Глава 91. Васса Борисовна Железнова

Виктор Еремин
Герои советской литературы

Васса Борисовна Железнова

Недавно (к сожалению, не припомню где) я прочитал, что для А.М. Горького толчком к написанию второй пьесы «Васса Железнова»* послужила весть о кончине в июле 1934 г. Марии Склодовской-Кюри**. Если это действительно так, то можно только поражаться интуиции писателя, благодаря которой он смог создать одно из величайших произведений мировой драматургии и, пожалуй, главное творение своей жизни. Спорно? Попробую доказать.
________________________
* Обычно говорят о двух вариантах пьесы «Васса Железнова», но произведения эти столь разнятся, столь самостоятельны и не схожи, что я полагаю верным называть их разными драмами с одинаковым названием.
** Мария Склодовская-Кюри (1867—1934) — физик и химик, одна из создателей учения о радиоактивности; ввела термин «радиоактивность»; лауреат Нобелевских премий по физике (1903) и по химии (1911).

Но прежде необходимо отметить, что в наши дни Россия хотя бы в отношении Алексея Максимовича Горького вышла из нигилистической шизофрении, и сегодня балабол, пытающийся доказывать творческую несостоятельность великого русского народного гения, предстаёт перед нами комическим дураком. Однако дураков таких в конце XX — начале XXI в. в стране море непочатое, и писанина их останется уже на все времена, сбивая с толку новые и новые поколения читателей. Призывать, чтобы не обращали на клевету внимания, — гиблое дело. Лучше поговорим об ином, более существенном факте в жизни современного мира, а именно: независимо от воли людей художественная литература (речь идёт о настоящей литературе, а не о масскульте) всегда являлась, является и останется важнейшей частью государственной идеологии. Когда встаёт вопрос о целенаправленном разрушении того или иного высокоразвитого общества, бьют в числе прочего и далеко не последней классическую литературу уничтожаемой цивилизации. Произошли эти процессы и в нашей стране на рубеже последних веков.

Как ни странно это звучит, но этапы национального погрома легче всего проследить по изменению названий станций Московского метрополитена. В разгар горбачевской перестройки, когда началась демократическая кампания за переименования, первой и на долгое время единственной из всех была переименована станция «Лермонтовская» — в станцию «Красные Ворота». Лозунг переименования: «Лермонтов — для всех, а для москвичей Красные Ворота роднее». Аргумент же, что станция расположена на месте снесенного дома, в котором родился Лермонтов и другого такого места нет и никогда не будет на всей Земле, в расчёт просто не принимался. Такое поношение московской демократической властью (поддержанной значительной частью коренных жителей столицы) величайшего после Г.Р. Державина духовного поэта русского народа стало знамением коренного духовного разрыва между населением обеих российских столиц и всего российского мира и народа России, что мы и наблюдаем в течение последних десятилетий.

Когда был развален СССР, произошло массовое переименование станций, но из писательских переиначили только одну — за «Лермонтовской» последовала станция «Горьковская», ныне «Тверская». Весьма символично: в один ряд встали великий духовный поэт и величайший русский писатель-пролетарий. Последний акт символизировал собой разделение современного российского общества на огромную массу нищих и бедняков и на кучку ограбивших их богачей. Почему богачи и их обслуга из средств массовой информации и науки выбрали объектом травли именно Горького? На этот вопрос может ответить только жизнь самого писателя.

Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Отец его Максим Савватиевич Пешков (1840—1871) был столяром-краснодеревщиком, сыном солдата, а мать Варвара Васильевна Каширина (1842—1879) — дочь волжского бурлака (умом своим и везением выбившегося в состоятельные люди) и профессиональной нищенки (версия).

На третьем году жизни Алёша вместе с родителями поехал в Астрахань, куда для участия в подготовке встречи императора Александра II был направлен его отец. В Астрахани мальчик заболел холерой. Алексей поправился, но от него заразился и умер Максим Савватиевич. Прямо у гроба мужа с находившейся на сносях Варварой Васильевной случился выкидыш. Недоношенного младенца окрестили Максимом, но он был не жилец. По дороге в Нижний Новгород ребёнок умер. Алексей на всю жизнь запомнил страшную сцену выноса гробика из каюты парохода. Впоследствии в память о двух Максимах, виновником безвременной кончины которых он себя считал, писатель взял себе псевдоним Максим Горький. Комплекс вины внушила ему Варвара Васильевна, которая до конца дней своих полагала Алёшу невольным отцеубийцей и не любила его.

