ХР Единство первобытных традиций Организация движе

Александр Суворый
ХР. 2.7.78.7. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Организация  движения.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 78.7. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Организация движения.


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы:

Проект: «Анатомия армии»: Из военной истории, науки, практики, Ю. Веремеев, http://army.armor.kiev.ua/hist/ierarx.shtml.

Проект: "Военная литература": http://militera.lib.ru/. Издание: Тактика — М.: Воениздат, 1987. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/science/tactic/index.html.

Тактика / Под ред. В.Г. Резниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. .  — М.: Воениздат. 1987. — 496 с, 8 л. ил. — (Библиотека офицера). Тираж 100.000 экз. Авторы: В.Г. Резниченко, генерал-лейтенант, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (введение, глава первая); И. Н. Воробьев, генерал-майор, д-р воен. наук, проф. (глава четвертая); Н. Ф. Мирошниченко, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы шестая и восьмая); Ю. С. Надиров, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы вторая, третья, седьмая, заключение); А. А. Сидоренко, генерал-майор, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (глава пятая). Рецензент: М. А. Гареев, генерал-полковник, д-р воен. наук.

Книга капитана Горбунова П.И. «Передвижение и маскировка разведчика». Военное издательство МВС Союза ССР, М., 1947. http://vrazvedka.ru/



Земля. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Организация движения. 47 000 до н.э.


Продолжение стадии древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.), стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Уровень мирового океана на 60-61 м ниже современного уровня. Вся территория будущей Канады покрыта мощным слоем круглогодичного оледенения, а большая часть Северной Америки находится внутри полярного круга вблизи от «допотопного» Северного полюса, центр которого располагается на юго-западном побережье Гренландии.

«Допотопный» Южный полюс в данное время (50 000-40 000 до н.э.) находится в восточной части Антарктиды (Восточная или Большая Антарктида), обращённой к Австралии и Новой Зеландии.


Возможно, некоторые читатели упрекнут автора в том, что он, якобы, переносит реалии современной жизни и современной цивилизации в далёкое прошлое, на 50 000-40 000 лет назад и тем самым пытается антинаучно приписать первобытным людям способности современного мышления, современной техники, технологий и организации цивилизованной жизнедеятельности…

Действительно, это антинаучно приписывать прошлому человечества современные возможности, достижения и способности современного человека. Это так, если…

Если только в далёком прошлом люди, которых мы называем «первобытными», не были развиты больше и лучше нас, современных людей…

Критикам и недоброжелателям «Хронологи» автор напоминает, что в далёком прошлом Земля, земная природа, человечество (человечества) пережили страшные по катастрофической силе катаклизмы – суперизвержение супервулкана Тоба, Великое оледенение, Конец Света, Всемирный потоп. Эти глобальные катастрофы действительно были, и их воздействие было реально уничтожающим и… созидающим.

Начиная, примерно, с 40 000-39 000 лет до н.э., получила развитие современная цивилизация классического кроманьонского человечества и ушла в небытие первобытная цивилизация классических неандертальцев.

Современная наука констатирует факт – кроманьонцы появились в истории Земли практически «мгновенно», почти ниоткуда и все попытки найти промежуточные звенья в эволюционной цепи предков современного человека пока не удовлетворяют строгих и точных исследователей-учёных.

До сих пор существует теория божественного происхождения современного человека и божественного сотворения всего сущего мира всего-то 5508 лет до н.э. (Византийская или Константинопольская эра).

Так, где же истина?

Истина, как всегда в материальных фактах или в неоспоримых артефактах, которые можно увидеть, пощупать, исследовать всеми доступными науке методами и инструментами.

Например, измерить и взвесить три знаменитые каменные плиты (трилитоны), которые уложены в основание террасы Храма Юпитера в Баальбеке – древнем городе в Ливане, расположенном в 80 км к северо-востоку от Бейрута на высоте 1130 м над уровнем современного мирового океана.

Эти три каменные плиты (трилитоны), несомненно, высечены из каменных глыб и были уложены поверх крупной каменной кладки рядами на высоте 7 метров от уровня земли практически вечность тому назад. По легенде эти каменные блоки были всегда, то есть задолго до строительства храма в I веке н.э.

