Я люблю свою профессию

Наталья Катаева-Вергес
          Как-то  ученики проводили опрос учителей для школьной газеты и спросили меня:
          - Если бы сейчас Вам предоставилась возможность начать жизнь сначала, то какую бы профессию Вы выбрали?
          Не задумываясь, ответила:
          - Профессию учителя.
                ***
          Как многие дети, я хотела поскорее вырасти и пойти работать. Кем?
          Сначала воспитателем, потому что в детском саду была любимая воспитательница Нелли Алексеевна.
          Потом актрисой, потому что мне дали роль Снегурочки в спектакле.
          Потом учителем, потому что в 4 классе у нас появилась замечательная учительница Галина Ивановна.
          Потом археологом, потому что историю преподавала увлечённая своим предметом Галина Сергеевна.
          Потом, прочитав книгу о Мурзинке, захотела стать геологом, потом ювелиром.
          На протяжении многих лет увлечения менялись, и наконец я остановила свой выбор на профессии учителя.
                ***
          Можно прийти в класс и сказать:
          - Здравствуйте! Садитесь! Раскрываем тетради. Записываем тему урока… И пересказать параграф учебника.
          А можно по-другому.
          - Посмотрите на доску! Какая тема урока? А что вы уже знаете? Можете мне рассказать?
          Часто знают очень мало, и тогда можно начинать…
          - Сегодня я расскажу вам о Царстве Растений, в котором существует много разных семейств. Первое семейство, с которым мы познакомимся, называется Паслёновые.
          - А какие растения входят в него? – спрашивает кто-то.
          - Помидор, баклажан, перец, картофель и ещё много других.
          - Они ведь такие разные! Почему их объединили всех вместе? – удивляются ребята.
          - Всё семейство объединяет формула цветка, а родоначальник семейства - паслён.
          - Как? У цветков есть формула?
          - Да. В биологии именно строение цветка, количество  лепестков, тычинок и пестиков является главным отличительным признаком семейства, это и называется «формулой». По-другому можно сказать, что у растений есть герб.
          - Надо же, как у графов, баронов и князей! – удивляются ученики.
          - Да! А формула у Паслёновых вот какая, смотрите!..
                ***
          Можно показать презентацию о памятниках растениям, рассказать о том, в каких странах существуют музеи картофеля, и какие экспонаты там собраны. Можно показать картину Ван Гога «Едоки картофеля» и картины Арчимбольдо, рассказать о том, как перец помог индейцам одержать победу над испанцами и многое другое.
                ***
          Изучаем семейство Злаковых. Спрашиваю ребят:
          - Вы читали у Пушкина «Сказку о попе и его работнике Балде»?
          - Да, конечно! – отвечают ученики.
          - Помните, Балда попросил кормить его полбой. А что это такое, знаете?
          - Нет.
          - Полба - один из видов пшеницы, из неё раньше варили кашу жители Древнего Египта и Месопотамии, любили её и на Руси. Только сейчас полбу уже не выращивают.
          - Почему? – спрашивают дети.
          - Она даёт низкие урожаи, поэтому выращивать её невыгодно.
          - А манная каша, наверное, из манны небесной? – спрашивает кто-то.
          - Нет, манна небесная – это лишайник. Когда люди увидели, как с неба сыплется что-то похожее на крупу, то стали задавать друг другу вопрос: «Манна?», в переводе на русский язык означает «Что это?» Она оказалась съедобной, люди пекли из неё лепёшки. О лишайниках мы будем говорить на других уроках.
          - Так из чего же тогда делают манную крупу? – снова спрашивает ученик.
          - Манная крупа получается из мелко размолотой пшеницы, – отвечаю я.
                ***
          На первом уроке зоологии спрашиваю:
          - Знаете ли вы, что в средневековье проходили суды над животными.
          - А за что их судили? – удивляются ученики.
          - Лошадь, например, за то, что она лягнула человека. И даже насекомых судили: саранчу, моль.
          - Моль и саранчу? А их за что? – спрашивают  ученики.
          - Моль осудили за порчу гобелена - ткани высокой художественной ценности. А саранчу судили за то, что она налетела на виноградники и поела всю листву. Судья зачитал саранче приговор, в котором запретил ей появляться на виноградниках, но разрешил питаться на окраине города.
          - Неужели люди всерьёз думали, что саранча понимает человеческую речь? – удивляются дети.
          - Вы знаете, поверили, потому что как только судья вынес приговор, саранча сразу же вылетела в окно. Но самым удивительным было то, что позже адвокат саранчи опротестовал приговор судьи. Он заявил, что участок, который предоставили ей, оказался малопригодным для пропитания.
          - У саранчи даже был адвокат? Как смешно! - говорят ученики. - Да, удивительные суды были в те давние времена.
                ***
          А можно провести урок-игру «6 шляп мышления» по теме «Земноводные».
          Каждой группе раздаются задания. Ребята должны прочитать текст параграфа, дополнительную литературу, всё обсудить, а потом ответить.
          Группа «Белая шляпа» - «Ученые». Они делают акцент на изложении фактов, находят необходимую научную информацию в учебнике.
          Группа «Желтая Шляпа» - «Оптимисты». Они делают акцент на плюсах, то есть на исследование возможных выгод и положительных сторон. Например, могут рассказать о том, что в Париже существовал специальный рынок, где крестьяне сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их на огороды, поля и в сады. Тем самым они сберегали огромную долю своего урожая.
