екатеринбургский свинг

Ботакараев Бахыт
Я покинул свой  Екатеринбург
Город , где потерял я смысл жизни
 Вздыбленными  конями встречает Ростов
Еще один угол моей Отчизны
Покинул я те города
Где душа моя   стонет и плачет
Вот  пришел теперь я сюда
Может здесь все будет  иначе…?

 
Недавно я переехал в Ростовскую область. Здесь я встретил удивительного человека, страстного меломана, любителя джаза , нашего земляка из  Екатеринбурга Камбарова .Б.И. Его память хранит почти всю историю джаза. Отрывки его воспоминаний о джазовом Екатеринбурге  я выношу на ваш суд.
               

                ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ  СВИНГ .
                Годы  полные джаза.
               
                Памяти моего друга Дуброва  Александра Николаевича.
               
                Из воспоминаний Бориса Ильича Камбарова  о джазовом Свердловске.
                Запись и  литературная обработка Ботакараева Бахыта.         
Мой отец был родом из города Камышин  1879 года рождения, мама моя 1903 года была тоже из того  города что и отец.Родители мои были образованными людьми .Отец закончил Саратовское художественное училище.Потом  поступил  в Императорскую академию художеств  закончить которую он по болезни не смог. проработал   скульптором мастерских художественного фонда  города Свердловска .Мама закончила  \ Промакадемию\работала экономистом-  плановиком \Торфотреста\.Мама была поклонницей классической музыки, оперы. водила в театры. Ее любовь к  музыке  передалась и мне,но той музыке о которой  она не имела понятия, к джазу Мне было пять лет когда отец купил радиоприемник ВВ-662 который имел  четыре диапозона.Это было в начале пятидесятых, мне открылся огромный музыкальный мир.Примечательно что этот радиоприемник 1949 года выпуска принимал короткие волны с 16 метров что позволяло слушать  зарубежные станции. Позже все радиоприемники в Советском Союзе выпускались  со шкалой начинавшуюся с 25 метров.Гремела музыка в эфире ,вальсы ,фокстроты,классика.Я слушал все подряд, Проводил много времени  за радиоприемником.Музыкальные пристрастия мои не определились, но тянуло к западной музыке. После школы я поступил на работу   в Оргтехстрой, техником отдела автоматизации.Тут вскоре со мной произошел случай,вроде не имеющий   отношение к музыке , но определивший  мой раздел  в ней,  в который я погрузился с головой и стал моей страстью.Меня послали в командировку в Егоршино ,это поселок в Сверловской области,не помню за давностью лет , на какой-то завод. На вокзале местная шпана  отобрала у меня приборы которые я привез для замены ,на завод.Подав заявление в милицию ,так и не дождавшись от нее помощи я вернулся в Свердловск . Пошел к зам.директору, докладывать о случившемся.во время разговора с ним в кабинет зашел стройный, подтянутый улыбающийся брюнет. Зам. Директора  отпустил меня.В лабораторию где я работал , через некоторое время по своим  зашел тот  брюнет. Так состоялось мое знакомство с Александром Дубровым страстным  меломаном,коллекционером .Как то я купил две пластинки  самодельные,из какого-то желтого пластика, на одной  помню был Чабби Чеккер с песней \Твист э гейн. \Поделился с Дубровым о своей покупке.Он пригласил меня к себе домой и впервые я увидел  у него импортные пластинки  с джазовыми произедениями.Я был потрясен.Блестящие конверты для пластинок, с яркими фотографиями исполнителей, с аннотациями на английском  который я немного понимал и читал, потрясающая, виртуозная импровизация  исполнителей ,прослушивание  на самой современной для того времени  аппаратуре ,чарующей джазовой музыки, пределили окончательный  мой музыкальный выбор. Я  слушавший музыку на своем  скромном радиоприемнике, гонявший  самопальные  пластинки на примитивном проигрывателе влюбился в джаз окончательно и  бесповоротно.