Трилитоны уложены сверху каменной фундаментной кладки из девяти рядов каменных блоков, каждый размером примерно 11 м в длину, 4,6 м в высоту и 3,3 м в толщину, вес этих блоков более 300 тонн.

Однако трилитоны, которые уложены на эти ряды блоков, имеют длину 29 м, высоту 4 м и толщину 3,6 м. Вес каждого из них от 800 до 1000 тонн. Это самые большие в мире обработанные каменные блоки, уложенные в каменную кладку каменного строения.

Ни в прошлом современного человечества, ни сегодня, ни в обозримом будущем не было, нет, и пока не будет каких-либо инструментов, механизмов и способов выполнить всё то, что сделали в далёком прошлом с этими каменными блоками и этими тремя трилитонами…

Это реальные, действительные, существующие фактически материальные артефакты, неопровержимые доказательства существования в далёком прошлом на Земле высокоразвитой цивилизации (цивилизаций) каких-то существ, способных обрабатывать и укладывать с изумительной точностью огромные по размерам и весу каменные блоки, и таких доказательств-артефактов на Земле много…

О реальной действительности выполненной кем-то работы по изготовлению трилитонов, их транспортировке и укладке в фундамент террасы Храма Юпитера доказательно свидетельствует так называемый «Южный камень» - ещё более крупный каменный прямоугольный блок, который лежит неподалёку в карьере, где добывали и обрабатывали каменные блоки. Размер «Южного камня» - 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту, весит «Южный камень» примерно 1000 тонн.

Возможно, этими каменотёсами-строителями были сказочные существа-великаны или всемогущие пришельцы-инопланетяне, но скорее всего и вероятнее всего (автор попытается в дальнейшем это доказать) это были люди, только «ушельцы» - представители «допотопной» человеческой пра- цивилизации или цивилизаций, те самые боги и божества из множества мифов, легенд, преданий, религиозных учений и сказок.

Это были люди-боги, люди-прапредки, люди-духи, люди-титаны прошлой цивилизации, с которыми боролись и которых победили люди-боги и люди-герои-демиурги современной цивилизации.

Вот почему автор не проецирует человеческие достижения, технику и технологии современной цивилизации в прошлое, а пытается реконструировать достижения, технику и технологии «допотопной» человеческой цивилизации, возможности которой, как показывают трилитоны Баальбека, были действительно «нечеловечески божественными»...


Скептикам и неверующим в возможности так называемых «первобытных» цивилизаций данного времени (50 000-40 000 до н.э.) необходимо как-то объяснить ещё один свежий факт, опубликованный сегодня 15.012016 года ТАСС:

«Российские учёные из Санкт-Петербурга сделали удивительно открытие, основываясь на анализе обнаруженных ещё в 2012 году в Арктике костях мамонта. На костях были сделаны некоторые отметины, которые оказались следами пребывания и охоты древнего человека в Арктике. Как оказалось, возраст находки составляет более 45 тысяч лет. А это значит, что древние люди жили в Арктической Сибири намного раньше, чем это считалось до этого. Ранее возраст самых древних находок, свидетельствовавших о присутствия человека в Арктике, составлял около 30-35 тысяч лет, сообщает ТАСС».

Источник: © REN.TV


Несомненно, такие походы-путешествия и пребывание первобытных людей в глубине Арктической Сибири данного времени (50 000-40 000 до н.э.) невозможны без соответствующей экипировки, подготовки и организации.

Поэтому генетически подтверждённые миграции классических кроманьонцев по всей Ойкумене с одновременным распространением изначальных первобытных материальных археологических культур, техник и технологий изготовления, использования и производства каменных орудий труда и боя, доказательно свидетельствует о реальном существовании первобытных цивилизаций и умении первобытных людей не только быть, но организовывать, управлять и обеспечивать свой быт, своё существование и свою жизнедеятельность.

Эти первобытные цивилизованные умения, навыки, веды-знания в виде обычаев, традиций и инстинктивно-сознательного полового, бытового, общественного и социального поведения, наши предки передали нам, их потомкам.

