14. Зеркальная история

Гиперболическая Функция
Дорогой мой папочка!

Есть много удивительных историй о зеркалах: волнующие, таинственные, загадочные.
Читаешь и пытаешься понять, что это – мистификация или реальность? До чего же
мне захотелось как когда-то, засыпать тебя вопросами: «Пап, как это возможно?
В чём здесь секрет?» А затем, удобно устроившись рядом, слушать и удивляться –
всё у тебя становилось понятным и простым. Однажды, тебе уже приходилось
сталкиваться с зеркалами, и потому эта загадка пришлась бы по вкусу.

Я заинтересовалась историей древних китайских зеркал. Долгое время учёные
пытались раскрыть тайну изготовления этих волшебных зеркал, но безрезультатно.
Круглые по форме, немного выпуклые китайские зеркала изготавливались из бронзы
и не поддавались коррозии на протяжении многих столетий. Лицевая сторона зеркала
тщательно полировалась, а обратная представляла собой барельеф с иероглифами
и рисунками. Но только единицы из старинных зеркал обладали особым свойством:
солнечный луч, отражённый от полированной стороны, создавал изображение,
совпадающее с рисунком обратной стороны зеркала. Самое удивительное, что
некоторые зеркала отражали совершенно другой рисунок.

Секрет изготовления волшебных зеркал тщательно охранялся. И хотя было много
публикаций и предположений о технологии их изготовления, никто не сделал
волшебное зеркало. Так и осталась эта загадка неразгаданной, и даже такие
известные учёные, как Дэвид Брюстер и Лагранж не смогли приблизиться к её
решению.

Позднее старинная технология была утеряна, но не так давно китайцы смогли её
восстановить. Всё так же тщательно сохраняя эту тайну, они стали изготавливать
современные копии волшебных зеркал, полностью сохранившие загадочные оптические
свойства. Я ловлю себя на мысли, что снова, как и прежде, задаю свои детские
вопросы: «Пап, как это возможно? В чём здесь секрет?» Как и в детстве, я жду
твоих рассказов, твоих ответов... Жду и пишу тебе письмо, и мысли уносят меня
в далёкое детство.

Я знаю, физик может быть одновременно химиком, математиком, фотографом,
художником, поэтом, а ещё – зеркальным мастером. И пусть в твоей зеркальной
истории нет ни мистики, ни тайны, я уверена, что решить эту задачу было совсем
не просто.

Очень часто я приходила к тебе на работу, где всё для меня было хорошо знакомо
ещё лет с пяти. Если ты не был занят на лекциях или лабораторных занятиях, тебя
почти всегда можно было найти в кабинете, где ты проводил свои научные
исследования. Посередине этого кабинета стояла длинная цилиндрическая печь,
вакуумная установка, генератор ультразвука, измерительные приборы, провода,
рабочие инструменты и детали – твоя обычная рабочая обстановка. Склонившись
над приборами, ты снимал их показания, заносил в свои записи, следил за печью
и вакуумным насосом, и лишь иногда выходил на небольшой перекур.

Мне нравилось здесь бывать: всегда можно было посидеть в мягком кожаном кресле,
покопаться в интересных артефактах у тебя на столе, и задавать множество самых
разных вопросов. В один из таких визитов я нашла на столе кусочек трубки
из кварцевого стекла и стала его рассматривать. Очень похоже на обычное стекло,
но оно было способно выдерживать очень высокие температуры. Я уже знала, что
в этой трубке, помещённой в специальную печь, ты выращивал полупроводниковые
кристаллы. Наблюдая за твоей работой, я не могла удержаться от своих вопросов:
«Пап, ты создаёшь в этой трубке вакуум? А что такое вакуум, можно ли его
увидеть? И зачем он нужен?»

Ты всегда рассказывал очень интересно и понятно, даже со скидкой на мой возраст.
Так я узнала, что вакуум нельзя увидеть, но он есть вокруг нас. Например,
кинескоп телевизора, домашний термос, наш привычный термометр... Космическое
пространство – это тоже вакуум. А зачем он нужен? Вакуум используется во многих
сферах нашей жизни. Например, при изготовлении зеркал.

