И отныне везде

Владас Ивашкявичюс
Новелла

      Это значит, нигде, говоря о живом и разумном создании… Человек быть не может везде, неспособен он быть в двух местах одновременно!.. А с другой стороны, это только теория, а любая из версии толкования того, о чем знаем поверхностно, вероятно, ошибочно. И еще, раз сам Бог в человеке живет, значит, в силах творить чудеса и второй персонаж при огромном желании!..
      Меня нет, и я есть… Парадокс? Ну и что?.. В парадоксах и прячется Истина!.. И она распыленная, не в одном она месте находится, посему трудновато ее, скажем так, синтезировать… Я писатель и я… как бы чуть в стороне… Это только так кажется, ибо нет в этом мире сторонних, не сующих свой нос в жизнь других, чужих как бы людей… В театре жизни нет зрителей, нет бесстрастных совсем наблюдателей, и тем более писателей!.. И я нагл, любопытный и борз...
      Август, отпуск и Дальний Восток… И мошки превеликое множество… И село и река, живописное озеро… И в избе на столе рыба малосоленая и хлеб черствый уже…
- Водки дернешь?.. – спросил у хозяина.
- На меня алкоголь не особо и действует, - призадумался он, тридцатилетний холостяк, - но и чай надоел…
- Значит, выпьем по рюмке с тобой…
      Там где рюмка, там две… И закуска хорошая, о какой я до этого времени мог всего лишь мечтать… Собеседник – молчун, звать Пахомом которого, все же явно слегка опьянел…
- Говоришь, на неделю пожаловал, - начал сам разговор.
- Если раньше не выгонишь!..
- Да хоть год здесь живи!.. – улыбнулся серьезный и сдержанный местный парень, добряк. – Я, как видишь, без баб обхожусь!..
      Неужели и правда обходится? Может быть, до сих пор не целованный?.. или любит мужчин?.. Час назад только с ним познакомился, непохож, между прочим, на гомика… Странный он, не от мира сего… Себе двойку поставить могу, ибо слаб, как психолог, увы, раз не вижу насквозь визави!..
      Беспокойством пространство наполнилось…
- Сочиняешь рассказы, Мефодий?.. – это он, молодой и загадочный; и как только об этом узнал?!..
- Да, пишу потихонечку, - после паузы ответил хозяину, перед тем, как замолкнуть опять.
      Спустя пару минут застучало в висках; в голове же царил кавардак и бессвязные мысли, слова, в ней роились и множились…

О, мой бубен притихший,
Но не пасмурный, нет,
И стоящий в углу!
О, мой весь разукрашенный
И веселый и крепкий всегда,
Мой предмет восхищения!
Эй, дружище, очнись,
И пусть шея твоя и плечо
Вновь наполнятся силами!
Слушай, конь, ты – олень!
Слушай, слушай, ты – бурый медведь!
О, раскрашенный бубен ты мой,
Стоящий в переднем углу!
Моя верховая лошадь – самец или самка оленя!
Действуй, действуй, беги!..
Ах, замолкни, ах, хватит уже,
Звонкий бубен и кожей обтянутый,
И исполни теперь все желания мои!
И стань облаком, стань,
Через страны неси и под небом свинца,
Шквалом ветра лети и сквозь тьму,
И поверх ледяных пиков горных вершин!..

