Секретный ингредиент

Татьяна Бегоулова
Секретный ингредиент.

Лысь и Панька озираясь выбрались через пролом в городской стене и тут же в ближайших кустах хотели было и пристроиться. Лысь вытащил из-за пазухи бутыль самогонки, а Панька вытащил небольшой кусок каравая.
-Да, негусто... -вздохнул Лысь. Панька согласно кивнул.
Лысь и Панька известные на весь город пьянчуги. И хоть и дожили почти до седых волос, а вот уважения не заслужили. Других то мужиков по уважительному полным именем величали, да и отчество прибавляли. А этих двух забулдыг все по уличным кличкам называли. Лысь эту бутыль самогона тайком от жены из подпола уволок. И если сейчас воротится за закуской, то жена так ухватом приветит, что и самогон не поможет.  А Панька тоже ничего кроме куска каравая утащить не смог. Жена за ним в оба смотрит.
Лысь снова спрятал бутыль за пазуху:
-Пойдем, поищем закусь.
Панька снова согласно закивал. А где искать? В трактир им ходу нет- там все знают их как облупленных. Только недалеко от городской стены раскинулась деревенька, вот туда и отправились мужики.
Прошли всю деревеньку вдоль  пьянчуги- везде высокие заборы, крепкие запоры, да собаки лают так, что и нос не сунешь. А вот в отдалении, на пригорке стоит одна избушка- окнами в землю вросла, забор на боку лежит, калитка на одной петле висит. В избушке той жила одинокая старушка Лукерья. Хозяйство у неё было нехитрое- две курицы, да коза Манька. Она козу эту чесала, пух собирала. А потом ноговицы да рукавицы вязала и продавала. Тем и жила. И ведь нагрянули к ней Лысь да Панька в то время, когда Лукерьи дома не было- в город ушла свой нехитрый товар торговать. Обшарили пьянчуги всю избушку- нечем поживиться у старушки. Заглянули в курятник, нашли два яйца. Им и это в радость. Тут Лысь догадался:
-А залезу-ка я в погреб, может там чего найду.
Но в погребе у старушки даже мыши не водились- пусто было. Только на полочке в дальнем углу лежит что-то в тряпицу завернутое. Развернул Лысь тряпицу- вроде как полголовы сыра, да только сыр такой старый, что засох от времени. Понюхал Лысь - ничем не пахнет. Отковырнул кусочек- на свету посмотрит чего это такое.
Вылез из погреба, подошёл к Паньке:
-Не пойму, чего это у бабки завалялось. То ли сыр, то ли нет...
Панька только плечами пожал.
А Лысь рискнул, засунул кусочек что отковырнул в рот и начал жевать. Жевал, жевал, силясь вкус распробовать. А как распробовал так и начал плеваться:
-Тьфу, что за гадость?! Что она в сыр козьих какашек что -ли намесила?!
А Панька смеяться начал- вспомнил он как в детстве обманули Лыся старшие мальчишки- сказали что вот эти камешки, это леденцы. И подсунули Лысю козьи...ну те самые.
В первых же кустах и уселись мужики выпить да закусить. Разделили меж собой кусок каравая, да два сырых яйца. Лысь было задремал после самогонки, да вдруг услышал страшный хрип Паньки. Глянул, а Панька одной рукой за сердце схватился, а другой показывает куда-то. А там...Жуть - жуткая!
Прямо в воздухе колышется худющая фигура в темном плаще. Колышется, извивается, а из-под капюшона что низко надвинут шипение раздается. Лысь глаза протер- не пропала жуть. А жуть надвигается, шипение громче становится. Попятился Лысь, схватил первый попавшийся камень да и кинул в жуть. Камень сквозь жуть пролетел, та даже и не заметила. И прошипела:
-Передай князю, чтоб через два дня дань приготовил- дюжину мужиков покрепче. А не то, мы весь ваш город до смерти напугаем!- и пропала.


Подполз Лысь к Паньке- а тот не дышит, помер со страха.

