Цель жизни христианина

Къ Истине
Цель жизни - это один из важнейших, ключевых вопросов в христианстве.

Это тот вопрос, который был задан Мотовиловым одному из самых известных святых - преподобному Серафиму Саровскому.

Серафим очень подробно ответил на этот вопрос. Печатный текст этой беседы о смысле жизни имеет около 5 тысяч печатных символов, и располагается примерно на 20 страницах формата А4 [1]. Ссылки на источник приведены в Примечаниях.

Здесь - кратко о цели и о как бы конкретных вехах на пути к достижении этой цели. Или не вехах, а, точнее сказать - о некоторых проявлениях, по которым можно понять, верный путь у души, или нет... Фразу о цели хотелось бы процитировать:

"Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божиего, и эта цель жизни всякого христианина, живущего духовно" [1].

Дух Божий приносят человеку добрые дела, добродетели, творимые только во имя Иисуса Христа.

Дух Божий как узнать? В Духе Божием человек или нет? (вспоминается словосочетание: "Я не в духе...").

1. В глаза Мотовилов смотреть Серафиму не мог, потому как глаза Серафима были "светлее солнца". В то же время указывается, что сам Мотовилов находился в таком же свете, а если бы иначе - то видеть бы "светлого" Серафима не смог бы.

2. Чувствовал Мотовилов: "такой мир... в душе моей, что никаким словом того выразить нельзя". И приводится две цитаты: «мир Божий всяк ум превосходящий» (Флп. 4:7); «мир... даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам» (Ин. 14:27).

3. Ещё чувствовал Мотовилов: "Неизъяснимую сладость".

4. Ещё чувствовал: "Неизглаголанную радость". Там же в связи с этой радостью приводится интересная Евангельская цитата: «Жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин. 16:21).

Дополнительно указывается на то, что радость в будущем веке будет ещё больше. Хотя и эта такова - что словами выразить нельзя. И люди становятся христианами тогда, когда в той или иной мере радость эту ощущают. Так же они получают, видимо, уверение, уверенность, что только их ошибки стоят на пути к ещё большей радости...

5. Ещё чувствовал Мотовилов: "Необыкновенное тепло" как в бане. Это при том, что указывается о времени года - начале ноября, о наличии снега под ногами, на головах, о том, что идёт снег и ветер дует... Разъясняется, что мощное тепло это - в самом человеке. Так, святые не замерзали и в холода (Ксения петербургская, Матрона Московская) и ходили в т.ч. легко одетыми (Василий Блаженный). Та же благодать, действовала противоположным образом при необходимости - в случае огня. Так, случаи с "благодатным огнём" трактуются следовательно как случаи схождения Духа Божия на человека. Как известно, не все присутствующие при "схождении огня" испытывают эффект "благодатного огня" - присутствие несгораемости зависит от схождения (посещения) духа Божия в душу человека...

6. Также Мотовилов указывает на присутствие удивительного запаха, который превосходит запах парфюмерных духов.

Вроде всё о цели - кратко! Ещё пару моментов о том, что не все это ощущают, не всё, не во всей полноте: "...в таком благодатном состоянии и я, убогий Серафим, не всегда бывал, а только изредка испытывал это же самое. И многие святые и угодники Божии, целый век в пустынях жившие и даже нетления мощей своих удостоившиеся, того не испытывали, как Господь повелел теперь мне сказать вам."

Хотя очевидно, что не ощутивши, не вкусивши хоть зачатки неземной радости, уверовать как возможно? Из общения с верующими христианами понимаешь, что порой они частично вкушали нечто из перечисленного в вышеприведённых пунктах. Об этом говорится, но это не доказывается и не навязывается. Но это личный опыт каждого. Не верить всем верующим христианам - это странно... Говорить о "мракобесии", "необразованности", "темноте" верующих - это странно... Так, к примеру, победивший в шоу "Голос" иеромонах Фотий отлично знает немецкий и английский языки... Критики, конечно, правы, не дело монаха - светские песни и турниры. Но зато ни у кого теперь нет права сказать, что верующие - это необразованные, тёмные люди.

И, завершая тему о цели жизни христианина, цитирую часть важного момента, в котором сказано о грехах, покаянии, смиренно обращении к милости Божией: "...разбирать, каким именно грехом прогневали мы благость Божию, ...перебрав грехи, нападем именно на тот самый грех, ...Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священно-тайно: вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога! И тогда нам скоро с сокрушенным сердцем и со смирением следует прибегать ко Господу, и Он с любовью простит нас и помилует нас возвращением даже еще большей благодати за то, что не отчаялись в милосердном всепрощении Божием".

Чем больше трудности - тем больше нужно внимания и борьбы... «Или, Или, лама савахфани» (Мф. 27:46). Это значит в переводе: «Боже Мой! Боже Мой! вскую Мя еси оставил?» и «зде... вера и терпение святых!» (Апок.13:10).


Примечания.
Тексты, возможно, немного разнятся. Пытаюсь привести ссылки на разные источники:
1.
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6311/
http://prkas.ru/index.php?id=662


Рафаил Кадыров