          Группа «Черная Шляпа» - «Критики». Они предостерегают и заставляют думать критически. Например, что может случиться плохого?
          Группа «Красная Шляпа» - «Художники, поэты, композиторы». Они проявляют свои чувства, эмоции. Зачитывают отрывок из сказки Бориса Заходера «Серая звёздочка» и даже поют куплет песни «В траве сидел кузнечик».
          Группа «Зеленая Шляпа» - «Креативщики». Они фокусируются на новых возможностях, идеях и рассказывают о том, что на коже земноводных никогда не бывает поражений, вызванных микробами или патогенными грибками, потому что она защищена особыми веществами. Изучая особенности кожной секреции, в скором времени, учёные сумеют изобрести новые лекарства.
          Группа «Синяя Шляпа» - «Руководители». Они координирует работу, собирают результаты, подводят итоги.
                ***
          Изучая тему «Витамины», можно рассказать о том, как в 1499 году, во время длительного путешествия, несколько моряков, больных цингой, попросили капитана Алонсо де Охеду высадить их на ближайшем острове в Карибском море. На обратном пути путешественники и не надеялись найти своих товарищей в живых. Каково же было их удивление, когда они увидели их здоровыми и весёлыми.
          - А как они смогли вылечиться? – спрашивают ученики.
          - На острове в изобилии росли фрукты, которые содержали витамин С, это и спасло от гибели моряков. А остров назвали «Кюрасао», что в переводе означает «остров исцеления».
          Мореплаватель Джеймс Кук, который жил в ХVIII веке, заметил, что цинга отступала под воздействием какой-то целительной силы лимонов. Благодаря этому открытию, Кук был награжден медалью Королевского общества «За спасение жизни и здоровья моряков». И в 1795 году в Англии был издан указ, по которому экипажам кораблей предписывалось брать с собой в путешествия лимоны.
          Так вот получилось, что ничего ещё не зная о витаминах, люди сумели найти средство спасения от цинги.
                ***
          У многих людей произведения искусства вызывают чувство восторга. Проходит много столетий, а на картинах  из прошлых веков на нас смотрят различные люди. Одни грустят, другие улыбаются, третьи хмурятся. По одежде можно узнать о принадлежности человека к тому или иному сословию, по каким-то предметам на картине - об их увлечениях. Например, Коперник изображён с ландышем, а это указывает на то, что он хорошо знал и медицину. 
         В давние времена, когда у врачей не было никакой медицинской техники, внешний вид пациента: цвет кожи, вид ногтей, состояние щитовидной железы мог рассказать о его болезнях. Да и сейчас, при внешнем осмотре, внимательный врач может определить то или иное заболевание.
         У людей, изображённых на картинах А. Цорна «Хлеб наш насущный» и В. Поленова «Бабушкин сад», прослеживаются признаки остеопороза: сутулость и выраженный наклон тела вперед.
         Заболевания щитовидной железы, например, просматриваются на картинах Рубенса. 
         На уроках можно рассказать о балерине Лине По, которая ослепла, но стала скульптором, о том, как изменились цвета на картинах Клода Моне после того, как у него развилась катаракта.
                ***
         Генетик Н. П. Бочков в одной из газетных статей рассказывал о том, что у Габсбургов на протяжении нескольких поколений в течение 400 лет наследуются выпяченная нижняя губа, крупный с горбинкой нос, вытянутый подбородок.
         Изучая закономерности наследования признаков, можно рассказать ученикам об этом.
         В энциклопедии «Всемирная литература» я прочитала о том, что бабушка А. Дюма по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Сан-Доминго (ныне Гаити). На портретах у Дюма хорошо просматривается наследование таких признаков, как смуглая кожа и курчавые волосы.
                ***
        Готовясь к урокам, я читаю книги А. Смирнова, И. Акимушкина, В. Мезенцева, Э. Вартаньяна, различные энциклопедии, просматриваю статьи в интернете. Узнаю много интересных фактов из истории, географии, литературы. На основе прочитанных статей, рассказов, на основе наблюдений, мы с ребятами начинаем готовить научные работы: «О чём расскажут произведения искусства», «Растения - эндемики», «Опыты с садовой земляникой», «Влияние галогенов на организм человека» и другие. 
                ***
        Для выступлений в различных мероприятиях экологического отряда придумываю частушки.
                ***
                Плачет белая берёза.
                Сколько лить ей эти слёзы?
                Сок стекает по стволу.
                - Я засохну и умру.
                ***
                Плачут горько муравьи:
                - Мы, увы, разорены!
                Человек сломал наш дом!
                Как уютно было в нём!
                Для внеклассных занятий придумываю стихи о приметах.
                ***
                Не цепляется репейник,
                Значит, скоро будет дождь.
                Если  ясная погода –
                От репья ты не уйдешь.
                ***
                Кошка свернулась калачиком,
                Лапкой прикрыла нос.
                Можем не слушать синоптиков, -
                Знаем, будет мороз.
                ***
                Проработав в школе более тридцати лет, я поняла, что могу совершенствоваться всё время. Могу быть сценаристом, режиссёром, актрисой, поэтом, критиком... 
                Если бы я начала жизнь сначала, то выбрала бы эту же профессию.