Пешковы обосновались в доме родителей матери — Василия Васильевича (1807—1887) и Акулины Ивановны (1813—1887) Кашириных. Дед был владельцем красильного заведения, очень уважаемым в городе человеком, но на старости лет родные сыновья вынудили его разделить имущество, вступили с ним в конкуренцию, разорили отца и разорились сами. Так что денег на обучение Алеши не было, и грамоте его учил дед — по Часослову и Псалтири. Затем мальчика отдали в нижегородское слободское Кунавинское начальное училище, но по бедности он одновременно подрабатывал ветошничеством — торговал тряпками и поношенной одеждой (в те времена промысел этот считался хуже нищенства или воровства).

Когда летом 1879 г. умерла от чахотки Варвара Васильевна, дед отправил внука «в люди» — зарабатывать на жизнь собственным трудом. Василия Васильевича можно понять — сам он был стар и нищ, а жена его, любимая бабушка Алёши, была горькой пьяницей. Куда девать мальчика, чтобы и он не спился? Уж лучше отправить «в люди», как некогда ушёл «в люди» сам дед, быть может, и внука ждёт удача. Так в нищете и тяжелой работе прошли детство и отрочество Алексея. Необходимо отметить, что всё это время он не переставал упорно заниматься самообразованием.

В шестнадцать лет Пешков уехал в Казань, где безуспешно попытался поступить в университет. Неудача не сломила юношу, и он вновь взялся за чёрную работу.

Суровым оказался для Алексея 1887 г. В феврале умерла любимая бабушка. Дед последовал за ней в мае. Оставшийся один на белом свете, нищий, без надежд на будущее, да ещё с головой ушедший в философию ницшеанства, молодой человек впал в тяжёлый душевный кризис и 12 декабря попытался застрелиться. Пуля прошла через лёгкое и на всю жизнь оставила Алексея Максимовича больным человеком. Поправлялся несостоявшийся самоубийца тяжело и долго, когда же окончательно встал на ноги, отправился бродяжничать «по Руси».

Он обошёл почти всё Поволжье, затем Дон, Малороссию, Крым, Кавказ. В Тифлисе Алексей Максимович познакомился с А.М. Калюжным*, который, послушав устные рассказы молодого человека, посоветовал ему заняться профессиональным писательским трудом.
_______________________
* Александр Мефодьевич Калюжный (1853—1939) — народоволец, помог молодому Горькому в 1891—1892 гг.

Первое художественное произведение бродяжки — рассказ «Макар Чудра» — было опубликовано в тифлисской газете «Кавказ» в сентябре 1892 г. Автор подписал его псевдонимом М. Горький.

Хождение Горького «по Руси» продолжалось ещё два года. Но талант его креп, и уже в 1894 г. по рекомендации В.Г Короленко молодой писатель стал сотрудником «Самарской газеты», перейдя, таким образом, на литературные хлеба. Работая в «Самарской газете», Алексей Максимович часто выступал с фельетонами, которые подписывал псевдонимом Иегудиил Хламида. Иегудиил (древнеевр. — «хвала Божия») — апокрифический архангел, не упоминающийся в Библии. Сам Горький видел в своем герое гротеск — ангела в плаще-хламиде. Он писал: «Иегудиил, людям весёлый скоморох, а себе самому — милый друг»*.
_________________________
* М. Горький. Исповедь. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т. 8. М.: ГИХЛ, 1950.