 
Вот почему автор на основе существующих устойчивых во времени и пространстве общечеловеческих традиций обычной кочевой человеческой жизнедеятельности в данной главе попытается реконструировать способы, методику и алгоритм организации первобытными вожаками-главарями, начальниками-командирами и вождями-героями-демиургами пешего движения, путешествий, странствий и миграций человеческих объединений – общин-взводов, родов-рот, орд-батальонов и племён-полков.

Для более полного усвоения предлагаемой реконструкции организации движения автор предлагает читателям в своём эйдетическом первобытном воображении-памяти-сознании сыграть роль такого вождя-героя-демиурга.

Итак…

Вот кто-то крикнул сам не свой: «А ну, пусти!»
И начал спорить с колеёй по глупости

(В.С.Высоцкий)

Кто-то из молодых и горячих соискателей славы и «мест богатых дичью» стал спорить с устоявшимися традициями и обычаями и предложил всем близким и родным «сняться с насиженного места» и пойти «куда глаза глядят» в поисках счастливой, сытой, благополучной «земли обетованной»…

Идея, подкреплённая скудостью кормовых территорий, на которой обитали семьи-отделения, общины, роды, фратрии и всё племя какого-либо тотема-прародителя, захватила всех, возбудила, подняла на ноги и люди стали сначала шептаться, потом роптать, а затем и открыто требовать от своих родоначальников «идти туда, где лучше».

С чего начинается такое серьёзное дело, как массовый исход, путешествие, странствие, миграция относительно большой массы разновозрастных и разнополых людей, обременённых домашним и хозяйственным скарбом?

С подготовки, со сборов, с тренировок, с разведки путей и троп, с закладки тайников и схронов, с расчёта характера движения людей.

Естественно, неизбежно и закономерно горячего инициатора (инициатива наказуема реализацией этой инициативы) похода-миграции с общего согласия направляют вместе с его сподвижниками в разведку по предполагаемому направлению следования. Там (в разведке) он столкнётся с неизвестными препятствиями и трудностями, умерит свой пыл и неизбежно вернётся, но вернётся героем и с полезными сведениями.

Пока разведчики торят тропы и собирают нужную информацию, главы семейств и родов, старейшины и старшие женщины, шаманы, ведуны и ведуньи всех общин и родов готовятся к путешествию и выбирают из своих рядов главного распорядителя, руководителя и начальника шествия-марша, вождя-начальника-командира.

Вокруг этого человека (как правило, главы самого большого рода-клана) формируется команда-штаб родовитых представителей общин-родов-кланов, ведуны и ведуньи, помощники, фавориты-любимчики, подхалимы и прихлебатели-слуги…

Вождю-начальнику-командиру предстоит не только идти пешком вместе со всеми, но:

руководить шествием-походом,
следить и управлять скоростью движения,
расставлять участников движения,
определять места и время остановок, привалов, обеденного отдыха и ночлега,
обеспечивать порядок и дисциплину,
назначать и высылать вперёд и в стороны разведывательные дозоры охотников-воинов,
разрешать возникающие проблемы, конфликты и ссоры,
решать судьбу отставших, заблудившихся, заболевших и раненых,
организовывать приготовление пищи и кормление участников марша-похода,
распределять между семьями-отделениями, общинами-взводами и родами-ротами ресурсы жизнеобеспечения,
обеспечивать сохранность и охрану общественных запасов еды, питья и ресурсов,
поддерживать надёжную связь с вожаками-главарями, главами семейств и родов, командирами дозорных групп,
следить за общим настроением людей и
вовремя воодушевлять потерявших надежду на благополучный исход путешествия.

Но, прежде всего, перед началом путешествия вождь-начальник-командир должен вместе со своим штабом организовать расчёт или планирование марша-путешествия:

определить своё место в окружающей среде и мире и предполагаемый конечное место путешествия, то есть ответить на вопросы: «Куда идти? Когда идти? Как идти – вместе или порознь?»;

проложить маршрут движения, избрав направление-путь-дорогу наиболее короткую, простую, без серьёзных препятствий;

предусмотреть рельеф и ландшафт пути следования, наличие водопоев, опасных участков, мест охоты, возможных засад, животного и человеческого населения;

определить место и время сбора всех участников похода (рубеж начала путешествия) и распределить между всеми участниками общественную ношу (общие ресурсы);

