Легенды или быль!

Людмила Коншина
РАЗБОЙНИК КУДЕЯР

    Легенды о славном казаке-разбойнике Кудеяре, герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, рождались не на пустом месте. По центральным губерниям России ходили слухи, что Кудеяр был не простого происхождения, а... царского. Потому-то его образ и наделялся сверхъестественными качествами и способностями.

    Как говорится, не бывает дыма без огня.

    Полистаем вместе историю государства Российского, обращая внимание на те места, где речь идет о семейной жизни собирателя русских земель великого князя (цесаря) московского Василия III. Двадцать один год он прожил с первой женой, Соломонией Сабуровой, не имея от нее потомства. Что только ни делали царь и царица, чтобы Бог даровал им младенца. Богато одаривали церкви и монастыри, ездили к знаменитым святым на поклонение, раздавали милостыни убогим, миловали закоренелых преступников ничего не получалось. Тогда они в отчаянии обратились к чародеям и колдунам, готовые ради появления на свет наследника поклониться чему угодно.

    Пришла в кремлевский дворец знаменитая на всю Русь ворожея Степанида Рязанка, посмотрела на царицу и заявила: Детям не быть.

    Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Однако понимание он нашел только у митрополита Даниила. Остальные первосвященники, в том числе и приглашенный из Афонского монастыря ученый монах Максим Грек, заняли позицию осуждения великого князя за греховное намерение, встав, таким образом, на сторону его брата Юрия Ивановича, уже метившего на великокняжеский престол.

    Василию III совместно с митрополитом Даниилом удалось избавиться от противников при помощи светского и духовного суда. Максима Грека, например, присудили к заточению в Волоколамский монастырь. Великий князь получил от Даниила благословение на развод и новую женитьбу. Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, через четыре с липшим года подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV. Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость.

    Постриженная в монахини под именем Софьи, Соло-мония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она, говорят, в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. За это советник царя Иван Шигона отстегал ее бичом. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали знающие монахи, родила царского сына.

    Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.

    Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Научное вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике-колоде была похоронена кукла в мальчиковой рубахе, завернутая в материю XVI века и опоясанная пояском с кисточками. Археологическая находка позволяет нам задуматься над двумя версиями: никакого сына у бесплодной Соломонии не было или на самом деле сорокадвухлетняя монахиня в отместку Василию III (бесплодному) родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям.

    Дальнейший поиск царевича Георгия приводит нас к славному разбойнику Кудеяру, который всю жизнь только тем и занимался, что мстил за поруганную честь матери. Сердобольное отношение русских людей к униженным и оскорбленным верховной властью породило множество устных сказаний о легендарном разбойнике. Многие центральные губернии России считали его своим земляком. Доброхоты искали и находили вернейшие доказательства пребывания Кудеяра в их краях.

    Так, например, краеведы Рязанской губернии в XVIII веке нашли его разбойничье логово на берегу реки Истры в урочище Каменные Кресты (главное, как они считали). Неоспоримым доказательством краеведы посчитали гигантский камень-известняк с начертанным на нем именем Кудеяра.

    Клад знаменитого разбойника на берегу Дона представляет собой награбленное добро, добытое Кудеяром совместно с помощниками Волдырем и Анной. Эта маленькая разбойничья банда укрывалась в лесах между Дубком и Лебедянью. Она занималась грабежом судов, везущих товары вниз по Дону, до Азова. Потому-то и ополчились донские казаки на атамана Кудеяра. Пытались донцы-молодцы поймать знаменитого разбойника, завладеть его кладом, но ничего из этого не вышло.

    Исследователь тайны Кудеяра Г. Антонов советует кладоискателям не путать легендарного Кудеяра с подлинным историческим лицом:

    ...В русской истории второй половины XVI века во времена Ивана Грозного был известен сын боярский, родом из г. Белева, Кудеяр Тишенков. Примечательна судьба упомянутого Кудеяра Тишенкова. В мае 1571 года многочисленные конные орды крымского хана Девлет-Гирея совершили стремительное нападение на Москву. Вместе со своими сторонниками Тишенков перешел на сторону врагов и указал им пути подхода к столице. Крымскому хану удалось поджечь Москву, но затем его войска были вынуждены отступить. Однако услуга врагам была неоценимой, и этого оказалось достаточным, чтобы заслужить доверие хана. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинуя пределы Московского государства и остался в Крыму.