Этот псевдоним долгие годы служит основанием для утверждений, будто Алексей Максимович уже в молодости отошёл от русской национальной почвы и навечно стал еврейским революционным писателем. «Обличители» не в силах осознать глубоко православный смысл как самого псевдонима Иегудиил Хламида, так и всего творчества великого писателя. Дело в том, что родился и рос Алексей Максимович в Нижнем Новгороде, одном из главных центров русского староверчества. Все близкое окружение его было староверческим, и к вере Алешу привели староверы, откуда и проистекает столь хорошее знание и доброе его отношение к персонажам апокрифической* литературы. Более того, староверческая культура с младых ногтей столь глубоко вошла в подсознание ребёнка, закомплексованного навязанной матерью ложной виной отцеубийства, что в дальнейшем уже взрослый Алексей Максимович, независимо от его философских и политических исканий, подспудно всегда оставался человеком верующим. Более того, мы в праве рассматривать всё творчество Горького как творчество религиозное, хотя для ортодоксальной церкви и еретическое. В этом смысле можно даже утверждать, что вся жизнь писателя прошла под знаком архангела Иегудиила Хламиды, в поисках правды и справедливости для бедных, ограбленных и презираемых власть имущими и прихлебающей при них официозной интеллигенцией.
________________________
* Напомним: апокрифами называются все книги библейского содержания, не включенные в Священное Писание; число таких книг обширно и постоянно увеличивается.

В 1898 г. в Петербурге вышла книга Горького «Очерки и рассказы» (в 2-х томах), которая принесла автору всероссийское признание. С этого времени слава писателя росла с потрясающей быстротой, и очень скоро Алексей Максимович по популярности сравнялся в России с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым.

В начале XX в. Горьким был создан целый ряд выдающихся пьес — «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (1905), «Враги» (1906) и другие.

В 1906 г., в разгар первой русской революции, будучи её активным участником на стороне большевиков, Горький эмигрировал за границу. Это было время работы над романом «Мать». С 20 октября 1906 г. Алексей Максимович поселился на острове Капри, где и прожил вплоть до 1913 г.

На Капри в 1910 г. была написана проходная, во многих отношениях слабая пьеса «Васса Железнова (Мать)», в которой писатель попытался развить тему, поднятую в романе «Мать», но в ином ключе — на сцену была выведена мать-хищница, жертвующая судьбами своих безвольных детей во имя наживы и сбережения капитала. Ради этого она идёт на всё, даже на хладнокровное убийство. Преступление сходит Вассе с рук, и она остаётся, торжествуя собственную непобедимость, в окружении подобных ей молодых и жестокосердных стервочек.

Я назвал бы первую «Вассу Железнову» феминистско-маскулинским произведением, где почти все персонажи пьесы — мужчины, но главными стали героини-женщины (прежде всего, сама Васса Железнова), которые в гораздо большей степени обладают мужскими характерами, чем представители сильного пола. Видимо, в этом и кроется причина неудачи драматурга.

Прототипом Вассы стала нижегородская пароходовладелица Мария Капитоновна Кашина (1857—1916). В первой пьесе даже двое из троих детей героини названы именами двоих из трёх детей Кашиной — Анна и Павел. Во второй пьесе Горький более полно использовал биографические материалы из жизни прототипа. Муж Марии Капитоновны — пароходовладелец Михаил Матвеевич Кашин — в 1895 г. был привлечен к следствию по обвинению в растлении малолетних. До суда обвиняемый не дожил и неожиданно умер от «застарелой» болезни.

После кончины мужа Кашина взяла пароходство в свои руки. Поначалу дело её заладилось, но к 1913 г. Мария Капитоновна обанкротилась и была вынуждена продать предприятие. До смерти она скромно жила в Самаре. Дети её к предпринимательству оказались неспособными.

По всему видно, что Алексей Максимович был недоволен первой пьесой — сказать хотел одно, а получилось совсем иное, банальное, пошловатое. История показала, что для подлинной «Вассы Железновой» тогда ещё не пришло время. Горькому довелось прожить почти всю жизнь, собственными глазами увидеть крушение своих грёз и осознать катастрофичность бытия человеческого общества, чтобы в душе его созрела истина, исповедью которой и стала великая драма — апофеоз архангела Иегудиила Хламиды в душе творца.

В случае «Вассы Железновой» мы встречаемся с тем феноменом, когда гениальное произведение родилось раньше срока, перестрадало ошибочность своего рождения и явилось вновь во всём блеске своей истинной предназначенности — в космической бесконечности и библейской глубине познания нашей вселенской сущности. Именно она является ответом писателя на ныне выдвигаемые против него многочисленные обвинения в конформизме, в соглашательстве с диктатурой Советской власти, в пособничестве уничтожителям русской государственности, губителям русского народа и православия и т.д.

Над второй «Вассой Железновой» Горький работал в 1934—1935 гг., преимущественно в Крыму. Пьеса была закончена в декабре 1935 г. Впервые её опубликовали в девятом альманахе «Год девятнадцатый» за 1936 г. Алексей Максимович умер 18 июня 1936 г.