Князь Благосвет, что правил этим городом, поначалу подумал, что Лысь допился до белой горячки. Однако, старейшины, что присутствовали при рассказе Лыся о неведомой жути, подтвердили его слова. Водится такая жуть за лесом, в глубоких сырых пещерах. И зовется она черный дух. Тела они не имеют, им не стрелы ни мечи не угроза. Одна на них управа- святая вода. Да только сложно очень загнать всех духов в пещеру да запечатать вход святой водой. Потому что как только человек повстречает на своем пути черного духа, тут же от страха и умирает. А ежели покрепче да посмелее мужик попадется- то от страха послушным и кротким как ягненок делается. Приходила эта напасть в их город полтораста лет назад. И справиться с этой жутью получилось лишь при помощи волшебного зелья. Выпив это зелье, люди перестают бояться черных духов. Загнали тогда их назад в свои пещеры, да те видать сумели как-то выбраться.
-Так что это за зелье? Где рецепт?- вскричал князь Благосвет.
 А вот тут старейшины руками развели. Был рецепт, да утерян со временем. Да и пожар был в книжных хранилищах княжеских палат. Сгорели старинные рукописи.
Задумался князь, что делать не сообразит. А тут один из старейшин, что звался Лукой, спросил у Лыся:
-Скажи, мил человек, как же так получилось, что приятель что был с тобой помер от страха, а ты нет?
Все присутствующие с интересом посмотрели на Лыся. Мужик замялся:
-Сам не пойму, как так вышло...
А Лука не отстает:
-А вспомни-ка, что в это день ты пил?
-Самогонку, что у жены из подпола стащил. Да мы с Панькой вместе её и пили!
-А еще что?
-Ничего...
-А ел что?
-Да чего там есть то было- кусок каравая, да яйцо сырое! Да и Панька то же ел.
А Лука не унимается:
-Вспоминай, говорю тебе! Что еще ел- пил?!
Поскрёб свою лысую макушку Лысь, повздыхал и припомнил:
-А, ну еще у бабки той в погребе сыр какой-то старый лежал. Ну я попробовал кусочек- но гадость такая, что словами не передать! Да и съел я всего малюсенький кусочек...

Заставили Лыся вести князя вместе со старейшинами в дом к старушке. Лукерья, увидев гостей удивилась, а как разглядела самого князя, так и вовсе дар речи потеряла. Объяснили бабке зачем к ней пожаловали. Достала Лукерья из погреба тот самый сыр, показала князю:
-Этот сыр еще матушка моя делала. Я уж и забыла про него!
-Скажи мне Лукерья, почему этот мужик отведав твоего сыра, смог противостоять ужасу, что наводят черные духи на людей?
-Так это не простой сыр-то! Он по старинному рецепту делается, как раз чтобы черные духи не одолели!
-А рецепт помнишь?
-Ну, помню конечно. Только вам я его не скажу. Секрет!
-А как же мы город от черных духов спасем, ежели ты секрет не раскроешь?
Помялась старуха и согласилась:
-Давайте мне одну помощницу- ей и раскрою секрет этого сыра!
На том и сошлись. А полголовы сыра старого все-таки забрали. Надобно шугануть эту нечисть, полить их святой водичкой, чтобы угомонились на время. А там гляди, и новый сыр подоспеет.
Прислали бабке Лукерье в помощницы молоденькую девушку по имени Фёкла. Девушка была проворная, да любопытная. Всё ей было интересно.
-Баб Лукерья, а как это сыр зовется?
-Из козьего он молока, вот козьим и зовется.
-А почему твой сыр от черных духов помогает?
-А потому что в нем есть секретный ингредиент!
-А какой?
-Узнаешь в свое время.
Фёкла внимательно следила что и как делает Лукерья. Ничего не упускала. Заприметила и какую травку бабка добавила, и сколько нагревала и отстаивала молоко в теплом месте. А через несколько дней  бабка поманила Фёклу:
-Пойдём, покажу тебе секретный ингредиент!
Повела Лукерья помощницу в хлев, где козу держала, да и набрала в фартук горсть козьих "камушков".
Фёкла глазам своим не поверила:
-Как же так?! Да разве можно это добавлять в сыр?!
-В обычный нельзя, а чтобы черных духов прогнать- обязательно!
И Лукерья захихикала:
-Не зря Лысь плевался! Он  вкус секретного ингредиента с детства знает!

Всё закончилось благополучно. Черных духов прогнали, заперли их в сырых пещерах. А Фёкла пообещала бабке Лукерье, что тайну секретного ингредиента только своей дочке передаст, или внучке.