Как-то ученики проводили опрос учителей для школьной газеты и спросили меня:
- Если бы сейчас Вам предоставилась возможность начать жизнь сначала, то какую бы профессию Вы выбрали?
Не задумываясь, ответила:
- Профессию учителя.
***
Как многие дети, я хотела поскорее вырасти и пойти работать. Кем?
Сначала воспитателем, потому что в детском саду была любимая воспитательница Нелли Алексеевна.
Потом актрисой, потому что мне дали роль Снегурочки в спектакле.
Потом учителем, потому что в 4 классе у нас появилась замечательная учительница Галина Ивановна.
Потом археологом, потому что историю преподавала увлечённая своим предметом Галина Сергеевна.
Потом, прочитав книгу о Мурзинке, захотела стать геологом, потом ювелиром.
На протяжении многих лет увлечения менялись, и наконец я остановила свой выбор на профессии учителя.
***
Можно прийти в класс и сказать:
- Здравствуйте! Садитесь! Раскрываем тетради. Записываем тему урока… И пересказать параграф учебника.
А можно по-другому.
- Посмотрите на доску! Какая тема урока? А что вы уже знаете? Можете мне рассказать?
Часто знают очень мало, и тогда можно начинать…
- Сегодня я расскажу вам о Царстве Растений, в котором существует много разных семейств. Первое семейство, с которым мы познакомимся, называется Паслёновые.
- А какие растения входят в него? – спрашивает кто-то.
- Помидор, баклажан, перец, картофель и ещё много других.
- Они ведь такие разные! Почему их объединили всех вместе? – удивляются ребята.
- Всё семейство объединяет формула цветка, а родоначальник семейства - паслён.
- Как? У цветков есть формула?
- Да. В биологии именно строение цветка, количество лепестков, тычинок и пестиков является главным отличительным признаком семейства, это и называется «формулой». По-другому можно сказать, что у растений есть герб.
- Надо же, как у графов, баронов и князей! – удивляются ученики.
- Да! А формула у Паслёновых вот какая, смотрите!..
***
Можно показать презентацию о памятниках растениям, рассказать о том, в каких странах существуют музеи картофеля, и какие экспонаты там собраны. Можно показать картину Ван Гога «Едоки картофеля» и картины Арчимбольдо, рассказать о том, как перец помог индейцам одержать победу над испанцами и многое другое.
***
Изучаем семейство Злаковых. Спрашиваю ребят:
- Вы читали у Пушкина «Сказку о попе и его работнике Балде»?
- Да, конечно! – отвечают ученики.
- Помните, Балда попросил кормить его полбой. А что это такое, знаете?
- Нет.
- Полба - один из видов пшеницы, из неё раньше варили кашу жители Древнего Египта и Месопотамии, любили её и на Руси. Только сейчас полбу уже не выращивают.
- Почему? – спрашивают дети.
- Она даёт низкие урожаи, поэтому выращивать её невыгодно.
- А манная каша, наверное, из манны небесной? – спрашивает кто-то.
- Нет, манна небесная – это лишайник. Когда люди увидели, как с неба сыплется что-то похожее на крупу, то стали задавать друг другу вопрос: «Манна?», в переводе на русский язык означает «Что это?» Она оказалась съедобной, люди пекли из неё лепёшки. О лишайниках мы будем говорить на других уроках.
- Так из чего же тогда делают манную крупу? – снова спрашивает ученик.
- Манная крупа получается из мелко размолотой пшеницы, – отвечаю я.
***
На первом уроке зоологии спрашиваю:
- Знаете ли вы, что в средневековье проходили суды над животными.
- А за что их судили? – удивляются ученики.
- Лошадь, например, за то, что она лягнула человека. И даже насекомых судили: саранчу, моль.
- Моль и саранчу? А их за что? – спрашивают ученики.
- Моль осудили за порчу гобелена - ткани высокой художественной ценности. А саранчу судили за то, что она налетела на виноградники и поела всю листву. Судья зачитал саранче приговор, в котором запретил ей появляться на виноградниках, но разрешил питаться на окраине города.
- Неужели люди всерьёз думали, что саранча понимает человеческую речь? – удивляются дети.
- Вы знаете, поверили, потому что как только судья вынес приговор, саранча сразу же вылетела в окно. Но самым удивительным было то, что позже адвокат саранчи опротестовал приговор судьи. Он заявил, что участок, который предоставили ей, оказался малопригодным для пропитания.
- У саранчи даже был адвокат? Как смешно! - говорят ученики. - Да, удивительные суды были в те давние времена.
***
А можно провести урок-игру «6 шляп мышления» по теме «Земноводные».
Каждой группе раздаются задания. Ребята должны прочитать текст параграфа, дополнительную литературу, всё обсудить, а потом ответить.
Группа «Белая шляпа» - «Ученые». Они делают акцент на изложении фактов, находят необходимую научную информацию в учебнике.
Группа «Желтая Шляпа» - «Оптимисты». Они делают акцент на плюсах, то есть на исследование возможных выгод и положительных сторон. Например, могут рассказать о том, что в Париже существовал специальный рынок, где крестьяне сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их на огороды, поля и в сады. Тем самым они сберегали огромную долю своего урожая.
