Максим Грек часть 30

Ирина Склярова
          В 1518г.  борьба   иосифлян   и   белозерских  старцев  была в самом разгаре,  когда  Василий Иванович пригласил   в Россию  афонского  монаха - Максима Грека.
Афонский монастырь терпел нужду, и русский  царь, как  и остальные будущие правители
нашей страны,  приносил большие пожертвования  монастырю.
Василию Ивановичу хотелось  иметь такого учёного монаха, которого ещё не было в России. 
Максим Грек пользовался большим авторитетом  в  Ватопедском  монастыре, как  книгописец, филолог, издатель текстов и писатель, который мог прочитать и  бережно   скопировать древний, плохо сохранившийся оригинал.
  Он имел хорошее образование, был начитанный, побывал во многих европейских странах, общаясь со знаменитыми учеными богословами.
 
      У Василия 3 в хранилище  находилась  громадная библиотека  его  матери Софьи Палеолог,  сын решился, наконец, навести  там порядок.
Нужно было перевести множество рукописей на русский язык.  Разобрать их и привести в надлежащий вид.
Работа предстояла громадная. Максим не владел русским и славянским языками.
Приходилось  делать  перевод  рукописи с греческого  на латинский язык, а потом  уже  на русский.
Поначалу эта работа увлекла  Максима Грека, но по мере того, как он изучил русский язык, он начал заниматься  проблемой  церковных споров, которые тогда волновали всех  мыслящих людей на Руси.

Максим  Грек (подлинное  имя  Михаил  Триволис), родился   в 1475г. в живописном  греческом городке Арте.
Он являлся дальним родственником правящей византийской династии Палеологов.
Родители его  были образованными людьми.  Своему единственному сыну они постарались дать классическое греческое обучение.
В 1480г.  мальчиком его привозят на о. Корфу. Тут он проходит курс по грамматике и диалектике.
        После падения Константинополя (1453г.) многие  ценные  рукописи и произведения искусства  были  перевезены из Греции в Италию, чтобы  их не  уничтожили   турецкие завоеватели.
        Италия стала самой  передовой страной в Европе.  Поэтому  Михаила  привозят в Италию, где он обучался  двадцать лет.
Первые шесть лет он проходит курс разных наук в « Платоновской  Академии»  у самых выдающихся  учёных  Запада.
       Прожив какое-то время в Италии,  он понял, что, начинавшийся капиталистический прогресс, имеет свои негативные стороны:  торжество золотого тельца, эгоцентризм и аморализм личности. Вместе с тем он застал наивысший подъём великого искусства Возрождения.
Его потрясли  проповеди  знаменитого учёного  монаха Иеронима  Савонаролы.  Флорентийский проповедник мужественно боролся  против  беззаконий Рима, выступая в защиту бедных граждан, против  зажиревших  католических проповедников и богатых монахов.


                http://www.proza.ru/2016/01/17/1326