    Известны письма пленного Василия Грязного из Крыма к Ивану Грозному, в которых упоминается Кудеяр. Через несколько лет изгнания Кудеяр обратился к царю с просьбой простить вину и разрешить вернуться на родину. Царское согласие было получено. Как сложилась дальнейшая судьба Кудеяра, неизвестно. Его имя больше нигде не упоминалось. Нет документов, подтверждающих, что Кудеяр Тишенков и знаменитый атаман разбойников одно и то же лицо...

    Далее Г. Антонов говорит, что в легендах и преданиях Тульской губернии имя разбойника Кудеяра связывалось с бывшим Белевским уездом. Что там есть село Кудеяровка и Кудеяровские выселки. Якобы и могила Кудеяра находится в тульской земле: недалеко от Тулы, за Косой горой...

    По примеру древнегреческих городов, споривших между собой за право называться родиной Гомера, и средневековых городов, претендующих быть родиной Колумба, наши российские губернии соревновались за право быть последним пристанищем разбойника Кудеяра.Кудеяр… Говорят, что именно о нем сложил народ одну из лучших своих песен:

«Не шуми ты мати, зеленая дубрава,
Не мешай мне добру молодцу думу думати!…»

Кто же он? Существует огромное количество легенд, в каждой из которых личность Кудеяра представлена по-разному.

Одни предания считают Кудеяра разбойником, грабившим население; другие –опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя, третьи – беглым разбойником и самозванцем, выдававшим себя за родственника царя, четвертые считают Кудеяра братом Ивана Грозного (сыном Василия III от первого брака). Историк А.Леопольдов считает, что предводителем одного из разбойничьих притонов в Саратовском крае Сердобского уезда «был атаман Кудеяр, татарин необыкновенного роста, зверовидной наружности и редкой силы». Согласно преданиям, он жил в пещере Кудеяровой горы, недалеко от села Лох.

В окрестностях с.Лох расположены возвышенности и урочища, названия которых связаны с памятью о Кудеяре. Это Кудеярова, Марунова и Караульная горы, Майоров дол, урочище «Пушка», Утиное озеро. Кудеярова гора в прошлом представляла из себя хорошее городище, становище было окопано рвом и волами. У подножия Кудеяровой горы бьет Симов родник, названный в честь друга Кудеяра, образуя речку Соколку, соединенную через реку Чардым с Волгой. В прошлом Чардым был полноводной рекой, и по преданию, именно этим водным путем пользовались Кудеяровцы для набегов на купеческие суда, идущие по Волге, все ценное свозилось в Кудеярово логовище – лог, именно отсюда пошло название села Лох, которое называют еще Кудеяровкой.

Вот одна из легенд, записанная Б.Зайковским в с.Лох весной 1919 года со слов 65-летней Анастасии Родионовой.