Постепенно  у нас образовался неформальный круг любителей джаза, куда входили   Валя   Морозов ,Валера Чернавин,Гена  Сахаров, Демидов Борис, Игорь Косотуров, Эдуард Зайцев, мы обменивались  пластинками , магнитофонными записями. Чаще всего мы встречались у Саши Дуброва  .Люди разных специальностей, возрастов  образования .Морозов Валентин публиковал статьи про джаз в газетах и можно назвать его пропагандистом  джаза.Валера Чернавин играл на ударных в д\к Урал.Позже он вел передачу\ Осколки\ на радио 909 КГЦ , на средних волнах.потом на радио\ Екатеринбург\ в ФМ диапазоне на частоте 107,6. Гена  Сахаров  был  химик по образованию.Демидов Борис с которым меня познакомил, Саняк Василий кандидат архитектуры был большим любителем  авторской песни . закончил музыкальную школу по классу баяна, с отличием .Часто я схватывался с ним в спорах   о направлениях в музыке. На нас он смотрел немного свысока, считая себя профессиональным  музыкантом .  Екатеринбург, в то время Свердловск приезжали известные в то время исполнители джаза такие как  ансамбль\ КАДАНС\ Германа Лукьянова .джаз- ансамбль\ АЛЛЕГРО\, джаз-роковый ансабль\ АРСЕНАЛ\  Трио  Григория Файна .  В 1969  я устроился на работу в СИНХ \ Свердловский институт народного хозяйства\  техником в лабораторию \НОТ\ Научная организация труда. проработал до 1972 года в этом промежутке приезжал в СИНХ  Пресняков- старший он исполнял авангардную для того времени джазовую музыку в стиле Джона Калтрейна. Моему начальнику,Вадиму Моисеевичу Форштадту, тоже большому любителю джаза выступление Преснякова не понравилось. Он не любил авангардную музыку , как и Высоцкого .его больше устраивал свинг, музыка больших оркестров, без резких звуков.Ему больше по душе была музыка Оскара Питерсона , скрипача  Става  Смита .Позже, я слышал что Вадим Моисеевич эмигрировал  в Израиль.Он был специалистом по медицинской электронике . Эдуард Зайцев работал электронщиком на оптико- механическом заводе.Закончив курсы английского языка, он перевел книгу английского музыковеда Кара о Майлсе Девисе.Потом он выпустил компакт- диск со своими джазовыми импровизациями, где солировал на акустической скрипке, на второй дорожке он  играл на электронной .Компакт-диск назывался по аналогии\ Джаз на четырех струнах\.Позже он  написал книгу \Бацилла именуемая-ДЖАЗ\. Несомненно Зайцев был одним из наиболее талантливых  моих знакомых.
.Пластинки  и катушки с магнитофонными лентами мы слушали на наших отечественных радиолах и  магнитофонах  К сведению современных слушателей радиолой назывался радиоприемник имеющий проигрыватель пластинок. В 50-е и 60годы наша промышленность выпускала неплохую для того времени технику, причем разнообразную.Заслуженной популярностью пользовались приемники \Балтика\  \Рига-10\ Последний отличался выходной мощностью звука ,по документам она составляла 10-ватт. Но имея динамик  не с  постоянным магнитом, а с электрическим ,хотя не знаю играет это роль или нет, на полной громкости  она орала так, что заглушала все в округе.Радиолы Вэф, Ригонда,Эстония и другие марки отличались весьма высоким качеством звука.Первые массовые приемники были на так называемых октальных лампах, которые были большого размера. Так лампа –выпрямитель переменного тока в постоянный ,так называемый кенотрон, была размером с 200-граммовый стакан.В эпоху  октальных ламп я не помню были ли магнитофоны, по моему не были,имею ввиду в продаже. Потом появились пальчиковые лампы.Кенотроны сменились на диодные и селеновые выпрямители. Позже  на смену пальчиковым лампам пришли полупроводники, так называемая транзисторная техника. И тут явно  обозначилось наше отставание в радиотехнике. Но мы причин этого  касаться не будем. Все кто имел дело с ламповой техникой отмечают, что она создавала необьяснимую атмосферу уюта  и покоя в доме .На улице мог лежать снег, лить дождь , а в комнате горел успокаивающий  зеленый глаз индикатора приемника, светилась желтым светом шкала,показывая незыблемость нашего бытия .