На сцене вторая «Васса Железнова» впервые была поставлена в Центральном театре Красной Армии (ЦТКА) в том же, 1936 г., первой исполнительницей роли Вассы стала Ф.Г. Раневская*. Сам Горький своё творение на сцене не увидел: главная премьера должна была состояться во МХАТ-2** в постановке С.Г. Бирман***, но как раз в 1936 г., в разгар репетиций «Вассы Железновой», театр был закрыт. Премьера этой постановки состоялась только в октябре 1936 г. на сцене Театра им. МОСПС****.
_____________________
* Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман) (1896—1984) — выдающаяся советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии — 1949 и 1951 гг.
** МХАТ-2 существовал в 1924—1936 гг.; возник в 1913 г. как Первая студия МХТ.
*** Серафима Германовна Бирман (1890—1976) — выдающаяся советская актриса театра и кино.
**** Был создан в 1923 г. как Театр им. МГСПС (Московского городского совета профессиональных союзов), с 1930 г. стал Театром им. МОСПС (Московских профессиональных союзов), с 1938 г. носит современное название — Театр им. Моссовета.

В советских театрах толкование образа Вассы Железновой было упрощённо-идеологическим. Нередко для его разъяснения использовали статью Алексея Максимовича «Беседы о ремесле», где, в частности, он писал: «Н. Новгород — город купеческий, о нём сложена поговорка: “Дома каменные, люди железные”. …Быт “железных” вставал передо мною кошмарно, жизнь их, в главном её напряжении, сводилась к драме “борьбы плоти с духом”… Жирный, сытый, беспощадный к людям, “железный” человек жил благочестиво, смиренно…»*.
_________________________
* Максим Горький. Собр. соч. в 30-ти томах. Т. 18. М.: ГИХЛ, 1952. Именно от такого понимания «железного» человека писатель и произвел фамилию Железнова.

Купчиха Васса представлялась как наглая, властная женщина со «звериным сердцем». Стала она таковой в силу обстоятельств, характерных для российской глубинки дореволюционных времён. Таким образом, Васса оказывалась и преступником, и жертвой социальной среды.

После развала СССР Железнову стали трактовать как хранительницу семьи и полученного тяжкими трудами семейного богатства. Ныне даже выдвигаются предложения о возведении на Тверском бульваре в Москве памятника актрисе В.Н. Пашенной* в роли Вассы Железновой — как символа утраченной в результате Октябрьской революции могучей, богатой и благочестивой России.
___________________
* Вера Николаевна Пашенная (1887—1962) — великая русская и советская актриса театра и кино; народная артистка СССР; лауреат Сталинской (Государственной) премии 1943-го и Ленинской премии 1961 г.

Однако мы обратимся к Вассе Железновой, порождённой Иегудиилом Хламидой — Максимом Горьким, для чего вновь вспомним о Марии Склодовской-Кюри. Дело в том, что в последние годы всё чаще имя её упоминается в мистической плоскости общественного бытия как женщины, совершившей последний в истории вселенский грех. Напомним, первый вселенский грех был совершён Евой, уговорившей Адама вкусить яблоко познания, за что люди и были изгнаны из рая. Став первооткрывательницей явления радиоактивности, Мария Кюри как бы перерезала финишную ленточку в развитии точных наук — главной надежды идеологов создания земного рая. Отныне каждому мыслящему человеку стало окончательно ясно, что любое научное или техническое достижение человеческой мысли неизбежно, неожиданно и в гораздо больших масштабах обернётся против людей своей разрушительной стороной. Причиной же этому являются не какие-то сторонние факторы, а несовершенство человеческой натуры, отдающей личному благополучию (зачастую личной прихоти) приоритет над здравым смыслом.

Не секрет, что Алексей Максимович был глубоко разочарован в последствиях Великой Октябрьской социалистической революции. В душе и в мыслях его произошёл резкий перелом, но выразился он не в отрицании справедливости и правомерности свержения царизма и капитализма и последовавшей затем Гражданской войны, а в трагическом осознании корневой порочности человечества, неспособного изжить стяжательство, жестокость, индивидуализм и прочие пороки*. Именно об этом тупике человеческого бытия и поведал Горький в своём последнем произведении — пьесе «Васса Железнова», поднявшись до высот гоголевского мироосмысления.
________________________
* Чего стоят слова Вассы Железновой: «Революция вспыхнула да и прогорела — один дым остался».