«Кудеяр был царского роду. Он приходился родным братом Ивану Грозному. Когда до царя Василия III дошли слухи, что Соломония родила сына, он приказал убить его с тем, чтобы в будущем он не претендовал на престол, во избежание смуты в царстве. Василий III послал к Соломонии двух убийц. А они дорогой сговорились убить другое дитя – некрещеное, а царевича отослать к турецкому султану. Так они и порешили, потому что думали себе жизнь спасти, а когда царевич вырастет, то за спасение свой души их наградит и первыми в царстве людьми поставит. Вот приехали они в тот город (Суздаль) к матери его и все рассказали. Ну, ей-то, конечно, свое дитя жалко стало. Взяла она грех на свою душеньку: была при ней верная прислужница из татарок (некрещеная). Вот царица и говорит ей: «Мне сказали эти добрые люди, что царь велел моего сына убить, а ты, раба моя верная, докажи мне службу свою, отдай свое дитя некрещеное тем убийцам на смерь, а я тебя не оставлю?!» Залилась татарка слезами и говорит: «Сначала меня убейте, а потом убейте мое дитя». На том и порешили, с царевичем приехали к самому султану и все ему по чистой правде рассказали. Обрадовался султан и говорит им: «Хорошо, Вы царевича оставьте у меня, а вас я большими людьми сделаю, а когда царевич вырастет, дам вам войско и казну, вы покорите всю Россию, царевича на престол посадите. Но только за эту помощь, вы должны будете нашу веру принять и от Иисуса Христа отрешиться?! Стали они промеж себя совет держать. Симон, который был помоложе согласился, а другой, которого звали Иван, сказал: «Нет! От Христа я не откажусь и против царя не пойду!» На утро Симон пошел к султану и все рассказал ему. Султан велел Ивану голову снести, а Симону говорит: «Когда царевич в лета войдет, мы его женим и веру он нашу примет». Царевича назвали Кудеяром, и в свою веру перевели. Рос он рос и таким богатырем вышел, какого во всей турецкой земле не оказалось. «Когда исполнилось Кудеяру 17 лет его женили, а потом с большим турецким войском он направился в Россию через Каспий, чтобы отомстить за несправедливость.

Но разыгравшаяся на море буря разметала турецкие корабли. Погибли все, в том числе и жена Кудеяра. Спаслись только Кудеяр и Сим. Судьба привела их к раскинутому в лесах татарскому становищу, которое находилось в окрестностях нынешнего с.Лох. Поселились в пещере горы, прорыв в ней ходы. Стал собирать Кудеяр к себе молодцев, беглый люд, а с ними потом стал грабить купцов и бояр.

Часть отнятого богатства отдавал бедному люду, другую часть складывал в пещере, украшал комнаты коврами персидскими, да столами дубовыми и всяки добром. А чтобы в горе воздух был легкий, чтобы можно было огонь развести и коней держать, пробили сверху горы отверстие в виде трубы. Внутри выложили ее камнями, чтоб земля не обсыпалась в жилье.

Шло время, Кудеяр - атаман разбойников собрал казну богатую, много золота, целые бочки серебра и камни самоцветные. Однажды, вернувшись из очередного разбоя, его верный товарищ и друг привез Кудеяру в подарок невиданную красавицу Настю. Полюбилась она Кудеяру.»

«Дошла молва о делах Кудеяра до Ивана Грозного. Двинул он на Волгу большое войско. В свою очередь, Кудеяр созвал к себе всех степных атаманов, да татарских ханов, мечтавших отомстить Ивану Грозному за разгром из ханств. Собралось народу столько, что места на горе не осталось свободного. Захотел Кудеяр показать всем удаль своих воинов, поспорил, что Сим на коне перепрыгнет с Маруновой горы на Кудеярову».

Пришпорил коня Сим и перелетел с горы на гору. Ахнули все, не думали они, что Сим живой останется. А Сим еще похвалялся перед ними: «Это что, вот раз атаман послал меня за 100 верст, так я на этом коне с горы на гору и не такие пропасти перелетал». И не заметил Сим, что конь его чуть на ногах держится. Повернул коня, попрощался. Взвился конь, да на самой середине упал от усталости замертво. Да так грохнулся вместе с всадником, что ушел в землю на семь сажен. И забил из той ямы родник, который потом назвали Симовым. Вода в нем чистая, да легкая».

«Пришла беда, отворяй ворота», говорит пословица. Заболела его жена, красавица Настя. Вскоре она умерла. Темнее тучи стал Кудеяр. Нарядил покойницу в парчу да бархат, в жемчуга, да камни самоцветные. Гроб ей сделал дубовый, серебром окованный. На развилке трех дорог вырыл ей под могучим молодым дубом могилу. А когда стали ее землей засыпать, увидели обоз, который на 300 подвода следовал из Москвы в Астрахань. Везли вино в бутылях да штофах старинных. Кудеяровцы разграбили обоз, вино слили в бочки дубовые, а посуду перебили на мелкие кусочки и засыпали на могилу верной жены. Получился целый курган.