Подруга моей мамы, тетя Зина купила дочери магнитофон Яуза-5.Я конечно увидев эту технику ,загорелся, но  мои финансовые возможности не позволяли приобрести магнитофон.Я  взял в прокат два магнитофона \Астра 4\  Позже я купил магнитофонную приставку \Ноту\  некондиционную, то есть бракованную в магазине \Юный техник\ не  имевшую корпуса. Ее надо было подключать к радиоприемнику, так как не имела усилителя низкой частоты, соответсвенно не имела акустической системы.Аппаратура стоила дорого,при  моей зарплате 90 рублей,магнитофон ЯУЗА-6  стоил 190 рублей.Мне пришлось брать ее в кредит с приобретением которого появилась возможность записывать понравившуюся музыку.Записывал я целые передачи с Голоса Америки одну передачу \Беседы оджазе\ вели Мария Солиберти,  Уиллис Канновер. На радио  Россия шла передача \ Музыкальное приношение.\ .На Немецкой волне про джаз вел передачу  Леонид Жолквер. На Би-би-си передачу вел Алексей Леонидов,  он же Леонид Фейгин. Там же на Би-би-си вел  Музыкальную студию Джеральд Вуд , он же Ефим Барбан . По Эхо Москвы шла передача о джазе с 2-часов ночи до 5- часов утра.  автор и ведущий Борис Демидов вел джазовую десятиминутку на радио Европа-плюс. Андрей Евдокимов вел передачи  о\Блюзе \ на радио Россия , позже Эхо Москвы.Геннадий  Сахаров вел свои\ Диалоги сДюком Элингтоном\ на Эхо Москвы.  В моем магнитофоне появились записи музыкантов квартета Дэйва Брубека,Майлса Дэвиса, Фредди Хабборта,Джона Данкурта ,Дюка  Элингтона,Модерн джаз- квартета,Джон Калтрейна с разными составами,оркестра Гила Эванса,биг-бенда Тошико Акиоши и Люто Бакина , биг-бэнда  Тэда  Джонса и Мэла Луиса  и т.д. и т. п.

Литературы про джаз  практически не было.Только в Ленинграде удалось купить книгу  на   Невском в Доме книги, под названием\ Пути американской музыки.\.Выручал самиздат , до сегодняшних дней у меня сохранились две книги, чуть ли не рукописные. Уже в годы перестройки в магазине Техническая книга\мне удалось купить библиографический справочник \Джаз-Фюрер\ на немецком языке, с комментариями на  английском что мне был понятен, двухтомник.Где-то уже во время перестройки удалось купить  книгу музыковеда Феертака.Позже эту книгу я подарил внучке Саши   Дуброва      
Мой старый друг Саша , ты был моим первым учителем
А нашим учителем был Уиллис Канновер
Когда узнал что ты заболел. понял что я не у дел…
Эти строки стихотворения которое я посвятил Дуброву  с которым нас связала долгая полувековая дружба до самой его смерти 2010 году 7сентября. Когда мы познакомились, мы были молоды, энергии было хоть отбавляй.Саша Дубров был мастером спорта , боксером.Он был из интеллигентной семьи .  Отец у него был профессором, доктором технических наук, мать работала врачом.Я не смог присутствовать на похоронах своего друга. К  этому времени я  почти ослеп, не выходил на улицу. Весть о том что Саши больше  нет , сразила меня .Я был разбит ,неделю не мог прийти в себя. Пришедшая проведать меня племянница Саши ,Марина, увидев мое состояние , обняв меня, промолвила, \Борис не умирай\. Я и не умираю, живу…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ..