О спецпереселенцах и лобогрейках

Валерий Ефимов
Спецпереселенцы стали прибывать  в Магнитку 1 мая 1931 года. К августу здесь насчитывалось здесь 32680 человек. Каждые три-четыре дня добавлялось от 900 до 1200 человек.
Размещались они в бараках четырех обособленных поселков - Ново - Туковый, Центральный, Северный и Известковый. (Мой друг и земляк Лев Ольшанский вспоминает, что семья его деда проживала в землянке. Все может быть, все правдоподобно - автор).
С осени 1931 года, по настоянию спецконтингента, городская комендатура обратилась в земельный отдел горсовета с просьбой выделить земли под огороды ссыльным: "Старо-Северному поселку - 174 га, Центральному - 990, Известковому - 59 и Ново-Туковому - 150 га".
Но земель по-прежнему не хватало.
3 ноября 1931 года комиссия по организации гродской черты Магнитки постановила: "Для организации спецкадров отвести потребительские огороды в районе речки Башика, по Сухой речке и по реке Урал возле Известкового карьера".
Первыми жителями поселка на Сухой речке, впоследствии колхоза "Заря", стали 36 человек, сосланных из Чувашии, Мордовии и других областей страны.
По ударному здесь бились лобогрейщики Цыбульский, Астафьев, Каунов, молотильщик Белоусов, бригады Карповой, Хуснутдинова, Денисова и Борисова. (Фамилии этих людей я смог прочитать на на фотографии стенда почета полевого стана под лозунгом: "Закончим уборку урожая без потерь, по - стахановски, в восемь дней!" - автор).
Справочник С. Петрова "Уборочные машины", изданный в 1930 году, поясняет: "Для жатвы хлеба сперва изобрели машину, похожую на косилку. Разница между ними - мотовило, пригибающее хлеб. К машине требовалось двое рабочих: один правил лошадьми, другой сбрасывал срезанный хлеб на платформу. Работа на такой машине была очень утомительна: поэтому ее и называли "лобогрейкой". Ее тащила пара лошадей и в день могла выжать зерно с четырех гектаров пашни..."
Увы, без потерь не обходилось, а справочник отмечает: "Много зерна пропадало: оно сбрасывалось сначала мотовилом, и потом, когда хлеб падал, сбрасываемый рабочим с платформы".
Подобные потери могли быть приравнены к "вредительству",грозили добавочным наказанием спецпереселенцам.