А вино выпили за упокой ее души. «Старики сказывали, - говорит А.Родионова, - это еще на их памяти на месте могилы при солнце словно звезда горит: то стекло сверкает и переливается. Схоронил Кудеяр сразу и друга и жену любимую, и постыл ему стал белый свет. К чему козна несметная? К чему удаль богатырская?» Созвал вновь Кудеяр атаманов лихих и сказал: «Царя Ивана я не прощаю не за свою обиду, а за то, что для народа он зверь лютый. С ним вы сражайтесь, а меня Кудеяра забудьте. Не поминайте меня дурным словом, не судите меня строго. Не мил мне стал божий свет. Возьмите моих коней, мое оружие, порох и казны моей часть. Идите каждый своей дорогой, а сюда дорогу забудьте». Разъехалось войско, остался Кудеяр один «Стал он строить в своей горе церковь божью», - говорит А.Родионова. «Иконостас поставил из части золота, серебряные отлил колокола, сосуды святые да книги все (из других церквей награбленных) в той церкви собрал. Завалил все входы в свое подземное жилье. Свои и людские грехи перед Господом замаливает. Старики раньше говорили, что под большие праздники, глубоко под землею слышен был перезвон его серебряных колоколов, а затем он прекратился, и решили, что Кудеяр умер!»

А вот еще одна легенда о Кудеяре, записанная Т.Ладухиной, дед которой жил в Лоху в XIX. в.: «На глазах двух братьев по приказу помещиков засекли насмерть их родителей. Два окровавленных трупа выбросили в яму. А в полночь над поместьем показалось огромное зарево пожара. К утру от усадьбы остались одни угодья, среди которых валялись трупы барина и его слуг.

А два брата, Сим и Кудеяр, запалив усадьбу, вскочили на лихих коней из барской конюшни и умчались в синюю даль волжских просторов. На своем пути каждую ночь они поджигали помещичьи усадьбы, оставались неуловимыми на своих скакунах. Из беглых рабов Сим и Кудеяр создали себе отряды и разделились на две группы. Они жгли поместья, убивали их владельцев, забирали с собой их богатство. Пять лет Сим и Кудеяр со своими отрядами «гуляли» по волжским степям, по Уральским горам и по долинам рек Хопра и Медведицы. Дальше в предании говорится: «Однажды ночью, когда все спали, а Кудеяр сидел на берегу Волги, он услышал конский топот, стали слышны голоса, Кудеяр разбудил своих, а когда обоз, охраняемый полицией, приблизился, разбойники напали на него и отняли все драгоценности и молодую, необычайной красоты девушку. Она была прекрасна. С русыми, пышными волосами, с черными, как агат глазами, руки ее были белы как мрамор, голова величаво держалась, тень печали была на ее лице. Это была дочь дворянина, который за вольнодумство был сослан в Сибирь на вечное поселение, а его дочь, красавицу Людмилу, взяли в наложницы какому-то вельможе. Сильно полюбилась Людмила Кудеяру, он нарядил ее в шелка и бархат, на ноги одел сафьяновые сапожки, шею и руки украсил жемчугом и другими драгоценными камнями. Он любовался ею день и ночь. Людмила тоже полюбила Кудеяра, и они решили пожениться. Послали гонца разыскать Сима и пригласить его на свадьбу. Сим не замедлил явиться. И на берегу Волги, где возвышаются Жигулевские горы, они устроили богатую свадьбу. Симу тоже понравилась Людмила, и он решил отнять ее у брата. Когда Людмила спустилась к реке искупаться, Сим упал перед ней на колени с молящими глазами. Глаза горели негой и страстью, он как зачарованный смотрел на неземную красоту Людмилы. Когда Сим почувствовал, что Людмила неумолима, когда он убедился, что она любит Кудеяра, он решил силой вырвать ее и, позвав своих друзей, они схватили ее и хотели ускакать. Людмила вскрикнула, что услышал Кудеяр. Он жестоко расправился со своим наглым братом, а со своим отрядом и любимой женой уехал в лесостепную полосу России. Пробравшись через топкие болота, Кудеяр остановился у высокой горы, которая теперь называется Кудеяровой. Там, где расположена цепь вечнозеленых, стройных сосен и находится его убежище – глубокая пещера. Здесь и остановился Кудеяр со своей женой и друзьями. Гора, на которой расположилось кудеярово войско, всегда шумела радостными голосами, песнями. Его товарищи по горам, вокруг дола садили сады, а в сухом месте дола стали сеять пшеницу и садить бахчи. Это самое место теперь называется Сухоуловской. В предании говорится, что Кудеяр безумно любил жену, целые дни и ночи проводил с ней. Тем временем Сим, потеряв след Кудеяра, искал его. Любовь к Людмиле все сильней жгла его сердце, и он решил во что бы то ни стало найти ее. Однажды ночью Сим со своим отрядом остановился на отдых на противоположной горе от Кудеярова лога, услышал знакомый голос. Пела Людмила. Сердце в его груди сильно забилось. Всю ночь он не спал, а утром Сим вызвал Кудеяра на бой. Простившись с женой, Кудеяр вскочил на коня, Сим уже ждал его. Они взмахнули мечами и понеслись навстречу друг другу как ураган. Они встретились в воздухе над ущельем между гор, где и начался бой. Меч Кудеяра вонзился в сердце коня Сима, в то время как меч Сима рассек богатырскую грудь Кудеяра. Насмерть раненный конь Сима вместе с седоком рухнул в ущелье, исчезнув в трясине, и на том самом месте забил фонтан холодной прозрачной воды. Говорят, что слезы Сима.