Пьеса эта «феминистская», что очень важно для её понимания. Именно через смертельную схватку между двумя женщинами: «Евой»* — Вассой Железновой (виновницей зла в мире уходящем) и «Кюри» — Рахиль Моисеевной (виновницей зла в мире наступающем) — и происходит осмысление Горьким вечного зла в мире людей. Сами же события земной жизни героев являются в пьесе лишь антуражем, призванным спустить конфликт в высших сферах на грешную землю.
_________________________
* Особенно чётко эта параллель с Евой видна в знаменитом диалоге под условным названием «Прими порошок», что равнозначно «Съешь яблочко и погуби душу».

Васса и Рашель сцепились в смертельной схватке за будущее рода — за мальчика Колю. Для бабки он есть «надежда» на жизнь вечную и «оправдание» за грехи прошлого. Для матери — право на грядущий мир и доказательство верности её жизненного пути. О любви к этому ребёнку, о каких-либо чувствах к нему речи просто нет.

За Вассой — сила денег, а следовательно, власть в этом мире; за Рашелью — знание о беспомощности денег и власти перед неизбежным народным взрывом ненависти к беспредельной скверне сильных и богатых и способность выжидать и готовиться к этому взрыву, чтобы занять место Вассы.

Зло и беспомощность обеих заключены в незнании или непонимании ими евангельского «не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2: 15). Обе погрязли в схватке за материальное, каждая по-своему, но лишь в этом и есть их единственное различие.

Попытки же наших современников объявить Вассу Железнову неким символом дореволюционной России, женщиной сильной воли, женщиной-труженицей — порождены поразившим наше общество еще в XIX в. и ныне ставшим чуть ли не всеобъемлющим пороком гётевского фаустианства в ущерб фаустианству Клингера*. А ведь именно в их противостоянии и заключена сокровенная тайна как образа Вассы Железновой, так и всей пьесы в целом.
_______________________
* См. статью «Фауст» в этой книге.

В 1953 г. на киностудии им. М. Горького на основе постановки Государственного Академического Малого театра (режиссер К.А. Зубов*) был снят фильм-спектакль «Васса Железнова». Режиссёр Л.Д. Луков**. Роль Вассы (в духе советского понимания образа) блестяще исполнила В.Н. Пашенная.
____________________________
* Константин Александрович Зубов (1888—1956) — выдающийся русский и советский театральный режиссёр и актёр; главный режиссёр Малого театра с 1947 г.
** Леонид Давыдович Луков (1909—1963) — кинорежиссёр, народный артист РСФСР; лауреат Сталинских (Государственных) премий 1941 и 1952 гг.; создатель таких известных фильмов, как «Александр Пархоменко», «Олеко Дундич», «Два бойца», «Рядовой Александр Матросов» и др.

В 1983 г. режиссёр Г.А. Панфилов* снял по мотивам пьесы А.М. Горького картину «Васса». Несмотря на неудачный выбор исполнительницы главной роли — И.М. Чуриковой**, оказавшейся неспособной воплотить в жизнь режиссёрский замысел, фильм очень интересен попыткой философского переосмысления образа Вассы Железновой.
____________________________
* Глеб Анатольевич Панфилов (р. 1934) — известный советский кинорежиссёр, народный артист России; автор таких известных фильмов, как «В огне брода нет», «Начало» и др.
** Инна Михайловна Чурикова (р. 1943) — известная отечественная актриса театра и кино, исполнительница характерных ролей; народная артистка СССР.

Выдающимся событием столичной театральной жизни стала постановка второй «Вассы Железновой» на сцене МХАТ им. М. Горького. Режиссёр Б.Е. Щедрин*. В роли Вассы выступила Т.В. Доронина**.
______________________
* Борис Ефимович Щедрин (р. 1939) — современный московский режиссёр театра, радио и телевидения (фильмы-спектакли). Основная его сцена — театр им. Моссовета. Заслуженный артист РСФСР.
** Татьяна Васильевна Доронина (р. 1933) — прославленная советская и российская актриса. Художественный руководитель и главный режиссёр МХАТ им. М. Горького.