определить дистанцию между группами, отрядами или колоннами участников движения, исходя из того, что средний по количеству род-рота занимает путь длиной около 200 метров;

определить и сообщить всем вожакам-главарям-начальникам-командирам групп, семей, общин и родов главные ориентиры конечного места дневного перехода (место общего сбора);

назначить среднюю скорость пешего движения (3,5-4,5 км/час) или определённое расстояние от ориентира до ориентира за определённое время (например, «к водопаду вечером на закате солнца» или «к ущелью до восхода луны»);

исходя из предполагаемой скорости движения, назначить места отдыха, привалов, сиесты и ночлега;

самое главное – организовать и назначить размещение и очерёдность движения всех участников движения в потоке или колонне.


Многотысячелетняя общечеловеческая традиция, практика, а также множество смертей и несчастных случаев, ошибок и просчётов выработали ставшую естественной и инстинктивной организацию и построение больших групп-колонн-масс кочующих или  путешествующих людей на марше, в пешем движении по пересечённой, опасной и/или враждебной местности-территории.

Небольшие по численности самостоятельные группы-семьи-отделения двигаются сплочённо, все вместе, либо «гуськом», след в след, друг за другом, либо беспорядочной компактной группой, либо шеренгой, рядом друг с другом. Так традиционно двигаются группы и отряды охотников-воинов-разведчиков.

Большие семьи-общины-взводы и небольшие по численности роды-роты двигаются почти так же, как группы-семьи-отделения, но на организацию и характер их движения уже существенно влияет ноша-нагрузка, переносимые общественные вещи, предметы, утварь, запасы и ресурсы.

Поэтому эти кочующие человеческие объединения уже имеют чёткое разделение на передовые и охранные группы-отделения и основную массу-колонну-общину путешествующих.

Следующие по численности и массе кочующие человеческие объединения – роды-роты и орды-батальоны – занимают значительную площадь и длину пути следования, располагаются на относительно большой территории следования, внутри которой они уже чувствуют себя в относительной безопасности – это теперь их территория или место компактного пребывания. Здесь господствуют уже внутренние порядки данного человеческого объединения…

Как правило, места стоянок и ночёвок родов-рот и орд-батальонов представляют собой становища, поселения, территории, заполненные людьми, кострами-очагами, временными жилищами, строениями и постройками.

Ярким примером временных стоянок кочующих родов-кланов или орд являются цыганские таборы…

Цыганский табор – это группа цыган, возглавляемый вожаком-главарём или цыганским бароном, связанные родством или просто кочующие и проживающие совместно.

Табор = это цыганский походный лагерь или место временного компактного проживания цыган или иных кочующих групп людей.

Табор – это передвижной военный лагерь или «гуляй город» у чехов, украинцев, казаков, поляков, румын, венгров.

Табор – это воинское подразделение в турецкой армии Османской империи (аналог батальона).

Табор – это остров-призрак в Тихом океане…


О форме и организации первобытных стоянок-таборов, становищ-поселений-городищ будут отдельные главы «Хронологии», а пока об организации движения большого человеческого объединения, которое, как правило, не просто путешествует или ежедневно идёт по пути следования, а обживает, осваивает и завладевает местностью или территорией, то есть мигрирует-переселяется.

Такое большое или крупное кочующее человеческое объединение – это племя (в мирное время) или племя-полк (в военное время).

Естественно, в мирное время племя движется относительно медленно, неторопливо, разнонаправленно и широко, а в военное время племя-полк движется целеустремлённо, настороженно, компактно, в маршевом темпе. При этом организация движения племени-полка в мирное и военное время практически одинаковая…


Каждое племя-полк высылает вперёд и в стороны по пути следования на 12-15 км от передовых частей маршевой колонны племени-полка специальные группы-отряды охотников-воинов-разведчиков, в задачу которых входит изучение окружающей среды и мира. Разведчики, как правило, не вступают в схватки, в бой, их задача вовремя предупредить, проинформировать своих вышестоящих начальников-руководителей-командиров.