А конь Кудеяра заржав, помчался обратно на гору, где стояла побледневшая Людмила. Она упала на бездыханное тело своего супруга и горько рыдала. «Кудеяра похоронили за чугунной дверью в пещере. Большинство разбойников уехали и рассеялись по белу свету, но часть осталась вместе с Людмилой, у подножия горы выстроили себе дома. Через 4 месяца у Людмилы родилась дочь. Она выросла, вышла замуж. И от них пошло потомство кудеяровцев и селение стало называться Кудеяровка». Людмила умерла в глубокой старости и ее похоронили рядом с Кудеяром в пещере за железными дверями. Придание говорит, что в начале вход в пещеру идет по вертикали метров на 12, затем ноги ступают на каменное дно. Солнечный свет не проникал, и приходилось зажигать свечу. В центре пещеры расстояние хода расширилось, и в середине стены стояла огромная железная дверь, запертая большим замком с надписью «Лог». Там находились и все его сокровища. «Много золота, жемчуга, других драгоценностей. Когда посмотришь в щелку между створками дверей, то за стенами видишь свет, похожий на свет луны, такой бледно-перламутровый, иногда отливает разными цветами. Многие пробовали проникнуть в святыню Кудеяра, но безуспешно. Открыть замок на той загадочной двери никому не удалось».

Еще в одной легенде говорится: «Аксюша, писаная красавица, вскружила головы атаману Кудеяру, Симу и Маруну. Начали они враждовать меж собой. А потом решили соперники помериться силой: перескочить на конях с одной горы на другую. Кто одолеет, тот будет владеть красавицей. Заседлали коней, одели доспехи. Сим въехал на гору, что стоит через долину от Кудеяровой, Кудеяр - на свою, Марун - на свою. Сим первым ринулся в бой. Конь разбежался, оттолкнулся и вместе с всадником взлетел, но не смог перемахнуть долину и упал между гор. Провалился у самой подошвы Кудеяровой горы, близ берез. И в этом месте брызнула вода».

