Глава 24. Новый Год с бабушкой

Маргарита Репаловская
     Новогодним праздником в садике бабушка осталась недовольна. Она то доставала с полки, то опять прятала мою фотографию в шикарном розовом платьице, привезённом мамой и зелёных шерстяных гольфах подобранных бабушкой специально, чтобы я была похожа на розочку. Возмущала бабушку соседка тётя Оля:

 – Она своих дочек снежинками нарядила. Так снежинками почти все девочки были одеты, вот её дочки и потерялись на общем фоне. А ты у нас роза, самая красивая получилась. Так эта ведьма, пока я отвлеклась, взяла и пририсовала тебе ярко-красной помадой яблочки на щеках, так видите ли красивее! Ну надо же такую подлость, прямо перед фотосъёмкой подсыпать?! А я смотрю, не могу понять, кто тебя так испохабил? – причитала бабушка. - Ну не самые красивые твои дочки на этом празднике и что? Зачем другим веселье портить?!
     Бабушка всё время со мной разговаривала. Самым её любимым занятием, после поисков продуктов конечно, было на примере чужих судеб разъяснять мне, как жить можно, а как не желательно.

 – Так, Рита, поступать нельзя! Это самая настоящая подлость, понимаешь? – и не дав мне вставить ни слова, она принялась вспоминать сколько всего хорошего сделала для тёти Оли и её дочек и чем та с ней за это расплатилась. – Мы с мамой так старались тебя нарядить, она это платье где-то раздобыла через знакомых, такого ни у кого нет.
 – Да, ты тапки мне вязала целую неделю. – вспомнила я, искренне недоумевая почему бабушка так переживает, яблочки да и яблочки на щеках, так тоже красиво. Меня больше интересовал вопрос с подарком, полагающимся каждому ребёнку от взрослых.

 – Бабушка, а у нас ёлка будет?
 – Будет.
 – А какой ты хочешь подарок на Новый Год? – невзначай поинтересовалась я, намекая, что с неё тоже подарок причитается.
 – Подарок. – задумалась она. – Да, надо ребёнку подарок. Давай тогда собирайся и пойдём, поищем тебе гостинец.

     Долго уговаривать меня не пришлось. Быстро одев две пары штанишек, тёплый свитер и пальтишко, я поторапливая бабушку, уже переминалась с ноги на ногу от нетерпения у входной двери. Бабушка оделась, натянула на меня тёплую шапку и мы пошли в центр города.

     На площади стояла огромная нарядная ёлка, возле неё было очень большое скопление народа. Дети пели и танцевали на импровизированной сцене. А Дедушка Мороз со Снегурочкой раздавали подарки, стоявшим в очереди детям. Я остановилась заворожено наблюдая за этим процессом.
 – Бабушка, – нерешительно предложила я, – Пойдём тоже в очередь встанем за подарком.
 – Да тут, Рита своя компания и нам подарок не дадут. – рассудила она.
 – А если дадут? Ну давай тоже попробуем встать в очередь. – упрашивала я.
 – Там всё посчитано и только для своих детей, если нам дадут, то кто-то из детей останется без подарка, будет неудобно. Идём купим тебе подарок, какой захочешь. – тут я уже быстро сориентировалась, «какой захочешь подарок» это совсем другое дело, это уже интересно.
      
     Мы пошли на ярмарку, расположенную тут же возле ёлки, и подошли к стеклянной витрине. Тут продавались игрушки и конфеты.
Немного поспорив с бабушкой, которая пыталась уговорить меня выбрать шоколадного дед мороза, я всё же уговорила её купить мне пластмассовый набор цветных овощей и фруктов. В изящной коробочке рядком лежали маленькие огурчики, помидорчики, вишенки и сливки.
 – И что ты будешь с ними делать? – недовольно поинтересовалась она.
 – Как что? Играть буду, кукол кормить. – ликовала я, не давая ей испортить моё праздничное настроение, и счастье от покупки новой игрушки.
На улице было холодно и мы, немного потоптавшись возле ёлки, пошли домой.