Опыт и жизнь кочующих племён-полков показал, что наиболее эффективно разведку осуществляют не просто охотники-воины, а специально подготовленные разведывательные семьи-общины, рода-роты, которые потомственно специализируются на технике, технологиях, методах и способах разведки. Дело в том, что успешная разведка традиционно требует усиленной подготовки, тренировки, способностей и таланта…

Позади охотников-воинов-разведчиков следуют основные силы или кочующие отряды-колонны путешествующих или мигрирующих людей. При этом их размещение и организация также строго регламентированы.

Впереди всех, как правило, двигаются группы-отделения головного дозора – одна групп из трёх человек строго впереди по пути следования и две группы по три человека по бокам пути следования на удалении друг от друга на расстоянии прямой видимости (до 300 м).


Позади дозорных групп на дистанции прямой зрительной связи (от 50 до 300 м) по прямому пути следования двигаются связные – люди, в задачу который входит быстро и точно передавать друг другу сведения, полученные головным дозором и разведчиками. Связные должны уметь быстро и скрытно бегать, не теряться в стрессовых ситуациях.

В пятидесяти метрах от последнего связного традиционно двигается «головная походная застава» - отряд-община, небольшая дружина легко оснащённых орудиями и оружием заранее подготовленных людей (как правило, мужчин-охотников-воинов), в задачу которых входит обустройство и прокладка удобного пути следования, а также встреча какого-либо противника.

Эта община-взвод называется «застава» потому, что в мирное время поселяется в отдалении от места компактного пребывания всего племени, практически на границе кормовых территорий племени, либо на границе входа-въезда на территорию племени (стойбища, поселения, городища). В военное время «застава» двигается впереди основных сил племени-полка и в случае нападения «заступает» перед неприятелем, мешает и не пускает его.

Вот почему традиционно застава – это «воинское подразделение, охраняющее войска на марше и при расположении на месте», «отдалённая от центра или пограничная часть города-городища», «место входа или въезда в город-городище или выхода-выезда из него, охраняемое стражей», «воинское подразделение, охраняющее определённый участок границы и своё место расположения», «место контроля приносимых или привозимых грузов и пропуска проходящих-проезжающих», «блокпост, заграждение, пикет, погранзастава, сторожевой отряд, форпост, шлагбаум».


Головной дозор, связные и головная походная застава составляют авангард походной колонны племени-полка. В случае нападения противника, авангард первым вступает в бой, принимает на себя первый удар, даёт посильный отпор, обеспечивает время для развёртывания основных сил племени-полка, после чего по приказу-разрешению вправе отойти к основным силам, влиться в них и принять участие в сражении.

Характерно, что авангард традиционно размещается на удалении 2-3 км от места расположения основных масс или сил племени-полка. Точно на таком же удалении от становища-города-городища размещаются стоянки-хутора и поселения-деревни семей-взводов и отдельных родов-рот.

Расстояние между головной и походной заставой и основными массами-силами племени-полка также заполняется дозорными группами-отделениями охотников-воинов, которые также участвуют в переноске общинных и общественных тяжестей-грузов.

Эти связные группы также следуют на дистанции зрительной и голосовой связи. По сторонам от этих связных-носильщиков на удалении до 600 метров параллельными курсами следуют охранные группы-общины-отделения – левый и правый боковые дозоры.

Их задача точно такая же, как задача головного дозора – препятствие наступающим противникам, сдерживание их натиска, предупреждение боковых походных застав и основных сил племени-полка.

Только после головного и боковых дозоров, головного и боковых походных застав компактно в порядке походной маршевой колонны, разделённой роды-роты и на орды-батальоны, следуют основные массы и силы племени-полка.

По бокам на отдалении 1-2 км их охраняют: общины-взводы левой боковой походной заставы и правой боковой походной заставы.

За ними следуют группы-отделения левого бокового дозора и правового бокового дозора, которые находятся на дистанции прямой видимости основных сил племени-полка (до 600 м).

Тыл или арьергард племени-полка защищает тыльная походная застава – община-взвод, усиленная левым передним боковым дозором и задним правым боковым дозором (группами-отделениями).

В самом конце (в «хвосте») племени-полка, разделённые несколькими связными (примерно 300-400 м), располагаются общины-отделения тылового дозора, в задачу которых входит помощь отступающим, отставшим, заблудившимся и травмированным, задержка отступающих и дезертиров, а также сопротивление-отпор нападающим сзади на основные массы-силы племени-полка.