«В Кудеяровой горе находится пещера с двумя отверстиями. В пещеру ведет узкий извилистый подземный ход от середины довольно крутого склона горы, тянущийся внутрь сажень на сто, из внутреннего помещения до верхней площади горы было отверстие, сажень в 30 длины - «Труба», через которое выходил дым наружу. В пещере Кудеяра было много тайных ходов. Внутри горы был «дворец», как называют его рассказчики, который был окружен коридорами. Помещения внутри пещеры богато убраны сокровищами, добытыми при набегах. Здесь же в пещере была и конюшня».

После 20 лет совместной жизни у великого князя Василия III и Соломонии не было детей. Обеспокоенный отсутствием наследника, он стал подумывать о разводе. Соломонию обвинили в бесплодии и насильственно заточили в Суздальский Покровский девичий монастырь. При пострижении ей дали имя София.

Василий III вторично женился, взяв в жены литовскую княжну Елену Глинскую. Только через три года желаемый результат был достигнут: великая княгиня родила 25 августа 1503 г. знаменитого Иоанна IV Васильевича.

А тем временем, вскоре после заточения Соломонии в монастырь, по Москве стали распространяться слухи, что у ссыльной княгини родился сын, которого она назвала Георгием. По распоряжению Василия III в Суздаль были направлены его ближайшие помощники для установления истины. Однако Соломония отказалась показать ребенка, сказав, что когда он вырастет, явится, чтобы завладеть принадлежавшим ему по праву престола и отомстит за позор матери. По свидетельству монахов, вскоре ребенок скончался и был погребен в Покровско-Суздальском монастыре. Но эта легенда получила неожиданное подтверждение. В 1934 году реставратором, директором Суздальского музея Алексеем Дмитриевичем Варгановым, около гробницы Соломонии-Софии было найдено и вскрыто надгробие XVI в., а под ним обнаружен гробик-колода, в котором находилась кукла, одетая в маленькую шелковую рубашечку. А.Д.Варганов предположил, что «ложное захоронение было устроено Соломонией с целью спасения ребенка!»

История рождения сына у Соломонии – это монастырская легенда, получившая широкое распространение. С другой стороны – Кудеяр, герой легенд и преданий, неизвестно когда и где родившийся. Не исключено, что имена Соломонии, Кудеяра и Ивана Грозного были впоследствии искусно соединены между собой. Так родилась легенда о родстве Кудеяра и Ивана Грозного.

В XIX.в. в России широко было распространено кладоискательство. Слухи о несметных кладах, зарытых Кудеяром, породили целую армию кладоискателей. Поиски знаменитых кладов, в реальность существования которых многие верили, привели к тому, что кладоискатели только им известными путями находили и располагали целыми описями этих кладов с приметами мест, по которым, якобы, можно было разыскать сокровища. На один из таких документов, датированный 1605 г. и подписанный самим Кудеяром, ссылается А.Н.Миних. «В начале сентября 1887 г. пристав пятого стана Саратовского уезда Ф.А.Горин прислал ко мне крестьянина Пензенской губернии, краснослабодского уезда села Самоевки Никифора Егорова-Милина, лет 55, который на мои распросы объяснил, что у товарища его, оставшегося дома, есть документ 1605 г., подписанный Кудеяром Кудеяровым, где описано, что против Кудеяровой горы и той норы или входа, который ведет во внутреннюю пещеру, немного выше родника, на противоположном берегу речки, в склоне горы находится заваленный вход с приметами, ведущий в три погреба, в которых хранятся большие богатства. В этой же старой грамоте значится, что несколько верст от входа есть рытое озеро и около него грядки, указаны и другие приметы. На этот клад положен был Кудеяром зарок на 200 лет. Кудеяр был «Хозяином» и чеканил монету из своей руды, он сам спрятал сокровища в этих погребах. «Рыть вход должны рабочие в нечетном числе. В Пензенской губернии, - говорил Милин, - есть пять становищ Кудеяра, я с товарищем, у которого хранятся эти бумаги, ходил по этим местам, но приметы не сходятся». Теперь он пришел один в с.Лох и все приметы сходятся с тем местом, которое лежит саженях в 300 от села Лох против Кудеяровой пещеры и Симова родника, верстах в двух с чем-то есть рытое озеро с грядами около него.

