер Алексей Косыгин отвел его в сторону и заявил напрямую: «Мы хотим с вами торговать: ваша пепси за нашу водку, литр на литр».  Имелось ввиду: литр концентрата прохладительного напитка – на литр добротной водки «Столичная» с эксклюзивными правами на ее реализацию в США. Разумеется, от таких предложений не отказываются! Вскоре после встречи Кендалла с Косыгиным  контракт был подписан.

Советской стороне нужно было срочно  определиться  с местом  строительства первого цеха по производству заморского напитка.

«Первоначально выбор пал на Сочи, хотя об этом официально нигде не сообщалось»,–  вспоминает бывший руководитель новороссийского пивзавода Виталий Ильич Шихман.  Логика тут была простая – привязать  начало производства пепси-колы  к самому большому в стране курорту.  Однако подходящей строительной площадки сочинцы предложить не смогли. Территория местного пивзавода была слишком мала. А на возведение цеха в другом месте сочинское руководство просило полтора года. Но это были бы «провальные» сроки – советская сторона уже пообещала заокеанским партнерам возвести производственный корпус за год. На всем побережье реально выполнить это обещание можно было лишь в Новороссийске,  где только что был пущен в строй современный пивзавод. Выбора не оставалось…

В 1973 году на окраине Новороссийска, рядом с корпусами действующего пивзавода, началось возведение нового цеха. Строительные и монтажные работы поручили вести местным специалистам. К примеру, здание цеха  возводил трест с неудобоваримым названием «Севкавпищеремстроймонтаж».
 
С самого начала строительства возникли обычные для плановой экономики трудности. Неприятным сюрпризом для строителей явилось отсутствие полного пакета технической документации. Работы пришлось вести урывками, по мере поступления чертежей. Наверху стали разбираться в причинах вынужденных простоев. Оказалось, что в задержке документов повинен краснодарский проектный институт с «родственным» строительному тресту названием – «Севкавгипропищепром». Не в партнерском духе вели себя и железнодорожники, неоднократно срывавшие график поставки в Новороссийск  необходимых для строительства материалов и оборудования…
И все же пуск первого в СССР цеха по производству пепси-колы состоялся почти в срок.

В последний день весны, 31 мая 1974 года, председатель исполкома Новороссийского горсовета Юрий Семенов торжественно перерезал алую ленточку у дверей, за которыми проглядывали контуры новейшей технологической линии. По правую руку от новороссийского мэра в этот момент возвышалась фигура радостно взволнованного президента компании «PepsiCo» Дональда  Макинтоша Кендалла.
«На открытие завода я привез весь наш совет директоров, – вспоминал многие годы спустя мистер Кендалл. – Такое случилось впервые, а у нас в совете были представители «Дженерал моторс», банка «Чейз», IBM...».

Удивительно, но местная пресса отреагировала на столь незаурядное событие небольшой заметкой, вышедшей, к тому же с недельным опозданием.  Видимо, городские власти решили не поднимать шум вокруг «заморского лимонада», памятуя о том, что «у советских собственная гордость». Зато через восемь лет дотошные экономисты подсчитали и доложили в ЦК КПСС о впечатляющих результатах реализации проекта «Косыгина – Кендалла». В результате сотрудничества с корпорацией «PepsiCo» советская сторона получила на начало 1982 года 10 линий по розливу пепси-колы и 139 миллионов рублей чистой прибыли. В Штаты за это же время было отправлено 1,9 млн. декалитров водки на сумму 25 млн. долларов. Московская «Столичная» решительно потеснила на американском рынке «иммигрантский» брэнд – водку «Смирнофф», разливавшуюся в Хартфорде, штат Коннектикут…

К сожалению, эра «новороссийской» пепси оказалась не слишком продолжительной. Виной тому стали просчеты менеджмента американской компании, который явно игнорировал новые реалии, сложившиеся на рынке теперь уже стран СНГ.
Еще в начале 90-х мы обратили  внимание наших американских партнеров на то, что пепси постепенно сдает свои позиции в России. Сначала на наш рынок стремительно ворвалась The Coca-Cola Company. Огромные средства потратила на инвестиции и рекламу. В 1992 году у нас обосновалась немецкая кампания «Дёлер» с огромным ассортиментом натуральных экстрактов, позволявших производить отличные напитки. Но руководство «PepsiCo», казалось, ничего этого не замечало.  Компания не только не желала снижать цену на поставляемый в Россию концентрат, но и демонстративно подняло его стоимость в полтора раза. В этих условиях говорить о конкурентоспособности наших предприятий уже не приходилось. Хотя новороссийский пивзавод держал марку до последней возможности. В 1995 году, на корпоративном конкурсе в Тунисе, нам вручили «Хрустальный глобус» за производство лучшей пепси на территории СНГ.

А 26 марта 1998 года мы получили письмо руководства компании «PepsiCo», в котором нас благодарили за 24 года совместной работы. Что в переводе с американского делового сленга означало уведомление об окончании сотрудничества, – не без грусти в голосе резюмирует В.И. Шихман…

Разумеется, исчезновение с прилавков пепси местного розлива не стало чем-то экстраординарным. Ведь далеко не всем в нашей стране улыбнулось счастье познакомиться с продукцией эталонного качества. И лишь новороссийцы зрелого возраста до сих пор ностальгируют по «своей» пепси, куда более вкусной, нежели та, что продается сегодня. Возможно, в подобной оценке есть толика  квасного патриотизма, но не это главное. Славу новороссийской пепси-коле обеспечили, прежде всего, жесточайший контроль качества напитка со стороны специалистов предприятия и американской компании, а также удивительные свойства воды, пришедшей в наш город из станицы Троицкой в ноябре 1971 года.