Кроме этого тыловой дозор может «заметать следы», а также устанавливать сигнальные и памятные знаки по пути следования, выполнять иные указания руководства племени-полка, например, наказывать предателей-дезертиров…


Основные массы или силы племени-полка, несомненно, включают в себя всё и всех: семьи-отделения, общины-взводы, роды-роты, орды-батальоны, которые кроме оружия несут все необходимые вещи, предметы, ресурсы, припасы и запасы. Здесь же, в гуще основных сил находятся вождь-начальник и его штаб, ведуны и ведуньи, шаманы и жрецы, специалисты и мастера, связные-курьеры-гонцы, и конечно, святая-святых – дети и беременные женщины, кухни и, возможно, ручные звери и приручённые животные – скот...

   
Правда, весьма вероятно, что ручные звери (например, собаки и птицы-соколы) и приручённые животные (антилопы, ослы, козлы и козы) появятся в походных колоннах первобытных мигрантов гораздо позже – в период катастрофического и смертельного Великого оледенения (39 000-10 000 до н.э.)…

Однако, несомненно, очень вероятно, что в данное время (50 000-40 000 до н.э.) вместе с пешими странниками, путешественниками и мигрантами переносятся в сумках, котомках, коробах и корзинах зёрна-семена злаковых, плодовых и лекарственных растений, которые случайным, естественным или намеренным способом попадают в почву в местах остановок, привалов, стоянок, ночёвок и поселений первобытных людей. Там их и находят современные археологи…


Скептики и знающие учёные люди могут возразить автору и подсказать, что по общепринятому мнению походы-переходы, марши-миграции осуществлялись не всем племенем сразу-одновременно, а родами-ротами или ордами-батальонами.

Действительно, практически все современные народы и племена, живущие традиционным образом жизни, избегают массовых переселений и путешествий, так как современных природных ресурсов, как правило, на всех сразу не хватает.

Вот почему, например, Африке, в Австралии, в островной Юго-Восточной Азии и Океании традиционно сохраняется напряжённые, если не враждебные, отношения между племенами и народами, общинами и родами.

Поэтому, вероятнее всего, походы-переходы, перемещения по поводу сезонной массовой охоты (путины), смотрин потомства, обмена «женихами» и «невестами» или обмена производимыми «товарами» осуществлялись родами-ротами и ордами-батальонами.

В этом случае организация движения, пешего похода-перехода, путешествия, странствия или миграции большого рода-роты или орды-батальона осуществляется подобно организации движения племени-полка.

В голове маршевой колонны рода-роты или орды-батальона всегда находится группа-отделение или община-взвод головного дозора.

Как правило, в головном дозоре идут по три человека впереди, справа и слева на удалении друг от друга в пределах видимости и голосового сообщения. Это делается для того, чтобы в случае опасности не все сразу попали «под огонь», но смогли с разных сторон прийти на помощь друг другу.

Позади головного дозора, на расстоянии примерно 500-600 м по пути следования движется большая группа или община-взвод, или род-рота головной походной заставы. Задача этих охотников-воинов с облегчённой ношей – принять бой, выступить на защиту головного дозора, преградить путь атаке хищниками или врагам.

Между головным дозором и головной походной заставой, как правило, идут два-три связных, которые регулярно сменяют головной дозор.

Позади этого авангарда на расстоянии 1-2 км следуют основные силы или массы родов-рот или орды-батальона, среди которых и обоз, и охотники-воины, и члены их семей, и штаб во главе с вождём-командиром. Между основной массой или основными силами и головной походной заставой также находятся связные на дистанции зрительной или голосовой связи друг от друга. Эти связные также надзирают за порядком и обстановкой вокруг пути следования основных сил.

В случае необходимости или повышенной опасности основные силы разделяются на боковые походные заставы и центральную часть, а также могут выделяться группы-отделения – боковые дозоры.

Примерно в 1 км от тыла основных сил орды-батальона следует тыльная походная застава и соответственно – тыловые дозоры.