Лоховчане в прошлом веке тоже утверждали, что у местного жителя – крестьянина Григория Ершова (давно умершего) тоже была старинная записка, доставшаяся ему по наследству, в которой подробно описаны все входы в пещеру и ее богатства. «На склоне горы будто находилась гробница жены Кудеяра, в другом месте молельня с множеством старинных икон в богатых окладах, а третьем – дворец, где скрыты его сокровища». «Ерш был одинок и когда умер, то записка пропала», - говорили жители Лоха.

Впечатления от таинственной и загадочной личности Кудеяра были настолько сильными, что вдохновили известных поэтов, историков XIX в., а также крупных писателей на создание художественных произведений, посвященных этой легендарной личности.

Его имя обессмертил Н.И.Костомаров в романе «Кудеяр», он был воспет Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Н.А.Навроцкий посвятил ему проникновенное сказание «Последняя любовь Кудеяра»…

Об атамане Кудеяре наряду с художественной литературой имеются небольшие труды ученых. Так, член Московского археологического общества А.Н.Миних, изучая в 1861-1888 гг. народные обычаи, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии, описывает и Кудеярову гору с имеющимися на ней двумя отверстиями. Как известно из Саратовского дневника №181 за 1880 г. в село Лох приезжала ученая комиссия, состоящая из одного человека из Московского археологического общества и одного человека из Казанского археологического общества. Занимались Кудеяровой горой в 1890 г. и ученые г.Саратова. А.Ф. Милошенко в своем очерке о Кудеяре пишет: «В 1977 г. один старик 80-ти лет из с.Лох говорил, что с ним вела разговор в 1898 г. какая-то комиссия, которая что-то раскапывала на горе, но вскоре работу приостановили, т.к. не хватило средств. Он же говорил, что в 1903 г. в Лох приезжали 3 человека из Петербурга, которые вели разговор о произведении на горе нескольких взрывов, но это вызвало у них большое опасение, т.к. от взрыва мог получиться завал тех мест, откуда бьют родники и село останется без воды.

В августе 1890 г. в Лох приезжала археологическая экскурсия. В ней участвовали: помощник председателя статистического комитета А.И. Соколов, член комитета А.Н.Миних, усердно занимающийся археологией и поместивший много статей по этому предмету в «Саратовских Губернских Ведомостях», секретарь комитета Ф.М.Преображенский. Вот их описание Кудеяровой пещеры на тот момент: «В Кудеяровой горе находится пещера с двумя отверстиями, ведущими внутрь горы:: одно из них называется «трубой» и расположено на самой вершине горы, но так завалено щебнем, что отверстия не видно и осталась только яма, глубиною в сажень. Прежде, как говорят лоховчане, отверстие было свободным и можно было опускаться на глубину около 30 сажень внутрь горы отвесно, тогда было видно, что стенки «трубы» из дикого камня, ясно носят на себе следы копоти от дыма, почему можно думать, что отверстие действительно когда-то служило выходом для дыма из внутренних помещений пещеры, это отверстие, по словам сторожилов (в 1880 г.), лет 20 тому назад завалили солдаты, стоявшие в селе Лох Бутырского поселка. Другое отверстие в роде русской печи находится ниже, на склоне горы, и обращено на юг, приблизительно сажень 40 от дна долины, последнее имеет теперь около ; аршина вышины и около 18 вершков ширины и помещается в яме; человек может теперь только пролезть в него ползком не более 5 сажень. Вход этот ведет далеко внутрь горы извилистым коридором. Раньше, как говорят лоховчане, можно было проникнуть по нему сажень до 60-ти. А дальше проход заслонен упавшими камнями, затем обрывается пропастью, из которой поднимаются горы, гасящие свечу и на дне которой бурлит как-будто вода и веет холодом. Вход в пещеру год от года обваливается, заносится щебнем и песком от весенних потоков. В 1870-х г. смельчаки живописцы, работавшие в лохонской церкви, смогли проникнуть на 70 сажень внутрь горы. Они нарисовали план своих исследований, но куда они его дели, неизвестно.

