Немного о субъективном восприятии хода времени

Дмитрий Ансеров
               

                Восприятие нами  скорости хода времени весьма субъективны.

                Так в 1962г. во Франции проводились опыты,  связанные с определением состояния человека, находящегося в подземной пещере, в полной изоляции длительное время. Проведя в пещере 64 суток, испытуемый утверждал, что провёл под землёй всего 39суток.

                Подобные опыты были повторены и позже с аналогичными результатами. Был сделан вывод о том, что организм в процессе такой изоляции отходит от привычных  биоритмов и его внутренние биологические часы сбиваются из-за  отсутствия привычных опорных событий  социальной активности.

                Далёкие 60-е годы прошлого века, город Иркутск, начальная школа в старом, довоенной постройки здании – храме науки, «намоленном» эмоциями  многих  поколений  оболтусов.  Во время урока разрешалось выйти из класса, как правило, в туалет, предварительно подняв руку и спросив разрешения. Кто-то так и сделал, но странное дело, не прошло и минуты, как открывается дверь и ученик возвращается.  А идти-то до уборной далеко, да еще в буфет забежать хочется, отоварить гривенник, и поглазеть, на урок старшеклассников  в спортзале.

                Вот и получается, что в классе на уроке событий почти никаких, всё течёт вяло, замедленно, привычно и скучно, а значит,  время как бы летит, но на самом деле - мы знаем, что урок – «бесконечен»!  И напротив - стоит оказаться  в зоне некой повышенной активности с большим количеством впечатлений, перемещениями - время  начинает  течь  медленней  и ты всё успеваешь,  хотя  для тебя время проходит быстро.

                Какой-то парадокс – чем больше для человека событий происходит за определённый промежуток времени, тем время течёт как бы медленней, однако, ему  кажется, что оно летит.

                Таким образом,  во время урока, граница между субъективным быстрым и субъективным медленным временем проходит, как бы, вдоль стенки между классом и коридором, а вот на этой границе время обычное, физическое.  Поэтому, наблюдатель, стоя в дверях класса и способный видеть одновременно всё, что происходит и в классе  и в коридоре не испытывает абсолютно никаких сомнений в отношении собственного восприятия хода времени.



Подмосковье, январь 2016г.