Походное и маршевое движение родов-рот, орд-батальонов и племён-полков требует регулярной замены дозоров и застав, так как их «работа» более напряжённая, тяжёлая, опасная. Тоже самое относится к тыловым заставам и дозорам, потому что нападение сзади – это излюбленный приём практически всех хищников и врагов…

Указанная организация походных порядков и маршевых колонн относительно больших кочующих человеческих объединений практически гарантирует если не полную безопасность, то боевую готовность встретиться с любыми опасностями, препятствиями и противниками (конечно, если они не «непреодолимая сила»).

Любое противодействие организованной колонне или массе человеческого объединения требует либо массированного неожиданного точечного воздействия, либо равной по численности силе.

Небольшая местная засада против организованной кочевой колонны орды-батальона или племени-полка также малоэффективна, так как предупреждённые основные силы могут охватить и уничтожить скованную дозорами и походной заставой засаду с боков-флангов.

Однако такая организация кочевых или маршевых колонн больших по численности человеческих объединений эффективна только в случае хорошей подготовки, своевременного взаимодействия, строгой дисциплины и умелого командования всеми и каждым подразделением.

Кроме этого все охотники-воины и участники похода-перехода, путешествия, странствия или миграции должны иметь соответствующий настрой, стойкость, мужество и терпение, целеустремлённость, культурную и общественную сплочённость, единое и единообразное восприятие, понимание и следование общепринятым обычаям и традициям.

Но об этом в других главах «Хронологии»…


Автору осталось только поведать о графике походного движения, назначении времени привалов, стоянок и ночлега.

Естественно и традиционно первые 30 минут пешего движения с бодрой скоростью 3,5-4,5 км/час выявляют все недостатки подготовки, экипировки, одежды и обуви, груза-ноши и поведения участников похода-перехода. Поэтому 10-минутный малый привал или отдых стоя назначается через 30 минут интенсивной ходьбы.

Кстати, если группа-община-колонна прибыла в назначенное место первого привала раньше установленного времени, то время отдыха увеличивается, так как «поспешание» тратит силы и энергию…

Место первого привала-отдыха должно иметь укрытие от ветра, холода, жаркого солнца и обеспечивать бесследную возможность оправиться, справить естественную нужду.

Место первого привала-отдыха должно быть известно позади идущим основным силам (вождю-начальнику-командиру), потому что здесь, как правило, оставляются заболевшие, травмированные или выбившиеся из сил. Здесь же остаются памятные знаки и сведения о пути дальнейшего следования.

Как правило, первый привал назначается в 1,5-2 км от начала-рубежа похода-перехода, второй – в 4-5 км от исходной точки. За это время основные силы или масса орды-батальона или племени-полка только выходят из места сбора…

Далее малые привалы назначаются на расстоянии 1,5-2 км от предыдущего привала. Таким образом, общее перемещение любого по численности человеческого объединения осуществляется отрезками пути, которые относительно легко преодолеваются с грузом до 21 кг и которые легко корректировать, возвращаться, менять направление и места переходов.

Такими переходами, ландшафт которых на ровной местности виден невооружённым взглядом, успешно осваивается любая местность, любой рельеф, любые природные препятствия и преграды, выбирается безопасный и правильный путь.


Место большого или обеденного привала-отдыха традиционно выбирается на расстоянии до 20 км от исходного места-рубежа общего движения человеческого объединения. Это место сбора всех…

Как правило, при упорядоченном движении, все отделения и подразделения путешествующего или мигрирующего человеческого объединения собираются в месте большого привала в начале второй половины суточного (дневного) перехода.

Место для большого привала (если местность и территория похода известна) выбирается на возвышенности, на опушке леса, на берегу реки, вблизи родников или водоёма. Лес нужен как источник топлива, строительных и бытовых материалов, а вода – для приготовления пищи, бытовых и гигиенических нужд.

Летом большой привал, обычно, совпадает со временем самой сильной дневной жары, поэтому естественно и обычно большой привал длится 2-3 часа (не меньше 2 часов), чтобы люди могли не только приготовит себе еду, но и хорошо отдохнуть, умыться. Искупаться, постирать и почистить портянки и обувь, расслабиться и поспать в тени. При этом назначается дозорная служба, прежде всего, хозяйственных, штабных и обозных участников общего движения…

Вероятнее всего, первобытные люди данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.) во время своих походов-переходов, путешествий, странствий и миграций готовили пищу в «общих котлах», на всех.