Часто преподаватели выполняли хоздоговорную научно-исследовательскую работу.
Заказчиком выступало предприятие, выпускающее бытовые зеркала. Из-за проблем
с вакуумной камерой, алюминиевое покрытие получалось дефектное и зеркала были
не пригодны к реализации.

Когда-то работа зеркального мастера, наносящего слой ртутной амальгамы
на стекло, могла стать для него смертельной. Сейчас очищенное, шлифованное
и полированное стекло чаще всего покрывается слоем серебра или алюминия.
Покрытие стекла слоем алюминия производится в специальной вакуумной камере.
Алюминий, испаряясь при высокой температуре, осаждается тонким слоем
на поверхности стекла. От тебя требовалось наладить работу вакуумной камеры
и добиться идеального зеркального покрытия. Так ты стал зеркальным мастером.

...К тебе в кабинет заглянул и попрощался заведующий лабораториями, а потом
и заведующий кафедрой, а мы всё говорили и говорили. Ты ходил по кабинету
от окна к двери и обратно, в своём сером костюме и очках в роговой оправе,
время от времени посматривая на приборы. Уютно устроившись в мягком кресле,
я и не заметила, как начало темнеть. Слушать тебя всегда было очень интересно,
были ли это рассказы о вакууме, зеркалах, или о чём-то ещё. Я очень надеялась,
что мы вместе пойдём домой, но увы... Печь была включена, процесс запущен
и требовал твоего постоянного присутствия. Несколько суток в кабинете, где кроме
рабочего стола, кресла, пары стульев и книжного шкафа ничего не было. И ещё,
конечно, твоя установка – дело всей твоей жизни.

Мы попрощались, и я вышла в пустой коридор, где ещё недавно толпились и шумели
студенты. Мои шаги эхом раздавались в тишине, пока я спускалась по лестнице
мимо тёмных коридоров. Кивнув на прощанье вахтёру, я вышла на улицу
и обернулась. Всё здание было тёмным, и только два твоих окна одиноко светились.
Так не хотелось оставлять тебя одного. Ничего, пап, не грусти. Я скоро вернусь,
вдвоём будет веселее...

Прошло время, и я узнала от мамы продолжение твоей зеркальной истории и как
в нашем доме одно за другим стали появляться зеркала. Загадку бракованных зеркал
ты, конечно, решил. Заказчик был настолько доволен, что начал тебе на радостях
дарить зеркала одно за другим. Ты их всё приносил и приносил, ставил в укромном
уголке, аккуратно завёрнутые в газету, а потом просто раздавал всем
родственникам, знакомым, коллегам и родственникам знакомых коллег.

Последнее зеркало я помню очень хорошо. Начало 90-х – тяжёлый для нас период
безденежья, пустых магазинов и бесконечных очередей. Это зеркало было как
последнее напоминание о недавнем прошлом, когда мы с братом были беззаботными
школьниками, а вы с мамой были ещё молоды; когда ты ещё ездил на конференции
и готовил статьи для научных журналов; когда ты был поглощён своей научной
работой и строил планы на будущее... И вот твоё последнее зеркало должно было
найти нового хозяина. Нужно было поздравить близкого нам человека, а ты не мог
прийти с пустыми руками. Возможно, не такой подарок ты бы хотел подарить,
но больше у нас ничего не было. Мы шли вдвоём, аккуратно неся это хрупкое
зеркало, и я ещё не знала, что через несколько месяцев тебя не станет.

Люблю тебя пап! Скучаю, скучаю!

Твоя Масюнечка.

Музыка для воспалённой души: King Crimson – Islands.

Ссылка на начало цикла: http://www.proza.ru/2015/10/12/163
Ссылка на предыдущий рассказ: http://www.proza.ru/2015/10/19/277

Продолжение следует.