Сказка о том, что несказанное тоже имеет смысл

Александр Фефилов 2
Человеку слово дано, чтобы мысли свои высказывать. Не могут мысли взаперти долгое время жить, вот и стремятся наружу вылететь. А как без одежды-то словесной это сделать, вот и приходится им одеваться.
Иные слова всю мысль целиком высказывают, как она есть, в первозданном виде, не скрывая её изъяны и достоинства. Такие слова облегают мысль тонким щелком как стан девицы, подчеркивая все его выпуклости и впадины.
Другие же слова, наоборот, ложатся на тело мысли как роба бесформенная, а что под ней - только догадываться приходится.
И то трудно сказать, что лучше, а что хуже, ведь все зависит от характера разговора и от самих беседующих. Кто-то всё наизнанку выворотить хочет - о чём думает, о том и говорит. Часто такая говорь не в его пользу оборачивается, а больше на его пагубу приходится. А кто-то подбирает для своей мысли заведомо ложные одежды, чтобы собеседника своего с толку сбить, да и услышать от него то, что тот и говорить-то не намеревался и сказать-то не собирался.
Язык, известное дело, дан человеку Богом, но всяк распоряжается им по-своему. Слушаешь иной раз говорильщика какого-нибудь и диву даёшься. Гладко говорит, складно, но язык у него "вперед мысли рыщет". Выходит, не властен этот человек над своим языком. Не он владеет языком, а язык его поводырь. Благодаря такому подчинению язык сказывает о том, о чём обладатель его и не догадывался, или чего в его голове доподлинно не было. Вот и получается, чем меньше говоришь, тем меньше греха имеешь. А то потом оправдываться приходится - не хотел "это" говорить, не собирался об "этом" высказываться. А "это" уже вылетело, не поймаешь. Слово - не воробей!
Есть люди, - говорят что стену из камней выкладывают, один камушек к другому подгоняют, ничего лишнего, ни единой щелочки, через которую бы лучик сомнения просветился и все узнали бы, что кто-то неправду говорит.
Почему народная мудрость гласит, что сказанное словцо - серебряное, а несказанное - золотое? Не потому ли, что в речи человеческой много недосказанного имеется, но очень важного? Получается, одни мысли словами оговариваются; сами себя как бы показывают и явными делаются. А другие мысли, вроде бы, бессловесную природу имеют и не вынаруживаются, а умалчиваются. Но мысли-то эти только на первый взгляд невидимые, а на самом деле себя все равно проявляют, на белый свет за счет других слов выбираются. Их можно увидеть, если сосредоточиться и немного мозги свои напрячь.
И вправду верно сказано, что слово Божие и Человеческое - это свет. Слово одного человека освещает другому человеку дорогу к мысли. Только не всяк по этой дорожке шагать норовит. Бывает, что изворачивается человечишко и свои словечки собеседнику навязывает - в другую сторону светит. Вот так и беседуют двое; друг в друга светом бросаются, каждый хочет выбрать свет поярче и ослепить другого посильнее.
Бывает и так, что СЛОВО БЕЛО, А МЫСЛЬ ЧЕРНА. Не зря у людей часто в глазах от словесного света темно становится. Наступает временная слепота и человек понять не может, за какой мыслью дальше двигаться.
Есть среди людей и такие, которые сладкие речи других не очень жалуют. Люди такого рода всё отмалчиваются, да прислушиваются, как будто им и сказать-то нечего. Можно подумать, они и не знают, о чём речь вести. Сидят они напротив своих собеседников, да только и делают, что поддакивают. Ну, если уж ты такой скрытный человек, научись говорить, умалчивая! И будет говорено, да не все сказано.
При ином рассуждении можно и к такому выводу прийти: кто много говорит, тот мало сказывает. Так говорят люди политические. А, может быть, многословная и бессмысленная речь - это и есть пустословие? Ну, говорит человек о разных пустяках, голову сложными мыслями не заморочивает ни себе ни другим. Плетёт свои говорушки и плетёт. Может, у него это природная потребность говорить ни о чём. Нет, - скажет пытливый читатель, - не может такого быть; бессмысленных речей не бывает.
Пожалуй, такой читатель, прав будет. Вспоминается в этой связи одна докучная сказка о кожухе. Слова-то в этой сказке все на месте и вроде бы к месту, а вот какой смысл они несут, не всем ведомо:
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Кожух нашли?
- Нашли.
- И где он?
- Что?
- Кожух.
- Какой?
- Как это какой?
  Мы с тобой шли?
................................................
Видим мы, что смысл докучной сказки не всякому человеку раскрывается. Не может он высветится человеку европейскому по причине его приверженности к рациональному мышлению. Для понимания русской докучности прозападная логика не годится. Логика ума у русского человека не так устроена. Она проявляет себя в недосказанном, не озвученном тексте, даже не между строк, а выше их или ниже:
- Они с нами не пошли?
- Не пошли.
- Значит, им не суждено было найти кожух?
- Не суждено.
- А нам суждено?
- Суждено. Мы ведь кожух не искали.
- Верно! Не искали. Значит кожух был потерян не случайно?
- Не случайно.
- А, если бы они с нами пошли, нашли бы мы этот кожух?
- Нет.
- Почему?
- Потому что судьба так распорядилась, чтобы этот кожух именно мы нашли, когда шли вдвоем по этой дороге и ничего не искали.
- Что будем делать?
- Не знаю.
- И я не знаю.
- А нужен нам этот кожух?
- Думаю, что нет. Его нельзя поделить на двоих.
- Правильно! Зачем делить целое на части, которые не нужны.
- Согласен. Значит, мы не принимаем подарок судьбы?
- Нет!
- Почему?
- Потому что здравомыслящий человек не должен идти на поводу у судьбы. Пусть лучше судьба идет на поводу у человека.
- Тогда лучше бы было, если бы они пошли с нами?
- Нет. Лучше было бы нам никуда не ходить.
- Тогда пошли бы они!
- Возможно.
- Но мы уж точно с ними бы не пошли!
- Почему?
- А зачем ходить из-за какого-то кожуха!
- Тебе не надоело вести этот бесконечный разговор?
- Надоело. Мы исчерпали все смыслы, какие только возможны были.
- Ты так считаешь?
- Да.
- Тогда скажи, кто потерял этот кожух?
- Тот, кто шел по этой дороге до нас.
- А кто он?
- Гитарист. Кожух-то для гитары, невооруженным глазом видно.
- А чья гитара?
- Гитариста. Может уже достаточно?...
- Достаточно!
- Продолжим путь?
- Нет, вернёмся.
- Зачем?
- Чтобы снова пойти, найти кожух и снова вернуться!
- Скучно всё это!
- Согласен. Но что делать?..........................