Им рукоплескал Новороссийск

Сергей Геннадьевич Новиков
Новороссийск повидал на своем веку немало знаменитостей. Местная публика рукоплескала выдающемуся тенору Леониду Собинову, великому мастеру сцены Василию Качалову, «русской Саре Бернар», страстной и мелодраматичной Лидии Яворской, прославленному борцу Ивану Поддубному… Но сегодня мы расскажем о событиях, надолго затмивших все остальные городские новости.

САМАЯ ПЫШНАЯ ВСТРЕЧА…
120 лет тому назад, в разгар «бархатного сезона», обычно умиротворенный в это время Новороссийск превратился в гудящий улей. Город в срочном порядке готовился к приезду самодержца Всероссийского Александра III.
Здание вокзала, новенькие эстакады железнодорожной пристани украсили национальными флагами и гирляндами зелени. Вдоль всей пристани постлали цветное сукно. Ведь именно сюда и должен был прибыть царский поезд.
Тем временем из Москвы доставили подарок императору от «верноподданных граждан города Новороссийска» – изящное серебряное блюдо с позолотой для преподнесения высокому гостю хлеба-соли. Ювелиры фирмы Ивана Хлебникова не ударили лицом в грязь. Подарок получился изящным и высокохудожественным…
И вот столь ожидаемый городским обществом день, наконец, настал. 23 сентября, в три часа по полудни, царский поезд прибыл в Новороссийск. Обыватели, которым посчастливилось первыми увидеть Государя императора в окне штабного вагона, пришли в неописуемый восторг. Многие из них плакали от умиления: «Сподобил-таки Господь увидеть царя-батюшку».
Наконец поезд подошел и остановился на краю эстакадной пристани. Грянул военный оркестр, и под долгое, тысячекратное «ура!» император Александр III c императрицей Марией Федоровной и сыновьями – цесаревичем Николаем и великим князем Георгием вышли из вагона. Следом за императорской семьей появилась многочисленная свита: министры, генералы, фрейлины и даже придворный художник.
Император принял рапорт начальника почетного караула. Новый накат зычного «ура!» растворился в первых аккордах народного гимна «Боже, царя храни»…
Пока рядовые новороссийцы ликовали, Александр III с подобающей монарху основательностью знакомился с чертежами и планами строительства портовых сооружений и наблюдал за укладкой первого бетонного куба в основание мола.
А вечером жители Новороссийска стали свидетелями невиданного прежде зрелища: «зажглась иллюминация, радуга огней опоясала всю бухту, ракеты тысячами взлетали к темному небу…».
Эти счастливые минуты горожане сохранили в своей памяти на многие годы.

…САМЫЕ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОВОДЫ
В январе 1905 года новороссийцы провожали в Москву бывшего Черноморского губернатора Евгения Николаевича Волкова. В новогодний праздник генерал-майор Волков был назначен императором Николаем II на только что учрежденную должность московского градоначальника.
О заслугах администратора всегда судят «по конечному результату». Главным результатом трудов губернатора Волкова стало искреннее уважение и признательность всех новороссийцев. Даже революционер Сергей Бодянский в своих воспоминаниях, написанных уже в сталинские времена, с явным уважением отозвался о бывшем «классовом враге».
В Новороссийске же тогда в течение двух недель «проходило чествование губернатора, выражение ему и его жене (Вере Андреевне) верноподданнических чувств, банкеты, приемы, торжественное вручение подарков».
А 14 января 1905 года, в день отъезда четы Волковых в Москву, провожать ее на вокзал пришли десять тысяч новороссийцев – или каждый четвертый житель города, от мала до велика. Это ли не всенародное признание!
Накануне городская Дума официально оценила заботу бывшего губернатора «о нуждах города». Она постановила учредить три стипендии имени Е.Н. Волкова: в мужской и женской гимназиях – по 50 рублей в каждой и городском начальном училище – 12 рублей. Ко всему, в зале думских заседаний был установлен портрет Е.Н. Волкова. И, наконец, главное: за личные заслуги перед городом Евгений Николаевич был удостоен звания «Почетный гражданин Новороссийска».
Пример, достойный подражания во всех отношениях…

ПОЛЕТ РАЗОЧАРОВАЛ…
В конце августа 1911 года в Новороссийск приехала легендарная личность – авиатор Александр Кузьминский. Этот молодой человек «заболел» авиацией после первого же увиденного в небе самолета. Забыв о чиновной карьере, Кузьминский уехал в Париж, где получил диплом летчика. Но денег на собственный самолет у начинающего авиатора не было. И тогда, в отчаянии, он пошел… в казино. И через час игры имел перед собой 4300 франков – сумму, которой достало ему для покупки новенького моноплана «Блерио». С ним и пожаловал Кузьминский в столицу Черноморья.
Шесть тысяч новороссийцев пришли 29 августа на Привозную площадь, чтобы стать свидетелями первого полета человека на летательном аппарате в новороссийском небе. «Поднявшись на небольшую высоту, авиатор должен был опуститься на землю, причем, сломался пропеллер, погнулись колеса и испортились еще некоторые деревянные части…». К счастью, сам Кузьминский не пострадал.
«Публика расходилась с большим сожалением, не увидав, как человек свободно, подобно птице, летает над небесами, увидев только, как человек летел над землей», - констатировал корреспондент кубанской газеты.

… АВТОГОНЩИКИ ПОРАДОВАЛИ
А вот стартовавший в Новороссийске 21 сентября 1911 года первый на Кавказе автопробег на призы Императорского российского автомобильного общества удался на славу. Из 29-ти автомобилей, вышедших на старт, 26 благополучно прибыли в Гагры – конечную точку маршрута.
Лишь три экипажа не выполнили условия соревнования: у одного автомобиля сломалось колесо, а два других перевернулись на крутых поворотах Сухумского шоссе. Впрочем, «седоки отделались только ушибами».
Но все это станет известно новороссийцам лишь через сутки, когда корреспонденты местных газет донесут до читателей радостные известия.
А пока на старте пробега горожане с нескрываемым восхищением рассматривают шедевры европейской автомобилестроительной мысли, доставленные в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков».
Кто же победит? Немец Фриц Эрле, конструктор фирмы «Бенц», разумеется, на машине своей фирмы? Барон фон Мекк, «оседлавший» элегантный «Мерседес»? Единственная дама-участница пробега – госпожа Ставросельская на автомобиле «Штевер»? Нет, при всем уважении к ней, это едва ли.
В запасе остается австрийский граф Александр Коловрат, выступающий на «Лауринт-Клемент». Автомобиль – достойный, но выдержит ли он стокилограммового «наездника»?
Споры затягиваются до бесконечности. Так кто же станет абсолютным победителем?
Телеграф приносит сообщение: «23 экипажа прибыли в Гагры без штрафных очков и практически одновременно. Принято решение о «дополнительном критерии» - верстовой гонке на скорость». Несколькими часами позже следует депеша, которая окончательно рассеивает туман неопределенности: граф Коловрат – первый, барон Марк Мекк – второй, Фриц Эрле – замыкает тройку призеров.
Подробности новороссийский читатель узнает из газет несколькими днями позже. Победитель заключительной гонки граф Александр, он же – «Саша» Коловрат прошел версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч. Ему и достался первый приз великой княгини Ольги Александровны.
Примечательная деталь – автомобиль Коловрата был, мягко говоря, «подержанным». Летом того же года граф Коловрат вместе с графом Урусовым совершил на нем путешествие по Африке, проехав 40 тысяч километров!
Вот и здесь, на черноморских дорогах, автомобили убедительно доказали, что они – не роскошь, а средство передвижения!