В начале XX в. Миющенко Ф.М., проживавший в 8 км. от Кудеяровой пещеры и его сотоварищ из деревни Александровка Даниловского района Пензенской области с.Пугачев, с большим трудом проникли в глубь пещеры на 30-35 м. А в 1920 г. отец и сын Миющенко не смогли пробраться и более 20-ти метров.

В 1924 г. в селе Лох побывал Свенцев Г.Г., который опускался в пещеру на 30 м. и якобы добрался до железной двери. В краеведческом музее г.Саратова есть его тетрадь, где он описывает пещеру.

В июне 1957 г. кКраеведческий отряд Энгельсского дома пионеров по руководством М.С.Шпилева прибыл в с.Лох на раскопки пещеры. С ними вместе находился корреспондент Всесоюзного радио, который рассказал в своем выступлении по радио, что раскопки были успешны и его материал дошел до большого круга слушателей. В газетах «Комсомольская правда», «Труд» и в Саратовском «Коммунисте» стали печататься очерки о тайнах Кудеяровой пещеры.

На многие вопросы ответил директор табачной фабрики г.Саратова Миющенко А.Ф., семья которого проживала раньше в этой местности. Его дед М.Т.Грошев занимался сбором и критическим изучением легенд и сказаний о Кудеяре и его пещере. Хотя он был простым сапожником на селе, он выезжал в ряд городов Кавказа исключительно затем, чтобы кое-что прослышать о Кудеяре. После смерти Михаила Тимофеевича преемниками стали родители Андрея Федоровича и он с ними неоднократно бывал на Кудеяровой горе, спускался в пещеру метров на 30. «Деятельность моих родителей уже не сводилась к собиранию легенд и сказаний, т.к. в их распоряжении имелось достаточно материала, к тому же, очищенного от противоречий, чем страдали почти все легенды».

В 1958 г. А.Ф. Миющенко представилась возможность принять участие в раскопках в качестве консультанта экспедиции Энгельсского дворца пионеров. Раньше Энгельсских прибыли в Лох ребята из Новобурасского дома пионеров и начали копать там, где врывались в гору Энгельсские туристы.

В 1958 г. была более длительная экспедиция. В ее подготовке принимали деятельное участие десятки людей. Нам помогали работники Саратовского университета, областного архива, краеведческого музея. Из древнего города Суздаля приходили письма от известного археолога Варганова, который внимательно следил за работой краеведов и помогал добрыми советами. А.Ф. Миющенко указал место входа в пещеру и Новобурасские и Энгельсские туристы расчистили прежний вход на 15 метров. Потом Энгельсские ребята занимались углублением ямы на вершине горы, которая должна показать следы нахождения трубы. Расчистка продолжалась 6 дней и расчищена на прямую в глубь до 35 метров.

Найден вход в пещеру «труба», большой ключ, металлическая пластинка с «изображением» Кудеяра. Археологи нашли шлак, оставшийся от плавки метала, черенки посуды, становище атамана, вал, окружавший становище.

Расчищенное место (отверстие входа) могло стать интересным объектом для экскурсии, в первую очередь, Саратовской области. Следует сказать, что все дни работы гору посещали много народа, были и экскурсии школ из Саратова и учащихся г.Энгельса, приходили местные жители.

А между тем было интересно расследовать, что же таит в себе заветная гора. Может быть в ней и в самом деле сокрыты богатства, а быть может, там лежат только груды человеческих костей?

Около 400 лет как Кудеяра нет, а легенды и сказания стойко живут в народе и поныне. Нет основания считать, что все легенды о Кудеяре от начала и до конца являются вымыслом. Кудеяр, несомненно, был. И Кудеярова пещера представляет интерес и для историков, и для археологов, и для туристов.