- Расскажи мне, пожалуйста, Мефодий, как ты пишешь новеллы свои? – собутыльник прервал, оборвал сей словесный поток. – Что толкает тебя к сочинительству?..
- Это внутренний зуд… Давай выпьем по рюмке еще…
- Что ж, не стану противиться…
      Водка… О ней сказано все уже многими, многими…
- Мы, писатели, люди открытые, - начал я исповедаться, - не боимся о личном писать, в том числе и пороках своих… И рассказ – это некое эссе, размышление, а герои отчасти есть мы, сочинители. Лишь отчасти, учти!.. А с другой стороны, автор мог бы вполне стать реальным бандитом, насильником, сложись жизнь чуть иначе его… И прозаик – актер, и частенько живет не своей, а жизнью вымышленных героев!.. И ему это нравится, это позволяет ему на время позабыть о существующей рутине и дрязгах… Всякий творческий человек – в некоторой степени наркоман, то есть явно с нарушенной психикой, всякий из нас – обнажиться желающий эксгибиционист… И не потому, что он извращенец, а потому что считает необходимым говорить о всех в мире вещах и явлениях, в том числе отрицательных, добиваясь того, чтоб читатель при этом мог в катарсис войти, пережить очищение… Что еще, что толкает меня к сочинительству?.. Сказать точно и сам не могу, все это происходит во мне на подсознательном уровне и сюжеты рождаются уже после того, когда начал писать и придумал название…
- К названию привязываешь сюжет?.. – удивился Пахом.
- Интереснее мне так!.. Если по ходу творческого процесса иногда придумываю концовку, то в последний момент могу резко ее изменить…
- Сумасшедший!..
- О да! Но при этом игра явно более азартная!.. – тут задумался я. – И она драматичная, сказать можно, что кровью пишу… Не люблю все по полкам раскладывать, разъяснять что к чему, мои тексты читать нужно вдумчиво, с паузами, и концовки частенько туманные… Люди не любят, сказал наш современник один, когда им задают вопросы и не дают ответов – четких и ясных. Людям нужен готовый сюжет, лень им думать самим, а новеллы должны быть загадочны…
- Слава Богу, умеют читать!.. – усмехнулся Пахом.
- Сказать можно за это спасибо Марининой и другим детективщикам, когда все покатилось к чертям и привычные ценности потеряли свой вес, мир как будто разрушился… Привлекли, приманили читателей, низкий авторам этим поклон!..
- Да, читал, между прочим, и я… - и задумался он, без любви обходящийся. – Правда, был пацаном, мало что понимал…
- А теперь?..
- Пришло знание, но… и вопросов добавилось… Наливай, хочу выпить еще!..
      Между прочим, бутылка литровая, в ней осталось лишь треть… Как ни странно, Пахом протрезвел, будто квас попивали мы с ним…
      Не пацан и не глуп, и один, и не трогавший женщину… И как можно так жить?.. Жалко парня таки!..
      И опять, и опять вдруг наплыв непонятных мне слов… и с достаточно длинными паузами…

      Мощный бык земли… Вороной мощный конь!..
      Я мощный бык… реву!
      Я заржал… черный конь!
      Я всего выше поставленный человек!
      Я всего больше одаренный человек!
      Я человек, созданный Господом мощным и мощных!
      Ах, явись, вороной!.. Научи меня!..
      Волшебный бык земли, явись!.. Заговори!..
      Мощный Господь, приказывай!..
      Каждый, с кем вместе иду, пусть слушает ухом! Пусть не следует сзади за мной, кому не скажу, иди!
      Впереди, ближе дозволенного вам – не становись! Пусть каждый смотрит зорко! Пусть слушает чутко!.. Берегитесь вы!..
      Смотрите хорошенько! Будьте все такими… все в совокупности… все, сколько вас есть!
      Ты, с левой стороны, госпожа с посохом, если, может статься, ошибочно или не той дорогой направляюсь, прошу тебя: направь! Распорядись!..
      Ошибки и дорогу укажи!.. Вольным следом полети!.. Мою широкую путь-дорогу расчищай!
      На юге, в девяти лесных буграх живущие духи солнца, матери солнца, вы, которые будете завидовать… прошу вас всех… пусть стоят… пусть три ваши тени высоко стоят!
      На востоке, на своей горе, государь мой дед, мощной силы, толстой шеи, – будь со мной!..
      И ты, седобородый, почтеннейший чародей-огонь, прошу тебя: на все мои думы без исключения, на все мои желания согласись… выслушай!.. исполни!.. Все, все – исполни!

      Нет, не пьяный но как?.. как все это понять?!..
- Мы с тобой шизофреники, - улыбнулся Пахом, - с небольшим друг от друга отличием. Ты прозаик, а я… я известный в селе и округе во всей человек.
- В чем твое помешательство? В чем конкретно известность и чем ты от других, от меня отличаешься?..
- Люди часто ко мне обращаются и взывают о помощи, если желают узнать будущее, найти пропажу и спросить благополучие, и на свадьбу зовут, торжества или праздники, и по другим случаям, но главным образом призывают к больным, с целью их исцеления.
- Ты целитель?!..
- Шаман… Хочешь, бубен тебе покажу и волшебный кафтан?..
- Да, конечно, о да!..

      И раскрылись пред мною величайшие таинства, благо, я обучению внимал, был способным достаточно… Мухоморов не ел и шаманом не стал, зато много об этом узнал… И познал силу транса и силу желания…
      И неделю спустя…
- Дух-хранитель отныне, Мефодий, о тебе позаботится, - на прощание сказал мой учитель, добряк, - только сам не плошай!.. И отныне ты будешь везде!..
      И везде и во всем!..

                2015 г.