Эссе на тему О критериях художественной ценности в

Лариса Григорьева
Что – же всё – таки первоначально автор или читатель?
Мне кажется автор,  должен  ориентироваться и на зрителя,  и на читателя, и на слушателя, который незримо присутствует в художественном творчестве, т.е на человека. Конечно, искусство интересует и политика, и философия, и наука, но всё это в системе отношений Человека к миру, к другим людям, к самому себе. Так я думаю…, что вполне возможно не совпадает с  мнением,  современных корифеев творчества.
Много живых существ на планете Земля, но только человек отличается тем, что имеет письменность, речь, способность предвидеть, решать вопросы на собраниях, грешить, потом каяться в этих грехах, творить музыку и слушать её   и  т. д.
За века, в которых жили люди, они наработали определённые ценности, социально одобряемые, разделяемые большинством. Выработались совершенно определённые представления, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь… т.е. культура.   Культура – это всегда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создаётся возможность предсказуемости социального поведения человека.
 Например, люди в России, характер которых сформировался в советское  время имеют свой критерий – традиционный. Эти люди уже пожилые, но они учителя, мамы, папы, бабушки, дедушки, следовательно молодёжи также понятен язык традиций.
Вот они традиционные координаты творчества:
1. Эстетические:   прекрасное – безобразное
                идеальное  - неидеальное
                выразительное – невыразительное

2. Гносеологические:  понятное – непонятное
                разумное – неразумное
    
3. Морально – этические:   нравственно – безнравственно
                хорошее – дурное
                нормальное – ненормальное
      
4. Эмоционально – оценочные:  интересное – неинтересное
                нравится – не нравится
                воспринимаю – не воспринимаю
Какое многообразие! Казалось бы на все вкусы…!
  Однако эти традиционные координаты будто бы утратили своё значение в современном мире. Ценность представляет только инновация. Инновация – это нововведение, внедрённое новшество, обеспечивающее  качественный рост, востребованное рынком.
Современное искусство: инсталляция, хепенинг, перфоманс – всё направлено, чтобы шокировать общественную мораль.   А зачем?..
Шокировал – получишь критический отзыв и не один, а это уже один из критериев художественной ценности произведения!
Вот они – критерии:
1. Наличие критических отзывов или другой  оригинальной информации в авторитетных источниках.
2. Произведение входит в число бестселлеров
3. Произведение или его автор был удостоин  значимых премий
4. Произведение лицензировано для распространения в нескольких странах
5. Произведение было несколько раз экранизировано
Авангард  в искусстве претендует на переделку сознания людей, подготовку его к невероятным ситуациям, мировым катаклизмам. Может быть в этом и есть его оправдание?
Нет в этом новом искусстве никаких жёстких приоритетов ни в вопросах веры, ни в философии, ни в эстетике. «Профанная среда, состоящая из всего неценного, незаметного, неинтересного, внекультурного является резервуаром для потенциально новых форм и ценностей» – так рассуждают авангардисты.
Согласна, что для людей нужна и классическая культура и экспериментальная (авангардная). Дело Человека творить, сравнивать, выбирать. Как сказал недавно известный  литературный критик Даниил Бандура: «Культура – это жизнь смысла жизни». Какая изумительная искорка в этом высказывании! Не правда ли?   
В своей книге «Теория авангарда» литературовед Петер Бюргер заметил: «Всё же нужно с осторожностью относиться  к восторгам по поводу молодой  энергии и напора, проявленных в наивных формах».  Мне  кажется, что люди не  в восторге от «шедевров», которые изображают предметы сброшенные с 29 – го этажа небоскрёба, но смотреть приходят.  Рассуждения очень даже противоречивы. Однако, по моему мнению, при любом выборе традиционном или нет задача автора быть выше обыденности и, в конечном итоге, призывать к жизни, а не к смерти, тем более, что она всё равно неотвратима!
Традиционные критерии   оценки  литературного или иного творчества существуют, но важны также убеждения пишущего отзыв.  Кто называет книгу бестселлером, которую бывает читать абсолютно  не интересно?   Яркий пример «Улисс» Джеймса Джойса или роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Очень старые литературные произведения, но о них помнят…только ли потому, что автор,  «наплевал» на традиции?
Сказка «Три толстяка» прославили Ю.Олешу, но сам он особенно ценил своё произведение «Зависть», потому что там есть элементы авангардизма.
На литературном совете « Проза – авангард» обсуждались спорные вопросы, например: « Может ли считаться авангардом то, что явно нормально? Какое мироощущение традиционное, а какое нетрадиционное?». Ответы довольно расплывчатые. Один из организаторов этого обсуждения изрёк следующее:
 « До сих пор не понимаю процесс перехода обычного произведения  в состояние классического текста. Но без определённого  пиара этот процесс никогда не обходится».
 Согласна с этим полностью.  Вот, например  отзыв – предисловие к книге бестселлеру( издательство «Эксмо», 2011г.) « Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера. Предисловие гласит: «…название романа и имя его главного героя Холдена Колфилда сделались кодовыми для многих поколений молодых бунтарей – от битников и хиппи до современных радикальных молодёжных движений». А на мой читательский взгляд  главный герой обыкновенный  подросток- пофигист,  хотя свою младшую сестрёнку он любит искренне по настоящему. А сколько пафоса в высказывании последнего издателя книжки  про битников, хиппи и прочих…. ….а у них ведь три основные заповеди: секс, наркотики и очень громкая, живая музыка. Так на кого равняться то?... Неужели теперь такие главные герои – бунтари?
Из молодых одарённых авангардистов нашего времени интернет предлагает Юрия Тубальцева. Он занимается абсурдофилософией.
Герои его произведений необычны, абсурдны, может быть нелепы, но именно благодаря этому он выделился как автор.
Первый пункт классических критерий для произведений   Ю. Тубальцева – в избытке   и   третий пункт есть. Значит можно считать его произведения  художественно ценными?
Еще напрашивается вопрос: литературный творец -  гражданин планеты всей или патриот своей страны? Мне лично приятнее, чтобы был патриот своей Родины, как   русский современный прозаик - обладатель премии «Национальный бестселлер» Захар Прилепин, произведения которого  на мой взгляд имеют   все критерии художественной ценности.