Группа «Черная Шляпа» - «Критики». Они предостерегают и заставляют думать критически. Например, что может случиться плохого?
Группа «Красная Шляпа» - «Художники, поэты, композиторы». Они проявляют свои чувства, эмоции. Зачитывают отрывок из сказки Бориса Заходера «Серая звёздочка» и даже поют куплет песни «В траве сидел кузнечик».
Группа «Зеленая Шляпа» - «Креативщики». Они фокусируются на новых возможностях, идеях и рассказывают о том, что на коже земноводных никогда не бывает поражений, вызванных микробами или патогенными грибками, потому что она защищена особыми веществами. Изучая особенности кожной секреции, в скором времени, учёные сумеют изобрести новые лекарства.
Группа «Синяя Шляпа» - «Руководители». Они координирует работу, собирают результаты, подводят итоги.
***
Изучая тему «Витамины», можно рассказать о том, как в 1499 году, во время длительного путешествия, несколько моряков, больных цингой, попросили капитана Алонсо де Охеду высадить их на ближайшем острове в Карибском море. На обратном пути путешественники и не надеялись найти своих товарищей в живых. Каково же было их удивление, когда они увидели их здоровыми и весёлыми.
- А как они смогли вылечиться? – спрашивают ученики.
- На острове в изобилии росли фрукты, которые содержали витамин С, это и спасло от гибели моряков. А остров назвали «Кюрасао», что в переводе означает «остров исцеления».
Мореплаватель Джеймс Кук, который жил в ХVIII веке, заметил, что цинга отступала под воздействием какой-то целительной силы лимонов. Благодаря этому открытию, Кук был награжден медалью Королевского общества «За спасение жизни и здоровья моряков». И в 1795 году в Англии был издан указ, по которому экипажам кораблей предписывалось брать с собой в путешествия лимоны.
Так вот получилось, что ничего ещё не зная о витаминах, люди сумели найти средство спасения от цинги.
***
У многих людей произведения искусства вызывают чувство восторга. Проходит много столетий, а на картинах из прошлых веков на нас смотрят различные люди. Одни грустят, другие улыбаются, третьи хмурятся. По одежде можно узнать о принадлежности человека к тому или иному сословию, по каким-то предметам на картине - об их увлечениях. Например, Коперник изображён с ландышем, а это указывает на то, что он хорошо знал и медицину.
В давние времена, когда у врачей не было никакой медицинской техники, внешний вид пациента: цвет кожи, вид ногтей, состояние щитовидной железы мог рассказать о его болезнях. Да и сейчас, при внешнем осмотре, внимательный врач может определить то или иное заболевание.
У людей, изображённых на картинах А. Цорна «Хлеб наш насущный» и В. Поленова «Бабушкин сад», прослеживаются признаки остеопороза: сутулость и выраженный наклон тела вперед.
Заболевания щитовидной железы, например, просматриваются на картинах Рубенса.
На уроках можно рассказать о балерине Лине По, которая ослепла, но стала скульптором, о том, как изменились цвета на картинах Клода Моне после того, как у него развилась катаракта.
***
Генетик Н. П. Бочков в одной из газетных статей рассказывал о том, что у Габсбургов на протяжении нескольких поколений в течение 400 лет наследуются выпяченная нижняя губа, крупный с горбинкой нос, вытянутый подбородок.
Изучая закономерности наследования признаков, можно рассказать ученикам об этом.
В энциклопедии «Всемирная литература» я прочитала о том, что бабушка А. Дюма по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Сан-Доминго (ныне Гаити). На портретах у Дюма хорошо просматривается наследование таких признаков, как смуглая кожа и курчавые волосы.
***
Готовясь к урокам, я читаю книги А. Смирнова, И. Акимушкина, В. Мезенцева, Э. Вартаньяна, различные энциклопедии, просматриваю статьи в интернете. Узнаю много интересных фактов из истории, географии, литературы. На основе прочитанных статей, рассказов, на основе наблюдений, мы с ребятами начинаем готовить научные работы: «О чём расскажут произведения искусства», «Растения - эндемики», «Опыты с садовой земляникой», «Влияние галогенов на организм человека» и другие.
***
Для выступлений в различных мероприятиях экологического отряда придумываю частушки.
***
Плачет белая берёза.
Сколько лить ей эти слёзы?
Сок стекает по стволу.
- Я засохну и умру.
***
Плачут горько муравьи:
- Мы, увы, разорены!
Человек сломал наш дом!
Как уютно было в нём!
Для внеклассных занятий придумываю стихи о приметах.
***
Не цепляется репейник,
Значит, скоро будет дождь.
Если ясная погода –
От репья ты не уйдешь.
***
Кошка свернулась калачиком,
Лапкой прикрыла нос.
Можем не слушать синоптиков, -
Знаем, будет мороз.
***
Проработав в школе более тридцати лет, я поняла, что могу совершенствоваться всё время. Могу быть сценаристом, режиссёром, актрисой, поэтом, критиком...
Если бы я начала жизнь сначала, то выбрала бы эту же профессию.