     А вечером я наигравшись с новой игрушкой, донимала бабушку просьбами рассказать сказку. Она как всегда что-то шила, сидя в очках, за большим столом.
 – На тебе внучка, цыганскую иголку, бери тряпочку, будешь учиться шить.
 – Урра! - обрадовалась я. – Давай.
 – Вот так: вдела в ушко ниточку, ткань сложи вдвое и прокалывай иголкой. – я попыталась повторить, но ничего не получилось, иголка с непривычки воткнулась куда-то совсем в другой край ткани. Сделав пару стежков по всей тряпочке, я окончательно запуталась и устала:

 – Бабушка, это тяжело, я уже замучилась шить. – честно призналась я ей.
 – Ничего, поначалу всегда сложно. – успокоила она меня. – Сразу ни у кого не получается, а ты попробуй ещё раз. И запомни: у нас в роду все женщины шили и ты будешь отличной портнихой. Человек который всё умеет никогда не пропадёт. Мамочка моя в войну бывало, придёт к ней богатая клиентка: «Сшейте мне нарядное платье.» А мама берётся за любую работу: «На следующей неделе приходите на примерку, и принесите буханку хлеба и ведро картошки.» – Голодно было, Рита, люди буквально пухли от голода. Ну, клиентка поторгуется конечно, а хлеб несёт. Мамочка корпит за швейной машинкой днями и ночами напролёт. Через неделю глядишь: шикарное платье, клиентка довольная, а нам продукты.

 – Дай мне ещё лоскуток, я тоже попробую платье кукле сшить. – вдохновилась я. Раз прабабушка людям платья так легко шила, надо и мне куклу нарядить.
 – Правильно, шей, глядишь и ты освоишь этот нелёгкий труд. – и пока я боролась с непослушной иглой, она продолжила свой рассказ:

 – Папка наш попал в блокаду Ленинграда. Немцы окружили город и не давали людям выбраться на волю. А мамочка тогда целый год ему посылки слала. То сахару где достанет, то сала кусок, она же главным поваром работала. На работе сама кушала, а выносить ничего нельзя было. Так они что делали: подвяжут под юбкой кусочек сала и идут, как ни в чём не бывало. Их проверяют на выходе, ничего не находят. Под страхом смерти она понемножку выносила с работы продукты. Целую семью подкармливала нашей квартирной хозяйки. Та нас за это терпела. И отцу раз в две недели посылки слала. Отец потом всю жизнь ей благодарен был, если бы не те посылки умер бы с голоду. Он же на тридцать килограмм похудел тогда. Люди умирали прямо на улицах, совсем нечего кушать было. – с горечью сказала она.

 – Кошмар! Неужели даже хлеба не было?

 – Что ты! Ничего не было собак бродячих ели люди. А машины с хлебом ночью пытались через оцепление прорваться, через реку по льду ехали. Отец рассказывал:
 – Грузовики едут, а люди на том берегу уже стоят ждут, высматривают. Ехали специально по две машины. Едут осторожно лёд тонкий, одна почти добралась и вдруг раз, – лёд трескается и машина уходит под воду. Немножко пожужжит и тонет. Люди волнуются: одна машина утонула, значит половина из них уже осталась без хлеба. Вторая машина не едет почти стоит – боится. Еле еле проползла, довезла всё-таки.
 
 – Ужас, бабушка! Так жалко ту первую машину. Не повезло ей. – с горечью сказала я, живо представив эту страшную картину. – Я бы им всем хлеба дала! У нас его много, нам так много не надо, мы итак сытые.
 – Всякое в жизни бывает, Рита, самое главное это беречь здоровье и хорошо кушать. Тебе повезло, ты в сытые времена на свет появилась, не знаешь что такое война и голод. И дай тебе Бог никогда не узнать что это такое. Нам с тобой вообще отлично живётся, вон сколько еды, обе здоровые, а остальное всё не главное.

 – Да. – согласилась я. А сама всё думала, о том как голодные люди провожали взглядами тонущую машину с хлебом, теряя надежду выжить. Хорошо что бабушки среди них не было. Нашей семье повезло - войну пережили все.

 * - Фото, которое рассматривает и комментирует бабушка в начале главы.

               ( Последняя глава: http://www.proza.ru/2016/01/17/974 )