Ветеран перестройки

Андреев Анатолий
               
     Когда Антону Петровичу Стяжкину принесли пенсию, он как порядочный человек сразу оплатил вновь повышенные коммунальные счета. И на еду денег осталось совсем мало. "Ну что ж, - подумал Антон Петрович, - придётся снова на работу идти". А, надо сказать, жил он не в Москве и даже не за сто первым километром, а много дальше. И в его городе пенсионерам за работу платили такие смешные деньги, что даже говорить об этом неловко. А чаще вообще ничего не платили. Отработает человек два-три месяца, а ему говорят - вы уволены. И не выцарапать свои крохи никакими судьбами! Но, куда деваться? Жить-то надо. Пошёл Стяжкин грузчиком в продуктовый магазин. А тяжело голодному работать. Как-то носил он обёрнутые в целлофановую плёнку кочаны капусты. И придумал способ подкрепиться: плёночку на кочане снизу отлепит, острым ножичком кочерыжку вырежет, а дырочку капустным листком и плёнкой прикроет. Ничего не видно. А потом в подсобке грызёт эти кочерыжки искусственными зубами. Красота!

Но на третий день пришла в магазин крикливая покупательница, скандал устроила: - Что ж это вы капусту пустую продаёте, без кочерыжки! Я на вас жаловаться буду в вышестоящие органы!

Директор магазина вызвал к себе в кабинет Стяжкина, а от того за версту  кочерыжками пахнет! Пять штук-то уже съел. Тут же выгнали его без права на обжалование.

Тогда пошёл Антон Петрович на вокзал, снег с перрона убирать. Начальник ему деревянную лопату дал и показал рукой: - Будете, товарищ Стяжкин,  чистить вот от этого угла и до пяти часов вечера. Вперёд и с песней!

Кидает, да кидает Антон Петрович лопатой снег, а  к концу смены думает: "Хорошо на свежем воздухе работать! Вот бы ещё перекусить чего-нибудь."

А потом видит - девочка голубей кормит. Крошит им батон и смеётся-радуется - как они за хлеб чуть не дерутся!

Антон Петрович посмотрел по сторонам, что взрослых поблизости нет - и тоже в эту кучу к голубям! Одной рукой-то птиц отпихивает, а другой в рот себе, в рот. Девочка ещё больше заливается, точно колокольчик!

Понравилась Антону Петровичу работа на вокзале. Голубям ведь - кто хлебушка, кто семечек! И Антон Петрович уже меньше людей стеснялся.

Но на третий день кто-то пожаловался начальству, что хлеб у голубей отбирают. Выгнали.

Тогда пошёл он ночным сторожем в леспромхоз. "Да, - призадумался Антон Петрович - тут среди брёвен хлебушка уже не поешь". А потом нашёл на эстакаде берёзовый ствол, ножом бересту надрезал и оторвал с дерева. А коричневый слой коры снял аккуратно. У себя в тепляке  в кастрюлю сложил, залил  водой и -  на огонь. Такая берёзовая каша получилась! Лежит Антон Петрович на лавке, полный живот рукой гладит - не жизнь, а сказка!

На третью ночь пришла  к нему согбенная старушка с палочкой.
 - Будь добр, мил человек, дай хворосту немного! Печь подтопить. Совсем замёрзли мы с дедом в холодной избе!

Ну, выделил ей Антон Петрович  вязанку от доброго сердца. Только бабуля уковыляла - начальник на джипе прилетает. Он всё в камеру видеонаблюдения видел! Опять Стяжкина выгнали.

На другой день лежит Антон Петрович на койке и злость в нём закипает: "Что ж вы, США и Евросоюз, обложили со всех сторон российского пенсионера, как волка красными флажками! Санкции разные вводите, нефть удешевляете, а доллары и евро свои без конца задираете! С Украиной нас поссорили, в сирийский военный конфликт нас втянули! Коммунальные услуги несколько раз в год  повышаете! А цены в магазинах куда ломите, собаки вы такие?! Что ж вы над своими пенсионерами так не изгаляетесь?! Сейчас вот напишу вам письмо и всю правду-мать в  ваши бессовестные  глаза выскажу!"

За стол сел, листок бумаги приготовил - а иностранных языков-то не знает. Написать по-русски, так наши бдительные органы могут прочитать. Закатают тогда на Колыму или, хуже того, пенсии лишат...
 
А тут стук в дверь и заходят две представительные женщины.

- Здравствуйте, Антон Петрович! - Говорит та, что постарше и в богатой лисьей шапке. - Мы из администрации города. Разрешите  вручить вам  медаль, как ветерану перестройки!

Подают ему металлический кружок и руку жмут торжественно. Растерялся Стяжкин, - как, почему?!

- Спасибо... Спасибо.. Не ожидал... А что мне с этой медалью делать?

- Носите, носите её с гордостью, Антон Петрович, вы заслужили! На ней булавочка есть, пристегните медаль на пиджак и хоть в магазин с ней ходите, хоть в парикмахерскую!

- Благодарю. От всей души. А мне и угостить-то вас нечем...

- Нет. Нет. Нам дальше идти надо. С вас, Антон Петрович, за медаль 150 рублей.

- Что?! - Не поверил своим ушам Стяжкин.

- А вы как  хотели? Медаль ведь не из фанеры сделана и не из крышки от майонеза! Она металлическая, на фабрике изготовлена по заказу!

Были у Антона Петровича под стелькой в сапоге припрятаны на случай похорон две бумажки: 50 и 100 рублей. Пришлось отдать.

Ушли дамы, а Стяжкин к окошку подошёл, очки надел и стал медаль рассматривать. По кругу написано: "Ветерану перестройки. 1985-1991г" А в центре стоит мужик босиком и в стёганом ватнике. Рядом женщина в драповом пальто, на голове платок по-крестьянски завязан. И они держат транспарант: "Горбачёв. Перестройка". "Да,  - думает, Антон Петрович, -  много народу тогда полегло. А я вот выжил... И сейчас выживу. Пойду завтра на станцию полы в электричке мыть. Там, бывает, какой рассеянный пассажир копеечку обронит, а кто сухарик, который к пиву продают.... Выживу... Вытерплю... Русский человек всё вытерпит...."