Естественно, костры-очаги разводились не для всей «оравы» (всех групп-отделений, общин-взводов, родов-рот и орд-батальонов) а для каждой семьи-группы-отделения.

При этом вероятнее всего, общие запасы и продуктовые запасы выделялись и распределялись между группами-семьями-отделениями.

Также естественно и традиционно охотничья добыча какого-либо отделения (например, дозоров), если она была небольшой, попадала в «котёл», в руки и на раздачу между членами этого отделения. Из общих запасов выделялось-выдавалось только самое необходимое и возможное, например, то же самое сушёное мясо, клубни, плоды и/или зёрна злаковых растений.

Во время большого обеденного привала организация и порядок в походных и маршевых колоннах нарушается, поэтому вождь-начальник-командир и штаб назначают место и время (рубеж) сбора для начала движения и определяют примерное место для обустройства стоянки на ночлег.


Традиционно место для стоянки и ночлега определяется на расстоянии суточного перехода пешего человека с грузом до 21 кг – это примерно 30-32 км от исходного места-рубежа движения. Поэтому после большого обеденного привала предстоит пройти ещё примерно 10-12 км пути.

Однако во всех случаях общее время пешего движения людей с грузом до 21 кг не должно превышать 8 часов (обычного современного рабочего дня).

Даже если остались силы и хочется дойти до привлекательного и заманчивого места, всё равно традиционно путешественники должны встать на ночлег, иначе у них не будет времени на должное бытовое обустройство и обеспечение своей безопасности. Тем более, что южное вечернее солнце не гаснет медленно, как в умеренном поясе, а западает – быстро скрывается за горизонтом и наступает душная «южная ночь»…

Место для стоянки и ночлега подбирается точно так же, как место для большого обеденного привала. При этом данное место, несомненно, выбиралось так, чтобы иметь естественную природную защиту от хищников и врагов, например, густые заросли колючих кустарников, скальные стенки гротов, пещеры и т.д.

Кроме этого, место стоянки на ночёвку должно быть удобным именно для сна, то есть быть сухим, защищённым от холодного ветра, дождя и утренней влажности.

Во второй половине дневного похода-перехода на пути к месту стоянки-ночлега практически все участники пешего движения озабочены не только переносимым грузом, обеспечением безопасности, но и предстоящей вечерней трапезой (ужином). Поэтому передовые головные и боковые дозоры и заставы превращаются в охотников-добытчиков, начинают рыскать в округе по ходу движения в поисках охотничьей добычи.

Если во время дневных остановок-привалов силы восстанавливаются глотками воды и пригоршнями сухой пищи, если в обед пищи принимается столько, сколько нужно для бодрой ходьбы с грузом до вечера, то вечерняя трапеза должна полностью восстанавливать силы, потраченные во время дневного похода-перехода.

Вечернее время «после работы» во всех кочевых и иных человеческих объединениях всех времён и весей традиционно используется для обмена впечатлениями и мнениями, для бесед, рассказов, баек, дорожных анекдотов, обсуждения дневных приключений, для игр, танцев и веселья после сытного ужина, для оценки и прославления героических или трусливых поступков участников движения, для творчества, общего настроя, моления и медитации, для дружеских и любовных отношений, для половых сношений.

Вечернее время – это время анализа и разбора действий вожаков-главарей, отцов-командиров, начальников и специалистов штаба, время для оценок содеянного и намёток-планов на будущее, хотя бы на следующее утро…


Вероятно, так и никак иначе организовывалось традиционное пешее движение первобытных путешественников, странников и мигрантов данного и последующего времени (50 000 лет до н.э. - современность).

Конечно, разные народы в разных обстоятельствах окружающей среды и мира по-своему и по-разному организовывали пешее движение своих групп, семей, коллективов, стай, стад, орд и племён, но общая естественная традиция пешего движения едина для всего современного кроманьонского человечества, а возможно, и для человечества классических неандертальцев.

В последующих главах «Хронологии» будет поведано о конкретном поведении первобытных охотников-воинов во время мирных, охотничьих и боевых походов-переходов и мы убедимся, что первобытные традиции очень живучи и сохраняются даже среди нас – носителей современной научно-технической, информационно-космической (ноосферной) цивилизации…